Качественная и количественная характеристика способностей
Качественная характеристика. Способности выступают как сложный комплекс психологических свойств человека, обеспечивающий успех деятельности, как набор «переменных величин», позволяющий идти к цели разными путями. Рассмотрим это на примере развития и воспитания некоторых видов способностей.
В основе одинаковых достижений при выполнении какой-либо деятельности могут лежать сочетания различных способностей. Это открывает возможности компенсации одних свойств другими, которые человек развивает у себя, трудясь упорно.
Компенсаторные возможности способностей человека выявляются, например, специальным воспитанием людей, лишенных зрения и слуха.
В целом качественная характеристика способностей позволяет ответить на вопрос, в какой сфере трудовой деятельности человеку легче обнаружить большие успехи и достижения.
Количественная характеристика. Проблема количественных измерений способностей имеет большую историю в психологии. Еще в конце 19 – начале 20 века ряд психологов (Кеттел, Термен, Спирмен и др.) для осуществления профессионального отбора для массовых специальностей, выступили с предложением выявлять уровень способностей обучающихся.
В качестве способа измерения способностей тогда же стали использоваться тесты умственной одаренности.
Формирование и развитие способностей
Творческие способности.Существует как минимум три основных подхода к проблеме творческих способностей. Они могут быть сформулированы следующим образом.
1. Как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты (Д.Б.Богоявленская, А. Маслоу и др.). К числу основных черт творческой личности эти исследователи относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в определенных и сложных ситуациях.
2. Творческая способность (креативность) является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта (Дж.Гилфорд, К.Тейлор, Я.А. Пономарев). В «мягком» варианте эта теория гласит, что между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть незначительная корреляция. Наиболее развитой концепцией является «теория интеллектуального порога» Э.Поля Торренса: если IQ ниже 115-120, интеллект и креативность образуют единый фактор, при IQ выше 120 творческая способность становится независимой величиной, то есть нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью.
3. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активности нет. Эту точку зрения разделяют практически все специалисты в области интеллекта (Д.Векслер, Г.Айзенк, Л.Термен и др.).
Творческая личность.
З.Фрейд считал творческую активность результатом сублимации (смещения») полового влечения на другую сферу деятельности.
А.Адлер считал творчество способом компенсации комплекса неполноценности.
К.Юнг в феномене творчества видел проявление архетипов коллективного бессознательного.
Психологи гуманистического направления (Г.Олпорт и А.Маслоу) считали, что первоначальный источник творчества – мотивация личностного роста; по А.Маслоу – это потребность в самоактуализации, полной и свободной реализации своих способностей и жизненных возможностей.
Ряд исследователей полагают, что творческим людям присущи следующий черты:
1)независимость – личностные стандарты важнее стандартов группы, неконформность оценок и суждений;
2)открытость ума – готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному;
3)высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях;
4)развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.
Креативность и ее диагностика.
Концепция креативности как универсальной познавательной творческой способности Дж.Гилфорда. Основанием этой концепции явилась его кубообразная модель структуры интеллекта: материал × операции × результаты.
Гилфорд указал на принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергенцией и дивергенцией. Конвергентное мышление (схождение) актуализируется в том случае, когда человеку, решающему задачу, на основе множества условий найти единственно верное решение.
Таким образом, Гилфорд отождествил способность к конвергентному мышлению с тестовым интеллектом, то есть интеллектом, измеряемым высокоскоростными тестами IQ.
Дивергентное мышление определяется как «тип мышления, идущего в различных направлениях». Такой тип мышления допускает варьирование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам.
Гилфорд выделил шесть основных параметра креативности:
1)способность к обнаружению и постановке проблем;
2)способность к генерированию большого числа идей;
3)гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи;
4)оригинальность – способность отвечать на раздражители нестандартно;
5)способность усовершенствовать объект, добавляя детали;
6)способность решать проблемы, т.е. способность к анализу и синтезу.
На основе этих теоретических предпосылок Гилфорд и его сотрудники разработали тесты программы исследования способностей, которые тестируют преимущественно дивергентную продуктивность.
Дальнейшее развитие эта программа получила в исследованиях Торренса. В состав батареи Торренса входят 12 тестов, сгруппированных в три серии: вербальную, изобразительную и звуковую, диагностирующие соответственно творческое мышление, изобразительное творческое мышление и словесно-звуковое творческое мышление. Тесты предназначены для широкого спектра возрастов: от дошкольников до взрослых.
Развитие творческих способностей.В психологии способностей выделяются три подхода к развитию способностей:
1)генетический, отводящий основную роль в детерминации психических свойств наследственности;
2)средовой, представители которого считают решающим фактором развития психических способностей внешние условия;
3)генотип-средового взаимодействия, сторонники которого выделяют разные типы адаптации индивида к среде в зависимости от наследственных черт.
Развитие творческих способностей учащихся чрезвычайно важно для их эффективной учебы и будущей профессиональной деятельности. Этому способствует глубокое усвоение учащимися системы знаний, стимулирование их участия в исследованиях, проводимых в учебных заведениях, самостоятельная работа, поддержка научных интересов.
Творчество педагога выражается в поисках наиболее результативных методов обучения и воспитания учащихся, в создании учебных пособий, постоянном пополнении знаний.
В научном творчестве большую роль играют гипотеза, умственный эксперимент, догадка.
В художественном творчестве – наглядные образы, их яркость.
Индивидуальные различия способностей. Зависимость развития способностей от задатков, их своеобразное сочетание у одних и тех же людей изучает психология индивидуальных различий.
А.Анастази отмечает: «Индивидуальные различия порождаются сложными взаимодействиями между наследственностью индивида и его средой».
Влияние среды, как и воздействие наследственности, начинает проявляться уже при рождении ребенка. Например, новорожденные дети-близнецы имеют не только общие черты, но и особенности, отличающие их друг от друга. Так у младенцев вскоре после рождения могут быть обнаружены различия в доминирующем психофизиологическом эмоциональном состоянии. Этот факт свидетельствует, что определенные психические состояния и формы поведения находятся в сфере прямых генетических влияний.
Много внимания проблеме изучения индивидуальных психологических различий детей было уделено в исследованиях, проведенных Б.М.Тепловым и его учениками.
Эти исследования были направлены на то, чтобы установить, существуют ли врожденные типы высшей нервной деятельности и если да, то чем они определяются. Проверялась гипотеза о том, что одним из генетически обусловленных факторов является тип нервной системы, который в свою очередь зависит от сочетания ее основных свойств.
Под свойствами нервной системы понимаются такие устойчивые ее качества, которые являются прирожденными. К числу таких свойств относятся:
1.Сила нервной системы по отношению к возбуждению, т.е. ее способность длительно выдерживать, не обнаруживая запредельного торможения, интенсивные и часто повторяющие нагрузки.
2.Сила нервной системы по отношению к торможению, т.е. способность выдерживать длительные и часто повторяющиеся тормозные влияния.
3.Уравновешенность нервной системы по отношению к возбуждению и торможению.
4.Лабильность нервной системы, оцениваемая по скорости возникновения и прекращения нервного процесса возбуждения или торможения.
На основе проведенных исследований В.Д.Небылицина, В.М.Русалова Б.М.Теплова, касающихся связи свойств нервной системы человека с мышлением ученые пришли к выводу, свойства нервной системы не предопределяют психические качества и формы поведения человека, и их поэтому нельзя рассматривать как задатки к развитию способностей.
Вместе с тем, как писал Б.М. Теплов, они «образуют почву, на которой легче формируются одни формы поведения, труднее – другие».
Равич-Щербо И.В. исследуя индивидуальные различия пришел к выводу, генотипическая обусловленность поведения и психологии людей не подтверждается и в отношении межполовых различий. Общие суждения типа «Девочки лучше владеют речью, чем мальчики», «Мальчики более склонны к математике, чем девочки» не вполне соответствуют действительности.
Между детьми женского и мужского пола никаких существенных различий по уровню общего интеллектуального развития не обнаруживается.
Вместе с тем небольшие различия возрастного характера в проявлении частных способностей имеются. Так, в возрасте 10-11 лет у девочек действительно имеется чуть больший словарный запас, чем у мальчиков, они лучше ориентируются в письменных текстах, совершеннее владеют языком. А мальчики в этом возрасте превосходят их в способностях к пространственной ориентации, чтении чертежей, географических карт, геометрических способностях.
После 13 лет математические способности у мальчиков несколько быстрее.
С возрастом, в силу влияния жизненного опыта и профессиональной деятельности некоторые межполовые различия могут возрастать. В среднем взрослые мужчины, занятые физическими видами труда, могут превосходить женщин по координации движений, ориентации в пространстве, математическим суждениям.
Женщины в свою очередь могут опережать в отношении ловкости рук, скорости восприятия, счета, памяти, беглости речи.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что социально-культурные факторы, связанные с развитием способностей, оказывают на них гораздо более сильное влияние, чем биологические.
Талант. Талант от греч.- первоначально вес, мера, а потом в переносном значении – уровень способностей – высокий уровень развития способностей, проявляемых в творческих достижениях, важных в контексте развития культуры, прежде всего – способностей специальных.
Таким образом, высшую ступень развития способностей называют талантом. О наличии таланта следует судить по результатам деятельности, кои должны отличаться принципиальной новизны, оригинальностью подхода.
Так же как и способности, талант представляет собой лишь возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве.
Структура таланта. Талант – это сочетание способностей, их совокупность. Отдельно взятая, изолированная способность не может быть аналогом таланта, даже если она достигла очень высокого уровня развития и ярко выражена. Об этом, в частности свидетельствуют обследования людей, обладавших феноменальной памятью. Удивительные мнемические способности не нашли в конечном счете никакого применения (кроме демонстрирования на эстраде). В созидательной деятельности человека память – это лишь один из факторов, от которого зависят успешность и продуктивность творчества.
Структура таланта определяется характером требований, которые предъявляет личности данная деятельность (научная, художественная, спортивная, военная и т.д.). Поэтому составляющие таланта способности будут не идентичны, если сравнивать, например, между собой талантливого конструктора и талантливого композитора.
Формирование таланта начинается с раннего детства, сначала как обнаружение природных задатков и склонностей к определенному виду деятельности, позже как закрепление и увеличение способностей и, наконец, как высокое проявление творчества.
Талантливость к музыке, пению, сочинению стихов, рисованию, конструированию может обнаружиться еще в дошкольном возрасте. А талант в литературной, научной или организаторских сферах обнаруживаются в более позднем возрасте.
Максимальная продуктивность талантливых людей проявляется в разных возрастах: в науке в 35-40 лет; в поэзии в 24-30.
Своевременное распознавание таланта всемерно помогает его становлению.
Развитие таланта во многом зависит от направленности и характера личности, трудолюбия. Лучшее средство развития таланта – систематический, напряженный труд, он превращает талант в реальную творческую силу.
О наличии таланта следует судить по результатам деятельности человека, которые должны отличаться принципиальной новизной, оригинальностью подхода.
Талант человека проявляется в творчестве. В психологической литературе встречаются в известной мере разные трактовки творчества.
Л.С.Выготский рассматривал творчество как создание нового.
С.Л.Рубинштейн определял как деятельность, создающую нечто новое, оригинальное, что потом входит в историю развития не только самого творца, но и науки, искусства и т.д.
А.М.Матюшкин выделял два вида активности: адаптивный и творческий. Задачей творческой активности является изменение существующего порядка, создание новых подходов.
А.Маслоу считает, что подлинное творчество, креативность проявляется у человека и в повседневной реальной жизни, каждодневном выборе жизненных ситуаций, в разных формах самовыражения.
Для личности, стремящейся к творчеству, по мнению Я.А. Пономарева, характерна оригинальность, инициативность, высокая самоорганизация, огромная работоспособность.
Б.Г.Ананьев среди свойств творческой личности выделял глубину и остроту мысли, необычность постановки вопроса и его решения, интеллектуальную инициативу.
Общим для творческих личностей, как показал американский психолог П.Торренс, является потребность развиваться, потребность в постоянном росте.
Гениальность.Гениальность от лат. – дух – высший уровень развития способностей – как общих (интеллектуальных), так и специальных.
О наличии гениальности говорят лишь в случае достижения личностью таких результатов творческой деятельности, которые составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры.
Личности гения характерны такие черты, как творческая продуктивность, владение определенной методологией, готовность к преодолению стереотипов.