Предмет и задачи клинической психологии

Клиническая психология — часть психологической науки, которая использует концептуальный аппарат психологии. Она изучает психологические нарушения при психических и соматических расстройствах, а также отклонениях развития, разрабатывает принципы и методы психологической диагностики, профилактики и помощи при различных нарушениях психики. При решении исследовательских и практических задач клиническая психология опирается на психологические знания о нормальном развитии и функционировании психики. Она включает следующие разделы: этиологию, классификацию, диагностику, эпидемиологию, охрану здоровья, оценку результатов».

Клиническая психология занимается вопросами психопрофилактики, легкими психическими отклонениями, кризисными состояниями, состояниями «предболезни», семейными дисфункциями, нарушениями развития.Деятельность клинического психолога направлена на повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей человека, на гармонизацию психического развития, охрану здоровья, профилактику и психологическую реабилитацию.

Объектом клинической психологии является человек с трудностями адаптации и самореализации, связанными с его физическим, социальным и духовным состоянием.

Предметом профессиональной деятельности клинического психолога являются психические процессы и состояния, индивидуальные и межличностные особенности, социально-психологические феномены, проявляющиеся в различных областях человеческой деятельности.

Клиническая психология имеет следующие задачи: -изучение влияния психологических и психосоциальных факторов на развитие поведенческих и личностных нарушений у ребенка, их профилактику и коррекцию;

– изучение влияния отклонений и нарушений в психическом и соматическом развитии на личность и поведение; -изучение специфики и характера нарушений развития психики ребенка;

– изучение характера отношений аномального ребенка с ближайшим окружением;

– разработка принципов и методов клинико-психологического исследования в педагогических целях;

– создание и изучение психологических методов воздействия на психику ребенка в коррекционных и профилактических целях.

№2.Специальные разделы клинической психологии —детская патопсихология, нейропсихология и психосоматика.

Детская патопсихология выделяется в самостоятельный раздел, так как специфика детского возраста предполагает существенную модификацию теоретических моделей психических нарушений, а также методов и содержания эмпирических исследований. Детская патопсихология имеет свою специфику объекта и предмета исследования, свою область теоретических и эмпирических знаний.

Выделение нейропсихологии в особый раздел клинической психологии определяется задачей изучения субстратной, мозговой основы организации высших психических функций, а также их нарушений. В отечественной психологии А.Р. Лурия была создана фундаментальная теоретическая и методологическая база для решения этой задачи, что способствовало превращению нейропсихологии в самостоятельный и важный раздел клинической психологии.

Специфика предмета психосоматики определяется задачей изучения связи психических и телесных дисфункций. Фундаментальность этой задачи восходит к философской проблеме связи души и тела.

В рамках клинической психологии можно выделить два основных направления исследований: 1) роль психологических факторов в возникновении соматических расстройств; 2) влияние тяжелых соматических заболеваний на психические процессы.

Прикладные направления клинической психологии включают два больших достаточно самостоятельных раздела: клиническая психодиагностика и психологическая помощь. Психодиагностика все больше ориентируется на задачи выявления мишеней психологической помощи. Эти области представляют один тип знания, а именно, практическое, психотехническое знание с общей теоретико-методологической базой.

Представляется крайне важным уделить особое внимание этическим и организационным аспектам исследовательской и практической работы клинического психолога. Перед клинической психологией эти вопросы стоят особенно остро, так как сфера ее приложения тесно связана со здоровьем и благополучием людей. Наконец, для дальнейшего развития клинической психологии как профессии представляется важным проанализировать условия работы клинических психологов, задачи, которые перед ними стоят, охарактеризовать существующие в этой области практики нормы и предписания, как у нас в стране, так и за рубежом.

Наши рекомендации