При расследовании групповых преступлений несовершеннолетних
А)Для получения предварительной информации о несовершеннолетних подозреваемых в совершении группового преступления и группе в целом следователи должны использовать различные методы и способы исследования:
1) Анализ результатов деятельности, предметов, вещей подозреваемых
в совершении группового преступления (материалы и документы, имеющиеся в подразделении по делам несовершеннолетних; отчеты оперативных работников; дневники, записные книжки; следы, оставленные на месте преступления; роль в совершенном преступлении; материалов уголовного дела, если лицо уже было под следствием и пр.).
При анализе полученной информации от оперативных сотрудников необходимо учитывать, что на оценку личности (и группы) влияет специфика их труда, профессиональная установка на фиксирование тех или иных поведенческих и внешних реакций. Более того, следует учесть, что внешняя сторона отдельно взятых поступков, как правило, не определяет однозначно их внутреннее содержание[128], что естественно, может привести наблюдающих к неправильной трактовке поведенческих и личностных характеристик (особенностей) личности.
2) Определенный интерес представляет разнообразные характеристики (с места учебы или учебы, от участковых уполномоченных милиции, работников ПДН, бытовые характеристик, от соседей и пр.). В характеристиках может проявиться предвзятое отношение составителей, субъективизм. Поэтому следователь, анализируя и обобщая независимые характеристики, должен выделить совпадающие черты, наиболее устойчивые качества несовершеннолетнего.
Предоставляемая различными людьми информация о роде деятельности, интересах, наклонностях и т.п. наблюдаемых лиц полезна для следователя. Зная интересы, увлечения, круг общения, особенности личности подозреваемого, можно быстрее найти общие темы для установления психологического контакта при проведении допроса (особенно первого допроса!).
3) Биографический метод призван проследить за тем, как шло развитие личности несовершеннолетнего, кто и как влиял на процесс социализации. Подчеркнем, что следователю необходимо выяснить ключевые моменты в жизни подростка. Необходимо выяснить ответы на следующие вопросы: Как развивался подросток с рождения? С какого момента и почему, кто стал замечать изменения в худшую сторону? Кто или что на это изменение повлияло? Были ли предприняты попытки (и кем) остановить это негативное изменение? Какова была реакция со стороны подростка и т.п. Для установления образа жизни допрашиваемого, их преступных связей следователь дает поручения органам дознания, получает необходимую информацию от участкового уполномоченного и инспектора по делам несовершеннолетних.
4) Еще одним способом получения информации о личности подозреваемого и группы подростков является проведение сотрудниками органов дознания целенаправленных бесед, опросов лиц, которые могут охарактеризовать отдельного члена этой группы так и в целом группу несовершеннолетних, подозреваемых в совершении преступления. У родственников, соседей, одноклассников, педагогов и других лиц должна быть выяснена информация о подростках, их круге общения, интересах, общих занятиях, особенностях проведения досуга.
При этом следует учитывать мотивы сообщения информации, в каких отношениях с лицом находились или находятся опрашиваемые. Вопросы о психологических или социально-психологических особенностях лица, как правило, являются открытыми, на которые опрашиваемый человек не может дать однозначного ответа. «Открытый вопрос часто начинается со слова «что». Он выявляет ключевые факты ситуации. Эмоции, ценности, отношения и др. определяют опросы «какой?», «как?», «с кем?», позволяющие собеседнику высказать свою точку зрения. Максимально открытый опрос – «не могли бы вы?»…[129]. Учитывая групповой характер преступления, в беседе следует выяснить: круг друзей подозреваемого, с кем общается (общался), поддерживал отношения (в последнее время особенно часто); на кого оказывал влияние (или под чье влияние попадал) и пр. Надо строить беседу так, чтобы опрашиваемый сам был инициатором в описании особенностей личности несовершеннолетнего и группы подростков.
Дополнительная информация о каждом несовершеннолетнем подозреваемом и группе в целом может быть получена следователем непосредственно при допросе указанных выше лиц, а также самого подозреваемого и его законного представителя. При допросе последних следователь кроме выяснения обстоятельств совершенного преступления должен выяснить не только личностные особенности несовершеннолетнего, но и круг общения, его друзей, чем они вместе занимаются, каковы их интересы, как проводят свободное от учебы (работы) время.
5) Тестирование как метод диагностики. В качестве источника информации могут служить данные из следственного изолятора, центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСПН), а также судебных психологических или психиатрических экспертиз. Психологи следственных изоляторов Министерства юстиции РФ и ЦВСПН могут оказать помощь в изучении личностных особенностей подследственных лиц.
При знакомстве с материалами психологического тестирования или судебно-психологических, судебно-психиатрических или комплексных экспертиз (если таковые имеются), следователю необходимо изучить не только заключения специалистов, но и, желательно, сами бланки с ответами лица. Целесообразно такую работу проводить вместе с психологом или психиатром. Это касается в первую очередь личностных опросников, т.к. изучение ответов на отдельные опросы позволяют лучше понять личностные и поведенческие особенности подозреваемых лиц, мотивы их поступков. Кроме того возможна неправильная или неполная трактовка полученных данных тестирования предыдущими специалистами (они могут обращать внимание на черты и качества личности с точки зрения определения наличия психопатологии). Результаты тестирования должны быть соотнесены с данными других методов получения информации с целью проверки выявленных тестированием качеств, частоты их проявления в жизни.
6) Основным методом сбора необходимой для следователя информации о личности подозреваемого в ходе допроса, очной ставки и иных следственных действий является наблюдение. Этот метод, на наш взгляд, следователями применяется не в полном объеме. В зависимости от того, какова степень проявления личности непосредственном общении и взаимодействии, метод наблюдения может дать значительные результаты. Этот метод имеет цель уточить или добавить к первоначальному психологическому портрету:
- определенные черты характера и темперамента, свидетельствующие об индивидуально-психологических особенностях допрашиваемого,
- его манеры и коммуникативность (во время допроса),
- реакцию на раздражители (поставленные вопросы, предоставляемые доказательства, неожиданные звуки, шумы и пр.),
- психическое состояние, обусловленное процессуальным положением и целью вызова к следователю.
Кроме того, к психологически значимой информации в процессе расследования относятся сообщения и наблюдения, позволяющие сделать вывод:
- о системе его взглядов и отношений с конкретными лицами, в частности с другими подозреваемыми в групповом преступлении, с родителями, учителями;
- о возможных целях и доминирующих мотивах его поведения, стремления и ведущие потребности; особенности их проявлений в конкретных жизненных ситуациях;
- о правдивости /лживости передаваемой информации;
- о его вкусах, привычках, желаниях, состоянии здоровья;
- о предполагаемом статусе, роли и функциях в группе, основываясь не только на собранную информацию о социально-психологических особенностях каждого подозреваемого, но и особенностях поведения на допросах и очной ставке, репликах в адрес других участников преступления и т.п.;
- об особенностях волевой сферы (доминантности - зависимости в группе; слабоволии - волевых качествах каждого подозреваемого);
- об особенностях эмоциональной сферы (уровне тревожности, наличии агрессивности, жестокости и т.п.).
Понятно, что в новой обстановке несовершеннолетние подозреваемые могут сдерживать эмоции, принимать ту или иную роль, выражение лица («маску»). Названное обстоятельство во многом искажает впечатление, которое можно получить при наблюдении в процессе свободного общения. Чтобы наблюдение было объективным, следователь по возможности должен придерживаться определенной приемов. В этом случае уменьшается риск пропустить какую-либо существенную деталь в личности допрашиваемого. Подобные приемы и правила разработаны профессором А.М. Столяренко[130], часть из которых мы приведем ниже:
По внешности, мимике, пантомимике, речи можно судить об определенных качествах личности:
- по содержанию высказываний судить о его взглядах и убеждениях, целях и планах, мотивах и потребностях, ценностных ориентациях и интересах (направленности), предполагаемой роли в группе;
- по словарному запасу, построению речи, изложению мыслей, ответам на вопросы судить об умственном развитии, культуре, находчивости, криминализованности, правовой осведомленности, особенностям нравственного сознания и правовой психологии и т.п.;
- по темпу речи, интонациям, жестикуляции, выразительности мимики, экспрессивности речи, используемых в предложениях глаголов оценивать: тип темперамента, эмоциональную уравновешенность, умение владеть собой, силу воли, самомнение, культурность, систему ценностных приоритетов, ведущий тип сенсорной организации (визуальный, аудиальный, кинестетический, компьютерный);
- по вещам и предметам, принадлежащих человеку оценивать: вкусы, интересы, потребности, аккуратность, культурность, круг знакомств, претензии, групповую принадлежность, отношение к криминальным символам.
Даже самая незначительная информация может внести вклад в воссоздание общей картины преступления, личности или преступной группы, поможет раскрыть интересующую личность порой с самой неожиданной стороны. Принцип «мозаики», который можно использовать в построении портрета четко сформулировал американский генерал В. Плэтт: «Если вы возьмете достаточное количество ничто, то в сумме получится нечто»[131]. Отсутствие информации об индивидуально-личностных особенностях объекта, его доминирующих мотивах поведения, системе отношений, ведущих потребностях, практически сводит на нет разработку следственных действий, что снизит эффективность расследования преступления.
Способность наблюдать вырабатывается и совершенствуется в процессе накопления профессионального опыта и приобретения специальных навыков. Постепенно вырабатывается привычка делать выводы и обобщения об особенностях личности по ее внешним данным, что называется машинально, непроизвольно. Как показало проведенное нами интервью с опытными следователями и руководителями, для них достаточно 15-20 минут для того, чтобы понять, кто и какой это человек, как он в дальнейшем будет себя вести и т.п. Поступающая информация из других источников, повторные допросы, проведение других следственных действий дополняют представление о каждом подозреваемом и группе в целом.
Изучение личности обвиняемого является необходимой частью любого допроса. Кроме того, такое изучение может быть и самоцелью допроса. «Тактически вполне оправданы допросы, которые не имеют цели установления обстоятельств, касающихся совершения преступления (главного факта), а специально направлены на выяснение данных, характеризующих личность обвиняемого»[132].
7) Для получения информации об социально-психологических особенностях несовершеннолетнего подозреваемого в групповом преступлении является непосредственное изучение следователем аудио-, видеоматериалов, отчетов проводимых оперативно-технических мероприятий. В связи с этим мы рекомендуем следователям в наиболее сложных уголовных делах использовать видеосъемку, к материалам которой можно было обратиться в любой удобный момент для соответствующего анализа.
При просмотре видеозаписей целесообразно обратить внимание на следующие компоненты поведения подозреваемых в групповом преступлении:
- темп, тембр и др. характеристики речи, логику изложения информации;
- интерпретацию тех или иных обстоятельств дела (возможно как меняется интерпретация на допросах, очной ставке, проверке показаний на месте);
- реплики в адрес соучастников (если таковые уже выявлены);
- паузы, оговорки в речи;
- реакции на предоставляемые фотографии, улики и пр.;
- вегетативные изменения (цвета кожи, появление тремора и пр.);
- невербальные средства общения (мимику, жесты, позы);
- пространственное положение и его изменение в ходе допроса или очной ставки и т.д.
При анализе поступающей информации о личности следователь обязан учитывать свойство психологической информации, заключающееся в ее динамичности. Каждый ее отдельный элемент требует соотнесения с более широким контекстом явлений и событий – прошлым, настоящим, будущим. Характеризуя лицо, необходимо вводить момент временного оттеснения: «Как часто?
Каким представляется сегодня? Каким был раньше? Что с ним будет дальше при проведении других следственных действий?». Полученная психологическая информация используется в последующем целью оказания максимально успешного воздействия, а оно должно быть, как любое действие спланировано. В основном мы владеем информацией о реальном поведении объекта, тех проявлениях его индивидуально-личностных особенностей, которые существуют в настоящее время и доступны для наблюдения[133].
Учитывая, что речь идет о групповых преступлениях, не менее важным является анализ внешних условий (реальная ситуация, давление группы) и внутренние условия (актуальное психическое состояние, психологическая установка, психопатии или акцентуации характера). Установленное качество является ведущим в структуре личности, когда оно закономерно устойчиво проявляет себя в сходных ситуациях, вызывая однозначные социально положительные или отрицательные эффекты. Другими словами, полученные данные, например при наблюдении, тестировании (например, полученные практическим психологом в Сизо) должны быть проверены (подтверждены или исключены) другими данными, полученными при использовании биографического метода, обобщения независимых характеристик, анализе результатов деятельности и др.
На основе поступающей и имеющейся информации следователь и психолог (если есть такая возможность привлечения его в качестве специалиста) должны составить предварительное заключение в виде обобщения личностных особенностей, роли и мотивов в групповом преступлении. Это обобщение должно быть основано не на отдельных проявляющихся признаках, а на целом комплексе внешних признаков социально-психологических и возрастных свойств подозреваемых несовершеннолетних (см. более подробно об этом п. 3.2).
Несмотря на сложность такого обобщения поступающей информации, каждому следователю необходимо научиться выполнять эту работу, пользоваться ее результатами для прогнозирования поведения несовершеннолетнего подозреваемого, выстраивания своей линии поведения и взаимоотношений при проведении следственных действий. Для этого нужно хорошо усвоенные психологические знания о личности несовершеннолетнего правонарушителя и личности подозреваемого включить в практическую деятельность по расследованию групповых преступлений несовершеннолетних.
Итак, следователю для подготовки и проведения следственных действий необходимо «связывать» воедино, с одной стороны, психологические качества каждой подозреваемой личности, с другой - формы и способы их проявлений в преступной группе и повседневной жизни с другой. Другим словами, изучая социально-психологические свойства подозреваемых, следует разобраться в мотивах и поступках каждого лица и группы, интерпретируя их; определить взаимоотношения в группе, выполняемые каждым участником роли в преступлении и пр.
Полученные представления об индивидуально-психологических особенностях лиц, подозреваемых в групповом преступлении, их предполагаемых статусах, ролях, функциях и степени участия в преступлении становятся основой для прогнозирования их поведения и выстраивания возможной стратегии и тактики следственных действий.
Б)О психологии преступных групп и статусно-ролевых характеристиках в группе мы уже говорили в п. 1.1.
Приведем некоторые типичные линии поведения лиц, подозреваемых
и обвиняемых в совершении группового преступления, выделенные
Ф.В. Глазыриным[134].
- В тех случаях, когда преступление совершалось группой, обвиняемый по-разному относится к соучастникам. Если он кому-то многим обязан, то старается скрыть причастность к преступлению этого человека, надеясь на его помощь и поддержку.
- Однако гораздо чаще система психологических отношений в преступных группах построена на подчинении силе, страху, иных низменных побуждениях и инстинктах. Поэтому в процессе расследования, когда участники преступной группы изолированы друг от друга, построенные на такой основе отношения распадаются. У обвиняемого крепнет неприязнь к лицам, втянувших его в преступную группу, по чьей вине он оказался привлеченным к уголовной ответственности.
Следователь вправе использовать такое психологическое состояние обвиняемого, раскрыть перед ним систему отношений, существовавших в преступной группе, показать, на чем построено ложное чувство товарищества среди преступников, использовать эти знания для выбора наиболее эффективных тактических приемов допроса. В то же время следует помнить о необходимости очень осторожного выбора с учетом психологических взаимоотношений участников преступной группы, т.к. недопустимы приемы, основанные на использовании, разжигании низменных чувств и побуждений.
В.Ф. Глазырин[135] выделяет психологические состояния, переживаемые виновным и невиновным человеком, который в силу стечения обстоятельств оказался в положении подозреваемого или даже обвиняемого (см. табл. № 16).
Невиновный | Виновный |
- чувство возмущения, гнева, обиды; - стремится как можно скорее избавиться от необоснованных с его точки зрения подозрений; - может ощущать беспомощность, невозможность отвергнуть имеющиеся против него улики, преодолеть предубеждение окружающих. | - страх лишиться свободы, привычного образа жизни; - переживание разлуки с близкими людьми, жалость и тревога за их судьбу; - душевные потрясения, стыда, опасаясь, что о случившемся узнают родители, близкие, друзья; - может жить надеждой, уверенностью в том, что не докажут вину, а затем безнадежность из-за шаткости занимаемой позиции. |
Табл. № 16. Психические состояния, переживаемые виновным и невиновным
(по В.Ф.Глазырину)
Допрашиваемые лица могут находиться и испытывать одновременно комплекс чувств, тесно связанных друг с другом.
Для составления психологической характеристики преступной группы (особенно устойчивой группы) можно использовать рекомендации, изложенные подробно в п.3.2.
В)Нередко при допросах несовершеннолетних подозреваемых в групповом преступлении следователи сталкиваются с противодействием допрашиваемых лиц намерению установить истину по делу. Мотивами такого поведения могут быть боязнь оказаться разоблаченным в совершенном преступлении; опасения быть отвергнутым значимой для него группы из-за «предательства», «боязнь мести со стороны соучастников преступления; стыд за содеянное и пр. В результате чего развивается внутренний конфликт личности, приводящей к состоянию психической, эмоциональной напряженности фрустрации. Это в свою очередь приводит к затруднению адекватного, критического восприятия, осмысления событий. Необходимо видеть происходящую в его сознании борьбы противоречивых мотивов, «обеспечивая победу именно тех из них, которые побуждают допрашиваемого говорить правду»[136].
Следует помнить, что подозрения в отношении конкретного лица могут возникнуть в силу неблагоприятного стечения обстоятельств, ошибки, заблуждения, оговора. Особенно чутко следователь должен реагировать на умолчание о фактах, уже выявленных следствием.
Наблюдая за поведением, речью, реакциями несовершеннолетнего подозреваемого, следователь может «читать», видеть и понимать особенности внутреннего мира человека. Однако внешние проявления эмоционального состояния могут быть не всегда выразительными, соответствующими фактическому настроению и переживаниям. Известно, что некоторые подозреваемые обвиняемые маскируют внутреннюю тревогу и растерянность видимым спокойствием, беззаботностью, веселостью.
По мнению Ю.М. Антоняна «внешние проявления эмоционального состояния человека не имеют никакого доказательственного значения. Однако проявление эмоциональных состояний может дать оперативно-ориентирующую информацию. Так, волнение при определенных вопросах, «уход» от тех или иных тем, «застревание» на определенных обстоятельствах должны побудить следователя к более тщательному анализу причин такого поведения[137].
Экспериментальные исследования, проведенные И.И. Аминовым, показали, что при визуальной диагностике личности собеседника наиболее высокой информативностью обладают экспрессия глаз, мимика, жестикуляция, пантомимика, речь (более 50 % правильных оценок), по сравнению с признаками физического облика (около 12 %), одежды, косметики и пр. (около 22 %)[138].
В 90 % случаях информация о выражении лица поступает от «выражения глаз». Беседующие люди смотрят друг другу в глаза примерно 30-60 % времени своей беседы. Замечено, что человек пытается скрыть свою информацию (или жест), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора[139].
Экспрессия глаз:
степень открытости – вытаращенные (испуг, крайнее удивление), полностью открытые (внимательные), занавешенные (удовлетворенность, нежность), прикрытые или прищуренные (недоверие, обдумывание, рассматривание чего-либо), закрытые (от переизбытка чувств);
направление взгляда – прямое (когда нечего утаивать или лгать), боковое (что-то не нравится в критической для подозреваемого ситуации); снизу, сверху (в зависимости от того, кто и что находится вверху или внизу как объект деятельности или объект наблюдения);
движение взгляда – твердо-неопределенное, спокойно-вялое, живое-беспокойное, «бегающий взгляд» (как правило, лживый);
Говорящие правду субъекты смотрят на Вас дольше во время допроса (опроса), чем те, которые говорят неправду. Правдивые глаза: глядят прямо, но не «перебарщивают»; широко открыты (хорошо видны белки); внимательно глядят на Вас.
Лживые глаза: передают целую палитру красок - от уклонения до холодного, пристального взгляда; могут казаться усталыми или принимать «стеклянное выражение».
Наблюдение за мимикой может дать информацию о состоянии человека, а также о причастности к правонарушению[140]: «каменное лицо» говорит об обмане; страх больше говорит о вине; гнев (холодный взгляд) больше походит на невиновность; вызов и пренебрежение (в сочетании со скрещенными руками или позой, когда нога заброшена на ногу) больше походит на виновность; согласие, смирение (грустное выражение, глаза опущены) – типичное выражение вины.
Изменение цвета лица: побледнение (страх) – больше говорит о вине; покраснение больше свидетельствует о стыде, нежели о вине.
Жесты – движения рук, имеющие целью передать знание (сделать сообщение), выразить чувства, отношение, осуществить волеизлияние. Особенности жестов определяются некоторыми традиционными формами передачи этих видов информации. Например, принятые в данном социуме способы приветствия, жесты эмоциональной поддержки, выражение несогласия, горя и т.п. Жест образуется движением руки, кисти рук, местоположением руки, направлением ладони, движением и положением пальцев. На все эти движения - образователи жеста - нужно обращать внимание, поскольку через них придается определенный смысл жесту в целом.
Жесты в отличие от мимики дают более правдивую информацию о состоянии партнера. Они дополняют общение гаммой движений отдельных частей тела человека. Жестовые движения можно свести к следующим группам (см. табл. № 17).
Жесты могут быть открытыми и закрытыми. Открытые жесты (нескрещенные и незамкнутые руки и ноги) свидетельствуют о психологической открытости для партнера, желании продуктивного общения. Закрытые жесты говорят об обратном. Это следует учитывать сотрудника органов внутренних дел как при определении доброжелательности и открытости партнеров по общению, так и в целях контроля над своими жестами – одного из условий эффективной коммуникации и в целом общения с гражданами.
По данным исследования зарубежных и отечественных психологов (Нюринберг, А.Пиз, А.А.Знаков и др.) среди типичных признаков лжи (неискренности) в речи человека указывают следующие: оговорки («Ой, я не то хотел сказать»); описки (зачеркивание написанного). Кроме того, М.В. Шилин[141] выделяет следующие признаки лжи в речи:
А) Схематичность, заученность вербальной структуры;
Б) Бедность эмоционального фона показаний;
В) Лексические особенности показаний, не соответствующие личностным особенностям;
Г) Проговорки в высказываниях, указывающие на осведомленность допрашиваемого;
Д) Стереотипное совпадение показаний нескольких лиц;
Е) Неспособность детализировать описываемое событие;
Ж) Незнание обстоятельств, которые должны войти в поле непроизвольного восприятия и запоминания;
З) Повышенная самореабилитация, уклончивость ответов на прямые вопросы.
Жесты оценки | Почесывание подбородка |
Вытягивание указательного пальца вдоль щеки | |
Жесты самоконтроля | Руки сведены за спину, одна при этом сжимает другую |
Жесты нервозности и неуверенности | Переплетенные пальцы рук |
Пощипывание ладони | |
Постукивание по столу пальцами | |
Скрещенные руки | |
Дотрагивание кончика носа | |
Жесты неискренности | Прикрытия рукой рта |
Прикосновение к носу, как более утонченная форма прикрытия рта | |
Ладони спрятаны за спиной или в карманах | |
Потирание века | |
Закрытые для общения жесты | Скрещение рук или ног |
Открытые для общения, доверительные жесты | Руки свободны в движениях, ладони открыты |
Жесты искренности | Прикосновение руки к сердцу |
Раскрытые ладони полностью или частично | |
Доминирующие жесты | Ладонь повернута вниз |
Перстоуказующий жест | |
Выставление больших пальцев рук | |
Жесты враждебности, разочарования, желание скрыть отрицательное отношение | Сцепленные пальцы рук |
Таблица № 17. Жесты и их интерпретация (по А.Пизу, Нюринбергу)
В отношении к несовершеннолетним, подозреваемым в совершении группового преступления, которые дают ложные показания, сотрудники органов внутренних дел применяют специальные психолого-криминалистические приемы. Заметим, что по нашим данным опроса «разоблачение во лжи, склонение к признанию вины и правдивым показаниям» является одной из наиболее трудной психологической проблемой, испытываемой следователями, дознавателями и участковыми уполномоченными милиции при проведении допроса несовершеннолетнего (см. табл. № 3).
Практика применения различных приемов, направленных на разоблачение во лжи, связана с основной задачей следователя - получить сведения, позволяющие проверить причастность подозреваемого к расследуемому событию. При этом необходимо выделять такие обстоятельства, которые могут быть известны только лицу, совершившему преступление.
В психологии допроса известны различные приемы изобличения во лжи, часть из которых можно использовать в отношении к несовершеннолетним:
а) допущение легенды (когда допрашиваемому предоставляется рассказать все то, что ему известно о произошедшем);
б) сверхдетализация (когда предлагается допрашиваемому описать более подробно, в деталях наиболее противоречивые или заведомо умалчиваемые события, обстоятельства);
в) демонстрация полной осведомленности (железно проверенные вещественные доказательства выстраиваются в логическую цепочку, в диалог вплетаются отдельные достоверно установленные факты его жизни, размещение на видных местах вещественных доказательств и т.д.);
г) предъявление изобличающих доказательств, неоспоримых улик после того, когда допрашиваемый рассказал «все что ему известно»;
д) опора на положительное в личности (это побуждает человека перейти ото лжи к правдивым показаниям, объясниться, оправдаться, но не голословно отрицать то, что совершил) и др.
Д) Отметим, что психологические аспекты проведения допроса описаны достаточно подробно в научной, учебной и методической литературе. Нам представляется целесообразным остановиться на тех вопросах, которые необходимо выяснить следователю на допросах несовершеннолетних подозреваемых, законных представителей, учителей. На это указывают результаты анализа материалов уголовных дел, которые привели нас к выводу о том, что следователи не в полной мере обеспечивают требование ст. 72 и ст. 421 УПК РФ о всестороннем и объективном выяснении данных о личности обвиняемого, условиях его жизни и воспитания, мотивах преступления, причинах и условиях, способствовавших его совершению.
Исследование, проведенное К.Е. Игошевым, показало, что воздействовать на лицо, совершившее пусть незначительно единственное правонарушение, значительно легче, чем на подростка, имеющего несколько приводов и «нацеленного» на совершение более тяжкого уголовного преступления[142]. В то же время сам по себе факт преступления – показатель того, что личность ориентировалась преимущественно на отрицательное влияние. Поэтому лицо, склонное к совершению преступления, должно привлекать особое внимание всех институтов социализации.
Поэтому в целях повышения эффективности допросов и получения необходимой информации при расследования группового преступления несовершеннолетних рекомендуется выяснить следующие вопросы:
При допросе несовершеннолетнего подозреваемого:
1. Состав семьи, работают ли родители и кем. Взаимоотношения с ними.
2. Наличие заболеваний, травм головы, состоит ли на учете в ПНД, НД, если состоит, то с какого времени и с каким диагнозом, находился ли на стационарном лечении, где, когда.
3. Место учебы (работы). В какой школе обучается (обучался), сколько классов окончил (в случае неполучения образования установить причины непосещения образовательного заведения). Причины незанятости трудом.
4. Какие предметы больше всего любит (любил), интересы и увлечения.
5. Каковы взаимоотношения с одноклассниками, педагогами образовательного учреждения.
6. Предложить ему составить «список друзей», с кем он проводит свободное время; их возраст, место их учебы, работы, общие интересы, увлечения, занятия.
7. Состоит ли на индивидуально-профилактическом учете в подразделении по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, периодичность проведения с несовершеннолетним профилактических мероприятий.
При допросе родителей (законных представителей):
1. Состав семьи (родители, дедушка, бабушка, братья и сестры, другие лица, проживающие совместно с несовершеннолетним). Проживают ли оба родителя совместно с несовершеннолетним, кто занимается его воспитанием. Если кто-либо из родителей отсутствует, то установить причину (умер, развелся, хронически больной, в длительной командировке, есть отчим, мачеха и т.д.).
2. Наличие заболеваний, травм головы, состоит ли на учете в психоневрологическом диспансере, наркологическом диспансере; если состоит, то с какого времени и с каким диагнозом, находился ли на стационарном лечении, где, когда.
3. Посещал ли несовершеннолетний обвиняемый занятия (был ли на работе) во время совершения преступления.
4. Особенности характера (отношение к учебе, труду, общественной деятельности, к себе, людям). Увлечения и интересы. Способности к отдельным видам деятельности. Умеет ли контролировать свои поступки, эмоции, настроение. Какими волевыми качествами обладает.
5. Ближайший круг общения, друзья; их возраст, интересы; с кем и как проводит время в свободное от учебы время. Посещает ли кружки и секции, организованные для досуга.
6. Взаимоотношения с одноклассниками, учителями, родителями; кто обладает для него авторитетом.
7. Замечали негативные изменения в поведении подростка, в чем это проявлялось, с какого времени, каковые причины. Какие были предприняты меры. Обращались ли за помощью в образовательное учреждение.
8. Какие меры были приняты в случае непосещения занятий, нарушений дисциплины, участия в конфликтах, ссорах, драках, кражах и пр. Как реагировал на принятые меры (признавал или не признавал вину, раскаивался).
9. Взаимоотношения родителей с администрацией образовательного учреждения, классным руководителем, учителями.
10. Наличие вредных привычек (курит, употребляет спиртные напитки, наркотики). Принимались ли меры родителями в случае выявления этих фактов, и каковы их результаты.
11. Привлекался ли к уголовной ответственности за совершение преступления, к какой мере наказания был осужден, в случае реального наказания (место отбывания наказания, время освобождения). В случае освобождения от наказания, либо назначения судом условного наказания, возлагались ли на несовершеннолетнего судом обязанности.
12. Состоит ли на индивидуально-профилактическом учете в подразделении по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.
13. Допускались ли административные нарушения; если да, то результаты рассмотрения комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав.
14. Принимались ли меры по трудоустройству и занятности несовершеннолетнего со стороны органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
15. Мотивы совершения первоначального преступления (пьянство, наркомания, токсикомания, незанятость учебой (трудом), отсутствие организации досуга, неблагополучие в семье, недостаточное материальное обеспечении и др.), а также причины, побудившие вновь совершить преступление.
При допросе педагога:
1. Посещал ли несовершеннолетний обвиняемый занятия во время совершения преступления. Особенности характера (отношение к учебе, труду, общественной деятельности, к себе, людям). Социально-позитивные и социально-негативные черты.
2. Увлечения и интересы. Способности к отдельным видам деятельности, интеллектуальные способности. Умеет ли контролировать свои поступки, эмоции, настроение. Какими волевыми качествами обладает.
3. Ближайший круг общения, друзья; их возраст, интересы; с кем и как проводит время в свободное от учебы время. Имеются ли в образовательном учреждении кружки и секции для организации досуга несовершеннолетнего. Принимал ли подросток в них участие.
4. Поведение в общеобразовательном учреждении, соблюдение норм и правил поведения, взаимоотношения с одноклассниками, учителями, родителями; кто обладает для него авторитетом. Считается ли с мнением коллектива, в котором учится.
5. Замечались негативные изменения в поведении подростка, в чем это проявлялось, с какого времени, каковые причины. Какие были предприняты меры. Ставились об этом в известность родители.
6. Какие меры были приняты в случае нарушений норм поведения (непосещении занятий, нарушений дисциплины, участии в конфликтах, ссорах, драках, кражах и пр.). Как реагировал на принятые меры (признавал или не признавал вину, раскаивался). Если в нарушении принимали участие и другие подростки, каково было отношение к их поведению (осуждал, «выгораживал» и т.п.).
7. Взаимоотношения администрации образовательного учреждения, классного руководителя, учителей с родителями. Какие меры предприняты в случае злоупотребления спиртными напитками родителями, фактов жестокого обращения с несовершеннолетним, отсутствия должного контроля со стороны родителей. Информированы ли подразделения по делам несовершеннолетних.
8. Наличие вредных привычек (курит, употребляет спиртные напитки, наркотики). Принимались ли меры педагогическим коллективом и родителями в случае выявления этих фактов, и каковы их результаты.
9. Привлекался ли к уголовной ответственности за совершение преступления, к какой мере наказания был осужден, в случае реального наказания (место отбывания наказания, время освобождения). В случае освобождения от наказания, либо назначения судом условного наказания, возлагались ли на несовершеннолетнего судом обязанности.
10. Состоит ли на индивидуально-профилактическом учете в подразделении по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.
11. Допускались ли административные нарушения, если да, то результаты рассмотрения комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав.
12. Мотивы совершения первоначального преступления (пьянство, наркомания, токсикомания, незанятость учебой (трудом), отсутствие организации досуга, неблагополучие в семье, недостаточное материальное обеспечении и др.), а также причины, побудившие вновь совершить преступление.
По месту работы следует выяснить[143]:
- с какого времени и какую работу выполняет, по чьей инициативе поступил на работу;
- работал ли ранее на других предприятиях;
- соблюдались ли администрацией законы о труде в отношении конкретного несовершеннолетнего;
- сколько классов окончил, учился ли в период работы в вечерней школе, ПУ, колледже, на каких курсах (например, шоферов, сварщиков и др.);
- как относился к работе (добросовестно, нравилась ли специальность, выполнял ли нормы, стремился к повышению квалификации);
- размер заработной платы; жилищные условия (общежитие, снимал жилье частным образом, жил в семье у родственников);
- круг друзей на работе, интересовался ли спортом, книгами, техникой, и т.д.;
- имелись ли случаи нарушения трудовой дисциплины, в связи с тем и как конкретно это выразилось;
- состоял ли в каких-либо общественных организациях, принимал ли участие в общественной жизни;
- где, как и с кем проводил несовершеннолетний свободное от работы и учебы (если учится) время;
- шефствовал ли кто-нибудь над ним, контролировал ли поведение, интересовался ли кто-нибудь жизнью несовершеннолетнего;
- если имели место негативные поступки, то в чем конкретно они выражались, и какие меры были приняты администрацией и общественными организациями;
- отношение несовершеннолетнего к принятым мерам поощрения, взыскания, считался ли с мнением окружающих.
По нашим данным опроса следователи (особенно со стажем до 3-х лет), а также сотрудники других служб испытывают затруднения в установлении психологического контакта с несовершеннолетними.
Поэтому считаем необходимым рассмотреть различные приемы установления психологического контакта с учетом возрастных и социально-психологических особенностей несовершеннолетних.
1) Разговор на «нейтральные» темы (о здоровье, погоде, настроении, обстановке в помещении и т.п.). Как правило, этот прием используют в самом начале разговора, чтобы снять психологические барьеры, «зажимы» у подростка.
2) Разговор на тему, интересную подростку (о его увлечениях, интересах, любимых занятиях, хобби и пр.). Расспросить о том, как он учится (учился), работает; нравится ли учеба, работа. Какие учебные предметы для него более интересны, где и кем работают родители и т.п. Искренняя заинтересованность сотрудника проблемами и увлечениями допрашиваемого вызывает положительные эмоции у подростка и располагает к общению и доверию. По нашим данным наблюдений, опытные следователи при проведении первых допросов несовершеннолетних подозреваемых приводят примеры о том, что и они этим увлекались, их дети интересуются тем же самым. Таким образом, в единстве интересов подчеркивается своеобразное «тождество», близость между подростком и сотрудником.
3) Внимательно слушать подростка и проявлять эмпатию. При этом важна искренняя позиция сотрудника по отношению к допрашиваемому. Тем более, если речь идет о несовершеннолетнем. Лживые, показные эмоции и сочувствие подростки чувствуют и понимают лучше, чем взрослые.
4) Обращения за помощью, советом – вызывает у подростка чувство самоуважения. Этот прием рассчитан на то, чтобы подчеркнуть его взрослость, значимость в жизни, во взаимоотношениях со взрослыми.
5) Обращение к ценностям и статусу подростка – прием, близкий предыдущему, т.к. этим сотрудник подчеркивает, что он, как и все граждане имеет свои взгляды, отношения, социальное положение и права в обществе.
6) Привлечение внимание необычной информацией. Возникающее любопытство, а затем и интерес расслабляет подростка, вызывает положительный настрой на беседу.
7) Допрашиваемого необходимо называть по имени. Личность и его имя неразрывно связаны. Поэтому, называя несовершеннолетнего по имени, сотрудник тем самым оказывает внимание к данной личности. Оказание внимания к личности есть утверждение этой личности, что вызывает у допрашиваемого чувство удовлетворения и сопровождается положительными эмоциями. Поскольку для подросткового возраста характерна выраженная потребность в самоутверждении, то данный прием очень актуален. Более того, сама ситуация допроса (опроса, беседы), где подозреваемый (обвиняемый) переживает различные эмоции, обращение к имени позволяет успокоиться.
8) Подчеркивание положительных качеств личности. Обращение к лучшим сторонам личности подозреваемого возможно лишь в случае, когда сотрудник органов внутренних дел предварительно имеет информацию о несовершеннолетнем (из характеристик, справок, данных опросов родственников и соседей и т.д.). Обращение к позитивным сторонам личности допрашиваемого вызывает положительные эмоции, которые стимулируют процесс установления и поддержания психологического контакта.
9) На лице, в жестикуляции выражено отношение к другому, восприятие ситуации, эмоциональное состояние. Поэтому выражение лица сотрудника органов внутренних дел должно быть спокойным, без проявлений эмоциональных состояний вовне (даже если сотрудник относится к подозреваемому негативно). Такая своеобразная самоподача привлекательности располагает несовершеннолетнего к сотруднику.
10) Проявление корректности, уважительности, вежливости – все это способствует созданию эмоционального фона при проведении допроса (опроса) и являются необходимыми атрибутами профессиональной самоподачи сотрудника.
Как было отмечено ранее (см. табл. № 13), лишь четвертая часть опрошенных сотрудников органов внутренних дел (23,3 %) используют прием «опора на положительное» при допросе (опросе) несовершеннолетних. Как показывает анализ успешных допросов несовершеннолетних правонарушителей, необходимо у «трудного» подростка в первую очередь выявлять положительные качества, на базе которых только и возможно достижение с ним психологического контакта и его перевоспитание. Мы солидарны с мнением многих известных педагогов-исследователей трудного детства (А.С.Макаренко, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, П.Г.Бельский, В.Н.Мясищев), которые на практике подтвердили идею оптимистического прогноза. Какие бы правонарушения он не совершил, в каждом несовершеннолетнем можно обнаружить положительные черты[144]. Только опираясь на эти положительные черты, следует приступать к допросу, к установлению психологического контакта. Ибо любой человек чувствует или предугадывает, с какими мыслями, установками, отношением вступает в диалог или контакт партнер по общению. Вероятнее всего, те следователи, которые имеют негативную установку в отношении несовершеннолетнего, вступая с ним в психологический контакт, испытывают психологические затруднения на первых допросах. Отрицательные эмоции и установки следователя вызывают соответствующие реакции у допрашиваемого, что, безусловно, мешает не только установлению, но и поддержанию психологического контакта. А это, в свою очередь оказывает влияние на эффективность расследования преступления.
Понятно, что у сотрудников органов внутренних дел закономерно возникает вопрос, за что уважать подростка, если он совершил преступление, бестактен, груб, неаккуратен и пр. Тем не менее, оптимистичность настроя на допрос позволяет найти такие качества, как развитая наблюдательность, своеобразное чувство собственного достоинства, привычка к независимости, ответственности за порученное дело, большая активность и потребность к новым острым ощущениям и пр. Кроме того, следует подмечать пока скрытые, но незначительные движения несовершеннолетнего к лучшему (например, «Вчера вы были не так доброжелательно настроены на общение, а сегодня…»), проявлять авансированное доверие к будущим положительным качествам подростка, которые у него появятся в дальнейшем. Именно на этом строится «подход к человеку с оптимистической гипотезой», предложенный и применяемый А.С.Макаренко. По этому поводу известный советский педагог писал так: «Видеть хорошее в человеке всегда трудно. В живых будничных движениях людей, тем более в коллективе сколько-нибудь нездоровом, это хорошее видеть почти невозможно, слишком прикрыто мелкой повседневной борьбой, оно теряется в текущих конфликтах. Хорошее в человеке приходится всегда проектировать, а педагог это обязан делать. Он обязан подходить к человеку с оптимистической гипотезой, пусть даже и с некоторым риском ошибиться[145].
Кроме того, мы предлагаем некоторые общие рекомендации и приемы общения с подростками:
1. Постарайтесь правильно понять ребенка и увидеть вещи его глазами.
2. Подготовьтесь увидеть в нем равноправную личность (вполне уместно в обращении к подростку использовать не только местоимение «Ты», но и «Вы»).
3. Избегайте проявлений нетерпимости, раздражительности по отношению к ребенку.
4. Не допускайте частых моралистических суждений в адрес ребенка, а лучше ими не пользоваться вообще.
5. Избегайте насмешек над детьми, а также всего, что способно как-то унизить ребенка.
6. Признавайте и уважайте на словах и на деле право ребенка иметь и сметь открыто высказывать свои суждения по любым вопросам.
7. Упрямство, некорректность общения, агрессия или невыполнение требований подростком могут быть не только установкой на противоправные действия, но и связаны с потребностью самоутверждения (в частности, в присутствии других людей или подростков). В случае проявления этих качеств переключите тему разговора на что-то другое, скажите, что Вам это «неприятно слышать».
8. Нельзя обманывать и хитрить в общении с подростком. Говорите только правду.
9. Если подросток совершил какой-либо проступок, то следует узнать о том, что он сам думает о своем проступке. Выясняя, где он учится, где и кем работают родители, тем самым подчеркивается значимость и зависимость подростка от школы, семьи, родителей.
10. Беседу с подростком следует начать с признания его достоинств и затем указать на его конкретную ошибку, но, ни в коем случае не делать общих отрицательных суждений типа: «Вы всегда такой», «Вы безответственный человек …».
11. В общении с подростком недопустимы следующие речевые обороты: «Это Вы должны помнить …», «Надо помнить», «Вы не могли забыть о том, что …» и т.д.
В заключение считаем, что целесообразно остановиться на воспитательных функциях, которые выполняют сотрудники в практике расследования групповых преступлений несовершеннолетних.
Мы солидарны с мнением о том, что каждое общение должно использоваться следователем для осуществления нравственного воспитания, обучения и развития[146]. Более того, все выше перечисленное относится к любому сотруднику органов внутренних дел, который по роду своей деятельности, в той или иной степени вступает в контакты с несовершеннолетними.
Практика предварительного расследования показывает, что педагогическая (воспитательная) деятельность сотрудника органов внутренних дел реализуется во многих направлениях:
- в педагогическом воздействии на подозреваемого;
- правовом воспитании, обучении и развитии;
- отношении следователя к преступным проявлениям подозреваемого;
- проявлении педагогических качеств сотрудника (гуманности, понимании человека, культурности в общении и др.);
- нацеленности следователя на изобличение преступников.
Следователю, дознавателю, участковому уполномоченному милиции, инспектору по делам несовершеннолетних необходимо стать для несовершеннолетнего образцом, примером гуманности, гражданственности, нравственности, жизнестойкости, цивилизованности. Все эти качества они должны проявлять в своем поведении, отношении, взаимодействии, общении с несовершеннолетним подозреваемым.
Мы считаем, что любое следственное действие дает больший эффект, если оно сочетается с воспитательным влиянием на обвиняемого. При этом важно возбудить у обвиняемого чувство вины за совершенные преступные действия. Намеренное причинение морального, материального или физического вреда другому человеку есть агрессивное действие. Существует два источника торможения агрессии: внешний (страх перед возможным наказанием или возмездие за агрессивное поведение) и внутренний (переживание вины, стыда за несдержанное, агрессивное поведение по отношению к другому живому существу). В исследованиях было обнаружено, что обычных подростков от тех, кто совершил правонарушения и находится в местах отбывания наказания, отличает именно внутренние источники торможения агрессивных действий. Сильным тормозным фактором в проявлении подростками агрессии является позиция взрослых, родителей по отношению к агрессивному поведению детей. Именно поэтому следователи должны возбуждать у несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых) чувство вины, стыда за содеянное преступление. При этом целесообразно обращаться к нравственным чувствам (совести, долгу, чести) подследственных.
Кроме того, надо убеждать несовершеннолетнего обвиняемого в ошибочности его расчетов на безнаказанность, опровергать его ошибочные доводы о причинах, приведших его к совершению преступления, производить детальный разбор его образа жизни, систему социальных связей, потребностей, привычек, самого процесса подготовки, совершения, сокрытия следов преступления и т.д.
Как утверждают опытные следователи, принявшие участие в интервью, многие несовершеннолетние, выступающие в группе в качестве второстепенных лиц, ведомых (тех, кто «непосредственно не принимал участие» - стоял на охране, наблюдал за обстановкой, собирал информацию и т.п.), оказываются в недоумении, а иногда и в состоянии шока, когда следователя начинают говорить о привлечении их к ответственности. Этой категории «ведомых» лиц кажется, что если они не участвовали непосредственно в совершении группой преступлении, то им ничего не грозит. Вероятнее всего, таким образом, происходит «обработка» ведомой части преступной группы. Их заверяют в том, что они не будут привлекаться к ответственности за то, что они стоят, охраняют, информируют. Накажут лишь тех, кто крадет, угоняет, дерется, убивает.
Поэтому следователю необходимо добиться у обвиняемого морального самоосуждения своих поступков, осознания противоправности своих действий, правильного понимания причин, повлекших к этим действиям. При помощи фактов необходимо убеждать обвиняемого в том, что имеющиеся у него личностные дефекты и образ жизни принесли и в дальнейшем принесут еще вред не только обществу, но и ему самому[147].
К процедуре педагогического воздействия на подследственного относится возбуждение у него стремления к самовоспитанию, без которого невозможно достижение целей воспитания, а тем более перевоспитания. Для этого убеждением следует вызывать отрицательное отношение к своим преступным действиям, образу жизни, сознание личного вреда и вреда для других граждан. Необходимым развитием этого процесса выступает возникновение желания стать другим, поиск путей, при помощи которых он мог бы доказать себе, своим близким, следователю свое действительное желание исправиться.