Глава 2. Личность несовершеннолетнего преступника
С. М. Мартышева
СОЦИАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПРЕСТУПНИКА, ОСУЖДЕННОГО К ИСПРАВИТЕЛЬНЫМ/
Социально-типологические признаки личности несовершеннолетнего преступника включают социально-демографические признаки личности (пол, возраст, род занятий, место жительства и т.п.). Социальнодемографические свойства личности преступника сами по себе не криминогенны. Социально-демографические признаки личности несовершеннолетнего преступника являются существенным компонентом обобщенного представления о личности несовершеннолетнего преступника и имеют важное значение для разработки и осуществления мер профилактики преступного поведения со стороны рассматриваемой возрастной категории. Но они связаны с условиями формирования личности и ее жизнедеятельности, взаимодействуют с ними, с потребностями и мотивацией, с социальными ролями личности. Поэтому социально-демографические признаки личности несовершеннолетнего преступника являются существенным компонентом обобщенного представления о личности несовершеннолетнего преступника и имеют важное значение для разработки и осуществления мер профилактики преступного поведения со стороны рассматриваемой возрастной категории
Возраст преступника во многом определяет потребности, жизненные цели лица, круг его интересов, образ жизни, что не может не сказываться на противоправных действиях [5. С. 20]. Справедливо указывает Л.М. Прозументов: «С изменением возраста, естественно, происходит изменение самой личности, меняются ее социальные позиции, роли и функции, опыт, привычки, мотивация поступков, реакция на различные конфликтные ситуации и т. д.; все это оказывает значительное влияние на поведение несовершеннолетнего лица. Возрастные особенности позволяют делать выводы о криминологической активности и особенностях преступного поведения лиц рассматриваемой возрастной категории» [6. С. 58].
Семейное положение. Большое влияние на формирование личности несовершеннолетнего, осужденного к исправительным работам, оказывает семья. Влияние семьи на преступность несовершеннолетних рассматривались в работах таких ученых, как Ю.М. Антонян, Н.П. Грабовская, А. И. Долгова, К.Е. Игошев, Г. М. Минь-ковский, Л.М. Прозументов, ДА. Шестаков и др.
Семья - «... исключительно сложное и специфическое общественное образование, в котором проявляются моральные, психические, психологические, физиологические, сексуальные и хозяйственно-бытовые связи между небольшим кругом лиц (членов семьи), порождающих общность их судьбы, жизни и интересов» [7. С. 14].
Влияние семьи на личность несовершеннолетнего может быть как позитивным, так и негативным. Негативное влияние семьи на личность несовершеннолетне-
го выражается в ее десоциализации и конфликтности [8. С. 77].
Семейная десоциализация может быть связана либо с отрицательным влиянием семьи на несовершеннолетнего в форме целенаправленного формирования у него антиобщественных свойств или представления негативных стандартов поведения, либо в форме бесконтрольности со стороны семьи [9. С. 65].
Семейный конфликт следует рассматривать как разновидность межличностного конфликта, сущностью которого является столкновение противоположных позиций членов семьи.
Семейное положение несовершеннолетних лиц, осужденных к исправительным работам, выглядит следующим образом. Основная масса несовершеннолетних (61,0%) воспитывалась в семьях, где были удовлетворительные жилищные и материально-бытовые условия (например: «у несовершеннолетнего была своя комната с необходимой мебелью, компьютер»). Около 17% несовершеннолетних преступников указывали на отрицательное влияние на них родителей: они показывают им дурной пример, пьянствуют, скандалят, ссорятся, устраивают драки, «имеют холодные отношения с несовершеннолетним». Почти в каждой четвертой из таких семей один из родителей был ранее судим, в каждой третьей - отец или мать, а иногда оба родителя не занимались общественно-полезным трудом, аморально вели себя в быту.
Большинство изученных нами несовершеннолетних, осужденных к исправительным работам, воспитывались с отцом и матерью - 57,0%; с матерью и отчимом (либо только с матерью) - 38,7%; с отцом и мачехой (либо только с отцом) - 3,6%; у остальных несовершеннолетних (0,7%) не было законных представителей.
Таким образом, для большинства несовершенно -летних, осужденных к исправительным работам, характерно то, что они воспитывались в неблагополучных семьях. Воспитание несовершеннолетнего в неполной семье является более сложным и трудным, чем в полной. Это стало особенно очевидно в последние годы, когда процесс воспитания детей стал более длительным и сложным [10. С. 30].
Семейное неблагополучие представляет собой социально отклоняющееся поведение. Чем более неблагополучным является семейное воспитание, тем больше у несовершеннолетнего шансов встать на преступных путь и совершить преступления, за которое предусмотрено наказание в виде исправительных работ.
В.М. Кормщиков по признаку криминогенности все неблагоприятные семьи разделяет на три типа, при этом характеризуя каждый из них:
1) активно-криминогенная семья (криминогенными являются практически все сферы жизнедеятельности семьи; семьи данного типа отличаются крайне низким уровнем правосознания родителей; общественно опасный образ жизни родителей; основным признаком деградации и последующей криминализации является характерное для обоих родителей хроническое пьянство; ярко выраженная деформация половой этики у родителей);
2) ординарно-криминогенный тип (явное выражение частно-собственнические и эгоистические пози-
ций родителей; образ жизни родителей не распространяется дальше денежного расчета и собственных удовольствий; полное равнодушие ко всем социальным мероприятиям общества; стремление получить от общества как можно больше за меньший труд или, если возможно, то и без труда; родители предпочитают нелегальный способ удовлетворения своих потребностей);
3) частично-криминогенный тип семьи (криминогенным элементом выступает только один из родителей (главным образом отец); неблагополучие таких семей складывается из хронического употребления спиртных напитков с аморальным или противоправным поведением одного из родителей) [11. С. 18-27].
Характеристика уровня образования несовершенно -летнего преступника имеет криминологическое значение, поскольку связана с культурой личности, ее социальным статусом, кругом контактов, жизненными планами и возможностями ее реализации.
Образование играет важную роль в формировании социально-положительных качеств личности, в значительной степени определяя ее интеллектуальный и культурный уровень. Высокий уровень образования в своей основе является антикриминогенным фактором. Он благоприятствует расширению круга полезных интересов, самосознания и ответственности личности, ее самоутверждению и тем самым способствует предупреждению вовлечения лица в преступную деятельность.
Недостаточный образовательный уровень ограничивает возможности несовершеннолетнего лица в принятии правильных решений в повседневном общении с окружающими людьми, препятствует формированию и закреплению у них общественно-полезных навыков поведения.
Уровень образования несовершеннолетних, осужденных к исправительным работам, можно ранжировать следующим образом:
- начальное общее образование (более 6 классов, но менее 9 классов) - 7,3%;
- основное общее образование - 49,5%;
- среднее (полное) общее образование (11 классов) -22,1%;
- неоконченное начальное или среднее профессиональное образование (ПУ, ПТУ) - 21,1%.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» от 10 июня 1992 г. № 3266-1 (ред. от 29 декабря 2010 г.) [12] первые три вида образования относятся к основным образовательным программам, остальные виды - к основным профессиональным программам. Таким образом, как видно из представленных данных, только 22,1% несовершеннолетних, осужденных к исправительным работам, имели полное общее образование (11 классов).
Схожие данные были получены в 2004 г. Е.В. Роговой по соответствующим группам:
- неполное среднее (до 11 класса) - 59,5%;
- среднее (11 классов) - 27,6%;
- среднее специальное (ПУ, ПТУ) - 12,9% [13.
С. 95].
В процессе исследования мы пришли к выводу, что в некоторых неполных семьях существует проблема
нехватки денежных средств и несовершеннолетним из этих семей приходится работать уже после окончания 8 классов.
Например, из материалов уголовного дела: «... несовершеннолетний А. (образование 8 классов), нигде не учился, не работал, но неофициально подрабатывал кондуктором на маршрутном автобусе» [14].
Во многом такое распределение по уровню образования и определило характер общественно полезной
занятости изученных нами несовершеннолетних, осужденных к исправительным работам. Так, на момент постановки на учет в уголовно-исполнительную инспекцию 17,6% несовершеннолетних учились в профессионально-технических училищах, 26% - в образовательных школах, 10% - в средних специальных учебных заведениях, 10% работали (как официально, так и не официально), 36,4% не были заняты общественно полезной деятельностью.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеев А.И. Криминология : курс лекций. М. : Щит-М, 1990. 340 с.
2. Криминология / под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. М. : Юристъ, 1995. 799 с.
3. Криминология / под ред. А.И. Долговой. 4-е изд., перераб. и доп. М. : НОРМА, 2010. 1070 с.
4. Криминология : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / А.И. Гуров и др.; науч. ред. Н.Ф. Кузне-
цова, В.В. Лунеев. М. : Волтерс Клувер, 2005. 645 с.
5. Антонян Ю.М., ЭминовВ.Е., Еникеев М.И. Психология преступления и наказания. М. : Юристъ, 2000. 123 с.
6. Прозументов Л.М. Криминологическая характеристика и предупреждение наркопреступности. Томск : Изд-во НТЛ, 2009. 156 с.
7. Лебедева А.И. Семья несовершеннолетнего правонарушителя как объект профилактики преступлений : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000.
196 с.
8. Шестаков Д.А. Семейная криминология: семья - конфликт - преступление. СПб. : Изд-во СПб. ун-та, 1996. 206 с.
9. Прозументов Л.М. Проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних. Томск : Изд-во ТГПУ, 1999. 198 с.
10. Прозументов Л.М. Несовершеннолетние: преступность, особенности уголовной ответственности. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2006. С. 183 с.
11. Кормщиков В.М. Криминология семейного неблагополучия. Пермь : Перм. кн. изд-во, 1987. 209 с.
12. Собрание законодательства РФ. 15.01.1996 г. № 3. Ст. 150.
13. Рогова Е.В. Исправительные работы и особенности их применения к несовершеннолетним : дис. ... канд. юрид. наук. Иркутск, 2004. 196 с.
14. Архив Ленинского районного суда г. Томска. Дело № 1-207 (05).
Статья представлена научной редакцией «Право» 1 ноября 2011 г.
§1 Социально — демографические характеристики несовершеннолетних преступников.
Социально-демографические свойства личности преступника связаны: с условиями формирования личности и ее жизнедеятельности, взаимодействуют с ними; с потребностями и мотивацией, с социальными ролями личности. Поэтому социально-демографические свойства представляют собой существенный элемент понятия личности преступника и имеют важное значение для разработки и осуществления мер профилактики.
Характеристика образования лиц, совершивших преступления, имеет криминологическое значение, поскольку связана с культурой личности, ее социальным статусом, кругом контактов, жизненными планами и возможностями для их реализации. Уровень общего образования у преступников в целом немного ниже, чем у лиц, не нарушающих закон. Многократны различия в уровне образования разных категорий преступников.
Самый низкий уровень образования характерен для лиц, совершающих насильственные (умышленные убийства, умышленные тяжкие телесные повреждения), корыстно-насильственные (грабеж, разбой) преступления и кражи личного имущества.
Выше уровень образования у лиц, совершающих хищения путем присвоения и растрат, злоупотребления служебным положением, должностные и экономические преступления.
5. Семейное положение и его изменение у лиц, совершивших преступления, также воздействует на формирование личностных качеств. Определенным образом оно влияет на направленность и устойчивость преступного поведения.
Наиболее изученным в криминологии являются положения о влиянии семейного воспитания на формирование личности несовершеннолетних правонарушителей, влияние семейных конфликтов на бытовую преступность.
В целом распространенность преступности среди лиц, имеющих семью, ниже, чем среди холостяков и одиноких. В большинстве случаев семья стимулирует позитивное поведение и выполняет функции социального контроля.
6. Характеризуя преступников по социальному положению и роду занятий, следует отметить большую долю в их контингенте лиц без определенных занятий.
Возрастные особенности
К возрастным особенностям психологии несовершеннолетнего относятся: противоречивость, полярность чувств и побуждений, импульсивность, сочетание сенситивности и черствости, жестокости и холодности, чрезмерно завышенной самооценки и неуверенности в себе, отказа от общепринятых норм поведения и подчинение себя случайным «кумирам», максимализма в оценках и неспособности к борьбе мотивов, к принятию аргументированных решений, упрямства и противодействия советам с внушаемостью, склонностью к индуцированию. Возрастающий интерес к общим гуманитарным проблемам, вопросам жизни и смерти, своему социальному статусу в этом периоде парадоксально сочетается с недостаточно развитой способностью к объективной оценке конкретных поступков, к самоконтролю поведения. Особенно явно отмеченные черты выступают при их сочетании с устойчивым негативным отношением к общественной морали, установкам родителей, стилю семейных отношений.
Стремление проявить самостоятельность, реализовать себя является часто одной из причин, толкающих этих лиц на совершение асоциальных поступков. Ввиду того что активность лиц указанной категории достаточно высокая, несовершеннолетних легче в некоторых случаях склонить и к совершению преступления. Кроме того, их интеллектуальные и физические возможности представляют собой большой криминогенный резерв.
Социально-психологические и криминологические исследования показывают, что для личности несовершеннолетних правонарушителей характерны следующие признаки:
· отсутствие интереса к познавательной деятельности и связанная с семейной и педагогической запущенностью когнитивная дефицитарность. Она может при поверхностной оценке производить впечатление умственной отсталости, особенно если осознанно или неосознанно утрируется. При этом, как правило, отмечается хорошая социальная ориентировка в сочетании с умением манипулировать другими людьми или использовать внешние обстоятельства в свою пользу;
· отсутствие способности к эмпатии (сочувствию), недостаточная глубина эмоционального сопереживания, равнодушие к чувствам других людей в сочетании с неспособностью устанавливать и поддерживать эмоционально насыщенные, стабильные отношения;
· стремление к получению простых удовольствий без определенного волевого усилия и труда; повышенная чувствительность к стимуляции извне. Эта особенность может сопровождаться стремлением к замещению чувства пустоты и скуки состоянием измененного настроения, вызываемого алкоголем и другими психоактивными веществами;
· неустойчивое настроение со склонностью к раздражительности, гневливым реакциям, состоящим из безмотивного внутреннего напряжения в сочетании с неадекватным, аффективно усиленным реагированием по агрессивному типу на конфликтные ситуации; выраженная наклонность к индивидуальной и особенно групповой жестокости;
· индифферентное или пренебрежительное отношение к общечеловеческим ценностям, облегченное усвоение навыков асоциального поведения и общий социально-правовой нигилизм;
· выраженная эгоцентричность с чувством правомерности своего асоциального поведения, с постоянным стремлением к его оправданию или обвинению окружающих в последствиях своих поступков; отсутствие глубоких личностных реакций с чувством вины за серьезные социальные последствия своих поступков;
· повышенная подверженность влиянию взрослых правонарушителей или групповому воздействию;
· раннее начало курения, ранняя алкоголизация и высокий риск употребления психоактивных веществ (наркотиков). [2]
Обязательному учету в процессе формировании личности правонарушителя подлежат кризисы возраста. Так, Л.С. Выготский выделял кризис новорождения, одного года, трех, семи и 13 лет. Кризисы новорожденности, трех лет и подросткового возраста относят к так называемым большим кризисам. Они характеризуются коренной перестройкой отношений ребенка и общества. Малые кризисы (кризис одного года, 7 лет, 17–18 лет) проходят относительно свободно, связаны с приобретением человеком опыта, знаний и умений, развитием самостоятельности и самоопределения. Кризисы возраста означают особый психологический этап, переход к новому высшему периоду развития.
Из всех переживаемых ребенком кризисных периодов наиболее трудным как для самих ребят, так и для тех, кто занимается их воспитанием (родителей, учителей и др.) является кризис подросткового возраста. Для него характерным является эмоциональная неустойчивость подростка, повышенная возбудимость, неуравновешенность, неадекватность реакций, часто проявляющихся в неоправданной резкости и повышенной конфликтности с окружающими. Повышенная конфликтность, особенно в отношениях со взрослыми, родителями, учителями объясняется тем, что меняется система отношений подростка с окружающими его людьми. Вследствие обостренного чувства взрослости он стремится к равенству в отношениях со взрослыми и сверстниками. Стремясь избавиться от опеки, от оценок и влияния взрослых подросток становится очень критичным по отношению к ним, начинает обостренно чувствовать недостатки родителей и учителей, подвергать сомнению советы и высказывания старших. Таким образом, возникает много поводов для возникновения конфликтов и столкновений между взрослыми и подростками. Немалую роль при этом играет педагогическая несостоятельность взрослых, недостаточное уважение достоинства подростка, опора в воспитании на директивные, принуждающие меры и наказания.
Психофизические и интеллектуальные особенности несовершеннолетних правонарушителей
Несовершеннолетние правонарушители по сравнению с подростками, правонарушений не совершавших, имеют социально отягощенные дефекты психологического и интеллектуального развития, в том числе:
· различные нарушения в деятельности организма, происшедшие в период внутриутробного развития, родов, в младенческом и раннем детском возрастах (в том числе от черепно-мозговых травм, общесоматических и инфекционных заболеваний);
· ярко выраженные, начиная с детского возраста, невропатологические черты и патохарактерологические реакции (чрезмерная крикливость, плаксивость, повышенная обидчивость, легкая ранимость, капризность, аффективность, раздражительность, постоянное беспокойство, нарушение сна, речи и др.);
· заболевание алкоголизмом;
· явления физического инфантилизма (вялость, быстрая утомляемость, пониженная работоспособность и т.д.), либо выраженное отставание в физическом развитии, включая дефекты внешнего вида;
· пониженный уровень интеллектуального развития, создающий трудности в общении со сверстниками, воспитателями, в учебе и труде, затрудняющий приобретение необходимой информации и социального опыта. [11]
Выборочное изучение нервно-психического здоровья подростков, состоящих на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, показало, что у 12% присутствует психопатия, у 50% – акцентуации характера. У 60% испытуемых диагностирована акцентуация по неустойчивому типу, характеризующаяся расторможенностью, у 20% – по гипертимному типу, которая близка по своим поведенческим характеристикам к неустойчивому типу. Главное, что отличает этих подростков, – затруднение в самоконтроле, «бестормозность», чрезмерная подвижность, поведенческая неустойчивость.
Педагогическая коррекция поведения акцентуированных подростков требует строго индивидуального подхода, в основе которого лежат особенности конкретной акцентуации. Так, гипертимный, расторможенный подросток требует особых мер коррекции, ориентированных на социально организованный выход энергии, шумливости, подвижности путем переключения его на занятия спортом, активные виды деятельности, требующие повышенного расхода энергии. Наоборот, шизоидный тип акцентуации, характеризующийся склонностью к углубленным размышлениям и страдающий коммуникативными расстройствами, нуждается в расширении взаимоотношений со сверстниками на основе излюбленных занятий. Если в воспитательной работе игнорировать особенности акцентуированных подростков и вместо индивидуального подхода применять авторитарные методы, то неизбежны нервные срывы и антисоциальные проявления.
3 Характеристика мотивационной сферы подростков-правонарушителей
Мотивации преступного поведения несовершеннолетних сводится в основном к следующему:
· преобладание «детских» мотивов совершения преступления из озорства, любопытства, желания утвердить себя в глазах сверстников, стремления обладать модными вещами и т. п.;
· ситуативность мотивов;
· деформация какого-то одного элемента сферы потребностей, интересов, взглядов. Например, гипертрофированное понимание товарищества, стремление поднять свой престиж;
· большой «веер» мотивов по сравнению с преступлениями.
Естественно, мотивационная сфера несовершеннолетних не остается неизменной. По мере взросления, накопления преступного опыта происходит сдвиг мотивации. Последний характеризуется исчезновением наивно-детских мотивов, возрастанием удельного веса мотивов, выражающих осознанный конфликт между правонарушителем и окружающими людьми, обществом.
Характеризуя мотивационно-потребностную сферу правонарушителей, можно сделать следующие выводы:
1. Не всем правонарушителям присущи гипертрофированные примитивные потребности. Однако, у них, как правило, слабо выражены высшие потребности. У большинства правонарушителей потребности ограничены стремлением удовлетворить свои примитивные нужды. Следовательно, низкий уровень этического развития подростков-правонарушителей связан с бедностью их духовных запросов.
2. Для значительной части как младших, так и старших подростков-правонарушителей (почти для двух третей) характерно отсутствие или слабость нравственных мотивов.
3. В то же время у определенной части правонарушителей примитивные потребности находятся в сложном взаимодействии с нравственными тенденциями. Об этом свидетельствует их внутренняя неудовлетворенность собой, сознание своей вины (особенно перед матерью) и желание начать иную жизнь (учиться, работать). Это дает основания для оптимистического прогноза в отношении возможностей их перевоспитания. [4]
Выделение различных групп правонарушителей
Подростки, объединенные понятием «правонарушители», не являются однотипными. Особенно ярко различие выступает в их отношении к своему правонарушению. Одни из них стыдятся своих прошлых поступков, смущаются, когда об этом заходила речь. Эта тема им неприятна, и они остро переживают свою вину. Другие, напротив, легко, беспечно, со всеми подробностями рассказывают о своих неблаговидных поступках, не испытывая при этом ни малейшего смущения. Есть и такие, которые не только не стесняются говорить о своем преступном прошлом, но и бравируют им.
Более глубоко подойти к пониманию различных групп правонарушителей помогает гипотеза Л.И. Божович о соотношении эмоций и потребностей и о том, что характер эмоций может свидетельствовать о характере побуждений и их динамике. Эмоции являются отражением степени удовлетворения потребностей субъекта, и, следовательно, характер его переживаний будет отражать и характер имеющейся у него потребности и то, в какой степени она нашла удовлетворение.
«Если психические процессы являются отражением окружающего мира,— пишет Л.И. Божович, — то переживания — продукт отражения взаимоотношений субъекта и этого мира. Переживание отражает состояние удовлетворенности субъекта в его взаимоотношениях со средой, т. е. за переживаниями лежит мир потребностей в их соотношении с возможностями удовлетворения. Таким образом, по характеру переживания в известной мере можно судить о структуре мотивационной сферы человека и, наоборот, зная его потребности и возможности их удовлетворения, можно предсказать характер его переживаний». Так, например, наличие угрызений совести, по предположению Л.И. Божович, должно свидетельствовать о том, что у человека была потребность воздержаться от соответствующего безнравственного поступка, и неудовлетворение этой нравственной потребности вызвало отрицательные переживания, отраженные в сознании в виде раскаяния, угрызений совести и пр. Отсутствие таких раскаяний, наоборот, свидетельствует либо о чрезвычайной слабости нравственных побуждений, либо об их полном отсутствии.
На этом основании Л.И. Божович высказывает предположение о существовании различных групп правонарушителей, у которых имеется разное соотношение антиобщественных наклонностей и нравственных стремлений. Если подросток, совершивший бесчестный поступок, испытывает угрызения совести, то можно предположить, что его поступок был мотивирован сильной потребностью примитивного, общественно-отрицательного характера, которая победила противостоящее ей нравственное побуждение — воздержаться от бесчестного поведения. Таким образом, нравственная тенденция имела место, но оказалась нереализованной, и это выразилось в чувстве неудовлетворенности собой. Если это так, то преступления, сопровождающиеся раскаянием, угрызениями совести, свидетельствуют о доминировании в мотивационной сфере таких подростков элементарных потребностей при имеющихся нравственных побуждениях. Такую группу правонарушителей можно условно назвать «раскаивающиеся».
Другие правонарушители не испытывают угрызений совести. Совершив преступление, они опасаются только наказания; если же преступление остается нераскрытым, они удовлетворены и даже рады. Согласно мысли Л. И. Божович, можно предположить, что этим переживаниям в мотивационной сфере соответствует, с одной стороны, наличие достаточно настойчивых примитивных потребностей и стремлений, с другой — отсутствие нравственных побуждений, способных вступить в конфликт с первыми. У некоторых подростков этой группы общественно-отрицательные потребности могут быть и не очень сильно выраженными, но слабость нравственных тенденций, связанных с правонарушением, приводит их к антиобщественным поступкам, в которых они часто являются соучастниками. Такие подростки составляют вторую группу. Ее можно обозначить, как «бесконфликтную».
Третью группу составляют подростки, которые сознательно противопоставляют себя моральным требованиям общества. У них не только отсутствует конфликт между примитивными потребностями и моральными побуждениями, но их правонарушения находят поддержку в их антиморальных убеждениях. Сильно развитые антиобщественные потребности они удовлетворяют, следуя своей циничной «морали», которая позволяет им с легкостью идти на преступление. Правонарушителей этой группы можно условно назвать «циниками». В мотивационной сфере «циников» также нет конфликта между моральными и примитивными потребностями, поэтому в каком-то смысле «циники» — это разновидность «бесконфликтных». Выделение этих трех групп, как основных не исключает множества их разновидностей. В основу этого деления на группы положен главный и существенный признак — соотношение нравственных мотивов с непосредственно действующими примитивными потребностями, с чем связаны и характерные для этих соотношений переживания. [3]
3 Особенности социализации и влияние семьи на формирование личности правонарушителя в подростковом возрасте
Социализация представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, социальных группах и приобретения жизненного опыта, усвоения ценностей, норм и правил поведения. Часто выделяют ряд стадий социализации:
1) первичная или ранняя социализация (от рождения до подросткового возраста);
2) стадия индивидуализация, характеризующая стремлением индивида выделить себя среди других, критически осмыслить общественные нормы поведения;
3) стадия интеграции, отражающая желание человека найти свое место в жизни, «влиться» в общество;
4) трудовая стадия;
5) послетрудовая стадия.
Для понимания позитивных и негативных эффектов социализации представляет интерес психосоциальная концепция развития личности, предложенная известным американским психологом Э. Эриксоном. Эта концепция показывает тесную связь психики индивида и особенностей общества, в котором он живет. С первых лет жизни ребенок ориентирован на включение себя в определенную группу, разделение норм группы и ее ценностей («групповая идентичность» по Эриксону). Но, с другой стороны, у ребенка формируется и эгоидентичность, т.е. чувство личностной устойчивости и непрерывности своего «Я». Дефекты отношения к ребенку со стороны окружающих приводят к отрицательным эффектам в формировании его личности.
Дефекты отношения к ребенку со стороны окружающих приводят к отрицательным эффектам в формировании его личности.
Противоправное поведение связано со следующими дефектами социализации:
· дефекты в организации воспитания, приводящие к развитию антиобщественной ориентации и асоциальной мотивации;
· дефекты в понимании и выполнении социальных ролей, приводящие либо к отрицанию роли, непониманию ее социальной значимости, а также к уклонению от исполнения роли;
· дефекты в системе общения (сужение круга общения, общение в группе с отклоняющимся поведением, невозможность удовлетворения потребностей в эмоциональном контакте, самоутверждения и т.д.);
· дефекты индивидуального социального опыта, зависящие от ошибок в воспитании, специфики общения (например, в семье), усвоения норм асоциального поведения и т.д.;
· дефекты социального контроля, зависящие от недостаточной эффективной деятельности семьи, учебно-воспитательных и производственных организаций, правоохранительных органов;
· дефекты социальной адаптации, отражающие, в частности, процессы миграции и урбанизации.
Влияние семьи на формирование личности
Для ранней или первичной социализации огромное значение имеет формирование личности в семье. В этот период ребенок усваивает образцы и манеру поведения (часто неосознанно), типичные реакции взрослых на те, или иные проблемы. Дефекты ранней социализации в родительской семье могут приобретать криминогенное значение. Наблюдения и исследования показывают, что в семьях, где господствуют эмоциональные, теплые контакты, уважительное отношение к детям, чаще всего у них формируются такие качества, как коллективизм, доброжелательность, способность к сопереживанию, самостоятельность, инициативность, умение разрешать конфликты несиловым путем и т.д. Наоборот, психологическое отчуждение родителями ребенка, отсутствие заботы о нем, ласки, тепла в отношениях могут стать причиной криминального поведения. К числу других причин можно отнести пренебрежительное отношение родителей к нравственным и правовым запретам, их образцы противоправного поведения (хулиганство, хищения, алкоголизм и т.д.). Криминогенные последствия может иметь доминирование в семейном воспитании удовлетворения материальных потребностей ребенка в ущерб его духовному развитию.
Значительная часть подростков, привлеченных к уголовной ответственности, воспитывалась в неполных семьях в связи со смертью одного из родителей, разводом или внебрачным рождением. Для их родителей характерны низкий культурный и образовательный уровень, злоупотребление алкогольными напитками. Группа признаков, характеризующих взаимодействие подростка с семейной микросредой, в том числе трудности воспитания, а также неправильная позиция родителей в вопросах воспитания зачастую в этих семьях принимает криминогенное значение.[20]
Негативные результаты в воспитании и формировании отклоняющегося поведения подростка связано с отсутствием в семье отца. В исследованиях Ю.М. Антоняна, М.И. Еникеева, В.Е. Эминова группы подростков, совершивших корыстные преступления, показано, что причиной их включения в антиобщественные группы послужило либо отсутствие отца, либо отсутствие доверительных отношений с ним. Образовавшийся эмоциональный вакуум в семье заполнялся отношениями не просто в неформальной группе сверстников, а в группе, где лидировали лица старших возрастов, демонстрировавшие свою физическую силу, уверенность, умение разрешать конфликты силовым путем. Можно сказать, что в такой группе подросток пытается получить то, что «недополучил» от отца. [1]
Однако решающим является не состав семьи, а ее нравственная атмосфера, т. е. взаимоотношения, которые складываются между взрослыми членами семьи, взрослыми и окружающими, взрослыми и детьми. Для семей, где воспитываются подростки-правонарушители, типичен постоянный разлад между родителями, ругань, ссоры, ссоры и драки с соседями, разврат.
Показательно, что образовательный уровень родителей подростков, совершивших правонарушения, значительно ниже среднего образовательного уровня. Не случайно в этих семьях зачастую отсутствует элементарное представление о путях и способах нормального воспитания детей. Подростки предоставлены, как правило, самим себе, родители не контролируют их знакомства, связи, расход карманных денег, проведение досуга и пр. Отсутствие обязанностей по дому, безответственность в семье перерастала в безответственное отношение к обществу.
Неблагоприятные взаимоотношения в семье, отрицательный пример родителей равнодушие к людям, лицемерие, грубость, нечестность, алкоголизм, преступления, совершаемые взрослыми членами семьи, создают ту неблагоприятную микросреду, которая является одной из важнейших причин правонарушений подростков.
Как верно заметил Д.А. Шестаков «семьи, содержащие антисоциальные стандарты поведения, не требуют от своих членов совершения преступления, их криминогенность состоит в совершении проступков, наличие оценок, мотивов, установок, благоприятствующих нарушению закона. Сталкиваясь с подобными явлениями, человек получает определенный криминогенный заряд, под влиянием которого общий «баланс оценок» может сместиться в антисоциальном направлении».[19]
Отрицательное воздействие на формирование личности оказывает и воспитание детей с преобладанием методов физических наказаний, что порождают у них чувство озлобленности; запугивание и угрозы влекут за собой уходы из дома, а также ведут к появлению у подростков состояния стресса, переходящего в агрессию, проявлению бездушия.
Но наиболее интенсивное криминогенное влияние исходит от семей с собственным источником десоциализации, в первую очередь тех, которые целенаправленно вырабатывают у своих членов антисоциальные качества, вовлекаю их в преступную и иную антиобщественную деятельность. Этот процесс попадает в поле зрения правоохранительных органов лишь при расследовании другого преступления, совершенного взрослым с участием несовершеннолетнего. Подобные группы чаще всего складываются не из родственников. Вовлечение несовершеннолетних родственниками обладает большей латентностью. В связи с этим при установлении аморального или противоправного поведения людей, имеющих потомство, возникает необходимость разбираться - не сопровождается ли оно вовлечением в антиобщественную деятельность детей и подростков. [7]
Однако далеко не всегда антиобщественное формирование личности происходит в семьях с ярко выраженной антисоциальной установкой. Очень часто детей балуют, позволяют им делать дома практически все, но беда в том, что эта вседозволенность подростки переносят и на другие отношения. Так, они склонны шалить в школах, сначала их шалости носят шутливый характер, но не следует забывать, что со временем они могут перейти грань дозволенного. В тех же случаях, когда преподаватели начинают взывать к родителям с просьбой повлиять на своих детей, те нередко считают, что их ребенок прав. Первые же проблемы, связанные со столкновениями с милицией родители стараются «решить» при помощи своих связей, тем самым формируя у детей чувство полной безнаказанности. Чувство, которое в дальнейшем перерастает в уверенность во вседозволенности для лиц имеющих «большие деньги или связи». Это же обстоятельство, а также наличие «больших денег» толкает подростков на поиски развлечений, которые зачастую сводятся к распитию спиртных напитков, употреблению наркотиков.
Еще одним фактором формирования негативной направленности личности подростка следует признать наличие двойной морали, которую подростки наблюдают в семье. Речь идет о банальных вещах, когда стоимость приобретаемых родителями вещей намного превышает их официальную зарплату либо когда старшие в разговорах поощряют людей, «умеющих делать деньги». К глубокому сожалению подросток наблюдает ситуацию, при которой работающие честно находятся за чертой бедности (врачи, учителя, шахтеры и др.), поскольку их благополучие зависит не только от размера заработной платы, но и от регулярности ее выплаты. С другой стороны подростки видят, что на дорогих иномарках разъезжают те, кто связан с рэкетом, распространением наркотиков, игорным бизнесом, то есть люди получающие доходы, сомнительные с точки зрения закона.
В силу того, что подросткам свойственен максимализм, они хотят и стремятся достичь всего и сразу, не оценивая критически собственные способности и законность способов достижения поставленной цели.
Противоречия между уровнем притязаний субъектов и материальными возможностями их удовлетворения может также вызвать недовольство собственным положением и окружающими людьми, которое иногда сопровождается озлоблением и мстительностью.
В литературе выделяют несколько типов неправильного воспитания:
а) безнадзорность и бесконтрольность, приводящие к тому, что дети предоставлены самим себе и проводят время в поиске «увеселений» и попадают под влияние «уличных» компаний и противоправных группировок. Безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних по подсчетам социологов насчитывается в России более 2 миллионов человек;
б) гиперопека, выражающаяся в постоянном надзоре за поведением ребенка, многочисленных запретах со стороны воспитателей и строгих приказаниях;
в) воспитание по типу Золушки, то есть в обстановке безразличия, холодности, бесчувствия;
г) «жестокое воспитание», когда за малейшую провинность ребенка наказывают и он растет в постоянном страхе перед наказанием;
д) воспитание в условиях повышенной моральной ответственности - с малых лет ребенку внушается мысль, что он должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей или на него возлагаются недетские непосильные заботы. [18]
При этом характерно, что безнадзорность может быть результатом самых различных причин, начиная с условий работы или состояния здоровья взрослых членов семьи, затрудняющих их участие в воспитании детей, и до конфликтов в семье, отвлекающих их участников от воспитательных обязанностей, и назначения взрослыми этих обязанностей либо неправильной родительской позиции, сводящей заботу о детях к удовлетворению престижных амбиций. Безнадзорность может так же являться спутником целенаправленных попыток толкнуть детей к антиобщественному поведению.
Потребности общения и самоутверждения подростка должны быть реализованы в благоприятных условиях семьи и групп сверстников в учебном учреждении. Если это по каким–то причинам не происходит, то самоутверждение осуществляется в неформальных подростковых группах (уличных, дворовых и т.д.) в форме асоциальных проявлений (выпивка, наркомания, курение, хулиганство и т.п.). Об этих группах говорят как о группах риска, формирующих антиобщественные установки подростка и асоциальную мотивацию поведения.
Литература:
1. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений. - М.: Юрист,1966.
2. Агрессия и психическое здоровье. Под ред. Т.Б. Дмитриевой и Б.В. Шостаковича. СПб., 2002.
3. Божович Л.И., Благонадежина Л.В. Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М.: Педагогика, 1972.
4. Бочкарева Г.Г., Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков-правонарушителей. Сб.: «Изучение мотивации поведения детей и подростков». - М.,1972.
5. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М.: «Социальное здоровье России»,1994.
6. Волкова Н., Величко О. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Законность. 2000 г. № 7.
7. Доронин Г.Н. О правовых мерах борьбы с аморальным воздействием родителей на детей. - Проблемы повышения эффективности борьбы с преступность. Томск. 1981.
8. Домова А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. М.: Юридическая литература, 2004.
9. Ильяшенко А.Н. Социальная среда в генезисе преступного поведения (особенности криминализации несовершеннолетних под влиянием социальной микросреды). М., 2001.
10. Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Криминология. М., 1995.
11. Королев Ю. А. Семья как субъект права. Журнал Российского права. – 2004 г. № 10.
12. Лебедев А.В. Оценка нервно-психического состояния подростков, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних. Под ред. С.А. Беличевой. – Тюмень, 1985.
13. Личко А.Е., Попов Ю.В., «Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков», Москва, 1988.
14. Прозументов Л.М. Проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2005.
15. Полтарыгин Р.В. Профилактика преступности несовершеннолетних и молодежи (в условиях курортного региона). М., 2004.
16. Садовникова М.Н. Международные стандарты обращения с несовершеннолетними правонарушителями : Некоторые терминологические проблемы, обзор основных нормативно-правовых актов. Сибирский Юридический Вестник. - 2005. - № 4.
17. Степанов В.Г., «Психология трудного школьника», Москва, 1998.
18. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону. Изд-во «Феникс»,1997.
19. Шестаков Д.А. Семья как объект криминологического исследования. Правоведение. № 4. М., 1982.
20. Шестаков Д.А. Влияние социальных ролей на формирование личности несовершеннолетнего правонарушителя. Д.А. Шестаков. Правоведение. -1976. - № 3
21. Шипицына Л.М., Иванов Е.С.»Нарушения поведения учеников вспомогательной школы», Уэлс, Великобритания, 1992.
[1]Бушуева Т. А. Отклоняющееся поведение / Т. А. Бушуева // Современные проблемы уголовного права и криминологии. — Владивосток: Восток, 1991. – 144 с.
[2]ст. 1, Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" «КонсультантПлюс».
[3] ч.1. ст. 87, "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «КонсультантПлюс».
[4]Титаренко Т.М. Возрастные и индивидуальные особенности дисгармоничности развития личности учащихся // Ранняя профилактика отклоняющегося поведения учащихся. – Киев: 1999.
Е.В. ЗмановскаяДевиантология: (Психология отклоняющегося поведения)// Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 288 с. ISBN 5-7695-1782-4.
[6]Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения: Пособие для психологов и педагогов. – М., 2004.
[7] http://www.km.ru/v-rossii/2013/08/23/deti/719060-troe-podrostkov-ubili-pyatiletnego-malchika-v-kurganskoi-oblasti
[8]
[9]Фурманов И.А, Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. – Минск, 1996.
[10]ст. 20, "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «КонсультантПлюс».
[11]Аметов И. Проблема доверия в контексте идей Сухомлинского В.А.//Воспитательная работа в школе.2006-№6-с.17-28
[12] Ефремов А.Н. Жертвы жестокости - дети. М.: Педагогика, 1985; Черная книга преступлений против детей в Санкт-Петербурге: факты, документы, комментарии. СПб.: Детский фонд им. Ф.М. Достоевского, 1994 и др.
[13] Кистяковский А.Ф. Молодые преступники и учреждения для их исправления, с обозрением русских учреждений. Киев, 1878. С. 12
[14]Гернет М.Н. Социальные факторы преступности. М., 1905.
[15]Дриль Д.А. Малолетние преступники. Этюд по вопросу о человеческой преступности, ее факторах и средствах борьбы с ней. М., 1884. С. 61.
[16] Кистяковский А.Ф. Указ.соч. С. 10.
[17] Антюфеева О.С. Защита прав ребенка в системе мер профилактики преступности несовершеннолетних (криминологический и правовой аспекты): Дис. канд. юрид. наук. Рязань, 2004. С. 93.
[18] Герцензон А.А. Введение в советскую криминологию. М.: Юридическая литература, 1965. С. 136.
[19] Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика. М., 1980. С. 188 - 202.
[20] Кудрявцев В.Н. Причинность в криминологии. М.: Юридическая литература, 1968. С. 70.
[21] Кудрявцев В.Н. Причины правонарушений. М.: Наука, 1976. С. 124.
[22] Лыков В. Детское неблагополучие // Человек и закон. 2003. N 8. С. 6.
[23] Трофимов Ю.В. Социальные факторы, способствующие групповой преступности несовершеннолетних // Организационно-правовые проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних: Материалы межведомственной научно-практической конференции. М., 1999. С. 88 - 89.
[24] Спок Б. Ребенок и уход за ним. М.: РУССЛИТ, 1991. С. 330.
[25] Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика. Поведение. Ответственность: О природе антиобщественных поступков и путях их предупреждения. М., 1982. С. 164.
[26] Архив Верховного Суда РД. Январь 2004 г.