Блок регуляции тонуса и бодрствования

Лекция №1. Нейропсихология: теоретические основы и практическое значение.

План.

1. Нейропсихология и ее место в ряду социальных и биологических наук.

2. История становления отечественной нейропсихологии.

3. Основные направления современной отечественной нейропсихологии.

4. Понятийный аппарат нейропсихологии.

Рекомендуемая литература.

1. А. Р. Лурия. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. – М., 2000.

2. А. Р. Лурия. Основы нейропсихологии. – М., 2002.

3. Е. Д. Хомская. Нейропсихология. – М., 2002.

ВВЕДЕНИЕ

Нейропсихология в нашей стране по праву считается одной из наиболее разработанных областей научной психологии, за­воевавшей международное признание и авторитет. Как одна из фундаментальных наук о мозге, нейропсихология, наряду с нейрофизиологией, вносит огромный вклад в решение слож­нейших задач взаимоотношения мозга и психики человека. Как самостоятельный раздел биологической психологии, име­ющий свою теорию, методологию поиска и методы исследо­вания, нейропсихология изучает мозговые механизмы слож­ной психической деятельности, соотнося представления о структуре и системной организации высших психических фун­кций, психологических процессов и эмоциональной регуляции поведения человека с данными о строении и функциональной организации различных отделов больших полушарий головно­го мозга. И в этом нейропсихология играет чрезвычайно важное значение для развития смежных психологических, медицинских и педагогических дисциплин:

общей и дифференциальной пси­хологии,

психологии индивидуальных различий,

психодиагно­стики,

неврологии,

нейрохирургии,

психиатрии

дефектологии.

К современным междисциплинарным связям нейропсихологии несомненно следует добавить теорию систем, теорию информа­ции и распознавания образов, компьютерные науки и др.

Но нейропсихология интенсивно развивается не только как фундаментальная научная дисциплина, но и как область пси­хологической практики. Б. Ф. Ломов (1984), говоря о связи психологии с другими научными дисциплинами, объектом которых является человек, подчеркивал, что потребность в теории психологии, ее методах и результатах конкретных иссле­дований возникает прежде всего при решении прикладных задач. Особенно значимым это является для изучения инди­видуальных особенностей личности на основе методов психо­логической диагностики, в которой Б. Г. Ананьев (1980) видел универсальный способ оценки «... состояний, свойств и возмож­ностей «единичного» человека, практической работы с каждым отдельным человеком в целях его воспитания и обучения, про­филактики и лечения».

Как прикладная область психологической науки и составная часть медицинской психологии в целом, нейропсихология имеет несколько направлений, объединенных общей теорией, методами исследования и основными задачами, которые могут быть сформулированы как изучение клиники локальных пора­жений мозга для разработки проблем локализации высших психических функций и мозговых основ их нарушения и вос­становления (Тонконогий И. М., 1973).

Развиваясь на стыке клинической неврологии и психологии, нейропсихология обеспечивает психологическими методами диагностику локальных поражений головного мозга и этим существенно дополняет общее клиническое обследование больных преимущественно в нейрохирургической, неврологической и психиатрической клиниках. Поэтому имеются все основания для выделения клинической нейропсихологии (Тонконогий И. М., 1973; Корсакова Н. К., Московичюте Л. И., 1988), которая в со­ответствии с реальными потребностями практики становится все более необходимой и значимой для организации комплекс­ного и высокоэффективного обследования больных в клинике сосудистой, травматической и онкологической патологии моз­га, нейроинфекций и эпилепсии, в практике дефектологии и медицинской педагогики. В последние годы методы нейропсихологической диагностики начинают основательно использо­ваться в психиатрии, где решаются вопросы дифференциальной диагностики, выявления инициальных форм деменции в позд­нем возрасте, квалификации дефектов при эндогенных психо­зах, оценки эффектов психофармакотерапии и многие другие.

Как одну из важнейших областей прикладной психологии следует рассматривать и интенсивно развивающуюся в послед­ние годы нейропсихологию детского возраста, тесно связанную с проблемами восстановительного лечения и обучения.

Можно с уверенностью сказать, что несмотря на все боль­шую технизацию диагностического процесса, использование самых современных методов нейрофизиологии, нейрорентгенологии, ультразвукового сканирования и др., теория и методы нейропсихологической диагностики не только не теряют своего значения, но, напротив, становятся все более необходимыми для клинических психологов и врачей, дефектологов и педаго­гов, для всех работающих с больными детьми, взрослыми и пожилыми людьми, с инвалидами вследствие дефектов разви­тия мозга. Эти потребности определяются многими и хорошо известными факторами, среди которых ведущими являются задачи экспертизы, восстановительного обучения и реабилита­ции.

Кроме традиционного клинического применения, идеи и методы нейропсихологии привлекают все большее внимание специалистов в области моделирования психических процес­сов, психолингвистики, разработчиков различных распознающих систем и приборов, экспертов в области профотбора и профориентации, преподавателей психологии в высших учеб­ных заведениях.

Основоположниками отечественной нейропсихологии по пра­ву называют Л. С. Выготского, заложившего теоретические и экс­периментальные основы этой науки еще в 20—30-х гг. и его ученика и последователя А. Р. Лурия (1902—1977).

А. Р. Лурия на протяжении более 50 лет последовательно разрабатывал различные проблемы теоретической и приклад­ной нейропсихологии, что нашло отражение в его многочис­ленных монографиях, изданных в нашей стране и за рубежом. Его заслуга в деле создания нейропсихологии как самостоя­тельной научной дисциплины, ее теории, понятийного аппа­рата и методов исследования трудно переоценить. Но, воз­можно, главной заслугой А. Р. Лурия является создание нейропсихологической научной школы, которую с полным основанием следует называть «нейропсихологической школой Московского университета». В период ее расцвета в 60-х—на­чале 80-х гг. большой вклад в развитие теории и практики нейропсихологии внесли ученики и последователи А. Р. Лурия: Е. Д. Хомская, Т. В. Ахутина, Л. С. Цветкова, Н. К. Корсакова, В. В. Лебединский, Э. Г. Симерницкая и др. Их работы, осо­бенно в области экспериментальной нейропсихологии и пси­хофизиологии, психолингвистики, психологических основ восстановительного обучения, нейропсихологии глубоких структур мозга и детской нейропсихологии хорошо известны по мно­гочисленным публикациям Московского университета.

Существенный вклад в развитие отечественной нейропси­хологии внесла ленинградская нейропсихологическая школа, возглавлявшаяся Н. Н. Трауготт и И. М. Тонконогим. Твор­ческое содружество ученых: врачей, нейропсихологов и нейрофизиологов Института эволюционной физиологии и био­химии им. И. М. Сеченова и Психоневрологического инс­титута им. В. М. Бехтерева позволило реализовать многие научно-исследовательские проекты. В свою очередь новые нейропсихологические методики впервые позволили выявлять слабо структурированные или скрытые нарушения высших психических функций, в частности узнавания, что существенно расширило диапазон эффективного применения нейропсихо­логической диагностики при тех формах патологии мозга, при которых ранее нейропсихологические исследования каза­лись малоперспективными, например при эпилепсии (Вассер-ман Л. И., 1989, 1995), шизофрении и аффективных пси­хозах (Ткаченко С. В., Бочаров А. В., 1991), хроническом алкоголизме (Ерышев О. Ф., Меерсон Я. А., Тархан А. У., 1996).

Нейропсихология– (нейро- + психология) – раздел психологии, изучающий связь психических процессов с определенными системами головного мозга. Нейро – (греч. Neuron жила, сухожилие, волокно. Нерв) – составная часть сложных слов, означающая «относящийся к нервам, к нервной системе». Псих – (психо -; греч. Pcyche душа, дух, сознание) – составная часть сложных слов. означающая «относящийся к психике». Лог – (греч. Logos слово, речь, смысл, разум, рассуждение, понятие, учение, наука) – составная часть сложных слов, означающая «слово», «речь», «рассуждение».

Успехи психологии, нейрофизиологии и медицины (неврологии, нейрохирургии) начала 20 века подготовили почву для формирования новой дисциплины – нейропсихологии. Эта отрасль психологической науки начала складываться в 20 – 40-е годы 20 века в разных странах и особенно интенсивно – в нашей стране.

Первые нейропсихологические исследования проводились еще в 20-е годы Л. С. Выгодским,

Однако основная заслуга создания нейропсихологии как самостоятельной отрасли психологического знания принадлежит А. Р. Лурия (1902-1977).

Ранние работы Л. С. Выгодского по нейропсихологии были посвящены системным нарушениям психических процессов, возникающим в результате поражения отдельных участков коры головного мозга, и их особенностям у ребенка и у взрослого человека. В первых нейропсихологических исследованиях Л. С. Выгодского (проводившихся совместно с А. Р. Лурия) делалась попытка выяснить на патологическом материале зависимость между относительно несложными формами психических процессов и наиболее сложными уровнями организации психической деятельности.

Исследования Л. С. Выгодского положили начало разработке нейропсихологических путей компенсации нарушений психических функций, возникающих при локальных поражениях мозга.

Положение Л. С. Выготского о том, что «человеческий мозг обладает новым по сравнению с животным локализационным принципом, благодаря которому он и стал мозгом человека, органом человеческого сознания» (Л. С. Выготский, 1982, т. 1. С. 174) относится к одному из самых фундаментальных положений отечественной нейропсихологии.

Не менее важна и его концепция о меняющемся значении мозговых зон в процессе прижизненного развития психических функций.

Наблюдения над процессами психического развития ребенка привели Л. С. Выготского к выводу о последовательном (хронологическом) формировании высших психических функций человека и последовательном прижизненном изменении их мозговой организации как основной закономерности психического развития. Л. С. Выготский сформулировал положение о разном влиянии очага поражения мозга на высшие психические функции в детском возрасте и у взрослого человека. Поражение гностических зон коры в раннем детстве приводит к последовательному недоразвитию всех более высоких, надстраивающихся над ними уровней мозговой деятельности. А поражение этих же зон коры у взрослого вызывает нарушения в работе более элементарных, но зависимых от этих зон уровней сенсорных актов.

Принципы, сформулированные Л. С. Выготским, послужили началом многолетних целенаправленных исследований последствий локальных поражений мозга, проводившихся А. Р. Лурия и его сотрудниками и сыгравших основополагающую роль в становлении отечественной нейропсихологической школы, занимающей сейчас одно их ведущих мест в мире в этой области знания.

Как в годы Великой Отечественной войны, так и в последующее время становление и развитие нейропсихологии было тесно связано с успехами неврологии и нейрохирургии, что позволило проверять правильность гипотез при лечении больных с локальными поражениями мозга.

В создание отечественной нейропсихологии определенный вклад внесли и исследования в области психопатологии. К ним относятся работы психиатра Р. Я. Голанд (1950), посвященные описанию мнестических расстройств при локальных поражениях мозга. М. О. Гуревич (1948) детально описал психосенсорные расстройства, возникающие при различных поражениях мозга. А. С. Шмарьян (1949), изучая больных с локальными опухолями мозга, описал синдромы изменений сознания при диэнцефальных, базально-височных и лобных поражениях мозга.

Важный вклад в отечественную нейропсихологию сделала Б. В. Зейгарник со своими сотрудниками. Ими были изучены нарушения мышления у больных с локальными и общими органическими поражениями мозга. Большой интерес для нейропсихологии представляют работы Б. В. Зейгарник (1947, 1949), посвященные изучению патологии аффективной сферы при органических поражениях мозга.

Безусловный интерес с позиций нейропсихологии представляют и работы грузинской школы психологов, исследовавших особенности фиксированной установки при общих и локальных поражениях мозга (Д. Н. Узнадзе, 1958).

Важные экспериментально-психологические исследования проводились на базе неврологических клиник. К ним, прежде всего, относятся работы Б. Г. Ананьева и его сотрудников (1960), посвященные проблеме взаимодействия полушарий головного мозга и мозговой организации психических процессов.

Большую ценность для становления нейропсихологии представляют нейрофизиологические исследования, которые проводились в ряде лабораторий страны. К ним относятся исследования Г. В. Гершуни и его сотрудников (1967), посвященные слуховой системе. Большой вклад в современную нейропсихологию внесли исследования таких крупных отечественных физиологов, как Н. А. Бернштейн, П. А. Анохин, Е. Н. Соколов, Н. П. Бехтерева и др.

Таким образом, отечественная нейропсихология сформировалась на стыке нескольких научных дисциплин, каждая из которых внесла свой вклад в ее понятийный аппарат. Комплексный характер знаний, на которые опирается нейропсихология и которые используются для построения ее теоретических моделей, определяется комплексным, многоплановым характером ее центральной проблемы – « мозг как субстрат психических процессов».

Современная нейропсихология развивается в основном двумя путями. Один из них – это отечественная нейропсихология, созданная трудами Л. С. Выготского, А. Р. Лурия и продолжаемая его учениками и последователями в России и за рубежом (в бывших советских республиках). А также в Польше, Чехии, Словакии, Франции, Венгрии, Дании, Финляндии, Англии, США и др.; другой – это традиционная западная нейропсихология, наиболее яркими представителями которой являются такие нейропсихологи, как Р. Рейтан, Д Бенсон, Х Экаэн, О. Зингвилл и др.

Методологическими основами отечественной нейропсихологии являются общие методологические положения отечественной психологической науки, т.е. положения диалектического материализма как общей философской системы объяснительных принципов, к числу которых относятся постулаты о культурно-исторической обусловленности человеческой психики, принципиальной значимости социальных факторов для формирования психических функций, опосредованном характере психических процессов, ведущей роли речи в их организации, зависимости строения психических процессов от способов их формирования и др.

Теоретические представления отечественной нейропсихологии определяют и общую методическую стратегию исследований. В соответствии с представлением о системном строении высших психических функций, согласно которому каждая из них представляет собой сложную функциональную систему, состоящую из многих звеньев, нарушения одной и той же функции протекают по разному в зависимости от того, какое звено (фактор) оказывается пораженным. Поэтому центральной задачей нейропсихологического исследования является определение качественной специфики нарушения, а не только констатация факта расстройства той или иной функции.

В настоящее время нейропсихология представляет собой интенсивно развивающуюся отрасль науки, в которой выделилось несколько самостоятельных направлений, объединенных общими теоретическими представлениями и общей конечной задачей, состоящей в изучении мозговых механизмов психических процессов.

1. Основным направлением является клиническая нейропсихология, главная задача которой состоит в изучении нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении того или иного участка мозга и сопоставлении их с общей клинической картиной заболевания.

В настоящее время в рамках клинической нейропсихологии интенсивно изучаются новые синдромы, обусловленные поражением правого полушария, глубинных структур мозга, нарушением межполушарного взаимодействия; исследуется специфика синдромов, определяемая возрастом больного, характером поражения (сосудистое заболевание, травма, опухоль и др.), особенностями преморбида. Дальнейшая разработка этих проблем связана с успехами нейрохирургии (сосудистой, стереотаксической, микрохирургии), а также с развитием современных аппаратных методов диагностики локальных поражений головного мозга (компьютерной томографии, метода ядерно-магнитного резонанса и др.) и внедрением математических методов анализа нейропсихологических симптомов и синдромов.

2. Другим направлением современной нейропсихологии является экспериментальная нейропсихология, в задачи которой входит экспериментальное (клиническое и аппаратурное) изучение различных форм нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга и других заболеваниях ЦНС. В настоящее время проводятся исследования, посвященные анализу нарушений познавательных процессов (пространственного восприятия, тактильного, цветового гнозиса, цветовой памяти, наглядно-образного и вербально-логического интеллекта) и эмоционально-личностной сферы с использованием новых методов экспериментальной психологии.

3. В экспериментальной нейропсихологии по инициативе А. Р. Лурия было создано еще одно направление, которое можно обозначить как психофизиологическое, в задачи которого входит изучение физиологических механизмов нарушений высших психических функций человека, возникающих вследствие поражения отдельных мозговых структур. Согласно концепции А. Р. Лурия, важнейшим положением отечественной нейропсихологии является положение о том, что высшие психические функции надо сопоставлять не непосредственно с морфологическим субстратом, а с физиологическими процессами, которые осуществляются в тех или иных мозговых структурах во время реализации функции.

В настоящее время развитие исследований в области психофизиологии локальных поражений головного мозга идет, с одной стороны, по пути расширения проблематики изучения системных физиологических механизмов различных нейропсихологических симптомов и синдромов в целом, а с другой - по пути усовершенствования методического аппарата.

4. Одним из важнейших направлений современной отечественной нейропсихологии является реабилитационное направление, посвященное восстановлению высших психических функций, нарушенных вследствие локальных поражений головного мозга. Данное направление разрабатывает принципы и методы восстановительного обучения больных, перенесших локальные мозговые заболевания. Эта работа началась в годы Великой Отечественной войны, когда отечественные психологи (А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, Б. В. Зейгарник, С. М. Блинков, С. Я. Рубинштейн, А. В. Запорожец, Б. Г. Ананьев, В. М. Коган, Л. В. Занков и многие другие) активно включились в разработку проблемы восстановления речевых и двигательных функций послевоенной травмы. Центральную роль в этой работе играл коллектив психологов восстановительного госпиталя в г. Кисегаче (на Урале), возглавляемый А. Р. Лурия.

В эти годы было выдвинуто центральное положение концепции нейропсихологической реабилитации о том, что восстановление сложных психических функций может быть достигнуто лишь путем перестройки нарушенных функциональных систем, в результате которой скомпенсированная психическая функция начинает осуществляться с помощью нового «набора» психологических средств, что предполагает и ее новую мозговую организацию. Для определения необходимого «набора» психологических средств требуется тщательный психологический анализ (квалификация) дефекта методами нейропсихологической диагностики. (А. Р. Лурия, 1948, 1962, 1973. И др.).

5. В 70-е годы по инициативе А. Р. Лурия стало формироваться новое направление – нейропсихология детского возраста. Необходимость его создания диктовалась спецификой нарушений психических функций у детей при локальных мозговых поражениях.

Систематическое нейропсихологическое исследование детей в возрасте от 5 до 15 лет с локальными мозговыми поражениями, проведенное Э. Г. Симерницкой (1978, 1985), обнаружило, что на разных ступенях онтогенеза поражение одного итого же участка мозга проявляется неодинаково. Выделены три возрастные группы (5-7, 7-12, 12-15 лет), каждая из которых характеризуется разными симптомами. Максимальные отличия от «взрослой» симптоматики обнаружили дети первой возрастной категории. Детская нейропсихология открывает широкие возможности для изучения проблемы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия, для решения вопроса о генетической и социальной детерминации этих фундаментальных закономерностей работы мозга.

6. Можно предполагать, что со временем будет создана и нейропсихология старческого возраста (геронтонейропсихология). Пока на эту тему имеются лишь отдельные публикации.

7. Наконец, в последнее время все более начинает утверждаться нейропсихология индивидуальных различий (или дифференциальная нейропсихология) – изучение мозговой организации психических процессов и состояний у здоровых лиц – на основе теоретических и методических достижений отечественной нейропсихологии. В настоящее время в нейропсихологии индивидуальных различий сложилось два направления исследований:

- Первое – это изучение особенностей формирования психических функций в онтогенезе с позиций нейропсихологии, т.е. рассмотрение разных этапов развития психических функций как результата не только социальных воздействий, но и созревания соответствующих мозговых структур и их связей.

- Второе – это исследование индивидуальных особенностей психики взрослых людей в контексте проблемы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия. Анализ латеральной организации мозга как нейропсихологической основы типологии индивидуальных психологических различий.

8. В настоящие годы складывается еще одно новое направление в нейропсихологии – нейропсихология пограничных состояний ЦНС, к которой относятся невротические состояния, заболевания мозга, связанные с облучением малыми дозами радиации («чернобыльская болезнь»).

Подводя итоги анализа основных направлений современной отечественной нейропсихологии, можно сказать, что центральная теоретическая проблема нейропсихологии – проблема мозговой организации (или локализации) высших психических функций человека – остается главной для каждого из них, только изучается на разном «материале» и разными методами.

Таким образом, нейропсихология как самостоятельная научная дисциплина занимает особое положение в ряду биологических и социальных наук. Она включена в разработку важнейшей проблемы естествознания «мозг и психика» и бесспорно является одной из успешно развивающихся наук о мозге. В этой своей «ипостаси» она тесно смыкается с медициной (неврологией, нейрохирургией), а также и с другими естественнонаучными дисциплинами (анатомией, физиологией, биохимией, генетикой). Однако, с другой стороны, нейропсихология как ветвь психологической науки решает важнейшие общепсихологические и философские проблемы, непосредственно участвуя в формировании общего материалистического и профессионального психологического мировоззрения. И этот аспект нейропсихологии непосредственно сближает ее с общественными дисциплинами (философией, социологией и др.).

Отечественная нейропсихология сформировалась на основе положений общепсихологической теории, разработанной Л. С. Выготским и его последователями – А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурия, П. Я. Гальпериным, А. В. Запорожцем, Д.Б. Элькониным и рядом других психологов. Основные положения этой теории вошли в теоретический понятийный аппарат нейропсихологии, составив ее общепсихологический «каркас».

В понятийном аппарате нейропсихологии можно выделить два класса понятий:

- Первый – это понятия, общие для нейропсихологии и общей психологии;

- второй – это собственно нейропсихологические понятия, обусловленные спецификой ее предмета, объекта и методов исследования.

К первому классу понятий относятся такие понятия, как «высшая психическая функция», «психическая деятельность», «психологическая система», «психический процесс», «речевое опосредование», «значение», «личностный смысл», «психологическое орудие», «образ», «знак», «действие», операция», «интериоризация» и многие другие.

Второй класс понятий составляют собственно нейропсихологические понятия, в которых нашло отражение применение общепсихологической теории к нейропсихологии – конкретной области знания, предметом которой является изучение мозговой организации психических процессов, эмоциональных состояний и личности на материале патологии и, прежде всего – на материале локальных поражений коры головного мозга.Все вместе эти понятия составляют определенную систему знаний или теорию, с единых позиций объясняющую закономерности нарушений и восстановления высших психических функций при локальных поражениях мозга и обосновывающую представления об их мозговой организации. Данная теория,

- с одной стороны, способна объяснить разнообразную клиническую феноменологию нарушений психических функций,

- а с другой стороны – удовлетворительно предсказать новые факты и закономерности.

Ко второму типу понятий – собственно нейропсихологических можно отнести следующие: «нейропсихологический симптом», «первичные нейропсихологические симптомы», «вторичные нейропсихологические симптомы», «нейропсихологический синдром», «нейропсихологический фактор», «синдромный анализ», «нейропсихологическая диагностика», «функциональная система», «мозговые механизмы высшей психической функции», «локализация высшей психической функции», «полифункциональность мозговых структур», «норма функции», «межполушарная асимметрия мозга», «функциональная специфичность больших полушарий», «межполушарное взаимодействие».

Нейропсихологический симптом – нарушение психической функции, возникающее вследствие локального поражения головного мозга (или вследствие иных патологических причин, приводящих к локальным изменениям в работе мозга).

Первичные нейропсихологические симптомы – нарушения психических функций, непосредственно связанные с поражением (выпадением) определенного нейропсихологического фактора.

Вторичные нейропсихологические симптомы – нарушения психических функций, возникающих как системное следствие первичных нейропсихологических симптомов по законам их системных взаимосвязей.

Нейропсихологический синдром – закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, обусловленное поражением (выпадением) определенного фактора (или нескольких факторов).

Нейропсихологический фактор – структурно-функциональная единица работы мозга, характеризующаяся определенным принципом физиологической деятельности, нарушение которого ведет к появлению нейропсихологического синдрома.

Синдромный анализ – анализ нейропсихологических синдромов с целью обнаружения общего основания (фактора), объясняющего происхождение различных нейропсихологических симптомов; изучение качественной специфики нарушений различных психических функций, связанных с поражением (выпадением) определенного фактора; качественная квалификация нейропсихологических симптомов (синоним – факторный анализ).

Нейропсихологическая диагностика – исследование больных с локальными поражениями мозга с помощью клинических нейропсихологических методов с целью установления места поражения мозга (топического анализа).

Функциональная система – морфофизиологическое понятие, заимствованное из концепции функциональных систем П. К. Анохина (1968, 1971 и др.) для объяснения мозговых механизмов высших психических функций; совокупность афферентных и эфферентных звеньев, объединенных в единую систему для достижения конечного результата. Функциональные системы, лежащие в основе сознательной психической деятельности человека, характеризуются большей сложностью (более сложным составом звеньев, иерархической организацией и т. п.) по сравнению с функциональными системами, лежащими в основе физиологических функций и даже поведенческих актов животных. Различные по содержанию высшие психические функции (гностические, мнестические, интеллектуальные и др.) обеспечиваются качественно разными функциональными системами.

Мозговые механизмы высшей психической функции (морфофизиологическая основа высшей психической функции) – совокупность морфологических структур (зон, участков) в коре больших полушарий и в подкорковых образованиях и протекающих в них физиологических процессов, входящих в единую функциональную систему и необходимых для осуществления данной психической деятельности.

Локализация высшей психической функции (мозговая организация высшей психической функции) – центральное понятие теории системной динамической локализации высших психических функций, объясняющее связь мозга с психикой как соотношение различных звеньев (аспектов) психической функции с разными нейропсихологическими факторами (т. е. принципами, присущими работе той или иной мозговой структуры – корковой или подкорковой).

Полифункциональность мозговых структур – способность мозговых структур (и, прежде всего ассоциативных зон коры больших полушарий) перестраивать свои функции под влиянием новых афферентных воздействий, вследствие чего происходит внутрисистемная и межсистемная перестройка пораженных функциональных систем.

Норма функции – понятие, на котором базируется нейропсихологическая диагностика нарушений высших психических функций; показатели реализации функций (в психологических единицах продуктивности, объема, скорости и т. д.), которые характеризуют средние значения в данной популяции. Существуют варианты «нормы функции», связанные с преморбидом (полом, возрастом, типом межполушарной организации мозга и др.).

Межполушарная асимметрия мозга – неравноценность, качественное различие того «вклада», который делают левое и правое полушария мозга в каждую психическую функцию; различия в мозговой организации высших психических функций в левом и правом полушариях мозга.

Функциональная специфичность больших полушарий – специфика переработки информации и мозговой организации функций, присущая левому и правому полушариям мозга и определяемая интегральными полушарными закономерностями.

Межполушарное взаимодействие – особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в единую интегративную целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов.

Перечисленные понятия входят в основной понятийный аппарат теории системной динамической локализации высших психических функций человека, разработанной в отечественной нейропсихологии Л. С. Выготским, А. Р. Лурия. Создание логически непротиворечивой теоретической концепции, объясняющей (с учетом различных современных знаний о мозге) общие принципы локализации (или мозговой организации) высших психических функций человека. Является бесспорным достижением отечественной нейропсихологии, важнейшим вкладом в современные представления о соотношении мозга и психики.

 
   

Лекция №2. Тема: « Три основных функциональных блока мозга».

План.

1. Блок регуляции тонуса и бодрствования.

2. Блок приема, переработки и хранения информации.

3. Блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности.

4. Взаимодействие трех функциональных основных блоков мозга.

Рекомендуемая литература.

1. Бадалян Л. О. Невропатология. – М., 2001.

2. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. – М., 2002.

Мы уже говорили, что психические процессы человека являются сложными функциональными системами и что они не локализованы в узких, ограниченных участках мозга, а осуществляются при участии сложных комплексов совместно работающих мозговых аппаратов, каждый из которых вносит свой вклад в организацию этой функциональной системы, вот почему становится необходимым выяснить, из каких основных функциональных единиц состоит мозг человека, как построена и какую роль играет каждая из них в осуществлении сложных форм психической деятельности.

Можно выделить три основных функциональных блока мозга, или три основных аппарата мозга, участие которых необходимо для осуществления любого вида психической деятельности: 1) блок, обеспечивающий регуляцию тонуса и бодрствования; 2) блок получения, переработки и хранения информации, поступающей из внешнего мира; 3) блок программирования, регуляции и контроля психической деятельности.

Каждый из этих основных блоков имеет иерархическое строение и состоит из надстроенных друг над другом корковых зон трех типов: первичных (или проекционных), куда поступают импульсы с периферии или откуда направляются импульсы на периферию, вторичных (или проекционно-ассоциативных), где происходит переработка получаемой информации или подготовка соответствующих программ, и, наконец, третичных (или зон перекрытия), которые являются наиболее поздно развивающимися аппаратами больших полушарий и которые у человека обеспечивают наиболее сложные формы психической деятельности, требующие совместного участия многих зон мозговой коры.

Рассмотрим строение и функциональные особенности каждого из этих блоков мозга в отдельности.

Блок регуляции тонуса и бодрствования.

О том, что для осуществления организованной, целенаправленной деятельности необходимо поддерживать оптимальный тонус коры, говорил еще И. П. Павлов, гипотетически утверждавший, что если бы мы могли видеть, как распространяется возбуждение по коре бодрствующего животного (или человека), мы наблюдали бы «светлое пятно», перемещающееся по коре мозга по мере перехода от одной деятельности к другой и олицетворяющего пункт оптимального возбуждения. Нынче это стало возможным с помощью «топоскопа» М. Н. Ливанова (1962), дающего возможность одновременно регистрировать электрическую активность в 50 – 100 пунктах коры головного мозга.

И. П. Павлов не только указал на необходимость оптимального состояния мозговой коры для осуществления организованной деятельности, но и открыл основные нейродинамические законы возникновения оптимального состояния. Процессы возбуждения и торможения, протекающие в бодрствующей коре, подчиняются закону силы, характеризуются определенной концентрированностью, уравновешенностью и подвижностью.

Эти основные законы нейродинамики неприложимы к состояниям сна или утомления. Это является результатом того, что в так называемых «тормозных» состояниях тонус коры снижается и, как следствие, нарушается закон силы: слабые раздражители уравниваются с сильными по интенсивности вызываемых ими ответов или даже превосходят их, вызывая более интенсивные реакции, чем те, которые вызываются сильными раздражителями («парадоксальная фаза»). Это

Указывает на то, какое решающее значение имеет наличие оптимального тонуса коры для организованного протекания психической деятельности.

Возникает, однако, вопрос: какие аппараты мозга обеспечивают поддержание оптимального тонуса коры ? Аппараты, обеспечивающие и регулирующие тонус коры, могут находится не в самой коре, а в лежащих ниже стволовых и подкорковых отделах мозга и что эти аппараты находятся в двойных отношениях с корой, тонизируя ее и в то же время, испытывая ее регулирующее влияние.

В 1949 г. два выдающихся исследователя – Мэгун и Моруцци – обнаружили, что в стволовых отделах головного мозга находится особое нервное образование, которое приспособлено к тому, чтобы осуществлять роль механизма, регулирующего состояние мозговой коры, т. е. способно изменять его тонус и обеспечивать ее бодрствование.

Это образование построено по типу нервной сети, в которую вкраплены тела нервных клеток, соединяющиеся друг с другом короткими отростками. Это ретикулярная формация. По ее сети возбуждение распространяется не отдельными, изолированными импульсами, а градуально, постепенно меняя свой уровень и тем самым, модулируя состояние всего нервного аппарата.

Одни из волокон направляются вверх, оканчиваясь в расположенных выше нервных образованиях – зрительном бугре, хвостатом теле, древней коре и в некоторых образованиях новой коры. Эти образования были названы восходящей ретикулярной системой. Она играет решающую роль в активации коры, в регуляции ее активности.

Другие волокна ретикулярной формации имеют обратное направление: они начинаются от более высоко расположенных нервных образований – и направляются к расположенным ниже структурам. Эти образования получили название нисходящей ретикулярной системы. Они, как было установлено дальнейшими наблюдениями, ставят нижележащие образования под контроль тех программ, которые возникают в коре головного мозга и для выполнения которых требуется модификация и модуляция состояния бодрствования.

Оба раздела ретикулярной формации составляют единую вертикально расположенную функциональную систему, единый саморегулирующийся аппарат, построенный по принципу рефлекторного круга, который может обеспечивать изменение тонуса коры, но который вместе с тем сам находится под влиянием тех изменений, которые наступают в коре головного мозга. Это аппарат пластичного приспособления к условиям среды в процессе активной деятельности.

Эксперименты показали, что наряду с активирующими существуют и тормозящие разделы ретикулярной формации.

Источниками активности человека могут быть:

1. Обменные процессы («внутреннее хозяйство организма»).

2. Непосредственный приток информации.

3. Намерения, планы, перспективы и программы, которые формируются в процессе сознательной деятельности человека, являются социальными по своему заказу и осуществляются при ближайшем участии вначале внешней и потом внутренней речи. Всякий сформулированный в речи замысел преследует некоторую цель и вызывает целую программу действий, направленных на достижение этой цели. Достижение цели прекращает активность.

Мы рассмотрели только восходящие связи активирующей ретикулярной системы, однако существуют и нисходящие связи коры и нижележащих образований; именно эти связи и осуществляют регулирующее влияние мозговой коры на нижележащие стволовые образования и являются механизмом. С помощью которого возникшие в коре функциональные узоры возбуждения вовлекают аппараты ретикулярной формации древнего мозга и получают энергетический заряд.

Вывод: 1) аппараты первого функционального блока тонизируют кору;

2) сами испытывают ее дифференцирующее влияние;

3) первый функциональный блок мозга работает в тесной связи с высшими отделами коры.

Наши рекомендации