Лекция 1. Общие принципы организации научного исследования

Для магистрантов

Общая схема научного исследования, может быть представлена следующим образом:

1. Обоснование актуальности выбранной темы: выбор общего направления самостоятельного исследования; систематизация информации по теме (стадия информационного поиска и обобщения); вычленение конкретной проблемы исследования, обладающей достаточной научной новизной.

2. Постановки цели и конкретных задач исследования.

3. Определение объекта и предмета исследования.

4. Выбор методов (методики) проведения исследования.

5. Описание процесса исследования.

6. Обсуждение результатов исследования.

7. Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

Научное иссле­дование — это деятельность, направленная на всестороннее изучение объ­екта, процесса или явления, их структуры и связей, а также получение и внедрение в практику полезных для человека результатов. Любое научное исследование, какой бы сферы оно не касалось, призвано внести какой-либо новый вклад в существующую систему знаний. Существующая логика познания предъявляет определенные требования к этапам проведения научного исследования, поэтому схема проведения научного исследование может быть обобщенно представлена в следующем виде.

1. Обоснование актуальности выбранной темы.Это есть начальный этап любого исследования. То, насколько автор умеет выбрать тему и оценить ее с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность. Ее нужно выбирать так, чтобы с одной стороны, она позволила максимально раскрыться Вашим способностям, знаниям, интересам. Естественно, чем больше Вы занимались той или иной темой, чем больше Вы имее­те по ней выступлений с научными сообщениями, чем больше у Вас оригинальных идей, связанных с ней, тем лучше и богаче получится Ваша работа. С другой стороны она должна отвечать требованиям актуальности и новизны.

Полезным при выборе темы может оказаться просмотр научной периодики, спе­циальных изданий, даже размышления над работами классиков науки, которой Вы занимаетесь. Вообще чем больше Вы прочтете по своей научной специальности, тем проще Вам будет сориентироваться.

В число источников, которые могут быть полезны при работе над научным исследованием могут входить: материалы, опуб­ликованные в отечественной и зарубежной периодике, монографии, информация, полученная по сети Интернет, отчеты о научно-исследовательских работах, диссертации, материалы частных фирм и исследовательских институтов.

Степень разработанности темы нагляднее всего становится после знакомства с информационными изданиями типа каталогов. В от­личие от обычных библиографических изданий информационные из­дания включают в себя не только сведения о публикациях в печати, но и краткий обзор их содержания. Такие издания характеризуются информационной оперативностью, новизной, широтой охвата источ­ников и наличием справочного аппарата, позволяющего быстро сис­тематизировать и отыскивать документы.

В настоящее время в России выпуском информационных изданий занимаются институты, центры и службы научно-технической инфор­мации (НТИ). Они объединяются в Государственную систему науч­но-технической информации (ГСНТИ), осуществляющую централи­зованный сбор и обработку основных видов документов (обработкой отечественной и зарубежной литературы по общественным наукам, в том числе экономике, занимается ИНИОН).

Информационные издания этих институтов и организаций под­разделяются на три вида: библиографические, реферативные и об­зорные.

Библиографические издания содержат упорядоченную совокуп­ность библиографических описаний, которые информируют специа­листов о том, что издано. Здесь библиографическое описание выпол­няет две функции — сигнальную (оповещает о появлении документа) и адресную (сообщает необходимые сведения для его отыскания). Из библиографических описаний составляются библиографические ука­затели и библиографические списки.

Реферативные издания содержат публикации рефератов, вклю­чающих сокращенное изложение содержания первичных документов (или их частей) с основными фактическими сведениями и выводами. К реферативным изданиям относятся реферативные журналы, рефе­ративные сборники, экспресс-информация, информационные листки.

В Российской Федерации реферативные журналы по социальным и гуманитарным наукам издает ИНИОН РАН под общим заголовком «Реферативный журнал» (РЖ). РЖ ИНИОН — основное и самое распространенное в нашей стране реферативное издание, которое наиболее полно отражает всю мировую литературу по большинству гуманитарных наук, публикуя рефераты, аннотации и библиографические описания статей, монографий, научных сборников.

РЖ ИНИОН — единое многосерийное издание, состоящее из сводных томов (в которые входят выпуски, издающиеся самостоятель­ными тетрадями) и из отдельных выпусков, не входящих в сводные тома. Периодичность их выхода в свет — 4 раза в год. Интервал с момента появления публикации до ее отражения в РЖ — в среднем около 4 месяцев.

В Интернете условия пользования этой системой можно найти на сайте http://www.inion.ru.

Частичный доступ к реферативным журналам можно получить на сайте www.elibrary.ru. Однако, для студентов это возможно только через посредство Интернет-сервера РГУ.

Научная новизна применительно к самому исследованию - это признак, наличие которого дает автору право на использование понятия «впервые» при характеристике полученных им результатов и проведенного исследования в целом.

Понятие «впервые» в науке означает факт отсутствия подобных результатов до их публикации. Впервые может проводиться исследо­вание на оригинальные темы, которые ранее не исследовались в той или иной отрасли научного знания. Однако, это не означает, что вся Ваша работа от начала и до конца должна состоять из никем доселе не сформулированных положений, небывалых понятий, которых не было в научном обороте, и т.д.

Актуальность – одно из основных требований, предъявляемых к научному исследованию. Зачастую оно воспринимается как требование чисто формального характера. Однако, оно предполагает лишь соответствие исследовательской работы состоянию науки на сегодняшний день, ее реальным потребностям и ее пригодность в качестве попытки реше­ния ее насущных проблем.

Обоснование актуальности темы приводится в тексте введения и должно соответствовать следующим конкретным требованиям. Во-первых, актуальность должна быть показана в целом для России и, во-вторых, конкретно для исследуемого предприятия.

Для того, чтобы показать актуальность работы в сложившихся российских условия исследователь должен:

а) кратко осветить причины обращения именно к этой теме именно сейчас (так, если речь идет об экономических науках, нужно охарактеризовать те особенности нынеш­него состояния экономики, которые делают насущно необходимым ис­следование этой темы).

б) он должен раскрыть актуаль­ность обращения к этой теме применительно к внутренним потреб­ностям науки ­­– объяснить, почему эта тема назрела именно сейчас, что препятствовало адекватному раскрытию ее раньше, показать, как обращение к ней обусловлено собственной динамикой развития науки, накоплением новой информации по данной проблеме, недо­статочностью ее разработанности в имеющихся исследованиях, не­обходимостью изучения проблемы в новых ракурсах, с применением новых методов и методик исследования и т.д.

Обоснование актуальности для конкретного предприятия сводится к тому, чтобы показать наличие на нем определенных трудностей, разрешение которых требует обращения именно к этим вопросам.

Освещение актуальности должно быть не многословным. На­чинать ее описание издалека нет особой необходимости. До­статочно показать главное – суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы. Таким образом, формулировка проблемной ситуации – очень важная часть введения. Поэтому имеет смысл остановиться на понятии «проблема» более подробно.

Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть определенные трудности в процессе познания но­вых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Эти трудности в наиболее отчетливой форме проявляют себя в так называемых проблемных ситуациях, когда существующее научное знание оказывается недостаточным для решения новых задач познания.

Проблема всегда возникает тогда, когда старое знание уже обнаружило свою несостоятельность, а новое знание еще не при­няло развитой формы. Таким образом, проблема в науке — это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Такая ситуация чаще всего возникает в результате открытия новых фактов которые явно не укладываются в рамки прежних теоретических представлений, т.е. когда ни одна из теорий не может объяснить вновь обнаруженные факты.

Проблема – это сложная теоретическая или практическая задача, способы решения которой неизвестны или известны не полностью. Разли­чают проблемы неразвитые (предпроблемы) и развитые.

Неразвитые проблемы характеризуются следующими чертами: 1) они возникли на базе определенной теории, концепции; 2) это трудные, не­стандартные задачи; 3) их решение направлено на устранение возникшего в познании противоречия; 4) пути решения проблемы не известны.

Развитые проблемы имеют более или менее конкретные указания на пути их решения.

Правильная постановка и ясная формулировка новых про­блем нередко имеет не меньшее значение, чем решение их са­мих. По существу, именно выбор проблем, если не целиком, то в очень большой степени определяет стратегию исследова­ния вообще и направление научного поиска в особенности. Не случайно принято считать, что сформулировать научную про­блему – значит показать умение отделить главное от второ­степенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизве­стно науке о предмете исследования.

Формулировка проблемы научного исследования – это, по сути, кристаллизация Вашего замысла. Поэтому правильная постановка проблемы - залог успеха всей работы. Чтобы верно поставить про­блему, необходимо понять, что в выбранной теме уже разработа­но до Вас, что слабо разработано, а чего вообще никто не касался, а это возможно лишь на основе изучения имеющейся литературы. Анализ источников впоследствии войдет в раздел введения работы под названием «Степень разработанности проблемы». Под таким углом зрения и следует заниматься изучением литературы по теме. Накопив определенный информационный задел. Вы сможе­те с уверенностью отличить подлинную проблему от псевдопроб­лем – вопросов, обладающих кажущейся значимостью. Получен­ная из литературы информация служит основанием постановки про­блемы.

Таким образом, если исследователю удается показать, где про­ходит граница между знанием и незнанием о предмете исследо­вания, то ему бывает нетрудно четко и однозначно определить научную проблему, а следовательно, и сформулировать ее суть. Актуальность же вытекает из наличия проблемы.

Наши рекомендации