Как способ осмысления социальных проблем
Краткая справка.Кейс-метод обучения зародился вГарвардской школе бизнеса вначале XX в. В 1920 г. после издания сборника кейсов вся система обучения менеджменту в Гарвардской школе была переведена на методику CASE STUDY (обучение на основе реальных ситуаций). В последние годы кейс - методы обучения нашли широкое применение в медицине, юриспруденции, математике, культурологи, политологии, экономике, бизнес-образовании. В нашей стране кейс-методы успешно используются разработчиками информационных систем. Над проблемой создания кейсов успешно работают педагоги и методисты.
Хороший кейс должен соответствовать следующим требованиям:
• соответствовать четко поставленной цели создания;
• иметь соответствующий уровень трудности;
• иллюстрировать несколько аспектов реальной жизни;
• не устаревать слишком быстро;
• иметь национальную окраску:
• иллюстрировать типичные ситуации;
• развивать аналитическое мышление;
• провоцировать дискуссию.
Работа с кейсами является целесообразной для повышения компетентности в той или иной области знания или воспитания (в нашем случае – поликультурное воспитание), поскольку специально оформленные факты из жизни современного российского общества («случаи из жизни») могут переводиться школьниками из статуса «жизненных ситуаций» в статус задач и затем решаться с последующей рефлексией хода и ресурсов решения. Работать с кейсами можно как индивидуально, так и в группе. После самостоятельной групповой или индивидуальной работы варианты решений представляются на общем пленуме и соотносятся с той действительностью, из которой был представлен случай.
Типы кейсов
Внеорганизационные, имеют дело с анализом и уяснением состояния окружения деловой организации, ее внешней среды (экология, законы, реформы и т.д.). Источниками являются: газеты, журналы, отчеты и пр.
Внутриорганизационные – упор на факты и события внутри деловой организации. Такие кейсы используются в осмыслении организационно-управленческих проблем, отношений внутри коллектива, группы.
Обучающие решению проблем и принятию решений
Решение должно быть сделано на основе недостаточной или избыточной информации. Содержание материала, в кейсах такого рода должно включать в себя признаки организационной конфликтности, многовариантности методов принятия решения и альтернативности самих решений, субъективности и ролевого поведения.
Иллюстративные» кейсы
Для создания этих кейсов используются газетные и журнальные статьи, книжные эпизоды, видеоклипы, фрагменты из художественных фильмов. На занятиях такие кейсы часто выступают в форме инцидента и вводных иллюстраций проблемы, излагаемых на занятии. Иллюстративные кейсы являются короткими по тексту и почти не содержат излишней информации.
Сами кейсы могут быть представлены различными пакетами: печатные материалы,аудиоматериалы, видеоматериалы.
Составляющие кейс-метода
Преподаватель руководит обсуждением проблемы, представленной в кейсе. На этом этапе работы важно умение вести дискуссию, деликатно направлять ее, терпеливо задавать наводящие вопросы, бросать вызов группе и вести учащихся к завершающей фазе принятия решения – очень важная часть деятельности преподавателя.
Сами кейсы могут быть представлены как педагогом, так и учащимися. Формы представления могут быть разными: текст, аудиоинформация, видеоинформация, рисунок, графика и т.д.
Ксйс-метод предполагает наличие методических рекомендаций по их использованию, вопросы для обсуждения, задания участникам, дидактические материалы в помощь преподавателям.
Для кейс-метода характерна образовательная открытость с одной стороны, а с другой - замкнутость и жесткость в получении результата.
Участники процесса воспитания и образования одновременно ответственны и свободны в процессе обучения. Преподаватель ответственен за сбор и отбор учебного материала, и эффективную организацию его использования. Он свободен в выборе наиболее подходящего кейса. Слушатели несут ответственность за подготовку к занятию и эффективное выполнение заданий по кейсу, хотя они свободны в разрабатываемых решениях и выводах, сделанных в анализе кейс-ситуации. Участники могут принимать ошибочные решения, поскольку кейс-ситуации рассматриваются в учебной аудитории. Но они должны осознавать меру ответственности за неправильно принятое решение в реальной жизни.
Преимущества метода
- Позволяет:
· демонстрировать проблемы современного общества с точки зрения реальных событий;
· вызвать интерес к процессам и явлениям в современной общественной жизни страны и региона;
· способствовать активному усвоению знаний и навыков сбора, обработки и анализа информации.
- Развивает:
· аналитические навыки (умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их);
· практические навыки (использование на практике всевозможных социальных теорий, методов и принципов);
· творческие навыки (одной логикой, как правило, кейс-ситуацию не решить. Необходимы творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем);
· коммуникативные навыки (умение вести переговоры, убеждать окружающих, задавать конструктивные вопросы, использовать наглядный материал и другие медиа-средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет);
· социальные навыки (оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение и т.д.);
· самоанализ (несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного. Возникающие моральные и этические проблемы требуют формирования социальных навыков их решения).
Не всякий материал можно назвать кейсом. В связи с этим выделим ключевые факторы, которые могут быть использованы в определении кейса как специфического метода обучения. Их можно объединить в пять категорий: источник кейса; процесс сбора данных для кейса; содержание кейса; проверка кейса в аудитории; процесс устаревания кейса.
Характеристика основных категорий:
1.Источник кейса связан с людьми, участвовавшими в принятии управленческого решения или в решении проблемы. Они могут работать в любой сфере, занимать любую должность.
2.Процесс сбора данных для кейса. У каждого кейса есть реальный источник, то есть материал собирается из средств массовой информации, кино и мультипликационных фильмов.
3.Содержание кейса может варьироваться в зависимости от целей обучения или воспитания. Кейс может быть коротким или длинным, общего или специального содержания, и при этом выбор темы почти не ограничен.
Основное требование к содержанию кейса: кейс должен содержать реальную, обоснованную информацию, достаточную для того, чтобы слушатель смог представить себя в описанной в кейсе ситуации. Помимо этого в кейсе должна содержаться информация о позиции того, кто принимает в данной ситуации решение.
4.Проверка кейса в аудитории - заключительная оценка, которая касается возможности применения кейса в учебном процессе. Аудиторная оценка не может быть однозначной. Она может и изменяться от преподавателя к преподавателю, от группы к группе. «Соответствует ли кейс предполагаемой цели обучения? Была ли достигнута учебная цель, намеченная в кейсе?» - это основные вопросы, на которые необходимо получить ответ в результате аудиторной проверки.
5.Многие кейсы со временем устаревают, что влечет за собой потерю интереса обучающихся к предлагаемой ситуации и как следствие снижение эффективности использования конкретного кейса в воспитательном процессе. Чтобы избежать этого, необходимо постоянно обновлять его содержание.
Выше названные позиции позволяют безошибочно отличить кейс от упражнения, задачи, поставленной проблемы, иллюстрации, тренинга. Индивидуальные характеристики кейса, обозначенные специалистами из г. Красноярска, более ярко демонстрируют их отличие от задач:
Критерии сравнения | Учебная задача | Кейс |
Условия | Есть четко сформулированное условие (что дано), достаточное для решения | Как правило, отсутствует четкий набор условий. Обучающимися самостоятельно выбираются наиболее значимые условия из всех, описанных в ситуации |
Постановка вопроса | Ведется поиск ответа на конкретно поставленный вопрос | Каждая группа обучающихся выбирает приоритетный для себя вопрос |
Алгоритм решения | Есть определенные варианты | Каждая группа сама должна разработать свой алгоритм для решения |
Проверка решения | Возможна | Затруднительна |
Подверженность устареванию | Не подвержена | Быстрое устаревание |
Ответ | Предполагается точный и единственно верный ответ | Не имеется однозначного решения и возможно несколько вариантов в зависимости от особенностей участников процесса обсуждения их аргументации, личностных особенностей |