Апробация и внедрение результатов исследования

Теоретические положения, выводы и рекомендации, полученные в

ходе диссертационного исследования, изложены автором в ряде статей, опубликованных в 1987 - 1991 гг., а также докладывались на Всесоюзных, республиканских и региональных научно-практических и методических конференциях, проходивших в Калининграде (1985, 1986, 1987, 1991 г.г.), в Минске (1990), в Перми (1990), в Вильнюсе (1990), в Звенигороде (1990), в Москве (1991) и Волгограде (1991).

Дискуссионные вопросы, затронутые в работе, были предметом обсуждения на заседаниях кафедры криминалистики МГУ имени М. В. Ломоносова.

Выводы и рекомендации автора внедрены в практику следственного аппарата Прокуратуры РСФСР и Калининградской областной прокуратуры, а также докладывались на научно-практических семинарах следователей и работников прокуратуры г. Калининграда, были использованы при составлении Информационных писем для следователей.

Ряд положений диссертации применялся в дидактических целях, при проведении лекционных, семинарских и практических занятий со студентами юридических факультетов МГУ и Калининградского государственного университета.

Структура работы.Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и приложений, иллюстрирующих теоретические выводы автора

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.

В первой главе "Моделирование как метод познания ситуаций, изучаемые криминалистикой"- рассматриваются теоретические проблемы использования моделирования в криминалистике, исследуются различные виды моделей, анализируются криминальные и следственные ситуации как

особые, специфические объекты в криминалистике.

Несмотря на то, что вопросы использования моделирования в сфере уголовного судопроизводства все чаше становятся предметом обсуждения в криминалистической литературе, существует немало проблем, требующих своего разрешения. В частности, даже употребление самого термина "модель" в криминалистике далеко не всегда оправдано, отдельные авторы моделью называют и ситуацию, и план, и программу, и версию. Метод моделирования при таком его активном использовании трактуется как универсальный путь познания истины при расследовании преступлений, что вряд ли можно признать справедливым.

Для разрешения отмеченных вопросов необходимо определить: что есть модель, каковы критерии использования метода моделирования в криминалистике и расследовании преступлений.

При исследовании сущности моделирования автор предлагает исходить из следующих посылок. 1). Нельзя переоценивать роли моделирования и рассматривать его в качестве наиболее эффективного и универсального метода. Любое мысленное представление следователя далеко не всегда является мысленной моделью. Образ преступления или его фрагментов в сознании следователя - это еще не модель расследуемого события. Моделирование представляет собой процесс опосредованного получения нового знания. 2). Этот метод может быть весьма эффективно использован в следственной практике для решения целого ряда самых разнообразных криминалистических задач. " Однако, его применение целесообразно лишь в строго определенных случаях, при возникновении необходимости в получении модельной информации: а) когда объект познания уже не существует в

период расследования (например, криминальная ситуация); б) когда объект познания прогнозируется в таковое (к примеру, следственные ситуации, которые могут возникнуть в ходе предстоящего допроса; в) когда в период расследования объект существует реально, но он либо сложен, либо недоступен или нецелесообразен для его непосредственного познания (например, муляж трупа, используемый в ходе следственного эксперимента). 4). Автор подчеркивает, что отдельные исследователи не всегда принимают во внимание существенные характеристики метода моделирования, в частности, его сложную и многоступенчатую связь с оригиналом. Вместе с тем, следует учитывать, что модель в процессе познания выступает в качестве одного ив звеньев между объектом, существующим в реальности и его познающим субъектом. Модель - всего лишь инструмент исследования, одно из возможных средств познания.

Исходя из указанных посылок и опираясь на философские и криминалистические источники по проблемам моделирования, автор предлагает адаптированные к криминалистике определения модели и моделирования. Так, под используемой в криминалистике моделью понимается искусственно созданная материальная или идеальная система, воспроизводящая и замещающая исследуемое криминальное событие или отдельные ситуации и обстоятельства его совершения, а такте обстоятельства и ситуации его расследования, изучение таких моделей позволит получить об объекте новую информацию, необходимую для успешного решения практических, научных и дидактических криминалистических задач.

Диссертант разграничивает а) моделирование как метод научного познания в криминалистике и б) моделирование какметод познания истины при расследовании преступлений. В этой

связи выделяются сферы применения моделирования для решения криминалистических задач: 1/ практическая деятельность следователя по расследованию конкретного преступления; 2/ научно-исследовательская деятельность по изучению следственной, судебной и экспертной практики; 3/ криминалистическая педагогическая практика.

Диссертант отмечает, что вопросы классификации моделей в криминалистике разработаны еще не в полной мере. В диссертации подробно анализируются достоинства и недостатки предлагаемых классификаций, делается попытка выработки своей классификации. Причем, при определении классификационных оснований автор выделяет существенные компоненты самого процесса моделирования, в числе которых называются: а) субъект моделирования; б) задачи, решаемые при помощи этого метода; в) способ моделирования; г) объект моделирования (оригинал). Каждый из названных компонентов рассматривается в качестве самостоятельного классификационного основания.

Вместе с тем, придавая моделированию столь важную роль, автор вовсе не утверждает, что моделирование является главным и единственным познавательным средством в следственной практике. Напротив, указывается то, что некоторые виды моделирования довольно сложны, и нет смысла без особой необходимости использовать их для изучения процессов и явлений, уже имеющих теоретические объяснения или практически изучаемые более простым путем.

Автор подробно анализирует соотношение понятия модель с понятиями: версия, план, алгоритм, программа, прогноз. Сделан вывод о необходимости дифференциации этих понятий и названы критерии такой дифференциации. В работе подробно аргументировано и то, что информационная модель расследуемого события и криминалистическая характеристика

преступление - различные, хотя и взаимосвязанные понятия, использование каждого их которых в криминалистике имеет свое значение.

Рассматривая ситуации в качестве особого, специфического объекта моделирования, автор делает попытку их единой систематизации. Так, ситуации, в которых готовится, совершается и скрывается преступление, предлагается именовать ситуациями криминальной деятельности (представленные соответственно: предкриминальной, собственно криминальной и посткриминальной ситуациями). Ситуации, возникающие в период расследования и рассмотрения уголовных дел, обозначены как ситуации уголовно-процессуальной деятельности, (имеющие в своем составе: следственную, экспертную, оперативно-розыскную и судебную ситуации).

Согласно авторской концепции, криминальную ситуацию можно рассматривать как одно из звеньев в цепи непрерывно сменяющихся жизненных ситуаций. Причем, напрямую с криминальной они могут быть и не связаны, поскольку непосредственно криминальной ситуации чаще всего предшествует ситуация криминогенная. В то же время не любое развитие криминогенной ситуации ведет к ее перерастанию в криминальную, для этого необходимо, чтобы в криминогенной ситуации начал действовать субъект, преследующий преступные цели или даже просто имеющий асоциальную установку. Действия такого субъекта в сложившейся криминогенной ситуации трансформируют ее в предкриминальную, криминальную и посткриминальную ситуацию.

Автор полагает, что преступная деятельность представляет собой непрерывный процесс возникновения, разрешения и взаимоперехода предкриминальных, собственно криминальных и посткриминальных ситуаций. В таком аспекте

событие преступления можно рассматривать как генезис криминальной ситуации или последовательную смену нескольких из них.

В настоящее время еще более реальными стали предпосылки для постановки вопроса о формировании криминалистической теории преступления, которая, как справедливо отмечено в литературе "давала бы следователю представление о преступлении как реальном явлении, а также учитывала бы закономерности конкретного вида преступления, облегчающие его раскрытие и расследование" (Г. А. Густов). Представляется, что разрабатываемые автором вопросы о понятии, сущности, генезисе криминальных ситуаций, практические аспекты их использования, могли бы являться составной частью такого учения.

Автор отмечает, что поэтапная мысленная реконструкция предкриминальных, криминальных и посткриминальных ситуаций: а/ способна помочь следователю в определении основных направлении расследования; б/ может быть использована в процессе доказывания; в/ позволит смоделировать действия преступника, которые он совершил до, во время и после совершения преступления; г/ позволяет проследить преступление в динамике, способствует установлению механизма совершения преступления; д/ дает возможность изучить генезис преступления и тем самым построить мысленную информационную модель расследуемого события.

Вторая глава работы "Сущность и методические основы ситуационного моделирования при расследовании преступлений"

посвящена рассмотрению вопросов понятия и сущности ситуационного моделирования, описанию методики моделирования криминальных и следственных ситуаций.

Автор понимает ситуационное моделирование как метод исследования ситуаций, включающий в себя построение модели ситуации и проведение с ней различного рода мысленных экспериментов: прогнозирования направлений ее развития и (или) "проигрывание" на ней предполагаемых решений по управлению ситуацией с целью выбора оптимального.

В диссертации подробно рассматриваются правовые основания использования ситуационного моделирования, анализируются его логические и психологические аспекты.

Дифференцируя понятия моделирование ситуации и ситуационное моделирование, диссертант отмечает, что если ситуационное моделирование рассматривать как комплексный метод познания и исследования ситуации, то моделирование ситуации выступит в качестве одного из этапов этого метода. Моделирование ситуации предполагает лишь построение модели ситуации, ее анализ, ситуационное же моделирование помимо этого, включает в себя и проведение опытов, мысленных экспериментов с моделью ситуации (например, "проигрывание" на модели предполагаемых решений и оценка их результатов). Таким образом, ситуационное моделирование - метод, эффективно обеспечивающий оптимальное достижение целей ситуационного управления.

В работе выделены также и основные критерии разделения методов ситуационного анализа и ситуационного моделирования.

Выделяя объекты ситуационного моделирования, автор отмечает, что они представлены всем многообразием изучаемых криминалистикой ситуаций. Так, в их числе навиваются: серия ситуаций криминальной деятельности, следственные.

оперативно-розыскные, экспертные и судебные ситуации. Кроме того,- указывается, что внутри каждой из них также можно выделить свои объекты моделирования, например, структуру, содержание, динамику ситуации, направления возможного ее развития, поведение в ней лиц, результаты принимаемых ими решений.

В работе рассмотрены вопросы построения информационной модели расследуемого события и описывается методика моделирования криминальных ситуаций. Как известно, на момент расследования преступление предстает перед следователем как явление прошлого, его изучение может быть осуществлено только опосредовано, в частности, с использованием моделирования как метода познания. Построить мысленную информационную модель расследуемого, события - значит постепенно выстроить в сознании картину всей системы криминальных ситуаций, разобраться в их сущности, проследить развитие, а на этой основе - уяснить механизм произошедшего. Такого рода модель хотя и не является средством доказывания, но существенно облегчает его процесс, особенно в выявлении вероятных-источников информации.

Криминальная ситуация - сложное системно-структурное образование, каждый элемент (или даже часть элемента) которого в конкретном преступлении имеет свою роль, значение, свои, взаимоотношения с другими элементами. Взаимодействие составлявших ситуацию элементов или их частей - результат проявления действия механизма преступления, который является как бы "пружиной", приводящей в действие все ситуационные компоненты, которые без этого механизма "мертвы". Если характеристику всех элементов ситуации (без механизма) можно сравнить с одномоментной фотографией ситуации, то вкупес механизмом - это уже взаимосвязанные

"кинокадры" события. Именно механизм и обуславливает развитие криминальных ситуаций, способствует их генезису, создавая из отдельных ситуаций событие в целом и его последствия.

Автор подчеркивать, что моделирование механизма преступления преступления позволяет выявить: сущность и значимость каждого структурного элемента криминальной ситуации в конкретном событии; информацию о действующих в нем лицах, о роли каждого из участников, их действиях; информацию о взаимовлиянии и взаимообусловленности элементов системы криминальных ситуаций.

Моделирование механизма преступления можно осуществить: 1) по криминалистически значимым связям всех элементов ситуации (используя типовые криминалистические

характеристики преступлений соответствующего вида); 2) по механизму следообразования посредством восстановления отдельных звеньев причинно-следственной цепи. В зависимости от исходной следственной ситуации диссертант описывает три основных способа моделирования механизма преступления: а) моделирование механизма с посткриминальной ситуацией (познание "назад", по типу "обратной развертки " события); б) моделирование с предкриминальной ситуацией; в) моделирование с собственно криминальной ситуацией.

В работе излагаются основы методики моделирования следственных ситуаций. Общую процедуру использования ситуационного моделирования автор излагает в виде следующей программы.

1 этап. Построение модели следственной ситуации (ее осознание и анализ): а) восприятие информации о ситуации; б) ее фильтрация по признакам относимости и допустимости; в) систематизация информации согласно структуры данного типа

ситуации; г) определение структурных элементов ситуации, незаполненных информацией, их заполнение; д) учет субъективных и объективных факторов, способных повлиять на динамику ситуации.

2 этап. Модельные эксперименты (типизация ситуации, выработка решения): а) обобщение ситуации посредством абстрагирования от несущественных для целей исследования признаков; б) типизация ситуации в соответствии с принятой классификацией; в) отыскание соответствующих типовых программ; в) определение ряда альтернативных решений по управлению ситуацией; г) "проигрывание" решений на модели, оценка полученных результатов; д) выбор оптимального решения из числа допустимых.

В третьейглаве "Криминалистические аспекты использования результатов ситуационного моделирования"исследуются условия и возможности этого метода для решения тактических, стратегических и дидактических криминалистических задач.

В работе аргументировано доказано, что применение ситуационного моделирования в частных методиках

расследования способствует их существенному обогащению, позволяет найти дополнительные резервы в повышении эффективности их использования. Указанные положения рассматриваются автором применительно к методике расследования умышленных убийств. Выделяются специфические особенности структуры и содержания информационной модели расследуемого убийства, рассматриваются основные пути разрешения возникающих при раскрытии и расследовании убийств типовых следственных ситуаций. Предпринята попытка типизации исходных следственных ситуаций и отмечено, что выделение такого рода групп ситуаций имеет большое научное и

практическое значение, поскольку именно они должны составлять основу разработки и построения частных методик расследования.

Исследуя специфику использования ситуационного моделирования в криминалистической тактике, автор рассматривает особенности его применения в ходе различных стадий одного и того же следственного действия. Например, одним из условий подготовки следственного действия автор называет предварительную прогностическую деятельность следователя, которая может быть успешно - осуществлена посредством построения перспективной мысленной динамической ситуационной модели, отражающей условия проведения предстоящего следственного действия, возможные в ходе его проведения ситуации, предполагаемое поведение участников, соответствующие варианты поведения самого следователя.

Такого рода предварительный "сценарий" следственного действия должен составляться на основе перспективной модели, которая, как и любая ситуационная модель, должна быть многовариантной (количество ее вариантов определяется количеством типов реально возможных ситуаций). В процессе же непосредственного хода следственного действия, в зависимости от возникновения той или иной ситуации и будет реализован соответствующий вариант ситуационной модели.

Описанные возможности, предлагаемой методики автор рассматривает применительно к допросу, в процессе проведения которого возможно возникновение самых разнообразных типов сложных следственных ситуаций. В диссертации даются подробные рекомендации по разрешению каждого типа таких ситуаций.

Ситуационное моделирование в дидактике автор рассматривает как одну из разновидностей проблемного

обучения, суть которой в общих чертах может быть сведена к выработке у студентов приемов самостоятельного мышления в решении поставленных нестереотипных задач. Этот метод позволяет сократить путь повторного "открытия" уже известных вариантов решения проблемы, способствует формированию у студентов механизма сопоставления возникающих ситуаций с типовыми.

Автор дифференцирует а) обучение студентов ситуационному подходу к анализу криминальной и криминалистической деятельности; б) использование

ситуационного моделирования как метода обучения. Выделяются и подробно анализируются используемые в учебном процессе конкретные формы ситуационного моделирования: ситуации-иллюстрации; ситуации - оценки; ситуации-упражнения, ролевые и компьютерные ситуационные игры.

В диссертации отмечается, что ситуационное моделирование может найти, свое применение и в процессе проведения учебно-методических семинаров следователей одной из форм повышения квалификации следственных работников.

В заключении подводятся основные итоги исследования, формулируются выводы, имеющие теоретическое и практическое значение.

Наши рекомендации