Базовые понятия психологии управления
Психология управления имеет свой категорийный аппарат. К основнымкатегориям (понятиям) дисциплины можно отнести: 1) управление, 2) руководство, 3) субъект и объект управления, 4) организация, 5) коллектив, 6) лидерство, 7) менеджмент.
Управление– это совокупность скоординированных мер, направленных на достижение определенной цели.
Смысл руководства, с точки зрения психологии, заключается в объединении людей для совместной деятельности путем воздействия на их внутренний мир и адекватного мотивирования. Успешное руководство достигается тогда, когда люди осознанно и умело выполняют совместную работу.
Близкой к управлению категорией является руководство. Однако данные понятия не тождественны.
Например, можно подчеркнуть то, как мы, не задумываясь, говорим: «управлять автомобилем», но никак не «руководить автомобилем». В то же время по отношению к социальным объектам можно сказать: «руководить людьми» и «управлять людьми».
Иными словами, понятие «руководство» касается лишь людей (социальных объектов), а понятие «управление» касается гораздо более широкой сферы: процессов, механизмов, технологий, систем, персонала. Исходя из сказанного, дадим следующие определения.
Руководство– это воздействие на людей для достижения определенной цели.
Руководитель– это человек, занимающийся управлением социальными, политическими или экономическими объектами.
Управление можно рассматривать как систему. В ней выделяют две подсистемы: управляющую и управляемую. Эти подсистемы теснейшим образом взаимосвязаны друг с другом. Другими словами можно сказать, что в процессе управления взаимодействуют объект и субъект. Эта схема представлена на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1 – Взаимосвязь подсистем управления
Субъект управления – это руководитель.
Объект управления– это то, кем или чем управляют: человек, организация, коллектив, партия, процесс, технология, механизм.
Субъект прямо воздействует на объект управления. Однако такое воздействие не может быть односторонним. Существует и ответное влияние, которое называют «обратная связь».
Конечно, прямое воздействие намного интенсивнее обратного. Однако встречное воздействие также присутствует. И оно необходимо. Без обратной связи управленческая система скоро начнет давать сбои, а затем и вовсе перестанет работать. То есть, руководитель не может эффективно управлять объектом, если он не имеет сведений о том, как реагирует управляемая подсистема на указания, как они выполняются.
Объекты управления, как отмечено выше, могут быть самыми разнообразными. Но даже для технологических и технических объектов важна психология управления. Ведь в этой системе всегда присутствует человек – в качестве субъекта управления. Психология руководителя процесса, технологии, механизма вполне входит в сферу интересов науки и дисциплины «Психология управления».
Однако наибольший интерес для психологии управления представляют социальные объекты: организация, коллектив, группа, отдельный человек.
Организация– это совокупность материальных объектов и сообщество людей, объединенных с профессиональной целью.
Коллектив– это сообщество людей, работающих в одной организации.
В специальной литературе весь персонал делят на «белые, серые и синие воротнички».
Белые воротнички – это работники умственного труда и руководители всех рангов: от бригадира до генерального директора.
Серые воротнички – это служащие: от повара до кассира.
Синие воротнички – это рабочие всех разрядов.
Слово организация в теории управления применяется для обозначения двух совершенно разных понятий. Первое, организация – это предприятие, фирма, компания. Второе значение, организация – это функция управления, вид управленческой деятельности (от глагола «организовывать»).
Управление в социальной сфере имеет свою специфику. Прежде всего, это связано с тем, что и объект, и субъект управления – люди. Поэтому эмоциональность прямого и интенсивность обратного воздействия, как правило, весьма высока. Взаимодействие в социальной системе управления всегда динамично, то есть оно постоянно меняется во времени. Динамика может оказаться таковой, что объект и субъект управления поменяются местами.
Особый частный случай в социальной системе управления – это совмещение объекта и субъекта в одном человеке. Такой случай называется самоуправлением.
Взаимоотношения между субъектом и объектом управления в социальной системе можно рассматривать как лидерство. Это слово произошло от английского leading – ведущий.
Лидерство– это отношение доминирования и подчинения, влияния и следования в межличностных отношениях.
Психология рассматривает классические (традиционные) и современные теории лидерства. К классическим относят три теории: личностную, поведенческую и ситуационную. Рассмотрим каждую из них.
Личностная теория лидерства определяет позиции доминирования и подчинения на основании психологического восприятия качеств субъекта и объекта управления. Лидер (субъект), по мнению окружающих (ведомых), обладает высокой волей, решительностью, уверенностью, упорством. Он подчиняет ведомых своей воле. Ведомые добровольно психологически подчиняются лидеру. Они во всем полагаются на знания, профессионализм и авторитет лидера.
Поведенческая теория лидерства связывает позиции ведущего и ведомого с активными практическими действиями первого и пассивными – второго. Ведущий определяет программу и алгоритм деятельности, распределяет обязанности, ставит задачи, организует и контролирует действия. Ведомые на основании внутреннего согласия добросовестно выполняют то, что поручено им лидером.
Ситуационная теория лидерства определяет ведущего в зависимости от ситуации, в которой осознание интересов группы вынуждает предоставить власть одному. Выбор лидера в этом случае диктуется социальной оценкой наличия у кандидата тех качеств, которые определяются сложившимися обстоятельствами. Среди
ситуационно востребованных качеств могут быть: определенные знания, опыт, наличие связей и знакомств, принадлежность к чему-либо и многое другое. Именно специфика ситуации выдвигает кандидатуру лидера. После изменения ситуации он обычно слагает с себя полномочия ведущего.
Современные теории лидерства возникли на основе развития традиционных теорий, посредством обогащения их новыми элементами. Психологи выделяют три современных теории лидерства: харизматическую, атрибутивную и преобразующую.
Харизматическая теория лидерства является развитием личностной. Она связана с явлением харизма. Это слово означает особую природную способность человека воздействовать на других людей, увлекать их, вести за собой. Харизматический лидер обладает влиянием, основанном на доверии, уважении, симпатии, а не на логике и рассудительности. Ведомые внутренне убеждены, что принятый ими ведущий обладает всеми необходимыми для лидера знаниями и личными качествами. А самое главное, что это человек достойный и ответственный.
Обычно харизма как свойство личности сопровождается высокими интеллектуальными и нравственными качествами. Примеров тому в истории множество: мать Тереза, Махатма Ганди, Андрей Сахаров и другие. Однако харизма, как природное свойство, может быть дана и человеку недостойному, и даже античеловечному. Достаточно вспомнить Адольфа Гитлера, Иосифа Сталина и других диктаторов.
Атрибутивная теория лидерства связана с развитием поведенческой теории. Она основана на причинно-следственных связях важных событий. Иными словами, на взаимосвязи того, что произошло, с тем, что послужило причиной происшедшему. Такую связь рассматривает теория атрибуции. По факту события (следствию) определяется причина, которая затем корректируется с целью получения нового следствия (события).
Лидер субъективно, на основании своих знаний и опыта, устанавливает причины событий, связывает их с мотивами и действиями ведомых, дает им свои оценки. На этом основании лидер изменяет (корректирует) свое отношение к ведомым, высказывает им поддержку или недовольство, корректирует задания.
В атрибутивном лидерстве многое зависит от ведущего, его умения правильно оценивать ситуацию. При правильном установлении ведущим причинно-следственных связей, атрибутивное лидерство может оказаться очень эффективным. Оно может успешно корректировать действия группы или коллектива.
Однако возможны и неадекватные оценки атрибутов со стороны лидера, ошибочное понимание им причинно-следственных связей. В этом случае ошибки негативно отразятся на психологическом настрое и действиях ведомых. Лидерство же в такой ситуации может оказаться не только неэффективным, но и ошибочным.
Преобразующая (реформирующая) теория лидерства является развитием ситуационной теории. Она строится на том, что правильная оценка ситуации является недостаточной. Надо еще перевести эту оценку в план (алгоритм) действий.
Придумать и успешно реализовать план преобразований способен лидер-реформатор. Лидер выстраивает алгоритм деятельности, разъясняет, побуждает у ведомых энтузиазмом, ставит перед ними задачи. Ведомые при этом рассчитывают на знания и опыт ведущего (лидера).
Преобразующее лидерство уместно в условиях инновационной (обновляющей, реинжениринговой, реструктуризационной) деятельности. Оно может быть весьма эффективным, если инновации (реформы) актуальны и хорошо подготовлены психологически и материально. Если же осуществляются реформы «для проформы», как дань моде, а не как реальная востребованность, если они плохо подготовлены, то такое преобразующее лидерство может принести лишь отрицательные результаты.
Многие психологи считают, что в истории социальными примерами наибольших преобразований являются революции. При этом, даже в случаях положительной исторической оценки революции, для современников она несет немало зла и горя. Так, народная китайская мудрость гласит: «Не дай вам Бог жить в эпоху революций и иных крупных потрясений».
В каждой современной теории лидерства сложилось свое внутреннее отношение ведомых к ведущему (лидеру). Это психологическое отношение в образной форме представлено в таблице 1.1.
Таблица 1.1 – Отношение ведомых к лидеру
Теория | Отношение |
1. Харизматическая 2. Атрибутивная 3. Преобразующая | Люблю – обожаю Признаю – подчиняюсь Уважаю – рассчитываю |
Особую роль лидерство играет в политической сфере. Увлечь какими-либо социально важными идеями, повести за собой массы людей – это особое искусство. Наиболее видных политических лидеров в истории нередко называли вождями.
В отечественную жизнь и науку с 1990-х годов прочно вошло понятие менеджмент. В переводе с английского слово management означает управление. Хотя в понятийном арсенале русского языка это не совсем точный перевод.
У большинства российских и отечественных авторов в интерпретации сути менеджмента произошло разделение категорий «управление» и «менеджмент». Управление отнесено к сфере государственной деятельности и политики. За менеджментом же закрепились сферы экономики, производства, финансов, социальной жизни. Исходя из этого, дадим определение менеджменту.
Менеджмент – это управление в социально-экономической, производственной и финансовой сферах.
Менеджер – это человек, профессионально занимающийся управлением социально-экономическими и производственными процессами.
В данном определении социально-экономические и производственные процессы надо понимать расширенно. К указанным явлениям относят рекламу и PR, финансы и торговлю.
Каждая категория (понятие) управления имеет свои конкретные сферы применения. Эти сферы (социальные, политические и технологические процессы, технические системы) представлены в таблице 1.2.
Анализируя сферы применения категорий управления, можно увидеть, что наиболее широко используются понятия «управление» и «менеджмент». Часто их воспринимают как идентичные, но они отличаются, по крайней мере, в сфере политики. Однако следует отметить, что в западной теории и практике принят несколько иной подход – существует и политический менеджмент.
Таблица 1.2 – Сферы применения категорий управления
Сфера применения | Управление | Руководство | Лидерство | Менеджмент |
1. Социальные процессы (люди) 2. Политические процессы (власть) 3. Технологические процессы (производство) 4. Технические системы (машины) | + + + + | + | + + | + + + |
В сфере управления людьми, в том числе в политике, а также в профессиональной деятельности используется еще одно понятие – администрирование. Администратором называют человека, который осуществляет профессиональное управление людьми, либо выполняет определенные организаторские функции.
Например, модель политического устройства США такова, что правительство страны называют «Администрацией США». Это связано с тем, что в США совмещены функции правительства и администрации Президента. В подавляющем большинстве других стран эти функции разделены.
Администрирование – управление профессиональной деятельностью подчиненных.
Исторически сложилось так, что взаимоотношения «начальник – подчиненный» превратились в острейшую социальную проблему. Эти взаимоотношения ярко отражены в фольклоре – от реального исторического, до анекдотического.
Так, в наставлении российским чиновникам времен Екатерины II указано: «Подчиненный должен всегда вид иметь молодцеватый и придурковатый, дабы умным видом своим не смущать начальствующее лицо».
Итак, к основным категориям психологии управления относятся: управление, руководство, менеджмент, лидерство, администрирование, субъект и объект управления, организация, коллектив.