Самостоятельная внеаудиторная работа по теме

№ п/п Вид самостоятельной работы Форма самостоятельной работы Срок сдачи Форма отчётности
1. Общая Работа с учебной, научной, научно-популярной литературой и конспектом лекций Текущее занятие, рубежная аттестация Конспект
2. Групповая составление сравнительного анализа достоинств и недостатков прямого и косвенного шкалирования Часы индивидуальных консультаций по предмету, семинарское занятие Сравнительный анализ достоинств и недостатков прямого и косвенного шкалирования
3. Индивидуальная Написание эссе, подготовка электронной презентации по вопросам темы, решение проблемных задач Часы индивидуальных консультаций по предмету, семинарское занятие, рубежная аттестация эссе, решения задач, электронные презентации

Вопросы и задания для самостоятельного изучения

1. Особенности статистической обработки данных экспериментального исследования (параметрические и непараметрические критерии и коэффициенты корреляции).

2. Методы психофизического шкалирования.

3.Систематика методов психофизического шкалирования.

4. Методы объективного шкалирования.

5. Методы построения шкал суждения.

6. Методы интервального шкалирования.

7. Методы субъективного шкалирования.

Форма текущего контроля:

1.Устный опрос, тестирование.

2.Проверка конспектов, эссе и отчетов по практическим заданиям.

Материалы текущего контроля

Примерные вопросы для устного опроса:

1.Какие основные типы шкал используются в психологическом эксперименте?

2. В каких случаях применяется шкалограммный анализ?

3. Раскройте особенности прямых методов психологического измерения.

4. В чем состоит преимущество косвенных методов по отношению к прямым в психологических исследованиях?

Вопросы для тестирования

1. Понятие «измерительная шкала» ввел в научный оборот:

а) Стенли Стивенс;

б) Курт Левин;

в) Ришар Мейли;

г) Гордон Оллпорт.

2. Непосредственное получение «сырых» результатов, непосредственных реакций, регистрируемых в процессе измерения-эксперимента, т.е. эмпирическая процедура получения результатов – это:

а) измерение в широком смысле;

б) измерение в узком смысле;

в) шкалирование в широком смысле;

г) шкалирование в узком смысле.

3.Шкала, классифицирующая по названию, – это:

а) номинальная шкала;

б) порядковая шкала;

в) интервальная шкала;

г) шкала равных отношений.

4. Шкала, классифицирующая объекты или субъекты пропорционально степени выраженности измеряемого свойства, – это:

а) номинальная шкала;

б) порядковая шкала;

в) интервальная шкала;

г) шкала равных отношений.

5. Шкала, классифицирующая по принципу «больше на определенное количество единиц – меньше на определенное количество единиц» – это:

а) номинальная шкала;

б) порядковая шкала;

в) интервальная шкала;

г) шкала равных отношений.

6. Шкала, классифицирующая по принципу «больше – меньше», – это:

а) номинальная шкала;

б) порядковая шкала;

в) интервальная шкала;

г) шкала равных отношений.

7. Метод измерения и оценки психологических характеристик человека с помощью специальных техник, достоинством которых яется возможность охвата большого количества испытуемых за сравнительно короткий срок, – это

а) психологическое тестирование;

б) психологическое моделирование;

в) психологическое ранжирование;

г) психологическое шкалирование.

8. Для какой из следующих шкал измерений приведен правильный пример?

а) интервальная шкала – номера домов на улицах;

б) шкала отношений – температура в градусах Цельсия;

в) номинальная шкала – как долго младенцы смотрят на новый стимул;

г) порядковая шкала – студенты колледжа решили, что профессор Х самый строгий, профессор Y второй после него, и т. д.

Эссе

1.Охарактеризуйте основные различия между описательной статистикой и статистикой вывода.

2. Опишите различия между средним арифметическим, медианой и модой и покажите, в каких случаях медиана лучше описывает общую тенденцию, чем среднее арифметическое.

3. Опишите суть метода стебля и листа и объясните, почему он иногда больше подходит для отображения набора оценок, чем гистограмма.

4.Опишите суть проверки гипотезы и объясните различия между ошибками 1-го и 2-го рода.

Практические упражнения

Для каждого из приведенных ниже исследований определите, какая шкала измерений была использована при измерении характеристик поведения.

1. Исследователь А. хочет выяснить, по каким предметам дети республиканцев и дети демократов больше успевают, точным, гуманитарным или экономическим.

2. В эксперименте решили выяснить, действительно ли крысы, изучившие один лабиринт, изучат второй быстрее, чем необученные.

3. Исследователь предполагает, что дети оценят цветные телевизионные программы выше, чем черно-белые, а у взрослых цвет не повлияет на оценку.

4. Экспериментатор, изучая готовность людей помогать окружающим, предполагает, что она зависит от погоды – вероятность оказания помощи в солнечный день выше, чем в пасмурный.

Раздел 3. Психологические гипотезы и теоретические реконструк­ции в рамках экспериментального метода

Наши рекомендации