Языковая личность, творческая личность как базовые понятия филологии, стимулирующие разработку категории homo loquens
Лекция. Homo Loquens как объект филологии
Языковая личность, творческая личность как базовые понятия филологии, стимулирующие разработку категории homo loquens.
В каждую историческую эпоху возникает совокупность условий — материальных, социальных, духовных, — определяющих социальный тип человека и характер его творческой деятельности в обществе. Чтобы понять проблему личности целостно, необходимо обратиться к проблеме генезиса формирования личностных особенностей человека и его творческой деятельности. Прежде всего, возникает вопрос — когда рождается личность? Как процесс творческой деятельности влияет на саморазвитие и самосовершенствование личности? Для отображения разных аспектов многогранной человеческой личности используются разные качественные характеристики. Это такие понятия, как «человек», «индивид», «индивидуум», «индивидуальность», «творческая индивидуальность», «личность», «творческая личность». Рассмотрим эти понятия более подробно.
Первым понятием, из которого следует начинать изучение проблемы личности, есть человеческая особь-основатель — это наименьшая неделимая единица биологического вида, которая склонна к воздействию факторов эволюции. Организм-пионер будущего человека дает начало развития популяции организма, способного к размножению, который своей жизнедеятельностью готовит среду для образования сообщества или для вселения организмов других видов. Человек как особь является элементарной единицей живого существа, реальным носителем жизни. Русский эквивалент термина — индивид, со всеми своими симбионтами, принимает участие в функционировании биосферы и в эволюционном процессе как отдельное целое. Как представитель живого, он одновременно входит в состав других консорций, что обеспечивает единство жизни на Земле.
Дальше идет «индивид» (от лат. Individuum — неделимое). Это понятие является смысловым мостиком от биологического (человек) к социальному (индивидуальность, личность). Под понятием «индивид» понимают отдельно взятого представителя человеческого рода, носителя какого-нибудь единичного качества. Индивид — это человек на начальном этапе своего развития, характерной особенностью которого есть освоение примитивной работы.
Дальше с развитием мозга как органа познания индивид трансформируется в индивидуум («индивид»+«ум»), характерной особенностью которого является развитие его на личностно-семейном уровне качествам исполнителя через повторяемость процессов — тиражирование при делении трудовой деятельности на разные виды. Индивидуум формирует способность принимать новую информацию для совершенствования своей практической деятельности через создание систем начального интеллектуального профессионализма (ремесленник).
С развитием мышления индивидуум в процессе социальной деятельности трансформируется в «индивидуальность» «индивид»+«дуальность»: наличие двух противоположных начал — материального и духовного), что выражает уникальную своеобразность человека, определяет форму преодоления индивидуумом своей «атомарности», трансформирование общественного бытия в форму самореализации человека и самоактуализации личности. Характерной особенностью индивидуальности есть развитие ее на личностно-коллективном уровне. Само понятие «индивидуальность» обозначает совокупность свойств, способностей, особенностей и опыта, которые отличают данного индивидуума от многих других. Эта неповторимость зависит от жизненной позиции индивидуальности, характера ее деятельности и уровня оригинальности. В индивидуальности есть что-то свое, присущее только ей. Она занята своим «мое»: мой характер, моя раса, мое творчество, мой гений. Стало быть, для человека характерно утверждение: «Я – есть», а для «индивидуальности» — «Я – такая».
В процессе жизнедеятельности у индивидуальности формируется способность создавать системы высокого профессионализма и руководить ими. Этот этап развития характерен появлением творческой индивидуальности, способной динамично творчески учиться в узком спектре профессионализма на личностно-общественном уровне. Это интеллектуал, который в узком спектре интереса интуитивно обнаруживает способность к активной переработке информации и целенаправленному движению, к генерации новизны в своей творческой деятельности через наработку самостоятельности и системности.
Следующая более высокая степень характеристики общественных свойств человека – «личность». Понятие личности выражает целостность стойких свойств и качеств творческой индивидуальности. Личность — это высочайшая степень духовного развития человека, которая представляет собой стойкую совокупность социально-значащих качеств, которые характеризуют индивидуальность как уникальную субъективность, способную осваивать и изменять мир. Личность — это человек, который находится на определенной ступени исторического развития. Иначе говоря, каждая личность — человек, но не каждый человек является личностью. Человеческим индивидом рождаются, а личностью становятся. В отличие от индивида, индивидуума и индивидуальности, сущность которых формируется преимущественно на основе биологической природы человека, сущность личности опирается главным образом на ее духовные и социальные качества. Понятие «личность» включает в себя совокупность всех социальных ролей данного человека, всего общественного отношения, важнейшими среди которых есть отношение к общественному долгу, а также к установкам общественной морали. Личность допускает ту или другую степень автономности и воли человека в своих действиях и персональную «личностную» ответственность за них. Таким образом, личности нет вне самореализации индивидуума, проявления им своей неповторимой индивидуальности, т.е. личность — это развитая творческая индивидуальность. Вместе с тем, свойства личности не сводятся к ее индивидуальным особенностям. Личность тем значительнее, чем больше в ее индивидуальном преломлении представлено общих, общечеловеческих характеристик. Индивидуальные свойства личности — это не то самое, что личностные свойства индивидуальности, т.е. свойства, которые характеризуют ее как личность. Творческая деятельность личности находится в зоне управления на личностно-общественном уровне. Она имеет интегральный тип мышления с развитой интуицией.
Соответственно концепции У. Маслоу, личность отличается реалистическими ориентациями и целеустремленностью, воспринимает себя, других и мир такими, какие они есть. Она сосредоточена на решении конкретных проблем, а не на самой себе; ведет себя непосредственно и независимо; имеет большой запас творческой энергии. Это «самоактуализированная» личность. Личность, как целостная система, подвижна и динамична. Она изменяется, развивается под влиянием развития общества, социальной среды. Развитием для нее есть постоянное расширение сознания и духовное обогащение человеческой личности, связанное с совершенствованием способностей, развитием нужд, с развитием общественного отношения, техническим и духовным прогрессом. Психолог С.Л. Рубинштейн трактовал жизненный путь личности не только как движение вперед, но и движение вверх, к высшим, более совершенным формам и лучшим проявлениям человеческой сущности; завершение жизни — достижение не старости, упадка и смерти, а достижение личностного совершенства.
В основе гуманистической идеологии лежат представления о человеке как о творческой личности, которая свободно делает свой ответственный выбор среди предоставленных возможностей, адекватно отвечает на вызов социокультурной среды. Творческая личность познает мир через раскрытие своего творческого начала — внутренний человеческий психологический фактор, который имеет неограниченные физические, психологические и интеллектуальные возможности. Подобная творческая личность способна выходить за пределы своего пространства, в котором она познает мир на основании интегрального живого мышления и интуиции. Тем самым творческая личность, реализуя свою сущность, «обречена» на постоянное самосовершенствование своих личностных качеств и новых видов творческой деятельности (беспрерывное становление) как условие ее полноценного бытия в социуме и культуре. Замечательный советский психолог Л. Выготский считал, что для того, чтобы понять внутренние психические процессы творческой личности, надо выйти за пределы организма и искать объяснение в отношениях этого организма с общественной средой. Между тем, творческая личность — это гений, как высшая степень развития человека и человечества. Она — от Бога. Ее назначение — выполнение миссии, т.е. необходимо найти синтетический баланс между материальным и духовным в понимании личности.
Индивидуум только в том случае становится индивидуальностью с развитием в творческую индивидуальность, личность и творческую личность, если он задействован в общественном отношении через деятельность. Поэтому все эти понятия желательно раскрывать через их деятельность, поскольку именно она представляет собой основу их формирования.
Человек становится творческой личностью в ходе своего индивидуального развития и совершенствования качеств своего сознания путем усвоения опыта и ценностных ориентаций общества, в котором он живет, и это становление и развитие для него является важнейшей проблемой. Духовность личности представляет собой тот невиданный стрежень, ядро нашего «Я», на котором базируется вся ее структура. Это внутренние духовные состояния, которые ориентируют направленность личности на определенные гуманистические ценности и идеалы. Духовность человека не является чем-то внешним, ее можно приобрести только через формирование в себе внутренних духовных качеств планетарного уровня. Вот почему уровень развития личности является показателем уровня развития общества.
На наш взгляд, в соотношении понятий «человек», «индивид», «индивидуум», «индивидуальность», «творческая индивидуальность», «личность» и «творческая личность» следует видеть своеобразные ступени выделения человеком себя из природы (схема 1). Это разные этапы становления человека как субъекта деятельности, разные ступени развития его общественно-исторической сущности. Итак, творческая личность — это индивид, который в своей общественно-исторической деятельной сущности развит до уровня субъекта исторического творчества.
Схема. Соотношение содержания понятий «человек», «индивид», «индивидуум», «индивидуальность», «творческая индивидуальность», «личность», «творческая личность»