Трехфакторная модель Ганса Айзенка
Психолог Ганс Айзенк разработал свою модель в 1947 году независимо от других теорий личности, но доработал ее лишь в конце 1970‑х. Его модель основывается на трех универсальных личностных измерениях.
1. Интроверсия/экстраверсия. Интроверт направляет свое внимание на внутренний опыт и переживания, вследствие чего он более спокоен и сдержан. Внимание экстраверта направлено вовне, на окружающий мир, поэтому экстраверты более открыты и общительны.
2. Невротизм. Это качество характеризует склонность к лабильности эмоциональных реакций, то есть насколько легко его расстроить, рассердить, лишить душевного равновесия. Эмоционально стабильному человеку свойственно постоянство.
3. Психотизм. Люди с высоким уровнем психотизма часто проявляют враждебность и асоциальные наклонности. Они стараются манипулировать окружающими, и им трудно справляться с жизненными неурядицами.
Большая пятерка» качеств личности
Современные ученые, разрабатывающие теории личности, сходятся во мнении, что в теории Кэттела используется слишком много черт личности, а в модели Айзенка, напротив, недостаточно. Многие из них придерживаются мнения, что есть пять основных личностных черт, и любая личность определяется, прежде всего, их соотношением.
1. Экстраверсия – интроверсия – уровень социализации личности.
2. Конформность – податливость реальному или воображаемому давлению, определяющая поведение человека.
3. Добросовестность – уровень самоорганизации, самодисциплины, рассудительности личности.
4. Невротизм – уровень эмоциональной стабильности.
5. Открытость – уровень воображения и креативности, широта интересов.
Современные теории личности подходят к изучению своего основного вопроса с самых разных точек зрения, но все их объединяет одна идея: личность человека – чрезвычайно важный объект исследований. Личностные качества в основном остаются неизменными на протяжении всей жизни индивида и в значительной мере определяют, как он мыслит, чувствует и ведет себя.
Теории лидерства
Что нужно, чтобы стать лидером
В начале XX века, когда Великая депрессия и Вторая мировая война заставили человечество всерьез задуматься, что делает человека лидером, в мире психологии возник большой интерес к этой теме. Большинство ранних теорий было сосредоточено на том, какие качества делают людей лидерами или их последователями, но позже ученые сфокусировались на навыках и ситуационных факторах. Существует много теорий лидерства, но все их можно поделить на восемь основных типов.
Теория великого человека
В основе теории великого человека лежит идея, что способность к лидерству представляет собой врожденное качество, что великими лидерами рождаются, а не становятся.
Первым такое предположение сделал британский историк и философ Томас Карлейль. В XIX столетии, когда идеи этого ученого находились на пике популярности, многие считали, что его правоту подтверждает сама жизнь таких великих людей, как Махатма Ганди, Авраам Линкольн, Александр Македонский и Юлий Цезарь.
Теория обстоятельств
Согласно этой теории, лидерские способности обусловлены факторами обстоятельств, к которым относятся стиль лидерства, выбираемый в конкретном случае, поведение и способности его последователей и многое другое. Нет универсального стиля лидерства, одинаково эффективного во всех ситуациях; в определенных обстоятельствах один стиль управления подходит больше остальных. Следовательно, лидеры, успешные в одной контекстуальной среде, могут потерпеть полный крах в другой.
Теория личностных черт
Эта теория подобна теории великого человека: обе основываются на предположении, что некоторые люди от природы наделены определенными качествами, делающими их более подходящими для лидерства. Придерживающиеся такого мнения психологи в основном пытаются выявить особенности личности или поведенческие характеристики, общие для всех лидеров.
Одна из проблем этой теории обнаруживается при поиске ответа на вопрос: почему люди, явно обладающие нужными качествами, далеко не всегда становятся лидерами, и почему люди с практически одинаковыми качествами характера становятся либо эффективными лидерами, либо последователями, а некоторые даже совсем не преуспевают в искусстве управления?
Ситуационные теории
Ситуационные теории основываются на идее, что лидеры выбирают наилучший образ действий в зависимости от конкретных условий. Разные ситуации требуют разных стилей лидерства, и, выбирая тот или иной стиль, нужно учитывать обстоятельства. К главным ситуационным факторам относят способности последователей и мотивацию лидера. Кроме того, следует включить в этот ряд восприятие лидером ситуации и своих последователей, а также его настроение и самовосприятие. Все это в значительной мере влияет на дальнейшие действия и поступки лидера.