Этические проблемы взаимоотношений между социальными службами, социальным работником и клиентом
Институт социальной работы - сложный, многоликий, быстро развивающийся, приумножающий свои клетки и органы организм. В Республике Беларусь уже сегодня насчитывается около двух тысяч организаций, в которых оказываются те или другие виды социальных услуг. Быстрота создания этих структур обусловлена с одной стороны нарастанием социальной незащищенности населения в условиях перехода к новым формам хозяйствования, а с другой - тем, что народ увидел в социальных службах некий ключ, некое средство защиты от стихии рынка и других проблем, усложняющих жизнедеятельность человека.
Никакие законы не успеют за этим ростом и развитием социальных институтов. В то же время они не могут развиваться бесконтрольно. И если существуют этические требования и кодексы чести социальных работников, не менее важны и механизмы этического регулирования процессов создания и взаимодействия между социальными службами. Такое регулирование необходимо, как между государственными, так и негосударственными службами, а также внутри секторов, т.е. между службами государственного и негосударственного секторов общества.
Потребности клиентов и потребности социальных работников исходят от единой социальной основы устройства общества, а, следовательно, весьма близки и сходны как по природе, так и по содержанию.
Социальные службы со своими интересами и интересы тех, кого они призваны защищать, находятся как бы на двух чашах весов. Этические регулятивы социальных служб и нужны для того, чтобы эти чаши весов были разумно уравновешены, чтобы польза чаши специалистов уравновешивалась и пополнялась социальным благом чаши народа.
Нельзя упускать из виду, что социальные судьбы многочисленных клиентов и социальных групп населения могут теряться, как бы тонуть в море не менее многочисленных социальных проблем общества в целом. Социальных работников подстерегает опасность соблазна решать человеческие проблемы огулом. Но это похоже на идею сохранения леса, за которым не видно отдельных деревьев. В социальной работе есть конкретный клиент, человек. Задача социальной службы состоит в организации работы на конечный результат. А он в том, чтобы сегодняшний клиент перестал быть таковым. Этические аспекты социальных служб и нацелены на то, чтобы дойти до решения индивидуальных потребностей клиента без ущерба для других клиентов и самих социальных служб.
Если социальные службы в общении с другими службами поставить в замкнутые рамки, например, закрыть их проблемы внутри, как проблемы завода ограждены проходной, то вряд ли удастся социальным службам полноценно решать проблемы клиентов, ибо они весьма многообразны и многолики - это и работа, и образование, и квалификация, и служебная карьера, и семья, и школа, и личные интересы, и родственники и друзья и т.д.
Замкнутость социальных служб неизбежно приведет их к падению престижа и самовырождению. Поэтому важно им дать не только государственные законы и инструкции к должностям отдельных работников, а не менее важны нравственные законы их функционирования.
В отличие от инструкций и общепринятых законов, которые несут внешнее повеление к действиям, этические законы регулируют поведение членов службы изнутри, притом на принципах также внутренне воспринимаемых и одобряемых широкими слоями клиентов. Это позволяет работникам и клиентам идти навстречу друг к другу, помогать друг другу, превращать клиентов в помощников.
Выбор форм и направлений развития социальной работы, особенно на начальном этапе становления ее как профессиональной деятельности, требует особенного внимания к привлечению этических регулятивов.
Связано это с тем, что бум в развитии социальной работы совпадает с обострением социальных проблем, инициируемых разделением общества на богатых и бедных.
Пока социальные службы прочно не встали на ноги, они сами вынуждены искать средства к существованию. Неизбежно развитие платных видов социальных услуг. Однако оплатить их могут люди состоятельные. При этом оказывается, что интересы более состоятельной части общества и появляющихся социальных служб смыкаются. Чем человек беднее, тем меньше у него шансов на активное воздействие в выплывании из сложной жизненной ситуации. Подобная угроза будет подрывать не только уровень социальной защиты, но и престиж социальной работы в обществе. Вместо развития широкой сети услуг для всех нуждающихся слоев может появиться сеть элитарных социальных услуг, потребителями которых будет незначительная часть общества. Пока не выработаны нормативные и законодательные регулятивы, таковыми должны быть этические принципы, которые должны подтолкнуть к созданию социально справедливых форм социальной защиты.