Тест-опросник 16ЛФ (16 личностных факторов) Р.Кеттела

Глава IY. Личностная диагностика

Психодиагностика является составной частью деятельности практического психолога. В конкретных ситуациях работы с ис­пытуемыми психолог выступает как пользователь психодиагно­стических методик. Для пользователя важно.что: психодиагно­стическое обследование проводится только в соответствии с пси­ходиагностической задачей, само по себе изучение психического феномена и получение тестовых баллов является ценным для учеб­ной работы студентов.

В практике проведения психологического обследования диаг­ност обязан соблюдать следующие этические принципы:

1) конфиденциальность; (в сохранении тайны)

2) не нанесение ущерба; (в охране прав личности)

3) беспристрастность в изучении личности и сообщении ре­зультатов.

Основная задача психодиагностики — определение самого уз­кого места проблемы, вскрытие сути этой проблемы. Или, други­ми словами, постановка диагноза. При этом психодиагностиче­ский инструментарий должен соответствовать всем психометриче­ским требованиям.

Психодиагностика базируется на основных положениях теории личности. А поскольку последняя содержит многообразие подхо­дов, то это, безусловно, находит отражение в авторских концеп­циях методик. В пособии сначала предусмотрено изложение универсальных методик, описывающих личность «глобально», по широкому спектру качеств. Методики этого уровня требуют про­фессиональной подготовки диагноста, они отличаются сложно­стью интерпретации и невозможна работа с ними без фундамен­тальной психологической подготовки.

Врач-рентгенолог, получив рентгеновский снимок, способен давать заключение о здоровье пациента. Он может отличить здо­ровые органы на снимке от пораженных заболеванием. По-видимому, в практике медицинского обследования существует не­кий снимок — образец здоровых органов, с которым можно соот­носить все другие случаи на снимках. Вероятно, и в ходе медицин­ского обследования все не так просто, но так же непросто и в пси­ходиагностическом обследовании.

Как получить «снимок» личности? Что принять за «снимок-образец»? Если делается снимок легких, то врач опирается на зна­ние о строении этого органа. Он знает описание этого органа, он изучал его схематическое строение, в конце концов, он просто ви­дел его в анатомическом зале. Такой конкретики нет у психоди­агноста.

Предметом личностной психодиагностики чаще всего стано­вятся черты личности, список которых может быть бесконечным. Трудность заключается в том, где поставить точку. Однако мно­гие авторы пошли этим путем, выделяя и классифицируя опреде­ленные черты личности.

Тест-опросник 16ЛФ (16 личностных факторов) Р.Кеттела

Впервые опубликован Р. Кэттеллом в 1950 г., последнее пере­работанное издание вышло в 1970 г.

Предмет психодиагностики - 16 факторов личности, выделен­ных на основе исследования черт.

Материал - разработаны 2 основные эквивалентные формы оп­росника (А и В) по 187 вопросов (для обследования взрослых лю­дей с образованием не ниже 8-9 классов).

Методика 16-ти личностных факторов является анкетным тес­том, полученным в результате 20-летней работы по факторному анализу нормальной и клинической групп.

Методика содержит 187 утверждений, касающихся различных свойств личности, установок и интересов обследуемого, который по каждому утверждению выбирает один из трех возможных отве­тов и отмечает его на регистрационном бланке.

Методика 16PF позволяет получить достаточно полную психо­логическую структуру личности, результаты представлены в виде 16 независимых факторов, которые можно объединить в 4 общих (но менее специфичных) фактора.

В 16 PF по 3 «буферных» вопроса и от 20 до 26 вопросов, отно­сящихся к каждому из измеряемых факторов. Испытуемому пред­лагают занести в регистрационный бланк один из вариантов от­вета на вопрос «да», «нет», «не знаю» ( или «а», «в» «с»). При этом он предупреждается о том, чтобы ответов «не знаю» было как можно меньше. Данные: коэффициент надежности шкал-факторов, определен­ных путем расщепления, находится в пределах 0,70-0,91. Коэффи­циент надежности ретестовой через двухнедельный промежуток — 0,36-0,73.

Форма А

Инструкция

В этой брошюре содержатся вопросы, цель которых — выяс­нить Ваши взгляды и интересы. «Правильных» или «неправильных» ответов нет, т.к. каждый имеет право на собст­венное мнение. Чтобы по Вашим ответам можно было дать Вам полезный совет, отвечайте точно и правдиво.

Сначала на специальном бланке напишите свою фамилию и другие сведения о себе. Отвечая на каждый вопрос, вы можете выбрать один из трех предложенных вариантов ответов. Номер ответа на бланке должен соответствовать номеру вопроса. Если Вы выбрали ответ «а»,то перечеркните крестиком левый квадра­тик, если выбрали ответ «в» — средний квадратик, если Вы вы­брали ответ «с» - то правый квадратик бланка ответов.

Отвечая, помните о следующих простых правилах: вопросы брались короткие, чтобы в них содержались все необходимые под­робности. Представляйте типичные ситуации, не задумывайтесь над деталями. Не тратьте время на раздумья, давайте первый есте­ственный ответ, который приходит в голову. Старайтесь отвечать на несколько вопросов в минуту, тогда Вы выполните всю работу примерно за 35 минут. Старайтесь избегать промежуточных, «неопределенных» ответов, кроме тех случаев, когда ответить оп­ределенно действительно невозможно (не более строго «неопределенного» ответа на 5-6 вопросов).

Не пропускайте ничего, обязательно отвечайте подряд на каж­дый вопрос. Возможно, некоторые вопросы Вам трудно будет от­нести к себе, постарайтесь дать наиболее подходящий предполо­жительный ответ. Помните, что «плохих» и «хороших» ответов быть не может. Не старайтесь произвести своими ответами благо­приятное впечатление. Свободно излагайте свое собственное мне­ние.

Вопросник

Проведение обследования и обработка результатов

Методика 16PF проводится по тем же правилам, что и методи­ка многостороннего исследования личности.

Инструкция указывается в тестовой брошюре.

Ответ на каждое утверждение дает 0,1,2 балла, за исключением фактора В, где ответ оценивается либо 0 очков (неправильно), ли­бо 1 очко (правильно). Балл по каждому утверждению увеличива­ет общую сумму только по одному фактору.

Ручная обработка регистрационного бланка проводится с по­мощью двух шаблонных ключей: один охватывает факторы А, С, F, H, L, N, Q, Q3, а второй — факторы В, Е, С, I, M, О, Q2, Q4. Пе­ред использованием шаблонов экспериментатор должен убедиться в правильности заполнения регистрационного бланка (могут за­полнены два из 3-х возможных ответов, ответ может отсутство­вать). Для получения «сырых» результатов шаблоны по очереди на­кладываются на лист ответов и подсчитывается общее количество ответов (отметок), видимых через отверстия ключа, по тому или иному фактору; причем каждый ответ оценивается в соответствии с числом, стоящим радом с отверстием.

Баллы складываются по каждому фактору, и их сумма вносится в соответствующую графу регистрационного бланка.

Далее «сырые» результаты переводятся в систему, которая ус­танавливает связь между результатом обследуемого и результата­ми, полученными в популяции. Таблицы стандартизации позво­ляют перевести «сырые» результаты в стены (термин происходит от «стандартной десятки»). Балл в стенах распределяется по деся­ти точкам, расположенным на равных интервалах друг от друга (предполагается, что распределение нормальное) от 1 до 10, со средним показателем 5,5 стена.

Стены 5 и 6 считаются средними, 4 и 7 — слегка отклоняющи­мися (соответственно ниже или выше); 2.3.8.9 — сильно откло­няющимися, а 1 и 10 — крайними случаями. Таким образом, ре­зультат в стенах показывает положение обследуемого по отноше­нию к определенной популяции, на которой основана стандарти­зация теста.

Для превращения «сырых» результатов в стены необходимо в таблице стандартизации найти сырой результат по каждому фак­тору на соответствующей строке и над ним прочесть балл в сте­нах.

16 первичных факторов можно обработать так, чтобы полу­чить 4 комплексных фактора второго порядка:

I. Адаптивность — приспособленность — тревога.

II. Интраверсия — экстраверсия.

III. Эмоциональная неустойчивость — уравновешенность.

IV. Подчиненность — независимость.

Факторы второго порядка получают из первичных факторов по следующим формулам:

ФАКТОР1 = (38 + 2L + 3O + 4Q4) - (2С + 2Н + 2Q3) : 10

ФАКТОР2 = (2 A + 3E + 4F + 5Н) - (2Q2 +11) : 10

ФАКТОРЗ = (77 + 2C + 2E + 2F + 2N)-(4A + 6I + 2M) : 10

ФАКТОР4 = (4Е + 3М + 4Q1 + 4Q2) - (ЗА + 2С) : 10

В приведенных формулах числовое значение факторов в стенах умножается на соответствующий коэффициент, а к сумме прибав­ляется константа (для того, чтобы привести стен к цифре 5,5 — средний для всех шкал стенов).

Наши рекомендации