Тест-опросник 16ЛФ (16 личностных факторов) Р.Кеттела
Глава IY. Личностная диагностика
Психодиагностика является составной частью деятельности практического психолога. В конкретных ситуациях работы с испытуемыми психолог выступает как пользователь психодиагностических методик. Для пользователя важно.что: психодиагностическое обследование проводится только в соответствии с психодиагностической задачей, само по себе изучение психического феномена и получение тестовых баллов является ценным для учебной работы студентов.
В практике проведения психологического обследования диагност обязан соблюдать следующие этические принципы:
1) конфиденциальность; (в сохранении тайны)
2) не нанесение ущерба; (в охране прав личности)
3) беспристрастность в изучении личности и сообщении результатов.
Основная задача психодиагностики — определение самого узкого места проблемы, вскрытие сути этой проблемы. Или, другими словами, постановка диагноза. При этом психодиагностический инструментарий должен соответствовать всем психометрическим требованиям.
Психодиагностика базируется на основных положениях теории личности. А поскольку последняя содержит многообразие подходов, то это, безусловно, находит отражение в авторских концепциях методик. В пособии сначала предусмотрено изложение универсальных методик, описывающих личность «глобально», по широкому спектру качеств. Методики этого уровня требуют профессиональной подготовки диагноста, они отличаются сложностью интерпретации и невозможна работа с ними без фундаментальной психологической подготовки.
Врач-рентгенолог, получив рентгеновский снимок, способен давать заключение о здоровье пациента. Он может отличить здоровые органы на снимке от пораженных заболеванием. По-видимому, в практике медицинского обследования существует некий снимок — образец здоровых органов, с которым можно соотносить все другие случаи на снимках. Вероятно, и в ходе медицинского обследования все не так просто, но так же непросто и в психодиагностическом обследовании.
Как получить «снимок» личности? Что принять за «снимок-образец»? Если делается снимок легких, то врач опирается на знание о строении этого органа. Он знает описание этого органа, он изучал его схематическое строение, в конце концов, он просто видел его в анатомическом зале. Такой конкретики нет у психодиагноста.
Предметом личностной психодиагностики чаще всего становятся черты личности, список которых может быть бесконечным. Трудность заключается в том, где поставить точку. Однако многие авторы пошли этим путем, выделяя и классифицируя определенные черты личности.
Тест-опросник 16ЛФ (16 личностных факторов) Р.Кеттела
Впервые опубликован Р. Кэттеллом в 1950 г., последнее переработанное издание вышло в 1970 г.
Предмет психодиагностики - 16 факторов личности, выделенных на основе исследования черт.
Материал - разработаны 2 основные эквивалентные формы опросника (А и В) по 187 вопросов (для обследования взрослых людей с образованием не ниже 8-9 классов).
Методика 16-ти личностных факторов является анкетным тестом, полученным в результате 20-летней работы по факторному анализу нормальной и клинической групп.
Методика содержит 187 утверждений, касающихся различных свойств личности, установок и интересов обследуемого, который по каждому утверждению выбирает один из трех возможных ответов и отмечает его на регистрационном бланке.
Методика 16PF позволяет получить достаточно полную психологическую структуру личности, результаты представлены в виде 16 независимых факторов, которые можно объединить в 4 общих (но менее специфичных) фактора.
В 16 PF по 3 «буферных» вопроса и от 20 до 26 вопросов, относящихся к каждому из измеряемых факторов. Испытуемому предлагают занести в регистрационный бланк один из вариантов ответа на вопрос «да», «нет», «не знаю» ( или «а», «в» «с»). При этом он предупреждается о том, чтобы ответов «не знаю» было как можно меньше. Данные: коэффициент надежности шкал-факторов, определенных путем расщепления, находится в пределах 0,70-0,91. Коэффициент надежности ретестовой через двухнедельный промежуток — 0,36-0,73.
Форма А
Инструкция
В этой брошюре содержатся вопросы, цель которых — выяснить Ваши взгляды и интересы. «Правильных» или «неправильных» ответов нет, т.к. каждый имеет право на собственное мнение. Чтобы по Вашим ответам можно было дать Вам полезный совет, отвечайте точно и правдиво.
Сначала на специальном бланке напишите свою фамилию и другие сведения о себе. Отвечая на каждый вопрос, вы можете выбрать один из трех предложенных вариантов ответов. Номер ответа на бланке должен соответствовать номеру вопроса. Если Вы выбрали ответ «а»,то перечеркните крестиком левый квадратик, если выбрали ответ «в» — средний квадратик, если Вы выбрали ответ «с» - то правый квадратик бланка ответов.
Отвечая, помните о следующих простых правилах: вопросы брались короткие, чтобы в них содержались все необходимые подробности. Представляйте типичные ситуации, не задумывайтесь над деталями. Не тратьте время на раздумья, давайте первый естественный ответ, который приходит в голову. Старайтесь отвечать на несколько вопросов в минуту, тогда Вы выполните всю работу примерно за 35 минут. Старайтесь избегать промежуточных, «неопределенных» ответов, кроме тех случаев, когда ответить определенно действительно невозможно (не более строго «неопределенного» ответа на 5-6 вопросов).
Не пропускайте ничего, обязательно отвечайте подряд на каждый вопрос. Возможно, некоторые вопросы Вам трудно будет отнести к себе, постарайтесь дать наиболее подходящий предположительный ответ. Помните, что «плохих» и «хороших» ответов быть не может. Не старайтесь произвести своими ответами благоприятное впечатление. Свободно излагайте свое собственное мнение.
Вопросник
Проведение обследования и обработка результатов
Методика 16PF проводится по тем же правилам, что и методика многостороннего исследования личности.
Инструкция указывается в тестовой брошюре.
Ответ на каждое утверждение дает 0,1,2 балла, за исключением фактора В, где ответ оценивается либо 0 очков (неправильно), либо 1 очко (правильно). Балл по каждому утверждению увеличивает общую сумму только по одному фактору.
Ручная обработка регистрационного бланка проводится с помощью двух шаблонных ключей: один охватывает факторы А, С, F, H, L, N, Q, Q3, а второй — факторы В, Е, С, I, M, О, Q2, Q4. Перед использованием шаблонов экспериментатор должен убедиться в правильности заполнения регистрационного бланка (могут заполнены два из 3-х возможных ответов, ответ может отсутствовать). Для получения «сырых» результатов шаблоны по очереди накладываются на лист ответов и подсчитывается общее количество ответов (отметок), видимых через отверстия ключа, по тому или иному фактору; причем каждый ответ оценивается в соответствии с числом, стоящим радом с отверстием.
Баллы складываются по каждому фактору, и их сумма вносится в соответствующую графу регистрационного бланка.
Далее «сырые» результаты переводятся в систему, которая устанавливает связь между результатом обследуемого и результатами, полученными в популяции. Таблицы стандартизации позволяют перевести «сырые» результаты в стены (термин происходит от «стандартной десятки»). Балл в стенах распределяется по десяти точкам, расположенным на равных интервалах друг от друга (предполагается, что распределение нормальное) от 1 до 10, со средним показателем 5,5 стена.
Стены 5 и 6 считаются средними, 4 и 7 — слегка отклоняющимися (соответственно ниже или выше); 2.3.8.9 — сильно отклоняющимися, а 1 и 10 — крайними случаями. Таким образом, результат в стенах показывает положение обследуемого по отношению к определенной популяции, на которой основана стандартизация теста.
Для превращения «сырых» результатов в стены необходимо в таблице стандартизации найти сырой результат по каждому фактору на соответствующей строке и над ним прочесть балл в стенах.
16 первичных факторов можно обработать так, чтобы получить 4 комплексных фактора второго порядка:
I. Адаптивность — приспособленность — тревога.
II. Интраверсия — экстраверсия.
III. Эмоциональная неустойчивость — уравновешенность.
IV. Подчиненность — независимость.
Факторы второго порядка получают из первичных факторов по следующим формулам:
ФАКТОР1 = (38 + 2L + 3O + 4Q4) - (2С + 2Н + 2Q3) : 10
ФАКТОР2 = (2 A + 3E + 4F + 5Н) - (2Q2 +11) : 10
ФАКТОРЗ = (77 + 2C + 2E + 2F + 2N)-(4A + 6I + 2M) : 10
ФАКТОР4 = (4Е + 3М + 4Q1 + 4Q2) - (ЗА + 2С) : 10
В приведенных формулах числовое значение факторов в стенах умножается на соответствующий коэффициент, а к сумме прибавляется константа (для того, чтобы привести стен к цифре 5,5 — средний для всех шкал стенов).