Методика диагностики стиля осознанной саморегуляции
(«Стиль саморегуляции поведения – ССП-98»)[51]
Цель: выявление стилевых особенностей осознанной саморегуляции внешней (поведенческой) и внутренней (мыслительной) произвольной активности.
Оборудование: стимульный материал (текст опросника), бланк, ручка.
Инструкция: испытуемому выдается текст опросника с инструкцией: «Предлагаем Вам ряд высказываний об особенностях поведения и мышления. Последовательно прочитав каждое высказывание, выберете один из четырех возможных вариантов ответов: «Верно», «Пожалуй, верно», «Пожалуй, неверно», «Неверно» и поставьте крестик в соответствующей графе на листе ответов. Не пропускайте ни одного высказывания. Помните, что не может быть хороших или плохих ответов, так как это не испытание Ваших способностей, а лишь выявление индивидуальных особенностей Вашего поведения и мышления.
1. Свои планы на будущее люблю разрабатывать в малейших деталях.
2. Люблю всякие приключения, могу идти на риск.
3. Стараюсь всегда приходить вовремя, но, тем не менее, часто опаздываю.
4. Придерживаюсь девиза «Выслушайсовет, но сделай по-своему».
5. Часто полагаюсь на спои способности ориентироваться по ходу дела и не стремлюсь заранее представить последовательность своих действий.
6. Окружающие отмечают, что я недостаточно критичен к себе и своим действиям, но сам я это не всегда замечаю.
7. Накануне контрольных или экзаменов у меня обычно появлялось чувство, что не хватило 1 – 2 дней для подготовки.
8. Чтобы чувствовать себя уверенно, необходимо знать, что ждет тебя завтра.
9. Мне трудно себя заставить что-либо переделывать, даже если качество сделанного меня не устраивает.
10. He всегда замечаю свои ошибки, чаще это делают окружающие меня люди.
11. Переход на новую систему работы не причиняет мне особых неудобств.
12. Мне трудно отказаться от принятого решения даже под влиянием близких мне людей.
13. Я не отношу себя к людям, жизненным принципом которых является «Семьраз отмерь, один раз отрежь».
14. Не выношу, когдаменя опекают и за меня что-то решают.
15. Не люблю много раздумывать о своем будущем.
16. В новой одежде часто ощущаю себя неловко.
17. Всегда заранее планирую свои расходы, не люблю делать незапланированных покупок.
18. Избегаю риска, плохо справляюсь с неожиданными ситуациями.
19. Мое отношение к будущему часто меняется: то строю радужные планы, то будущее кажется мне мрачным.
20. Всегда стараюсь продумать способы достижения цели, прежде чем начну действовать.
21. Предпочитаю сохранять независимость даже от близких мне людей.
22. Мой планы на будущее обычно реалистичны, и я не люблю их менять.
23. В первые дни отпуска (каникул) при смене образа жизни всегда появляется чувство дискомфорта.
24. При большом объеме работы неминуемо страдает качество результатов.
25. Люблю перемены в жизни, смену обстановки и образа жизни.
26. Не всегда вовремя замечаю изменения обстоятельств и из-за этого терплю неудачи.
27. Бывает, что настаиваю на своем, даже когда не уверен в своей правоте.
28. Люблю придерживаться заранее намеченного на день плана.
29. Прежде чем выяснять отношения, стараюсь представить себе различные способы преодоления конфликта.
30. В случае неудачи всегда ищу,что же было сделано неправильно.
31. Не люблю посвящать кого-либов свои планы, редко следую чужим coветам.
32. Считаю разумным принцип: сначала надо ввязаться и бой, а затем искать средства для победы.
33. Люблю помечтать о будущем, но это скорее фантазии, чем реальность.
34. Стараюсь всегда учитывать мнение товарищей о себе и своей работе.
35. Если я занят чем-то важным для себя, то могу работать в любой обстановке.
36. В ожидании важных событий стремлюсь заранее представить последовательность своих действий при том или ином развитии ситуации.
37. Прежде чем взяться за дело, мне необходимо собрать подробную информацию об условиях его выполнения и сопутствующих обстоятельствах.
38. Редко отступаюсь от начатого дела.
39. Часто допускаю небрежное отношение к своим обязательствам в случае усталости и плохого самочувствия.
40. Если я считаю, что прав, то меня мало волнует мнение окружающих о моих действиях.
41. Про меня говорят, что я «разбрасываюсь», не умею отделить главноеот второстепенного.
42. Не умею и не люблю заранее планировать свой бюджет.
43. Если в работе не удалось добиться устраивающего меня качества, стремлюсь переделать, даже если окружающим это не важно.
44. После разрешения конфликтной ситуации часто мысленно к ней возвращаюсь, перепроверяю предпринятые действия и результат.
45. Непринужденно чувствую себя в незнакомой компании, новые люди мне обычно интересны.
46. Обычно резко реагирую на возражения, стараюсь думать и делать все по-своему».
Для регистрации ответов испытуемому выдается бланк следующей формы:
№ | Верно | Пожалуй, верно | Пожалуй, неверно | Неверно |
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. | ||||
5. | ||||
6. | ||||
7. | ||||
8. | ||||
9. | ||||
10. | ||||
11. | ||||
12. | ||||
13. | ||||
14. | ||||
15. | ||||
16. | ||||
17. | ||||
18. | ||||
19. | ||||
20. | ||||
21. | ||||
22. | ||||
23. | ||||
24. | ||||
25. | ||||
26. | ||||
27. | ||||
28. | ||||
29. | ||||
30. | ||||
31. | ||||
32. | ||||
33. | ||||
34. | ||||
35. | ||||
36. | ||||
37. | ||||
38. | ||||
39. | ||||
40. | ||||
41. | ||||
42. | ||||
43. | ||||
44. | ||||
45. | ||||
46. |
Обработка и интерпретация результатов: подсчет показателей опросника производится по ключам, представленным ниже, где «Да» означает положительные ответы («Верно» и «Пожалуй, верно»), а «Нет» – отрицательные («Пожалуй, неверно», «Неверно»). За совпадение ответа испытуемого с ключом начисляется один балл.
Шкала планирования | |
Да | 1, 8, 17, 22, 28, 31,36 |
Нет | 15, 42 |
Шкала моделирования | |
Да | 11, 37 |
Нет | 3, 7, 19, 23, 26, 33, 41 |
Шкала программирования | |
Да | 12, 20, 25, 29, 38, 43 |
Нет | 5, 9, 32 |
Шкала оценки результатов | |
Да | 30, 44 |
Нет | 6, 10, 13, 16, 24, 34, 39 |
Шкала гибкости | |
Да | 2, 11, 25, 35, 36, 45 |
Нет | 16, 18, 23 |
Шкала самостоятельности | |
Да | 4, 12, 14, 21, 27, 31, 40, 46 |
Нет | |
Шкала общего уровня саморегуляции | |
Да | 1, 2, 4, 8, 11, 12, 14, 17, 20, 21, 22, 25, 27, 28, 29, 30, 31, 35, 36, 37, 38, 40, 43, 44, 45, 46 |
Нет | 3, 5, 6, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 18, 19. 23, 24, 26, 32, 33, 34, 39, 41, 42 |
При интерпретации результатов важно помнить, что методика не конструировалась как специализированный инструмент для диагностики осознанной саморегуляции мыслительной деятельности. Она предназначена для определения наиболее общих стилевых особенностей регуляторики испытуемого, которые присущи любым видам и формам произвольной целенаправленной активности – и внешним (поведение, деятельность, жизнедеятельность), и внутренним (деятельность мышления, например). Применение данной методики для диагностики стиля саморегуляции мыслительной деятельности в теоретическом плане оправдано тем, что стилевые особенности саморегуляции являются достаточно универсальными, составляющими общую регуляторную основу индивидуальности, инвариантно проявляющимися в стилях саморегуляции конкретных видов внешней и внутренней деятельности[52].
Стилевыми особенностями саморегуляции являются типичные для человека и наиболее существенные индивидуальные особенности инициации, организации и управления произвольной целенаправленной внутренней мыслительной (ориентировочной) и внешней практической (исполнительской) деятельностью. В мышлении они проявляются в том, как испытуемый ставит и удерживает цели мышления, планирует этапы мыслительного процесса, программирует состав, последовательность, временные параметры системы мыслительных действий и операций, учитывает значимые для решения мыслительной задачи внешние и внутренние условия, оценивает и контролирует ход и результаты мышления, корректирует направленность, динамику, операциональное оснащение своих мыслительных поисков. Индивидуальный стиль саморегуляции характеризуется двумя комплексами признаков: 1) индивидуальными особенностями протекания основных регуляторных процессов (планирования, программирования, моделирования, оценивания результатов); 2) индивидуально-психологическими свойствами личности, носящими регуляторную направленность (самостоятельность, надежность, гибкость, инициативность, критичность и т.д.).