Навыки коммуникации и установления контакта

(внешний вид, первое впечатление, общительность и умение налаживать контакт, речь, язык тела, признание мнения других, активное слушание, способность аргументировать и воодушевлять).

Значение эффекта первого впечатления

При формировании первого впечатления существует известное правило 90/90. Суть его в том, что 90% представления о ком-либо формируется в первые 90 секунд общения.

Особое влияние на оценку других оказывает состояние уверенности или неуверенности в себе. Экспериментально установлено, что уверенные в себе люди чаще оценивают других как доброжелательных и расположенных к ним, неуверенные же — наоборот.

Важнейшую роль в формировании первого впечатления играют внешние данные.

1. Физическая привлекательность. Действительно, замечено, “что красиво, то и хорошо”, т.е. эффект красоты способен приписать собеседнику, без всякого на то фактического основания, исключительно положительные черты характера и нравственные качества. Оценивая привлекательность, особое внимание обращают на лицо.

Важнейшую роль в формировании физической привлекательности играет осанка. Известно, что хорошая осанка ассоциируется с уверенностью и оптимизмом, а также внутренней силой и достоинством. Плохая же осанка воспринимается как проявление неуверенности, а очень часто — зависимости и подчиненности. Все это очень важно учитывать при установлении контактов с людьми.

2. Самопрезентация заключается в умении сконцентрировать внимание окружающих на своих несомненных достоинствах и всячески увести внимание партнеров от недостатков. Это во многом будет зависеть от умения владеть психологической инициативой, от остроумия, выразительности и особого рода артистизма.

3. Стиль одежды. Выбор стиля одежды обычно рассматривается как свидетельство того, что человек из себя представляет, какой у него образ собственного “я”. При оценке стиля одежды обращают внимание на следующие особенности:

а) насколько одежда соответствует случаю.

б) насколько одежда опрятна.

в) насколько одежда соответствует устоявшемуся стереотипу.

4. Переживаемое эмоциональное состояние. Сильные эмоции провоцируют психологическое заражение, т.е. ситуацию, при которой эмоции и чувства одного человека способны овладевать окружающими.

Не следует забывать, что хорошее первое впечатление обычно производят люди, генерирующие вдохновение, оптимизм и другие положительные эмоции. К таким быстро проникаются симпатией и начинают испытывать доверие, более охотно идут навстречу их предложениям и пожеланиям.

Для усиления влияния внешнего фактора важна профессиональная компетентность специалиста. Профессиональное мастерство специалиста определяется наличием специальных и профессиональных умений в различных областях общей культуры, деловых профессионально-психологических знаний и навыков и, что особенно важно, определяется мерой его человечности. Объект деятельности проводника – человек, отсюда особое внимание к индивидуальности, к конкретному человеку.

Основная задача проводника при взаимодействии с пассажирами – вызвать у них доверие.

Среди качеств, необходимых проводнику, особо подчеркнем способность к тонким наблюдениям и психологическому анализу, пониманию чувств людей, душевную отзывчивость.

Важным компонентом успешного общения является умение выбирать подходящий способ поведения, т.е. индивидуальный стиль общения. Под стилем общения мы подразумеваем совокупность привычных для личности способов и средств установления и поддержания контактов с окружающими в ситуациях взаимодействия.

Виды и средства общения (вербальные и невербальные).

Наши рекомендации