Феномен группового давления. Конформизм
3. Феномен групповой поляризации.
4. Феномен принятия групповых решений.
5. Лидерство и руководство: единство и различия.
6. Особенности выбора оптимального стиля лидерства.
Задания 22-23 (дополнительные):
1) Подготовить доклады по темам:
«Особенности развития классных коллективов».
«Индивидуальные факторы эффективного управления группой».
2) Подготовить обзор 2-3 авторефератов, диссертаций, монографий (за последние 10 лет), например : Карпов А.В. Психология групповых решений: Монография, Институт психологии РАН. – М. – Ярославль: Диапресс, 2000.
Литература:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2006.
2. Агеев В. С. Перцептивные процессы межгруппового взаимодействия. // Межличностное восприятие в группе. - М., 1981.
3. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологи-ческие проблемы. - М., 1990.
4. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. - М., 1968.
5. Вагин И. Как из мухи сделать слона: психология лидерства. – Спб.: Питер, - 2004.
6. Кричевский Р.Л. Краткий исторический очерк исследования лидерства // Р.Л. Кричевский. Психология лидерства. М.. 2007. С. 29 – 42.
7. Парыгин Б.Я. Основы социально-психологической теории. - М., 1971.
8. Шейнов В.П. Психология лидерства и власти. – М.: Ось-89, - 2008.
Семинар № 15.
Тема: Психология больших социальных групп(2 часа)
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие большой социальной группы.
2. Толпа как разновидность стихийной группы.
3. Сходства и различия массы и толпы.
4. Публика как одна из форм стихийной группы.
5. Специфика общения людей в стихийных группах.
6. Соотношений позиций большинства и меньшинства в социальных движениях.
Задания 24-25 (дополнительные):
1) Подготовить конспекты 2 источников:
Вундт В. Проблемы психологии народов // Преступная толпа. – М., 1998. – С. 197 – 308.
Сигеле С. Преступная толпа // Преступная толпа. – М., 1998. – С. 13 – 119.
2) Ответить на контрольные вопросы по психологии групп и коллективов.
Литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2006. – С. 144 – 180.
2. Дубов И.Г. Психология больших групп: социально-психологические феномены. – М., 2004.
3. Каменская Е.Н. Социальная психология: конспект лекций: учебное пособие / Е. Н. Каменская. – Изд. 4-е, - Ростов н / Д: Феникс, 2008.. – С. 60 – 68.
4. Майерс Д. Социальная психология. – СПб, 1997. – С. 310 – 354.
5. Московичи С. Век толп: Исторический трактат по психологии масс. – М.: Центр психологии и психотерапии, 1998.
___________________________________________________
4 КУРС
Семинар № 16.
Тема: Массовидные явления психики(3 часа)
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие массовидных явлений психики в социальной психологии.
2. Мода.
3. Реклама.
4. Религия.
5. Слухи и паника.
6. Массовое сознание, массовое настроение.
Задание 1:
1) Подготовить и представить презентацию по одному из массовидных явлений с использованием проектора.
Литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2006. – С. 198 – 229.
2. Андриенко Е.В. Социальная психология: / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», - 2004. – С. 141 – 159.
3. Битянова Н.Р. Социальная психология. – М., 2001. – С. 269 -295.
4. Журавлев А.Л. Психология совместной деятельности. – М.,2005.– С. 337 – 358.
5. Каменская Е.Н. Социальная психология: конспект лекций: учебное пособие /
6. Е. Н. Каменская. – Изд. 4-е, - Ростов н / Д: Феникс, 2008. – 186. – С. 128 – 133.
7. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. – М., 2001. – С. 231 – 277.
Семинар № 17.
Тема: Психология межгрупповых отношений(2 часа)
Вопросы для обсуждения:
1. Общественные и межличностные отношения.
2. Классификация межличностных отношений.
3. Межгрупповые отношения.
4. Межгрупповая предубежденность.
5. Ингрупповой фаворитизм.
6. Основные направления в изучении межгрупповых отношений.
Задание 2:
Сформулировать меры в виде рекомендаций по профилактике межгрупповых конфликтов (в школе, в вузе, в организации).
Литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2006. – С. 198 – 229.
2. Журавлев А.Л. Социальная психология: учебное пособие для ст-тов вузов / А.Л. Журавлев, В.А. Соснин, М.А. Красников. – М.: Форум – Инфра. – М., 2006.
3. Каменская Е.Н. Социальная психология: конспект лекций: учебное пособие / Е. Н. Каменская. – Изд. 4-е, - Ростов н / Д: Феникс, 2008. – 186. – С. 117 – 125.
4. Крысько В.Г. Секреты психологической войны. – Минск, 1999.
5. Немов Р.С., Алтунина И.Р. Социальная психология: Краткий курс. – СПб.: Питер, 2009. С. 44 – 45.
Семинар № 18.
Тема: Проблема личности в социальной психологии(2 часа)
Вопросы для обсуждения:
1. Личность и ее понимание в социально-психологических исследованиях.
2. Индивидуальные особенности и свойства личности.
3. Социально-психологическая структура личности.
4. Способности и роли личности.
5. Понятие мотива в социальной психологии.
6. Мотивация трудового поведения педагогов.
7. Структура мотивов поведения.
Задания 3-4:
1) Подготовить программу тренинга личностного развития. Подготовить рекламу (буклет, листовку и др.) тренинга. Провести отдельные упражнения в группе.
2) Составить таблицу теорий личности с указанием авторов.
Литература:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2006.
2. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического анализа. – М, 1988.
3. Богданов В.А. Социально-психологические свойства личности. – Л.,1983.
4. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М., 1975.
5. Личность и группа. Проблема взаимоотношений [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://azps.ru/articles/soc/soc89.html
6. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-
психологического тренинга. – М., 1982.
Семинары № 19, 20.
Тема: Социальные установки личности,
атрибутивные процессы и убеждения(4 часа)
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие аттитюда в социальной психологии.
2. Соотношение социальных установок и реального поведения личности в группе.
3. Социально-психологический статус, позиция и роли личности.
4. Ролевое ожидание и ролевое исполнение.
5. Ролевой набор. Ролевые конфликты.
6. Регуляция социального поведения личности.
Задание 5:
Творческая работа №1 по теме: «Формирование профессиональных компетенций педагога-психолога в учебно-воспитательном процессе вуза».
Литература:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2006.
2. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического анализа. – М, 1988.
3. Богданов В.А. Социально-психологические свойства личности. – Л., 1983.
4. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М., 1975.
5. Немов Р.С., Алтунина И.Р. Социальная психология: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008. – С. 232 – 235.
6. Парыгин Б.Я. Основы социально-психологических теорий. - М., 1971.
7. Платонов К.К. Личность как социально-психологический феномен. // Социальная психология. - М., 1979.
Семинар № 21.
Тема: Социально-психологические аспекты социализации
Вопросы для обсуждения:
1. Социализация и социально-психологическая адаптация личности.
2. Социально-психологические аспекты социализации.
3. Содержание социализации на различных стадиях.
4. Особенности социализации детей и взрослых.
5. Институты социализации.
Задание 6:
1) Подготовить конспект источника: Белинская. Е.П. Социализация: Понятие, содержание, тенденции в анализе // Психология развития / Под ред. Т.Д. Мерцинковской. М., 2004. С. 419 – 442.
или
Белинская. Е.П. Понятие социализации // Социальная психология: Хрестоматия / Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 463 с. – С. 333 – 343.
Литература:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2002. – С. 266 - 278.
2. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. – М., 1967.
3. Каменская Е.Н. Социальная психология: конспект лекций: учебное пособие / Е. Н. Каменская. – Изд. 4-е, - Ростов н / Д: Феникс, 2008. – 186. – С. 46 – 54.
4. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - Минск,1976.
5. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. - М., 1992.
6. Психология развивающейся личности. - М., 1987.
Семинар № 22.
Тема: Личность в группе, социальная идентичность
Вопросы для обсуждения:
1. Социальная фасилитация и ингибиция.
2. Деиндивидуализация личности.
3. Феномен групповой поляризации.
4. Дискриминация, предрассудки и социальные стереотипы.
5. Конформизм. Коллективизация мышления.
6. Положительное воздействие группы на индивида.
7. Отрицательное влияние группы на личность
Задания 7-8:
1) Подготовить конспект статьи из журнала по психологии 2008-2011 годы, в котором анализируется исследования личности, например: Петрова, Е.А., Хазова. С.А. Ресурсы личности: проблемы и перспективы исследования // Журнал практического психолога, 2010, №2. – С. 86-103.
2) Ответить на 10 контрольных вопросов по психологии личности.
Литература:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2006. – С. 293 – 308.
2. Бернс Р.В. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986. – С. 225 - 245.
3. Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб, 2001. – С. 7 – 150.
4. Робер М.А., Тилман Ф. Психология индивида и группы. – 1988. – С. 69 – 72, 93 – 102, 112 – 118, 162 – 170.
5. Ядов В.А. Социальная идентификация личности. - М., 1994.