Направления музыкальной терапии
Музыкотерапия в 20 веке оформилась в несколько школ.
Шведская школа (основоположник — А.Понтвик) выдвинула концепцию психорезонанса, исходящую из того, что именно музыка способна проникнуть в глубинные пласты человеческого сознания, которые могут вступать в резонанс с озвученной музыкальной гармонией и проявляться наружу для анализа и понимания. Лечебный эффект шведского направления музыкальной психотерапии основывается на идеях традиционного психоанализа. Во время сеанса психотерапевт с помощью музыки доводит пациента до катарсисной разрядки и этим облегчает его состояние. В связи с этим большое значение имеет подбор музыкальных произведений, вызывающих необходимые переживания.
Американские музыкотерапевты разработали обширные каталоги лечебных музыкальных произведений самых разных жанров и стилей с учетом стимулирующего или успокаивающего лечебного действия. В США музыкальных терапевтов готовят 24 колледжа. В целом за рубежом более 100 университетов и колледжей предлагают курсы, по окончании которых студенты получают степень бакалавра, магистра или доктора.
Немецкая школа (Швабе, Келер, Кениг), исходя из тезиса психофизического единства человека, основное внимание направила на развитие различных форм комплексного использования целительного воздействия разных видов искусств [14].
Особенную роль в развитии музыкотерапии принадлежит парижской школе профессора Альфреда Томатиса, обратившего внимание на фантастическую целебную эффективность музыки Моцарта, ее способность стимулировать интеллект и исцелять человека даже от неизлечимых болезней [9].
Антонио Менегетти (Италия) разработал основы онтопсихологической музыкотерапии, направленной не только на исцеление, сколько на профилактику болезни, с помощью комплексного действия через пение, звук, танец [12].
В России первые научные работы, посвященные механизму влияния музыки на человека, появились в конце ХІХ-нач. ХХ столетия. В работах В. М. Бехтерева, И. М. Сеченова, И. М. Догеля, И. Р. Тарханова появились данные о благоприятном влиянии музыки на центральную нервную систему, дыхание, кровообращение и газообмен.
Среди наиболее известных российских методик нужно назвать модели В. И. Петрушина [14], С. В. Шушарджана [17], В. М. Элькина [18], Р. Блаво [2]. Остановимся на них подробнее.
Одна из наиболее перспективных методик современной музыкотерапии разработана Рушелем Блаво (Санкт-Петербург). Его система основана на интеграции научной медицины и древнего опыта использования целебного действия звука целителями Индии, Непала и Шри-Ланки. Методика Р. Блаво (автор именует её «энергоинформационной») связана с древнеиндийским учением о семи чакрах – энергетических центрах человека, расположенных вдоль позвоночника, отвечающих за здоровье органов, находящихся в их «зоне влияния». (Названия чакр, снизу вверх: Муладхара, Свадхистана, Манипура, Анахата, Вишудха, Аджна и Сахасрара.) Воздействем на эти чакры специально подобранными музыкой, цветом и ароматом и осуществляется, согласно Р. Блаво, музыкотерапевтическая работа [2].
Специальные методики исцеления пением положены в основу системы С. В. Шушарджана (Москва). В прошлом оперный певец выделяет вокалотерапию как метод повышения резервных возможностей организма человека и коррекции нарушенных функций методом активного вокального тренинга. Методика С. В. Шушарджана базируется на древнекитайском учении о пяти звуках (пентатонике), соответствующих, по представлению древних китайцев, первоэлементам, а также определённым органам человека, вследствие чего воздействие того или иного звука на определённый орган и производит психотерапевтический эффект. Следующая, предлагаемая автором, таблица иллюстрирует сказанное (см. табл. 1):
Таблица 1.
Название | 1-й тон Kong | 2-й тонShang | 3-й тонYido | 4-й тонZhi | 5-й тон Yu |
Западная нота | cдо | d ре | e ми | g соль | aля |
Музыкальная функция | тоника | супертоника | медианта | доминанта | супердо-минанта |
Символическая функция | кайзер | министр | народ | государст-венное дело | естествен-ный мир |
Фаза | земля | металл | дерево | огонь | вода |
Орган | селезёнка | лёгкие | печень | сердце | почки |
Оригинальную концепцию музыкально-рациональной психотерапии разработал Валентин Петрушин (Москва). Его практический опыт синтезирует лучшие из известных древних методик и современные научные достижения. Подходя к человеку целостно, В.Петрушин стимулирует пациентов не только к физическому, но и к психологическому и интеллектуальному выздоровлению (работа с телом, чувствами, мыслями). Ведь заболевания часто имеют причину не в физических слабостях организма, а в особенностях характера, которые в свою очередь являются производными от мировоззрения человека.
По мнению В. И. Петрушина, музыкальное произведение выражает то или иное настроение (что и предопределяет его психотерапевтическое использование) в зависимости от темпа и лада его звучания. На основе утверждаемого положения автор предлагает следующую таблицу (см. табл. 2).
Таблица 2.
Основные параметры музыки | Основное настроение | Литературные определения | Названия произведений |
Медленная Мажорная | Спокойствие | Лирическая, мягкая, созерцательная, элегическая, напевная, нежная, задумчивая | А. Бородин, Ноктюрн из Струнногоквартета; Ф. Шопен, Ноктюрны Фамажор, Ре-бемоль мажор, Этюд Мимажор, крайние части; Ф. Шуберт,«Аве Мария»; К. Сен-Санс, «Лебедь»;С. Рахманинов, Концерт № 2 для ф-но с орк., начало II ч. |
Медленная Минорная | Печаль | Сумрачная, тоскливая, трагическая, унылая, скорбная | П. Чайковский, начало Пятой симфонии, финал Шестой симфонии; Э. Григ, «Смерть Озе», «Жалоба Ингрид» (из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»); Ф. Шопен, Прелюдия до минор, Марш из сонаты си-бемоль минор, Этюд до-диез минор; К. Глюк, «Мелодия». |
Быстрая Минорная | Гнев | Драматическая, взволнованная, тревожная, беспокойная, злая, отчаянная | Ф. Шопен, Этюды №№ 12, 23, 24,Скерцо № 1, Прелюдии №№ 16, 24;А. Скрябин, Этюд № 6;П. Чайковский, Увертюра «Буря»;Р. Шуман, «Порыв»; Л. ван Бетховен, финалы сонат №№ 14, 23. |
Быстрая Мажорная | Радость | Праздничная, ликующая, бодрая, весёлая | Д. Шостакович, «Праздничная увертюра»; Ф. Лист, финалы венгерских рапсодий №№ 6, 10, 11, 12; В. Моцарт, «Маленькая ночная серенада» (I и IV ч.); Л. ван Бетховен, финалы симфоний №№ 5, 6, 9. |
Владимир Элькин (Санкт-Петербург), будучи практическим целителем, сумел эффективно объединить музыкотерапию с цветодиагностикой М.Люшера, разработав комплексную помощь в решении психологических проблем (слово, живопись, музыка). Методика основана на соответствии восьми цветов восьми эмоциональным состояниям человека (чёрного цвета – трагической погружённости в себя; коричневого – печали; серого – отрешённости; фиолетового – мечтательности; синего – покоя; зелёного – задумчивости; жёлтого – радости; красного – энергетического подъёма). Каждый из предложенных Люшером цветов, как считает В. М. Элькин, может быть «представлен» тремя тональностями (мажорными или минорными, в зависимости от цвета), обеспечивающими психотерапевтическое воздействие музыки. Вот как это выглядит в предложенной Элькиным таблице (см. табл. 3):
Таблица 3.
Тональность | Цвет | Музыкальные произведения |
фа минор | Чёрный | Ф. Таррега, «Воспоминание об Альгамбре»; М. Глинка, «Прощание». |
до минор | Б. Марчелло, Концерт для гобоя с орк. (медл. часть); И. Брамс, Третья симфония (II часть). | |
соль минор | Т. Альбинони, «Адажио»; Г. Свиридов, «Романс» (из музыки к повести А. С. Пушкина «Метель»). | |
ре минор | Коричневый | П. Чайковский, «Октябрь». |
ля минор | Л. ван Бетховен, «К Элизе»; Э. Григ, «Песня Сольвейг» (из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»). | |
ми минор | А. Дворжак, «Мелодия»; С. Рахманинов, «Вокализ». | |
ля-бемоль (соль-диез) минор | Серый | Ф. Шуберт, «Баркарола». |
ми-бемоль минор | Р. Шуман, «Интермеццо». | |
си-бемоль минор | А. Скрябин, Этюд. | |
си минор | Фиолетовый | А. Бородин, «Хор полонянок» (из оперы «Князь Игорь»). |
фа-диез минор | Э. Григ, «Сердце поэта». | |
до-диез минор | Ф. Шопен, Вальс (№ 7). | |
Си мажор | Синий | Л. ван Бетховен, Концерт № 5 для ф-но с орк. (II часть). |
Фа-диез мажор | Э. Григ, «Весна». | |
До-диез (Ре-бемоль) мажор | Ф. Шопен, «Фантазия-экспромт». | |
Фа мажор | Зелёный | В. Моцарт, Концерт № 21 для ф-но с орк. (II часть), «Эльвира Мадиган». |
До мажор | И. С. Бах, Прелюдия (из I и II т. ХТК). | |
Соль мажор | Ф. Шуберт, «Экспромт». | |
Ре мажор | Жёлтый | Э. Григ, «Свадебный день в Трольхаугене». |
Ля мажор | Ф. Шопен, Прелюдия (№ 7). | |
Ми мажор | Ф. Шопен, Этюд. | |
Ля-бемоль мажор | Красный | Ф. Шопен, Этюд. |
Ми-бемоль мажор | Н. Паганини, Концерт № 2 для скр. с орк. (II часть). | |
Си-бемоль мажор | Ф. Шуберт, «Аве Мария». |
Как видно из выше сказанного, интерес к музыкотерапии врачей, педагогов и психологов, которые на основе своих собственных опытов узнали терапевтическую ценность музыки, постоянно растет. Каждый из них по - своему понимает и применяет музыкотерапию на практике. Но все они сходятся в одном, что музыка оказывает положительный эффект на человека.