Ситуационный подход к управлению
Ситуационный подход к менеджменту возник в 60-х гг. XX в. в дополнение к системному подходу. Практическое применение системного подхода показало, что существует множество факторов и ситуаций, влияющих на систему и ее элементы. Учесть их все не только трудно, но и практически невозможно. Попытки рассмотреть влияние многих факторов увеличивают сроки принятия и реализации управленческих решений. Кроме того, к цели ведет не один, а множество путей. Для достижения одинаковых целей можно использовать разные методы.
Менеджеру в своей практической деятельности приходится сталкиваться с различными ситуациями. Большинство из них повторяется, некоторые остаются беспрецедентными. Поэтому и возникла идея описания действий менеджера в типичных ситуациях, что и явилось предпосылкой становления ситуационного подхода. Практическая реализация данной идеи, совмещенная с системным подходом, открыла перед менеджерами многообразие методов, форм, приемов, техник и технологий действий и поведения в различных ситуациях.
Ситуационный подход предполагает, что пригодность различных концепций, методов, форм управления определяется ситуацией.И, поскольку существует множество факторов во внешней среде и в организации, то не существует единого, «лучшего» на все случаи жизни способа управлять организацией. В конкретной ситуации самыми эффективными являются метод, форма, концепция, которые более всего соответствуют данной ситуации.
Ситуационный подход не отрицает системного, а дополняет его, признавая, что, хотя общий процесс одинаков, специфические приемы, которые должен использовать руководитель для достижения целей организации, могут значительно варьироваться. Центральным элементом ситуационного подхода является ситуация.
Ситуация — система обстоятельств, условий и факторов, влияющих на организацию в данное конкретное время. Согласно ситуационному подходу, главная задача менеджера — правильно анализировать и интерпретировать ситуацию.
Для овладения ситуационным подходом и его практическим использованием руководитель должен:
- знать средства профессионального управления, доказавшие свою эффективность, т.е. процесс управления, системный анализ, концепции, формы, инструменты и методы менеджмента и др.:
- уметь предвидеть положительные и отрицательные последствия применения концепций, форм, инструментов, методов, методик менеджмента, т.к. все они имеют как сильные, так и слабые стороны при практическом использовании в конкретных ситуациях;
- уметь правильно анализировать и интерпретировать ситуацию, т.е. определять, какие факторы наиболее важны, какой эффект получится в результате управляющего воздействия в данной конкретной ситуации;
- уметь увязать конкретные приемы, формы и методы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект, с конкретными ситуациями, обеспечивая тем самым достижение целей организации наиболее эффективным путем.
В ситуационном подходе основным признается требование анализа ситуации, определяющего главные и второстепенные факторы.
Развитие менеджмента на современном этапе определяется следующими теориями:
Теория стратегий, инноваций и лидерства создана в 70-90 - е годы 20 века (М.Портер, Р.Акофф, А. Маслоу, И.Ансофф, А.Морите, У. Оучи, А.Томпсон и др.). Основные направления теории: разработка стратегии организации в рыночной экономике рассматривается как фактор её конкурентоспособности, исследована роль инновационного менеджмента, разработаны теории мотивации и лидерства как важнейшие основы управления персоналом, появление социального менеджмента, непрерывность взаимодействия организации с внешней средой, исследование организационного поведения.
Теория устойчивого развития, оптимального функционирования экономики и глобального менеджмента «без границ» (80-90 гг.). Представители: Т. Питерс, Р.Уотермен, Л.Н.Абалкин, М.Мескон, Ф.Хедоури, С.С.Шаталин, А.Дрейк и др. Основные направления теории: обеспечение мирового баланса между социально-экономическим развитием и сохранением окружающей среды, развитие ресурсосберегающих и экологически чистых технологий, глобализация и интернационализация менеджмента, всеобщая информатизация и компьютеризация, развитие универсального творческого лидерства, эффективное управление инновациями и инвестициями, транснациональный менеджмент.
На рубеже ХХI века определились главные тенденции развития мировой экономики, которые будут иметь определяющее значение в развитии менеджмента:
· глобализация бизнеса в отраслях промышленности, транспорта, связи, топливно-энергетического комплекса на основе укрупнения организаций и доминирования на международных рынках;
· рост конкуренции на национальных и международных рынках;
· усиление государственного регулирования экономики за счет определения пропорций развития экономики, инвестиций из бюджета, налоговых льгот и таможенной защиты национальных организаций;
· диверсификация крупного бизнеса на основе горизонтальной и вертикальной интеграции, создания стратегических альянсов различных организаций.
· развитие малого предпринимательства в отраслях промышленности, строительства, с/х, торговли, бытового обслуживания, науки, туризма и сервиса.