Современная классификация учебных проектов
Проект может быть групповым и персональным. Каждый из них имеет свои неоспоримые достоинства.
Современная классификация учебных проектов сделана на основе доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся:
· практико-ориентированный проект (от учебного пособия до пакета рекомендаций по восстановлению экономики страны);
· исследовательский проект - исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования;
· информационный проект - сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет);
· творческий проект - максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт - альманахи, видеофильмы, театрализации, произведения изо или декоративно-прикладного искусства и т.п.
· ролевой проект -
Содержание, назначение, область использования и особенности проведения различных видов активного социально-психологического обучения
Содержание, назначение и особенности проведения различных групп АМО (активные методы обучения)
Группа АМО (содержание) | Назначение (цель использования) | Побочный результат | Позиция и действия ведущего | Особенности организации и проведения | |
1.Дискуссионные методы: свободные дискуссии, направленные дискуссии, обсуждение профессиональных и жизненных казусов, совещание специалистов и др. | Развитие коммуникативной компетентности участников: умения доказывать, аппелировать, дебатировать, выражать свою или групповую точку зрения, слушать оппонентов, формулировать и задавать вопросы, оценивать и критиковать | Обострение негативных отношений внутри группы и между группами участников, развитие мышления и наблюдательности, формирование критической позиции | Организует обсуждение, управляет его ходом, не вмешиваясь в его протекание, резюмирует, следит за развитием ситуации, при необходимости предотвращает конфликт | Имеет характер живого общения, активность и настроение участников существенно варьируют | |
2.Игровые методы: психодрама, ролевые и ситуационные игры, деловые игры, ОДИ, инновационные игры, учебные игры и др. | Освоение участниками нового опыта, формирование необходимых умений и навыков, освоение новых ролей и ситуаций, ``примеривание'' новых позиций | Появление несерьезного отношения к происходящему, ``застревание'' в роли | Специализированы и дифференцированы в группе игротехников | Ротационный характер взаимодействия участников, наличие сценарных разработок, ``накладываемых'' на реальную группу | |
3. Рейтинговые методы: рейтинги эффективности, рейтинги популярности | Повышение мотивации участников, повышение эффективности деятельности группы/индивида, повышение ответственности | Обострение конкурентных отношений, развитие гибкости, креативности | Разработка системы заданий и/или критериев, подведение промежуточных итогов, подбор экспертов, выработка с каждым из участников образа-цели | Индивидуальность траекторий достижения цели, варьирование темпа и содержания работы | |
4. Тренинговые методы: тренинги профессиональной компетентности, тренинги эффективного родительства, тренинги поло-ролевого взаимодействия, тренинги продаж, коммуникативные тренинги, тренинги сензитивности, тренинги личностного роста и др. | Корректировка мнений, позиций, планов, ролевых сценариев участников, формирование конструктивного отношения к прошлому, настоящему и будущему, расширение сознания участников, принятие себя и окружающих, самопознание | Динамика отношений участников и ведущего, провоцирующая конфликты между ними, повышение открытости и сплоченности в группе, невротизация и соматизация, эмоциональные срывы | Подбор и комплектование групп, инструктирование, оказание экстренной психологической помощи, сбор информации о группе и участниках, информирование | Изменение содержания и характера упражнений и процедур в соответствии с логикой проведения тренинговых занятий и динамикой группы, ответственность за происходящее внутри и за рамками тренинга | |
Таким образом, каждая группа АМО имеет свое назначение. Так дискуссионные методы в основном используются для развития элементов коммуникативной компетентности участников. Но вместе с тем в них могут отрабатываться не только умения спорить, но и находить компромисс, принимать совместные решения, учитывающие точки зрения и интересы разных людей и групп. Игровые методы позволяют наработать новый опыт, не нанося ущерба окружающим, не требуя существенных временных и финансовых затрат. Вместе с тем, ряд видов игр (учебные, ОДИ и т.п.) используют приемы ведения дискуссии, а потому решают задачи, аналогичные выше описанным. Есть игры, оказывающие психотерапевтическое воздействие на участников (психодрама), а потому этот метод или его варианты часто используются в тренингах. Рейтинговые методы направлены на поддержание и развитие учебной, учебно-профессиональной и профессионально-деятельностной мотивации, развитие их субъектных характеристик (активности, ответственности, пристрастности, осознанности и др.). Тренинговые методы в основном имеют коррекционно- развивающую и психотерапевтическую направленность, но могут использоваться и для оттачивания соответствующих умений и навыков, осознания причин неудач в жизни и деятельности, самопознания и самопринятия. Они могут включать в себя в качестве процедур практически все выше перечисленные группы АМО, и потому, относятся некоторыми авторами к основным методам социально-психологического обучения.
Об особенностях организации проведения различных видов АМО будет сказано далее. В таблице же отражены лишь общие, наиболее типичные черты, присущие каждой группе методов АСПО. Но каждый метод в отдельности имеет свою специфику, поэтому подготовка ведущих, тренеров и игротехников это особая задача, которая может быть лишь частично решена знакомством с теоретическим материалом
аключение
Итак активное социально-психологическое обучение -- психолого-педагогическая форма выработки и совершенствования различных умений и навыков поведения учащихся, осуществляемая в условиях групповой учебно-тренировочной деятельности. Активное обучение применяется как для формирования специфических коммуникативных умений у учащихся, так и в целях повышения общей психологической компетентности, упорядочения культуры психической деятельности учебной организации. В активном социально-психологическом обучении можно выделить три основных методических блока:
а)дискуссионные методы (различные варианты "мозгового штурма": групповая дискуссия, разбор практических ситуаций, анализ сконструированных ситуаций и т.п.);
б)игровые методы (деловые игры, дидактические и управленческие игры, ролевые игры, организационно-деятельностные игры и др.);
в)социально-психологические тренинги (коммуникативные -- постановка поведенческих навыков; сенситивные -- тренировка межличностной чувствительности; тренинги личностного роста -- преодоление личностных комплексов и барьеров в общении; и мн. др.).
555Современные теории и концепции обучения
План
1. Ассоциативно - рефлекторная теория обучения.
2. Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий.
3. Теория проблемно-деятельностного обучения.
4. Концепция программированного обучения.
Наиболее фундаментально в педагогике проработаны, психологически обоснованы и проверены на практике следующие теории обучения:
· ассоциативно - рефлекторная;
· поэтапного формирования умственных действий и понятий;
· проблемно - деятельностного;
· содержательного обобщения В.В. Давыдова - Д.Б. Эльконина(развивающее обучение);
· программированного обучения и др.