Правила работы по методу case-study

Практическое использование кейсов при обучении студентов требует соблюдения некоторых принципов, связанных с порядком анализа ситуации:

· При чтении описания кейса необходимо определить проблему и установить, на каком уровне принимается решение.

· Рекомендуется перечислить факты, данные в описании ситуации, и установить, что уже известно и что требует уточнения или определенных допущений.

· Следует написать все возможные альтернативные решения, которые могут быть приняты в данной ситуации.

· Необходимо как можно шире применять известные теории и уже пройденный учебный материал при формулировании альтернатив, их анализе и выборе окончательного решения.

Результаты работы могут быть представлены в письменной форме (если решение представляется как индивидуальное) или в форме устной презентации от лица команды (если используется групповая форма работы) с подготовкой плакатов (если это необходимо), разделением функций между участниками группы (содоклады) в зависимости от задач, решаемых ими в ходе анализа проблемы, содержащейся в описании практической ситуации.

Таблица 3

Плюсы и минусы работы по методу case-study

Плюсы Минусы
· Каждый участник имеет возможность сопоставить свое мнение с мнением других участников · Плохо организованное обсуждение может потребовать слишком много времени
· Актуальность решаемых проблем и их тесная связь с профессиональным опытом слушателей · Может не принести желаемых результатов, если участники не обладают необходимыми знаниями и опытом
· Высокая мотивация и высокая степень включенности и активности слушателей · Высокий уровень требований к квалификации преподавателя, который должен правильно организовать работу и задать направление обсуждения, чтобы добиться желаемого результата

При анализе практических ситуаций у обучающихся наиболее часто встречаются следующие ошибки:

Ø пытаясь разобраться в обилии предложенной информации, слушатели тонут в ней, не могут выделить главное;

Ø ситуация рассматривается в слишком узкой перспективе, при этом проблема неоправданно сужается либо вовсе теряется;

Ø слушатели формулируют план действий, не завершив анализа ситуации.

Для проведения письменного анализа практической ситуации (что чаще всего имеет место при контроле уровня усвоения) можно использовать специальную форму, содержание которой будет определяться сложностью ситуации.

F В Приложении приведен пример формы, предлагаемой слушателям для анализа практической ситуации.

Баскет-метод

Баскет-метод[22] – это метод обучения на основе имитации ситуаций, часто встречающихся в практике работы руководителей. Обучаемому предлагают выступить в роли руководителя, которому требуется в срочном порядке разобрать накопившиеся на его столе деловые бумаги (письма, докладные записки, телефонограммы, факсы, отчеты и т.п.) и предпринять по ним определенные действия. Кроме того, он получает всю необходимую информацию об организации и о руководителе, от лица которого ему приходится выступать. Упражнение можно усложнить, включив в него телефонные звонки, различные помехи, визиты разных людей, незапланированные встречи и т.п.

В ходе самостоятельной работы слушатель должен проанализировать каждый документ, упорядочить всю предложенную информацию, выявить наиболее острые проблемы, установить, какая информация являются наиболее существенной и на основании этого анализа принять решения по предложенным материалам и подготовить соответствующие документы (служебные или докладные записки, приказы, письма и пр.) для решения поставленных проблем.

Обычно учащиеся работают с деловыми бумагами индивидуально, но можно организовать взаимодействие обучающихся, раздав им разные пакеты документов и дав соответствующие инструкции.

Данный метод развивает у слушателей способность к анализу, к отбору наиболее важных фактов и их классификации с учетом важности и срочности, к формулированию путей решения различных проблем. Преимуществом этого метода является высокий уровень мотивации участников и высокая их включенность в решение поставленных задач.Баскет-метод позволяет оценить способность кандидата к работе с информацией, к ее распределению по степени важности, срочности, приоритетности и умение принимать решения на основании имеющейся информации.

F В Приложении приведен пример баскет-метода «Папка руководителя».

«««

В практике работы учебных центров, институтов повышения квалификации, бизнес-школ и других учебных заведений, работающих в системе бизнес-образования, доля использования разных методов существенно различается[23].

Так, в Центре по изучению функций управления предприятием (Италия) доля разных методов обучения в учебном процессе составляет:

лекции – 25%;

разбор практических ситуаций – 40%;

деловые игры – 15%;

ролевые игры – 5%;

групповые дискуссии – 10%;

имитационные упражнения, моделирующие основные элементы профессиональной деятельности – 5%.

Международный институт повышения квалификации руководящих кадров в Женеве(10-месячный курс, 8-недельная программа):

лекции – 45%;

разбор практических ситуаций – 30%;

деловые игры – 10%;

поездки на предприятия – 15%.

Кроме того, слушатели выполняют проектные работы с учетом тех задач, которые стоят перед руководителями этого уровня.

Американская ассоциация по управлению (4-недельный курс):

лекции – 30%;

разбор практических ситуаций – 10% (для действующих руководителей до 90% времени);

тренинг сензитивности (в группах по 12 человек) – 9%;

управленческие игры (в группах по 12 человек) – 35%;

ролевые игры (в группах по 12 человек или весь поток) – 10%

Очная программа МВА в Манчестерской школе бизнеса:

лекции – 25%;

разбор деловых ситуаций – 20%;

работа по проектам – 35%;

консультации – 10%;

письменные работы – 10%.

Наши рекомендации