Сказка про мячик, который забыл, что он волшебный
Жил однажды на земле волшебный мячик. Одна половинка его была темно-коричневой, а вторая — нежной. Как это нежной? Дело в том, что мячик наш был не простой, а волшебный. И нежная его половина становилась нежно-золотистой, если в душе поселялся солнечный свет; нежно-голубой, если он думал о любимых клумбах с цветами; нежно-розовой, если он мечтал о любви.
Но вот мячик пошел в школу. И стал потихоньку прятать от окружающих свою нежную сторону, потому что очень бо-J1-- лезненными казались ему даже самые безобидные насмешки *''■■■ друзей, очень болезненными самые маленькие «уколы» со стороны взрослых. Все чаще он поворачивался к людям своей коричневой стороной, которая со временем становилась все более темной. А те люди, которые познакомились с мячиком совсем недавно, даже и не знали, что он не сплошь темный, потому что видели от него только удары, наблюдали только его странные поступки, не понимали, что он на самом деле хочет не обидеть их, а всего 'лишь заявить о себе. «Я существую, заметьте меня, обратите на меня внимание!» — даже не говорили, а громко кричали эти странные поступки. А взрослые называли их грубым нарушением поведения, стыдили, вызывали родителей.
И тогда мячик принял решение: «Раз они меня не любят, я вообще никогда не буду показывать им свою нежную сторону, буду все время коричневым. Пусть считают меня плохим, если им так этого хочется».
Шло время. Сверстники и учителя привыкли, что среди них находится темно-коричневый мячик. Даже родители только иногда вспоминали, что когда-то в прошлом он мог быть нежно-золотистым, нежно-голубым, нежно-розовым. А потом... потом сам мячик забыл, каким он был прежде.
Но вот наступила весна. Она заявляла о себе набухшими почками и прорывавшимся сквозь облака солнечным светом. И это было уже не зимнее солнце, потому что оно заставляло восхищаться всем существующим, любить все окружающее, дарило веру в сказку, в волшебство. «Волшебство, волшебство, — за-
i
думчиво перебирал эти слова в памяти мячик. — Но разве волшебство меня касается?»
— Вспомнил! — вдруг воскликнул он. — Я же волшебный!
И мячик начал искать себя, свои нежные стороны. Удивляясь, он открывал в себе на той самой, нежной стороне щедрость и добродушие, кротость и безмятежную улыбку. «Надо же, я совсем не знал, какой я, — думал он, — оказывается, я только начинаю узнавать себя. И наверное, это здорово, когда ты можешь узнавать себя. Только ты должен быть готов к этому. И тогда ты почувствуешь свою силу, богатство чувств и с удивительной легкостью поскачешь в гору, которая называется Жизнь!»
Вопросы Зля обсуждения
— Как получилось, что мячик забыл о своей светлой (неж
ной) стороне?
— Как понять слова «мячик начал искать себя»?
— Почему нужно быть готовым к узнаванию самого себя?
ЗйнятиЕ 22. Ценности и жизненный путь
ЧЕЛОВЕКА
«Эпиграф».Занятие начинается с обсуждения ключевой фразы, которая записывается на доске и в тетради: «Ценности человека во многом определяют его жизненный путь».
«Ценности и выбор профессии».Подросткам предлагается обсудить, связаны ли ценности с выбором профессии. Если да, то как.
«Определи ценности».Ведущий читает подросткам выдержки из записей бесед со взрослыми людьми разных возрастов. Предлагает определить основные ценности этих людей. «Для меня главное — это мой бизнес. Я очень много работаю, поздно прихожу домой. Мысли о нем приносят мне радость и возбуждение». Мужчина, 36 лет.
Часть 2. Уроки психологии в средней школе
Шестой клйсс
«Мне хочется больше гулять и общаться. Хотя я учусь в институте, меня это не очень занимает. Как провести вечер? Вот главный мой вопрос на каждый день». Девушка, 18 лет.
«Здоровье, здоровье — вот что главное. Было бы здоровье, а его как раз и нет». Мужчина, 72 года. «Странное время. Дети выросли. Муж на работе. Не очень понимаю, чем занять себя. Кажется, я никому в этой жизни не нужна». Женщина, 46 лет.
«Летом — горы, байдарка вместе с женой и сыном. Зимой — лекции в институте, в выходные — лыжи. Когда есть время, то с удовольствием хожу в театр». Мужчина, 29 лет.
«Переоценка ценностей».Ведущий предлагает учащимся подумать, какие события в жизни человека могут подвести его к переоценке ценностей.
Работа со сказкой.
Сказка про еловую шишечку
Говорят, что шишки на елке вырастают не каждый год. Но в тот год на елке около старого карьера выросло очень много шишечек, длинненьких, изящных, грациозных. Они весело обсуждали все важные женские вопросы: кто кому нравится сейчас, как красивее причесаться перед субботней дискотекой? И конечно, как и все женщины, шишечки были ужасно любопытны. Именно любопытство и подвело нашу Шишечку. В тот год было очень много грибов. Но где искать подосиновик, как не в ельнике?
И вот однажды за грибами пришли мужчина и женщина. Все шишки почувствовали, что что-то не так. Это были не просто грибники. Они ласково смотрели друг на друга. Иногда они поднимали головы к небу, как будто пытались рассмотреть его сквозь верхушки елей. Иногда останавливали свои взгляды на елках, как будто пытались запомнить узор из веток.
— Странные люди, — говорили друг другу шишки. — Ведь они пришли за грибами, почему они смотрят на небо, а не на нас?
А наша Шишечка поинтересовалась:
— А есть ли у этих странных грибников что-нибудь в кор
зинках? — и стала крутить головой, заглядывая в них.
Но она была очень резвая шишечка, и крутилась она резво, поэтому свалилась со своей ветки. Куда? Вы правильно догадались, прямо в глаз грибнику, а потом отскочила в траву.
Он схватился за глаз:
— Ойе-ей, как больно!
Шишечка вжалась в одуванчики, только бы он ее не заметил, иначе растопчет. Но грибник оторвал руку от глаза и стал шарить руками в траве.
— Где же она?
Глаз, наверное, сильно болел, потому что грибник не увидел шишку. Но его спутница нашла ее. Грибник не стал топтать шишку. К ее удивлению, он положил Шишечку в карман.
«Бросит в печку», — решила она, но смирилась с этим. Нечего было крутить головой, сама виновата. Еще не то заслужила.
Но дома в печку шишку не бросили. Сначала про нее просто забыли. Выглядывая из кармана, она видела, как грибники что-то едят. А потом грибник достал Шишечку и, к ее превеликому удивлению, приделав ей ножку, поставил на письменный стол.
— Знаешь, милая, — обратился он к женщине, — пусть эта
шишечка стоит здесь и напоминает нам о чудесном лесе.
Шишечка от изумления даже приобрела дар речи, хотя обычно от изумления его теряют.
— Ты простил меня? — обратилась она к грибнику. — Но
ведь я так виновата перед тобой.
— Я, простил? — удивился мужчина. — У меня нет права
ни судить, ни прощать. Я совершил в жизни много ошибок,
так же как и все люди. Просто твоя вина кажется тебе неиз
меримо большей, чем есть на самом деле. Все люди ошибают
ся, таков закон жизни человека. Ведь волки не испытывают
угрызений совести, убивая других животных. Иначе они не
смогли бы жить. Это их закон. А совершать ошибки — закон
наш. И еще наш закон — уметь видеть не только ошибки чу
жие и свои, но и свет вокруг нас. Свет в каждой еловой шиш
ке, и стволике березы, свет в ночном небе и туманном утре. А
главное, в каждом, кто окружает тебя. Но не просто видеть, а
говорить: «Я вижу, потому что для людей так важно, чтобы
окружающие замечали их свет».