Периодизация психического развития
Психическое развитие - процесс количественных и качественных изменений, закономерно протекающих в разных сферах и предполагающий структурные преобразования психики. В подходе развития ребенка учитывают 2 основных принципа: 1) историзм указывает на историческую природу детства, т.е. изменения в жизни общества влияют на развитие ребенка, изменяя возрастные границы; 2) развития в деятельности. Эти принципы обоснованы в работах А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, Л.С.Выгодского, П.П.Блонского, В.В.Давыдова. Исходя из них, можно раскрыть качественное содержание любой возрастной периодизации. Это делается на основе раскрытия понятий: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, новообразования периода. Социальная ситуация развития - это определенность отношений внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на ход психического развития индивида (по Выгодскому). Ведущая деятельность -такая деятельность, которая обуславливает изменения в психических процессах и психологических особенностях личности на данной стадии ее развития (по Леонтьеву). Именно в контексте ведущей деятельности возникают специфические для данной возрастной стадии психологические новообразования. Новообразование - новый тип строения личности и деятельности, психологические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и определяют сознание человека, отношение к среде, внешнюю и внутреннюю жизнь, весь ход его психического развития (Л.С.Выгодский). Возникшие новообразования приводят к изменению личности ребенка, структуры его сознания. Возрастные изменения могут происходить стабильно или критически.
Стабильный возраст - развитие происходит на протяжении длительного времени, изменения накапливаются медленно, внешне не выражены. Критический возраст - развитие происходит в короткие сроки, характеризуются бурными изменениями, ярко выражены внешне. Основной смысл кризиса - изменение отношений с окружающими людьми. Наиболее яркими является кризис трех лет («я сам»), подростковый кризис.
С учетом названных критериев широко распространена следующая возрастная периодизация: младенческий, ранний; дошкольный, младший школьный, средний школьный (подростковый), старший школьный (ранняя юность).
В каждом возрасте существуют возможности для наиболее эффективного развития какой-либо одной стороны психики. Напр., ранний возраст (1-3 года) наиболее благоприятен для развития речи ребенка. Такой оптимальный для развития период развития называют синзетивным.
По Эльконину Отношения с предметным миром можно назвать «ребенок - общественный предмет», а систему отношений с людьми - «ребенок - общественный взрослый». Совместные действия в этих 2-х системах и есть формирование личности. Можно выделить 2 группы видов ведущей деятельности: 1) деят-ть, ориентирующая ребенка на нормы отношений между людьми (непосредственно-эмоциональное общение младенца, ролевая игра дошкольников, интимно-личностное общение подростков) - в этих видах деятельности развивается мотивационно-потребностная сфера личности ребенка; 2)ведущие деятельности, через которые ребенок усваивает общественно выработанные способы действия с предметами (предметно-манипулятивная деятельность в раннем возрасте, учебная деятельность младшего школьника, учебно-профессиональная деятельность старшего школьника) - в этих видах деятельности развивается интеллектуально-познавательная сфера личности ребенка. Эльконин сформулировал закон периодичной смены возраста: смена периодов происходит на основе противоречий между новыми потребностями ребенка и старыми возможностями их удовлетворения.
Периодизация Эльконина: 1. младенческий возраст- 0-1-ведущая д-сть (ВД)- непосредственное эм-ное общение, новообразование (Н)- формирование потребности в общении; 2. ранее детство- 1-3 – ВД- предметно-манипулятивная, Н- развитие речи, наглядно-действенного мышления; 3. дошкольный возраст-3-7- ВД-ролевая игра, Н- стремление к общественно значимой и общественно оцениваемой д-сти. 4. младший школьный возраст- 7-11 л- ВД-учение, Н- произвольность псих-их явлений, внутренний план действия, рефлексия. 5. подростковый возраст-11-15- ВД- общение в системе общественно-полезной д-сти, Н-самооценка, критичное отн-е к окружающим людям, стремление к взрослости и самостоятельности, умение подчиняться. 6. старший школьный возраст (юность) – 15-17- ВД- учебно-профессиональная, Н- мировоззрение, профессиональные интересы, самосоз-е, мечты и идеалы.
Периодизация по Петровскому: 1) раннее детство, детсадовское детство, младший школьный возраст - в эпоху детства преобладает процесс адаптации к социальной среде; 2) средний школьный возраст - процесс индивидуализации; 3) старший школьный возраст - интеграция в обществе.
Выгодский различает 3 группы периодизации развития: 1) периодизация по внешним критериям (напр., периодизация Рене Заззо, в ней этапы совпадают со ступенями воспитания и обучения: раннего детства - до 3 лет, дошкольного возраста) - 3-6, начальное школьное образование - 6-12, обучение в средней школе - 12-16; 2) по одному признаку - используется не внешний, а внутренний критерий, которым становится какая-либо одна сторона развития, напр., развитие детской сексуальности у Фрейда; 3) по нескольким признакам - предпринята попытка выделить периоды психического развития ребенка на основе существенных признаков этого развития - периодизация Выгодского, Эльконина. В них используются 3 критерия - ССР, ведущая деятельность, центральное возрастное новообразование.
Периодизация по Выгодскому: 1) кризис новорожденности - младенческий возраст (2 мес.-1 г.); 2) кризис 1 года - раннее детство (1-3 лет); 3) кризис 3 лет - дошкольный возраст (3-7 лет); 4) кризис 7 лет - школьный возраст (8-12 лет); 5) кризис 13 лет - пубертатный возраст (14-17 лет); кризис 17 лет.
Периодизация интеллектуального развития по Пиаже. Ребенок имеет определенные схемы действий, помогающие решать ему познавательные задачи. При решении мыслительных задач он использует 2 механизма: 1) ассимиляция - новая задача меняется и подгоняется под уже известную схему действий ребенка; 2) аккомодация - схемы действий изменяется так, чтобы можно было их применить к решению новой задачи. В процессе к новой проблемной ситуации ассимеляция и аккомодация объединяется, и их сочетание дает адаптацию, которую завершает установление равновесия. Интеллектуальное развитие ребенка стремится всегда к равновесию. Полная логическая уравновешенность достигается только к подростковому возрасту. Стадии развития интеллектуальности - это становление 3 интеллектуальных структур: 1) сенсомоторные структуры - это системы последних материальных действий (до 2 лет); 2) структуры конкретных операций - это система действий в уме, но с опорой на внешнее наглядное данное (от 2-11 лет); 3) формально-логические операции (высшая ступень развития интеллекта (11-15 лет). На 2-м этапе интеллектуального развития ребенок не видит внутреннее отношение вещей, а воспринимает только внешние параметры отношений. В этом проявляется «реализм ребенка».
Стадии развития личности по Кольбергу. Основа - развитие морального сознания как последовательного прогрессивного процесса: 1-й уровень развития морального сознания – доморальный уровень (дошкольное детство), 2-й – конвенциональный (договор, соглашение – 7-13 лет, когда для детей важны внешние нормы поведения), 3-й – автономная мораль (у ребенка возникают собственные внутренние принципы, совесть) (более 13 лет).