Святочный рассказ в детской литературе конца 19—начала 20 вв

Вопросы для обсуждения

1.Поэтика святочного рассказа, его истоки

2.«Мальчик у Христа на елке» Ф.М. Достоевского и традиция рождественского рассказа

Г.Х. Андерсен «Девочка со спичками» как источник сюжета. Сюжет о не свершившемся рождественском чуде. Тема города, детства и елки Пространственная организация рассказа. Место фрагмента «Мальчик…» в структуре январского выпуска «Дневника писателя» за 1876 г.

Задания:

—Какие мотивы появляются в развитии сюжета с изменяющимся пространством? Проследите развитие этих мотивов на протяжении всего произведения.

—Как связаны в тексте организация пространства и мотивировка поступков мальчика?

—Отметьте в тексте пространственные перемещения героя.

—Обозначьте сужения и расширения пространства.

—Какие характеристики включает в себя расширяющееся и сужающееся пространство (звуковые, цветовые и т.д.)?

3.Л.Н.Андреев. Рождественский рассказ «Ангелочек»

Ощущение ребенком дисгармонии окружающего мира. Протест детской души против зла и насилия («он не мог спокойно отнестись ко злу и мстил жизни»). Формы выражения этого протеста. Оценка маленьким героем окружающих людей, близких. Как оценивают Сашку другие герои рассказа («волчонок», «странный мальчик»)? Открытие противоречий в собственной душе («что-то нехорошее творилось в его маленьком изъязвленном сердце…»). Мотив детского одиночества в рассказе («некуда идти»). Конфликт внешнего и внутреннего.

Образ елки и образ ангелочка — смысл противопоставления. Смысловая доминанта образа ангелочка в рассказе. Выразительная образность и эмоционально-оценочная окраска описаний. Содержательность и экспрессивность художественных деталей.

Отец и сын. Родство душ героев. Мотив милосердия и мотив слез в рассказе. Слезы, очищающие душу. Душевное взросление героя.

Голос автора. Любовь, как основа мироустройства на земле. Смысл заглавия рассказа.

Стихотворение А.Блока «Сусальный ангел». Образ ангела, его смысловое наполнение. Настроение, чувство, ощущение лирического героя. Природа конфликта.

Задания:

—Какова основная идея стихотворения.

—Чем близки стихотворение А.Блока «Сусальный ангел» и рассказ Л.Андреева «Ангелочек»?

4.Деталь и сюжет в рождественском рассказе А. Куприна «Чудесный доктор». Особенности сюжетного построения. Смысл контрастной композиции рассказа. Роль названия в определении идеи. Особое внимание автора к быту, увиденному в нравственном аспекте. Равнодушие мира, увиденного по ту сторону окон (гастрономические выставки, сияющие ёлки, смеющиеся лица). Средства создания ощущения дисгармонии («визг полозьев», «гул окриков», «мчавшиеся рысаки»). Конкретные приметы «человека социального», живущего в конкретных «социальных обстоятельствах» (судьба Мерцалова).

Жизнь детского сердца («острое, недетское страдание»). Взаимоотношения детей и взрослых. Темы «сердечного видения» и «обыкновенного чуда» в рассказе. Смысл выражений «чудесный доктор», «невидимый доктор».

Мотив доверия. Роль милосердия и человеческого участия в отдельной судьбе. Голос автора в произведении. Доброта, отзывчивость, прямодушие и доброжелательность – вневременные моральные ценности.

Задания:

—Соответствует ли повествование жанровому канону?

— Какие чувства вызвал финал рас­сказа?

Литературная сказка 20—30-х гг. ХХ века. Роман-сказка Ю.К. Олеши «Три толстяка» (коллоквиум)

Вопросы для обсуждения

1.Место романа-сказки в творчестве Ю. Олеши

2.Жанровое своеобразие «Трех толстяков»

3.Конфликт. Своеобразие типов героев и способы их «портретирования» в романе-сказке.

4.Проблематика «Трех толстяков»

6.Художественное пространство романа-сказки

7.Поэтика театрального зрелища и циркового представления.

8..Особенности языка Ю.К. Олеши. Художественная условность и метафоричность сказки.

Задания:

1.Повторить понятия: метафора, эпитет, сравнение, гротеск, гипербола, роман, сказка, символ, карнавал.

2.Ю.К. Олешу называют «королем метафоры». Подтвердите это 3-4 примерами из текста романа-сказки.

3.Какими способами создается атмосфера сказочности в «Трех толстяках»?

4.Как автор использует традицию «площадной культуры» (М. Бахтин) в романе-сказке?

Вопросы:

Группа 1—3:

1.Какие чувства вызывают у вас богачи, учитель танцев Раздватрис и продавец воздушных шаров? Почему? Перечитайте описания этих пер­сонажей. Какие художественные приёмы помогают писателю вызвать у вас эти чувства?

3.Какие чувства вызвали у вас доктор Гаспар, дядюшка Бризак? Ка­кие качества доктора Гаспара Арнери ценят жители города? Почему? Как связан образ доктора Гаспара с образом балаганчика? Почему арти­сты согласились помочь доктору? Что ценит в людях дядюшка Бризак?

4.Кого напоминают вам гости Трёх Толстяков? Как гости относят­ся к хозяевам? Как автор относится к Толстякам и их гостям, какие художественные средства помогают ему выразить это отношение?

5.Какое впечатление произвели на вас учителя наследника Тутти? Почему Три Толстяка подбирали именно таких учителей?

Группа 4 анализирует образы Трёх Толстяков и наследника Тутти:

1.Какими качествами наделил автор Трёх Толстяков? Какие чувства они у вас вызывают? Почему? Какие художественные средства помога­ют автору вызвать именно такие впечатления?

2.Страшны или смешны Толстяки в романе? Что помога­ет режиссёру создать этот образ?

3.Какая связь существует в романе между образами народа и Трёх Толстяков?

4.Почему Трём Толстякам понадобился наследник? Почему они реши­ли взять маленького ребёнка? Как Три Толстяка относятся к наследни­ку? Каким хотят его видеть? Как добиваются своей цели? Есть ли в фильме ответы на эти вопросы?

5.Как и почему менялось ваше отношение к Тутти? Что в рассказе о судьбе наследника вызывало у вас сочувствие? Что знает о жизни наследник Тутти? Подберите эпитеты и метафоры, характеризующие мир Тутти.

Группа 5 работает с образами Суок и Тибула.

1.Перечитайте разговор Суок и Тибула. Как относятся друг к другу артисты цирка? Какие качества воспитывает цирк в артистах?

2.Вспомните чувства, которые вы испытывали при посещении цирка.
Сравните свои цирковые переживания с переживаниями от эпизодов ро­мана, рассказывающих о погоне за Тибулом, о приключениях продавца воздушных шаров, разгроме кондитерской и др. Чем похожи эти эпизоды на цирковое представление?

4.Что дают людям артисты цирка? Что может открыть зрителям цирковое представление, чему может научить их? Своё мнение докажи­ те примерами из романа. С какой целью автор проводит параллель меж­ду цирком и жизнью?

5.Почему мир балаганчика, цирка противопоставляется автором миру Трёх Толстяков и богатеев?

7.Что Суок в романе знает о жизни?

8.Какими качествами наделена Суок в романе?

Тема семьи в рассказах А.П. Гайдара «Голубая чашка» и «Чук и Гек»

Вопросы для обсуждения

I.Рассказ «Голубая чашка» (1936)

1.История создания рассказа. Оценка критиков произведения. Полемика вокруг «Голубой чашки».

2.Композиция рассказа.

3.Основные образы «Голубой чашки» (тема семьи; отношения в семье на разных уровнях — мать-отец, мать-дочь, отец-дочь; тема недоверия и ревности в семье; образ летчика: летчик и Маруся; конфликт в семье)

4. Мудрость чувств ребенка. Чувства и поступки. Необходимость преодолевать мелкие обиды и недоразумения. «Образ серых мышей, разбивших голубую чашку». Роль эпизода с Пашкой и Сашкой. Причины конфликта между детьми. Преодоление конфликта.

5..Проблематика и поэтика рассказа (двухадресность, двуплановость рассказа — «взрослый» и «детский» план; тонкий психологизм рассказа; лирический подтекст; простота композиции; поэзия мира детства; мотив надвигающейся войны; чувство постоянной тревоги в рассказе; тема недоверия в обществе, атмосфера подозрительности; тема фашизма; мотив пути; тема мирного труда советских людей; котенок и мыши как аллегория). Цветопись в рассказе. Смысл названия.

II.Рассказ «Чук и Гек» (1939)

1.История создания. Первое название «Телеграмма»

2.Композиция рассказа

3.Основные образы «Чука и Гека» (образ матери, отца, братьев-близнецов)

4.Проблематика и поэтика рассказа (сказочное начало; «чудесное» путешествие на Север, «декабристский сюжет» — поездка к родственникам; мотив пути; символическое пространство Советского союза; социальный и психологический подтекст; эмоциональная атмосфера рассказа; социально-бытовая обстановка периода мирного строительства; советская модель действительности; мотив надвигающейся войны; идеализация советского детства и его охрана — отец, Красная Армия, Ворошилов, Кремль; мотив красных кремлевских звезд в рассказе; тема Родины; мотив луны).

Поэзия А. Барто и С. Михалкова (литературная композиция)

Вопросы для обсуждения

Ребенок в поэзии 20—30-х гг. Торжество активного героя. Мир детей в стихах А. Барто. Разнообразие событий детской и школьной жизни. Роль детского поступка в стихотворных сюжетах А. Барто. Стремление совместить дидактическое и психологическое начала. «Игрушки»—цикл стихов для самых маленьких. Стихи от лица ребенка—любимая форма в творчестве А. Барто («Болтунья», «Мы с Тамарой»., «Снегирь», «Я выросла»). Скрытая ирония автора по отношению к своему герою. Возрастающая тенденция к стихотворениям—нравственным урокам. Восприятие поэтессой собственных сборников как «учебников жизни».

Дети—герои стихотворений С. Михалкова. Психологическая достоверность детской поэзии С. Михалкова («А что у вас?», «Мы с приятелем», «Мой щенок», «Песенка друзей». «Дядя Степа» С. Михалкова—стихотворный рассказ о герое нашего времени.. Осуждение отрицательных героев в жанре басни: С. Михалков «Фома», «По мимозу».

Наши рекомендации