Современные возрастные периодизации психического развития
Вопросы:
1. Продолжение и развитие идей Д.Б. Эльконина в работах Л.Ф. Обуховой, И.В. Шаповаленко и др.
2. Современные отечественные периодизации психичяеского развития.
3. Современные зарубежные периодизации психического развития.
Задания для подготовки к занятию:
1. Подготовьте краткую характеристику современных неклассических отечественных периодизаций психического развития человека: В.И. Слободчиков, А.В. Петровский и др.
2. Опишите современные зарубежные периодизации психического развития (А.А. Реан). Выделите линии сравнения по отношению к периодизациям Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина.
3. Подготовьтесь к коллективному выполнению проекта «Возраст в зеркале периодизаций психического развития», подумайте над идеей оформления, подготовьте копии периодизаций, бумагу, фломастеры и т.п. Используйте справочные материалы к данной теме.
Задания для работы на занятии:
1. Организуйте «международный симпозиум» на тему «Современные возрастные периодизации психического развития: интернациональный диалог», подготовьте и представьте выступления, вопросы. Определите роли и регламент работы. Продумайте возможность фиксации результатов обсуждения в тетрадях.
2. (по группам) Оформите проект «Возраст в зеркале периодизаций психического развития», представьте его защиту.
3. Подготовьте и загадайте другим группам задания по определению психологического возраста и автора периодизации, по основанию периодизации и ключевым характеристикам одного из конкретных возрастов.
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Содержание основных периодизаций психического развития
1. Павел Петрович Блонский.Эмпирическая периодизация по типу дентиции
· Беззубое детство (0 –6 мес.)
· Молочнозубое детство (6 мес. – 6-7 лет)
· Постояннозубое детство (7 – 15 лет)
2. Зигмунд Фрейд Психоаналитическая периодизация психосексуального
развития
№ | Название стадии | Возрастные границы | Телесная зона сосредоточения либидо (ведущая эрогенная зона) | Формиррующиеся черты и психические образования |
Оральная | 0-1 год | Слизистая рта и губ | Оптимизм и пессимизм, требовательность, жадность. Потребность быть любимым. | |
Анальная | 1-3 год | Слизистая кишечника. Либидо концентрируется вокруг ануса. | Опрятность, аккуратность, пунктуальность, упрямство, агрессивность, скрытность, накопительство и др. | |
Фаллическая | 3-5 лет | Генитальные органы. | Главные структуры личности: самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление. Комплексы: «Эдипов» – у мальчиков, «Электры» – у девочек. | |
Латентная | 5-12 лет | Энергия либидо переносится на освоение общечеловеческого опыта. | Общительность, трудолюбие. Детские сексуальные переживания вытесняются другими интересами: общением, играми, физическими упражнениями. | |
Генитальная | 12–18 лет | Объединение всех эрогенных зон. | Качества личности, выражающие отношение к себе и окружающим людям. Использование механизмов психологической защиты. |
3. Эрик Эриксон. Эпигенетическая периодизация психосоциального развития
№ | Название стадии | Возрастные границы | Область значимых социальных отношений (референтная группа) | Позитивные и деструктивные результаты возраста |
Младенческий возраст (орально-сенсорная ст.) | 0-1,5 лет | Мать или заменяющее ее лицо | Доверие к миру - недоверие | |
Ранний возраст (мышечно-анальная ст.) | 1,5– 4 лет | Родители | Самостоятельность, автономия – сомнение, стыд | |
Возраст игры (локомоторно-генитальная ст.) | 4 – 6 лет | Семья (родители, братья и сестры) | Инициативность – чувство вины, пассивность | |
Школьный возраст (латентная ст.) | 6 – 11 лет | Школа, соседи | Достижение, компетентность - неполноценность | |
Подростковый возраст (латентная ст.) | 11-20 лет | Группы сверстников | Идентичность – диффузия идентичности (непризнание) | |
Молодость (ранняя зрелость) | 21–25 лет | Друзья, сексуальные партнеры, соперники, сотрудники | Интимность - изоляция | |
Зрелость | 25 – 50-60 лет | Разделенный труд и общий дом | Творчество, производительность – застой, поглощенность собой | |
Старость (поздняя зрелость) | Свыше 60 лет | Человечество – «мой род» | Интеграция, целостность – разочарование в жизни, отвращение, отчаяние |
4. Жан Пиаже. Когнитивистская периодизация развития интеллекта
№ | Название стадии | Возрастные границы | Особенности интеллектуальных структур |
Сенсомоторная стадия | 0 – 1,5-2 года | Интеллект опирается на данные органов чувств и телесные движения. Отличие себя от остального мира (преодоление абсолютного эгоцентризма). Появление представлений о независимости и постоянстве существования других предметов. | |
Дооперациональная стадия (переходная) | 2 – 7 лет | Познание мира через свои действия. Мышление имеет тенденцию к чрезмерной конкретности, необратимости и эгоцентризму. Классификация предметов по отдельным, часто по случайным признакам. | |
Стадия конкретных операций | 7-12 лет | Выполнение системы действий с предметами в уме, но с опорой на конкретный материал – реальные и осязаемые предметы. Использование понятий, построение иерархии (родовидовая зависимость). Классификация предметов. Развитие символического мышления. | |
Стадия формальных операций | 12 - 14-15 лет | Способность мыслить логически, пользуясь абстрактными понятиями, условно-гипотетически, строить предположения и приводить цепь логических доказательств. Формальное мышление позволяет принять точку зрения другого человека, принимать в расчет его статус и идеалы. |
5. Льюис Кольберг. Периодизация развития человека как субъекта
нравственного действия
№ | Название уровней | Возрастные границы | Стадии развития | Особенности морального (нравственного) развития человека |
Доконвенциональный (доморальный) уровень | 4 – 10 лет | 1 стадия | Ориентация на наказание и послушание (поощрение). | |
2 стадия | Инструментальная ориентация («ты-мне, я – тебе»). | |||
Конвенциональный уровень | 10 – 13 лет | 3 стадия | Ориентация на образец поведения «хорошего мальчика и хорошей девочки» (моральные нормы). | |
4 стадия | Ориентация на авторитет, требования «закона и порядка. | |||
Постконвенциональный уровень (автономная мораль) | с 13 лет | 5 стадия | Ориентация на общественно принятую социальную мораль – «социальный договор». | |
6 стадия | Ориентация на общечеловеческие принципы и нравственные нормы. |
6. Лев Семенович Выготский.Периодизация психического развития ребенка.
Возрастной период | Название возраста | Социальная ситуация развития | |
Критический возраст | Стабильный (литический) возраст | ||
0 – 2 мес | кризис новорожденности | «Пра-Мы» | |
2 мес. – 1 год | младенческий возраст | Ребенок - Взрослый, («Мы») | |
1 год | кризис одного года | ||
1-3 года | раннее детство | Ребенок — Предмет - Взрослый | |
З года | кризис 3 лет | ||
3 – 7 лет | дошкольный возраст | Ребенок — Ребенок - Взрослый | |
7 лет | кризис 7 лет | ||
8-12 лет | школьный возраст | Ребенок - Учитель | |
13 лет | кризис 13 лет | ||
14-18 лет | пубертатный возраст | Подросток - Подросток | |
17 лет | кризис 17 лет |
7. Даниил Борисович Эльконин. Периодизация по типу ведущего вида
деятельности.
Эпохи | РАННЕЕ ДЕТСТВО | ДЕТСТВО | ОТРОЧЕСТВО (ПОДРОСТНИЧЕСТВО) | |||||||||
Периоды | Младенчество (0-1 год) | Раннее детство (1- 3 года) | Дошкольный возраст (3 – 7 лет) | Младший школьный возраст (7 – 11-12 лет) | Подросковый возраст (11-12 – 15 лет) | Ранняя юность (15 – 17 лет) | ||||||
Ведущий вид деятельности | непосредственно-эмоциональное общение | предметно-манипулятивная деятельность | ролевая игра | учебная деятельность | интимно-личностное общение со сверстниками | учебно-профессиональная деятельность | ||||||
Тип деятельности | I | II | I | II | I | II | ||||||
Преимущетвенно развивающаяся сфера психики | М-П | О-Т | М-П | О-Т | М-П | О-Т | ||||||
Социальная ситуация развития | Р-В | Р-П-В | Р-Р-В | Р-У | П-П | В-В | ||||||
Новообразования возраста | Потребность в общении. Эмоциональные отношения | Речь и наглядно-действенное мышление | Потребность в общественно-значимой деятельности. | Произвольность. Внутренний план действия. Самоконтроль. Рефлексия. | Стремление к «взрослости», самооценка, подчинение нормам коллективной жизни. | Мировоззрение, профессиональные интересы. | ||||||
Подпериоды (фазы) | ||||||||||||
8. Давид Иосифович Фельдштейн. Периодизация социального развития
индивида, 1999.
№ | Название и содержание фазы | Этапы и их содержание | Границы |
Фаза детства (становление личности на уровне еще не развитого самосознания) | 1. этап – социализация в форме освоения предметных действий других | 0-3 лет | |
2. этап – осознание своего «Я» и норм человеческих отношений | 3 – 10 лет | ||
Фаза подростничества (активное формирование самосознания, социальной позиции общественно активного субъекта) | 3 этап – стремление утвердить свое Я в системе общественных отношений | 10-17 лет |
9. Виктор Иванович Слободчиков. Интегральная периодизация развития субъективной реальности 2000.
Каждая возрастная ступень имеет сложное строение: выделяются стадия становления событийности и стадия становления самобытности, кризисы рождения (переходы в новую общность) и кризисы развития (освоения новой общности).
№ | Ступени субъектности | Границы | Со-бытийная общность (типы базисных общностей) |
Оживление | От рождения до 12 мес. | Общность с родным взрослым | |
Одушевление | 11 мес. – 6,5 лет | Общность с близким взрослым. Осознание себя субъектом собственных действий | |
Персонализация | 5,5 лет – 18 лет | Общность с общественным взрослым | |
Индивидуализация | 17 – 42 года | Общность с человечеством, ответственность за собственную самость | |
Универсализация | 39 лет и старше | Вход в пространство сверхчеловеческих ценностей. Бого-человечество как соучастник в осмыслении универсального со-бытия. |
10. Г. Крайг. Международная (обобщенная) периодизация, 2000.
Младенческий возраст | От рождения до 2 лет | |
Раннее детство | 2 – 6 лет | |
Среднее детство | 6-12 лет | |
Подростковый (ранний и старший) возраст | 12 – 19 лет | |
Ранняя взрослость | 20 – 40 лет | |
Средняя взрослость | 40 – 60 лет | |
Поздняя взрослость | 60 лет и далее |
Список обязательной литературы:
1. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1995.
2. Психология детства / Под ред. А.А. Реана. – СПб: Прайм-еврознак, 2003.
3. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. – М.: Школьная пресса, 2000.