Современные возрастные периодизации психического развития

Вопросы:

1. Продолжение и развитие идей Д.Б. Эльконина в работах Л.Ф. Обуховой, И.В. Шаповаленко и др.

2. Современные отечественные периодизации психичяеского развития.

3. Современные зарубежные периодизации психического развития.

Задания для подготовки к занятию:

1. Подготовьте краткую характеристику современных неклассических отечественных периодизаций психического развития человека: В.И. Слободчиков, А.В. Петровский и др.

2. Опишите современные зарубежные периодизации психического развития (А.А. Реан). Выделите линии сравнения по отношению к периодизациям Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина.

3. Подготовьтесь к коллективному выполнению проекта «Возраст в зеркале периодизаций психического развития», подумайте над идеей оформления, подготовьте копии периодизаций, бумагу, фломастеры и т.п. Используйте справочные материалы к данной теме.

Задания для работы на занятии:

1. Организуйте «международный симпозиум» на тему «Современные возрастные периодизации психического развития: интернациональный диалог», подготовьте и представьте выступления, вопросы. Определите роли и регламент работы. Продумайте возможность фиксации результатов обсуждения в тетрадях.

2. (по группам) Оформите проект «Возраст в зеркале периодизаций психического развития», представьте его защиту.

3. Подготовьте и загадайте другим группам задания по определению психологического возраста и автора периодизации, по основанию периодизации и ключевым характеристикам одного из конкретных возрастов.

СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Содержание основных периодизаций психического развития

1. Павел Петрович Блонский.Эмпирическая периодизация по типу дентиции

· Беззубое детство (0 –6 мес.)

· Молочнозубое детство (6 мес. – 6-7 лет)

· Постояннозубое детство (7 – 15 лет)

2. Зигмунд Фрейд Психоаналитическая периодизация психосексуального

развития

Название стадии Возрастные границы Телесная зона сосредоточения либидо (ведущая эрогенная зона) Формиррующиеся черты и психические образования
Оральная 0-1 год Слизистая рта и губ Оптимизм и пессимизм, требовательность, жадность. Потребность быть любимым.
Анальная 1-3 год Слизистая кишечника. Либидо концентрируется вокруг ануса. Опрятность, аккуратность, пунктуальность, упрямство, агрессивность, скрытность, накопительство и др.
Фаллическая 3-5 лет Генитальные органы. Главные структуры личности: самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление. Комплексы: «Эдипов» – у мальчиков, «Электры» – у девочек.
Латентная 5-12 лет Энергия либидо переносится на освоение общечеловеческого опыта. Общительность, трудолюбие. Детские сексуальные переживания вытесняются другими интересами: общением, играми, физическими упражнениями.
Генитальная 12–18 лет Объединение всех эрогенных зон. Качества личности, выражающие отношение к себе и окружающим людям. Использование механизмов психологической защиты.

3. Эрик Эриксон. Эпигенетическая периодизация психосоциального развития

Название стадии Возрастные границы Область значимых социальных отношений (референтная группа) Позитивные и деструктивные результаты возраста
Младенческий возраст (орально-сенсорная ст.) 0-1,5 лет Мать или заменяющее ее лицо Доверие к миру - недоверие
Ранний возраст (мышечно-анальная ст.) 1,5– 4 лет Родители Самостоятельность, автономия – сомнение, стыд
Возраст игры (локомоторно-генитальная ст.) 4 – 6 лет Семья (родители, братья и сестры) Инициативность – чувство вины, пассивность
Школьный возраст (латентная ст.) 6 – 11 лет Школа, соседи Достижение, компетентность - неполноценность
Подростковый возраст (латентная ст.) 11-20 лет Группы сверстников Идентичность – диффузия идентичности (непризнание)
Молодость (ранняя зрелость) 21–25 лет Друзья, сексуальные партнеры, соперники, сотрудники Интимность - изоляция
Зрелость 25 – 50-60 лет Разделенный труд и общий дом Творчество, производительность – застой, поглощенность собой
Старость (поздняя зрелость) Свыше 60 лет Человечество – «мой род» Интеграция, целостность – разочарование в жизни, отвращение, отчаяние

4. Жан Пиаже. Когнитивистская периодизация развития интеллекта

Название стадии Возрастные границы Особенности интеллектуальных структур
Сенсомоторная стадия 0 – 1,5-2 года Интеллект опирается на данные органов чувств и телесные движения. Отличие себя от остального мира (преодоление абсолютного эгоцентризма). Появление представлений о независимости и постоянстве существования других предметов.
Дооперациональная стадия (переходная) 2 – 7 лет Познание мира через свои действия. Мышление имеет тенденцию к чрезмерной конкретности, необратимости и эгоцентризму. Классификация предметов по отдельным, часто по случайным признакам.
Стадия конкретных операций 7-12 лет Выполнение системы действий с предметами в уме, но с опорой на конкретный материал – реальные и осязаемые предметы. Использование понятий, построение иерархии (родовидовая зависимость). Классификация предметов. Развитие символического мышления.
Стадия формальных операций 12 - 14-15 лет Способность мыслить логически, пользуясь абстрактными понятиями, условно-гипотетически, строить предположения и приводить цепь логических доказательств. Формальное мышление позволяет принять точку зрения другого человека, принимать в расчет его статус и идеалы.

5. Льюис Кольберг. Периодизация развития человека как субъекта

нравственного действия

Название уровней Возрастные границы Стадии развития Особенности морального (нравственного) развития человека
Доконвенциональный (доморальный) уровень 4 – 10 лет 1 стадия Ориентация на наказание и послушание (поощрение).
2 стадия Инструментальная ориентация («ты-мне, я – тебе»).
Конвенциональный уровень 10 – 13 лет 3 стадия Ориентация на образец поведения «хорошего мальчика и хорошей девочки» (моральные нормы).
4 стадия Ориентация на авторитет, требования «закона и порядка.
Постконвенциональный уровень (автономная мораль) с 13 лет 5 стадия Ориентация на общественно принятую социальную мораль – «социальный договор».
6 стадия Ориентация на общечеловеческие принципы и нравственные нормы.

6. Лев Семенович Выготский.Периодизация психического развития ребенка.

Возрастной период Название возраста Социальная ситуация развития
Критический возраст Стабильный (литический) возраст
0 – 2 мес кризис новорожденности   «Пра-Мы»
2 мес. – 1 год   младенческий возраст Ребенок - Взрослый, («Мы»)
1 год кризис одного года    
1-3 года   раннее детство Ребенок — Предмет - Взрослый
З года кризис 3 лет    
3 – 7 лет   дошкольный возраст Ребенок — Ребенок - Взрослый
7 лет кризис 7 лет    
8-12 лет   школьный возраст Ребенок - Учитель
13 лет кризис 13 лет    
14-18 лет   пубертатный возраст Подросток - Подросток
17 лет кризис 17 лет    

7. Даниил Борисович Эльконин. Периодизация по типу ведущего вида

деятельности.

Эпохи РАННЕЕ ДЕТСТВО ДЕТСТВО ОТРОЧЕСТВО (ПОДРОСТНИЧЕСТВО)
Периоды Младенчество (0-1 год)   Раннее детство (1- 3 года) Дошкольный возраст (3 – 7 лет) Младший школьный возраст (7 – 11-12 лет) Подросковый возраст (11-12 – 15 лет) Ранняя юность (15 – 17 лет)
Ведущий вид деятельности непосредственно-эмоциональное общение предметно-манипулятивная деятельность   ролевая игра учебная деятельность интимно-личностное общение со сверстниками учебно-профессиональная деятельность
Тип деятельности I II I II I II
Преимущетвенно развивающаяся сфера психики М-П О-Т М-П О-Т М-П О-Т
Социальная ситуация развития Р-В Р-П-В Р-Р-В Р-У П-П В-В
Новообразования возраста Потребность в общении. Эмоциональные отношения Речь и наглядно-действенное мышление Потребность в общественно-значимой деятельности. Произвольность. Внутренний план действия. Самоконтроль. Рефлексия. Стремление к «взрослости», самооценка, подчинение нормам коллективной жизни. Мировоззрение, профессиональные интересы.
Подпериоды (фазы)
                         

8. Давид Иосифович Фельдштейн. Периодизация социального развития

индивида, 1999.

Название и содержание фазы Этапы и их содержание Границы
Фаза детства (становление личности на уровне еще не развитого самосознания) 1. этап – социализация в форме освоения предметных действий других 0-3 лет
2. этап – осознание своего «Я» и норм человеческих отношений 3 – 10 лет
Фаза подростничества (активное формирование самосознания, социальной позиции общественно активного субъекта) 3 этап – стремление утвердить свое Я в системе общественных отношений 10-17 лет

9. Виктор Иванович Слободчиков. Интегральная периодизация развития субъективной реальности 2000.

Каждая возрастная ступень имеет сложное строение: выделяются стадия становления событийности и стадия становления самобытности, кризисы рождения (переходы в новую общность) и кризисы развития (освоения новой общности).

Ступени субъектности Границы Со-бытийная общность (типы базисных общностей)
Оживление От рождения до 12 мес. Общность с родным взрослым
Одушевление 11 мес. – 6,5 лет Общность с близким взрослым. Осознание себя субъектом собственных действий
Персонализация 5,5 лет – 18 лет Общность с общественным взрослым
Индивидуализация 17 – 42 года Общность с человечеством, ответственность за собственную самость
Универсализация 39 лет и старше Вход в пространство сверхчеловеческих ценностей. Бого-человечество как соучастник в осмыслении универсального со-бытия.

10. Г. Крайг. Международная (обобщенная) периодизация, 2000.

Младенческий возраст От рождения до 2 лет
Раннее детство 2 – 6 лет
Среднее детство 6-12 лет
Подростковый (ранний и старший) возраст 12 – 19 лет
Ранняя взрослость 20 – 40 лет
Средняя взрослость 40 – 60 лет
Поздняя взрослость 60 лет и далее

Список обязательной литературы:

1. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1995.

2. Психология детства / Под ред. А.А. Реана. – СПб: Прайм-еврознак, 2003.

3. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. – М.: Школьная пресса, 2000.

Наши рекомендации