Лекция по теме № 2. Общие и специальные принципы оперативно-розыскной деятельности

План

Понятие принципов оперативно-розыскной деятельности и их классификация.

Конституционные принципы оперативно-розыскной деятельности и их содержание.

Отраслевые принципы оперативно-розыскной деятельности и их содержание.

Введение

Вы прекрасно знаете, что понятие «принцип» является философским и обозначает руководящую идею, основное правило поведения человека. В логическом смысле принцип есть центральное понятие, основание системы, представляющее обобщение и распространение какого-либо положения на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован.

В настоящее время каждая самостоятельная отрасль права основывается на общеправовых и специальных принципах, которые в своей совокупности определяют особенности ее системы, характер правового регулирования, вид и содержание нормативных источников. Нормы современного оперативно-розыскного законодательства также должны соответствовать правовым принципам, которые образуют основу этой специфической государственной формы борьбы с преступностью и пронизывают всю оперативно-розыскную деятельность (далее - ОРД).

1. Понятие принципов оперативно-розыскной деятельности и их классификация

Прежде, чем сформулировать адекватное, т.е. отвечающее современным юридическим требованиям и действительности понятие принципов ОРД, а затем произвести их всестороннюю классификацию, необходимо совершить краткий экскурс в историю становления и развития ОРД. Обращение к историческим событиям при исследовании данного вопроса позволит не только в полной мере осознать значение и важность принципов ОРД, но также понять их особую правовую природу и выделить специфические черты. Применение методологического подхода представляется тем более обоснованным, поскольку принципы ОРД являются одним из основополагающих элементов ее теории, а, как верно отмечает А.Е. Чечетин, «без истории предмета нет его теории»[19].

Прообраз ОРД, как системной деятельности, можно обнаружить в государствах древнего мира. Наибольший интерес при этом представляет Древний Египет, поскольку в период его существования эта сфера социальной деятельности была выражена достаточно ярко. История Древнего Египта представляет собой последовательную смену трех эпох: Древнего, Среднего и Нового царства. В эпоху Нового царства (около 1580 — около 1070 лет до н. э.) древнеегипетское государство достигло наибольшего расцвета. В этой культурной стране существовала мощная экономика, постоянная боеспособная армия с кадровыми офицерами, сложилась централизованная система управления общественными отношениями через разветвленную систему бюрократического аппарата[20]. К этому периоду выполнение полицейских функций перешло от армии, на которую они были первоначально возложены, к полицейским отрядам, которые преимущественно комплектовались из пленных нубийцев и ливийцев. Полицейские служащие были надсмотрщиками во время общественных работ, преследовали преступников, выполняли обязанности палачей. Также полицейские части помогали властям взимать подати, проводить мобилизацию населения для строительства ирригационных сооружений, пирамид и храмов. Особо примечательно, что, используя современную терминологию, полицейские отряды специализировались по критериям объекта обслуживания (полиция некрополя, отряды по охране столицы, храмов, зернохранилищ и т.д.) или линейному направлению работы (тайная полиция, полицейское подразделение при главном сборщике налогов).

Общее представление о работе древнеегипетских подразделений полиции по выявлению преступлений и установлению лиц, их совершивших, можно получить из работ немецкого египтолога А. Эрмана. Автор анализирует документы резонансного судебного процесса, который имел место в период правления царя Рамсеса IX, т.н. дела банды воров из фиванского города Мертвых.

В шестнадцатый год царствования Рамсеса IX наместник, управлявший восточной частью Египта, и открыто враждовавший с начальником полиции некрополя – наместником Мертвого города, сообщил главе столичной администрации о крупных кражах, имевших место в царских усыпальницах некрополя. Для проверки этих сведений была создана специальная комиссия, в состав которой вошли сам начальник полиции некрополя, два командира полиции, писцы, два верховных жреца и другие достойные доверия чиновники. В качестве инспекторов члены комиссии прошли через пустынные долины города Мертвых, аккуратно осматривая каждую гробницу, которая была под подозрением. По результатам осмотра комиссией был составлен документ, в содержании которого были отражены объекты и результаты осмотра. Всего было осмотрено 10 пирамид, из которых усыпальница царя Себекемсафа оказалась поврежденной и были похищены тела царственных особ. Кроме того, были выявлены факты множественных хищений из гробниц частных лиц, что являлось преступлением меньшей тяжести. Сведения о личности предполагаемых преступников сообщил начальник полиции некрополя, после чего 8 человек были взяты под стражу. Задержанных подвергли «допросу», который заключался в том, что они «были биты палками и по ладоням, и по ступням». При этом было получено не только признание, но и весьма подробные показания. Они сказали: «Мы открыли гробы и пелены, в которых они лежали. Мы нашли благородную мумию царя... с длинной цепью золотых амулетов на шее. Благородная мумия этого царя была вся покрыта золотом, и его [гроб] был покрыт золотом снаружи и внутри и украшен драгоценными камнями. Мы сорвали золото, которое нашли на благородной мумии этого бога, и пелены, в которые она была завернута. Мы нашли супругу царя, обряженную таким же образом, и сорвали все, что нашли на ней. Мы сожгли ее пелены, и мы также украли домашнюю утварь, которую нашли при них, и сосуды, золотые и серебряные. Потом мы поделили все это между собой. Мы разделили на восемь частей золото, которое нашли на этом боге, мумии, амулеты, украшения и пелены». Однако только признательных показаний было недостаточно, преступники должны были «опознать место своего преступления». Поэтому их отвели в город Мертвых, где они указали пирамиду, из которой совершили кражу. После этого воры были переданы верховному жрецу Амона, который заключил их в тюрьму до вынесения приговора. Между тем «человек с плохой репутацией», не имевший отношения к группе задержанных преступников, но три года назад попадавший в поле зрения полиции, дал показания о том, что совершил хищение из гробницы жены Рамсеса II. Для проверки этих показаний ему завязали глаза и отвели в некрополь, где потребовали указать гробницу, из которой он совершил хищения. Задержанный «подошел к одной из могил детей великого бога царя Рамсеса II, которая стояла открытой и в которой никто никогда не был похоронен, и к дому рабочего некрополя Аменемента, и сказал: «Смотрите, это места, в которых я побывал». Тогда князья приказали старательно его допросить (то есть бить палками) в великой долине и, несмотря на это, обнаружили, что он не знает никаких других мест, кроме тех, которые показал»[21].

При изучении приведенного примера даже без его тщательного анализа становится ясно, что действия древнеегипетской полиции по выявлению преступлений и установлению лиц, их совершивших, отличались логичностью и последовательностью, а некоторые из применяемых методов и средств были весьма профессиональными. Причем эти действия имели комплексный характер, т.к. часть из них можно отнести к мерам дознания, а часть – к разведывательно-поисковым мерам. Для того, чтобы понять на каких принципах была основана сыскная работа в полиции Древнего Египта, следует произвести анализ этой ситуации с использованием современной терминологии. Очевидно, что основанием для возбуждения процесса дознания явились ставшие известными уполномоченным лицам сведения о факте совершенного преступления. Для проверки этих сведений были предприняты действия, которые можно квалифицировать как сыскные, а именно гласное обследование участков местности. То обстоятельство, что не было указано, каким образом начальнику полиции некрополя стали известны личности преступников, позволяет предположить, что такая информация была получена негласным путем. В любом случае, быстрое установление личности преступников в условия неочевидности совершенного преступления является доказательством существования сыскной работы. Произведенные после задержания преступников «допросы» реализовывались полицией в рамках функции дознания. При этом полицейские сыщики явно были заинтересованы в раскрытии преступления, а не в получении вынужденного признания от случайных горожан, оговоренных недоброжелателями. В пользу этого довода свидетельствует детальность показаний преступников, в которых они описывают место преступления, свое поведение на месте его совершения, похищенное имущество и его судьбу. Последовавшая за этим мера дознания, аналог современной проверки показаний на месте, также была направлена на то, чтобы убедиться в отсутствии оговора и самооговора. Однако наиболее удивительным является то, что в сыскной деятельности древнеегипетской полиции прослеживаются зачатки форм ОРД. О том, что разведывательно-поисковые меры были инициативными, наступательными и, возможно проводились на постоянной основе, свидетельствует то обстоятельство, что «допросу» подверглось также лицо, давно находившееся под наблюдением полиции.

Таким образом, древнеегипетская полиция эпохи Нового царства была весьма развитой структурой, совмещавшей в себе функции сыскного органа и органа дознания. Сыскная деятельность при этом была системной и включала в свое содержание сочетание гласных и негласных методов и средств. Однако при этом не идет речь о существовании принципа законности в современном его понимании, об уважении и соблюдении прав и свобод человека и гражданина. Данные принципы вообще не были известны праву этого государства, т.к. «в Древнем Египте, стране «поголовного рабства», в условиях засилья административно-командного царского аппарата с его гипертрофированными контрольно-регулирующими функциями не было создано условий даже для общих представлений о правоспособности, правовом статусе личности»[22].

Письменное упоминание о необходимости соблюдения конспирации при осуществлении разведывательно-поисковой деятельности можно найти в более поздний период времени. В VI веке до н.э. китайский философ Сунь Цзы высказывал мнение о том, что предвидеть различные события возможно не столько через духов и богов, изучение аналогий истории и собственные размышления, сколько с помощью людей, знающих, что делается у врага. Сунь Цзы рассматривал проведение специальных операций, т.е. прообраз современных ОРМ и шпионаж, как средства войны с возможно меньшим числом жертв. При этом философ утверждал, что использование форм и методов специальной работы требует строжайшей тайны[23].

Становление в сыскной деятельности таких принципов как законность, уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина произошло в гораздо позднее время. Представляется, что становление этих принципов являлось одним из итогов Французской буржуазной революции (1789 — 1794 годы), положившей начало крупнейшим социальным и, как следствие, правовым преобразованиям во всей Европе. Примечательно, что именно в послереволюционной Франции уголовный сыск окончательно оформился как вид ремесла, необходимого для решения специфических задач при помощи особых методов и средств. Поэтому закономерно, что поистине революционные изменения произошли в понимании конспирации, а также сочетания гласных и негласных методов и средств. Так в Париже было организовано специальное полицейское подразделение из числа бывших преступников, которое возглавил Ф. Э. Видок. Раскрываемость преступлений сотрудниками этого подразделения была высока, а особый акцент был сделан на негласной работе и соблюдении конспирации. При этом Ф. Э. Видок писал, что круг лиц, конфиденциально содействующих полиции, должен быть немногочисленным, но эффективным. В дальнейшем благодаря наполеоновскому министру полиции Ж. Фуше получили развитие организация, тактика и методика ОРД. Была создана хорошо организованная и разветвленная сеть конфидентов[24].

Становление сыска, как деятельности основанной на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств, также происходило в отечественной истории. Так, оправдавшие себя обычаи по «розыску» преступников обнаруживаются уже в ранних правовых актах древнерусского государства. Выражаясь современным юридическим языком, эти обычаи, получив нормативное закрепление, устанавливали формы досудебных отношений потерпевшего и причинителя вреда. К их числу относился, например, «свод», который заключался в совершении потерпевшим действий, направленных на поиск вероятного преступника путем «закличи», т. е. публичного заявления о преступлении в местах скопления сограждан. Другой формой досудебных отношений было «гонение следа», когда вор, скрывшийся с места преступления, разыскивался емцами (поимщиками) по оставленным им следам. По мере формирования и укрепления централизованного феодального государства совершенствуется деятельность по розыску преступников, которая приобретает отдельные признаки системы. В частности, Судебниками Ивана III и Ивана IV была определена система приказов, выполнявших в т.ч. и полицейские функции. В соответствии с этой системой сыск «государевых преступников» и «лихих людей» осуществлялся Земским и Разбойным приказами и губными избами на местах. В этот же период появляются новые методы установления виновных: такие, как «повальный обыск», состоявший в поголовном опросе местных жителей территории, на которой проводился розыск; «поличное», т.е. изъятие вещественных доказательств «из-под замка»; личное признание, получаемое под пыткой. С реформами Петра I связывается создание регулярной полиции и превращение сыска в ремесло. Кроме уже названных методов используется обнаружение «воровской рухляди» (доказательств деятельности профессиональных преступников), анализ «язычной молки» (слухов) [25]. Негласные методы и средства, а также меры по обеспечению конспирации получили свое развитие в периоды правления Екатерины II и Александра I. При Екатерине II было создано сыскное отделение, занимавшееся сбором сведений о преступлениях, поступавших как от штатных сотрудников, так и от внештатных осведомителей и информаторов. Александром I было организовано III Отделение Его Императорского Величества канцелярии. Сотрудникам полиции разрешалось не только привлекать лиц к конфиденциальному содействию, но и внедрять их в преступные сообщества, что было невозможно без соблюдения конспирации[26].

В целом к началу XIX века в России произошло становление ОРД как системы с присущими ей правовыми, организационно-тактическими, морально-этическими, психологическими аспектами. Однако законность, уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина, конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств получили свое законодательное закрепление в качестве принципов ОРД только в новейшее время.

Произошедшие в начале 1990 годов экономические и социальные изменения обусловили необходимость осуществления не только ведомственного регулирования ОРД, но и принятие специальных законов. В 1992 году был принят Закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации»[27] (далее – Закон об ОРД от 1992 г.), в содержании которого устанавливалось, что ОРД основывается на принципах законности, уважения прав и свобод личности, конспирации, сочетания гласных и негласных начал (ст. 3). Принятие Конституции РФ[28] послужило основанием для дальнейшего совершенствования нормативной базы ОРД, в т.ч. нормы Закона об ОРД от 1992 г., устанавливающей ее принципы, поскольку ее содержание не в полной мере соответствовало конституционным нормам. В частности, в Законе об ОРД от 1992 г. закреплялся принцип уважения прав и свобод личности, в то время как Конституция РФ провозглашала принцип соблюдения и защиты прав человека и гражданина (ст. 2). В 1995 г. был принят действующий Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»[29] (далее – Закон об ОРД), в содержании которого сохранилась видоизмененная норма, закрепляющая принципы ОРД (ст. 3).

Примечательно, что в оперативно-розыскной науке вопрос, посвященный понятию и значению принципов ОРД, до сих пор остается актуальным. Если мы обратимся к содержанию ст. 3 Закона об ОРД, то обнаружим, что законодатель не дал определения принципов ОРД, что, на наш взгляд, является пробелом в законодательстве. Между тем следует согласиться с мнением В.М. Савицкого, который отмечает, что от правильного употребления термина часто зависит «узнаваемость» всей директивы, заключенной в правовой норме. Напротив, присутствие в действующих законах множества различных терминологических единиц, совпадающих по своему значению, вносит сумятицу в правоприменение.

Словарь русского языка С.И. Ожегова толкует слово «принцип» следующим образом:

1) основное исходное положение какой-либо теории, учения, мировоззрения, теоретической программы;

2) убеждение, взгляд на вещи;

3) основная особенность в устройстве чего-нибудь.

Согласно энциклопедическому словарю под редакцией А.М. Прохорова принцип (от лат. principium – начало, основа) означает:

1) основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, политической организации и т.д.;

2) внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности;

3) основная особенность устройства какого-либо механизма, прибора.

В теории ОРД существуют несколько научных подходов к определению понятия «принцип». Е.А. Доля отмечает, что принципы ОРД выполняют регулятивную и объяснительную роль и имеют огромное значение, но при этом законодательство не содержит определения принципа ОРД. Для устранения этого недостатка Е.А. Доля предлагает следующее определение: под принципом ОРД следует понимать закрепленную в Законе наиболее общую правовую идею оперативно-розыскного характера, выражающую одну из существенных сторон данной деятельности, определяющую оперативно-розыскную форму во всех ее проявлениях и служащую решению ее задач[30]. По нашему мнению, подобная формулировка не является универсальной и поэтому представляется довольно сложной для ее уяснения правоприменителем. Уточняющего разъяснения требуют такие понятия, как «существенные стороны ОРД», «оперативно-розыскная форма», «проявления оперативно-розыскной формы».

И.А. Юрченко считает, что принципы ОРД представляют собой «руководящие идеи, основополагающие начала, выработанные оперативно-розыскной практикой, которые закреплены в нормах законодательных и иных нормативных актов, регулирующих общественные отношения в области ОРД, и которые отражают политические, экономические и социальные закономерности развития современного российского общества, а равно нравственные и правовые представления россиян относительно сущности, цели, задач и процедур осуществления ОРД»[31]. Очевидно, что в своем определении И.А. Юрченко стремилась отразить историческую обусловленность ОРД и закрепленность принципов этой деятельности в нормативных правовых актах. Схожее, но более лаконичное определение предлагают А.Е Чечетин и Н.С. Железняк, которые полагают, что «под принципами в ОРД понимаются основополагающие начала, руководящие идеи, отражающие убеждения и взгляды общества в лице его законодательных и правоохранительных органов на сущность, цели и задачи специфической государственно-правовой формы борьбы с преступностью»[32].

Мы солидарны с точкой зрения Г.С. Яковлева, о том, что принципы ОРД, являясь исходными положениями, имеют важное значение. Их законодательная фиксация в правовых актах создает предпосылки для того, чтобы объективные требования, сформулированные в виде обязательных правил, неизбежно использовались персоналом органов, правомочных проводить оперативно-розыскную работу, для достижения цели и разрешения задач ОРД. Речь идет о том, что принципы оперативно-розыскной практики, обретая форму правовых норм, непосредственно включаются в процесс правоприменения. При этом с одной стороны, они представляют собой нормы, то есть установленные и санкционированные государством и обеспечиваемые его силой правила, регулирующие отношения в сфере ОРД, а с другой - исходные положения человеческой деятельности в этой сфере, то есть понятия, отображающие логику движения различных форм деятельности в ней.

Наиболее распространенным критерием, используемым для классификации принципов ОРД, является их отраслевая специализация. По этому критерию все принципы ОРД подразделяются на две группы:

1. Конституционные принципы, т.е. основанные на конституционных нормах, развивающие и конкретизирующие их.

2. Специальные (отраслевые), т.е. неизвестные другим отраслям права[33].

В специальной литературе также высказывалось мнение о возможности иного варианта классификации принципов ОРД. Так, А.Ю. Шумилов полагает, что «можно вести речь о трех группах принципов. К первой группе относятся общеправовые принципы, используемые в оперативно-розыскном праве. Во вторую группу включаются отраслевые принципы и в третью — внутриотраслевые»[34]. Однако при этом отраслевые и внутриотраслевые группы принципов А.Ю. Шумилов относит к специальными. Из общеправовых принципов автор указывает такие, как законность и гуманизм. К отраслевым принципам относит: осуществление ОРД только уполномоченными на то законом субъектами, установление объективной истины, конспирацию и использование помощи лиц. В качестве примера внутриотраслевого принципа, т. е. принципа, присущего правовым образованиям, входящим в состав отрасли, приводит принцип наступательности в контрразведовательной деятельности. По нашему мнению, разделение принципов ОРД на отраслевые и внутриотраслевые с последующим их объединением в группу специальных не является целесообразным, поскольку не имеет четкого логического обоснования.

И.А. Юрченко классифицирует принципы ОРД на общеправовые, межотраслевые и специальные. К общеправовым она относит законность, гуманизм, равенство граждан перед законом, соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД. Среди межотраслевых принципов называет такие как конспирация, разведывательная активность, сочетание гласных и негласных методов и средств, сотрудничество с населением и опора на его помощь, подотчетность и подконтрольность высшим органам государственной власти и управления. В число специальных принципов входят оперативность, применение конфидентов, всесторонность, полнота и объективность производства по делам оперативного учета[35].

Вопрос аудитории:Предложите собственные основания для классификации принципов ОРД.

Таким образом, подводя итоги рассмотрения первого вопроса лекции, можно сделать следующие выводы:

1. Исторический экскурс отражает, что принципы ОРД сформировались в процессе постепенных эволюционных преобразований этой специфической государственно-правовой формы борьбы с преступностью, были обобщены и сформулированы теорией ОРД, после чего получили закрепление в профильном законодательстве.

2. Под принципом ОРД следует понимать исторически обусловленную основополагающую идею, признаваемую в настоящее время обществом в лице его законодательных и правоохранительных органов в качестве исходной нормы права, которой по замыслу должно соответствовать любое проявление этой специфической формы борьбы с преступностью.

3. Основным критерием для разграничения принципов ОРД является их отраслевая специализация. В соответствии с этим критерием принципы ОРД делятся на конституционные (общие) и отраслевые (специальные).

2. Содержание конституционных принципов оперативно-розыскной деятельности.

Итак, закономерности демократического общества находят отражение в таких общих принципах ОРД, как законность, уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

Принципзаконности приобретает особое значение в свете требований Конституции России, Законе об ОРД, федеральных законов «О полиции», «О внешней разведке», «О федеральной службе безопасности» и некоторых других. Принцип законности является, безусловно, универсальным и основополагающим в деятельности всех государственных и общественных органов и организаций. Использование его в ОРД означает:

– точное и неуклонное исполнение в процессе осуществления ОРМ законов, предписаний нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти по вопросам борьбы с преступностью; ведомственных нормативных правовых актов органов, осуществляющих ОРД;

– соответствие ведомственного нормативного правового регулирования действующему законодательству, полноту и четкость регламентации наиболее сложных институтов ОРД;

– принятие оперативно-розыскных мер, обеспечивающих предупреждение и пресечение преступлений, их своевременное обнаружение и раскрытие;

– розыск скрывшихся преступников и без вести пропавших лиц, обеспечение безопасности общества и государства.

Обеспечение законности в ОРД возможно при реализации многих факторов. К числу наиболее значимых из них следует отнести:

– высокий уровень правосознания (общего и профессионального) сотрудников оперативных подразделений;

– постоянное совершенствование правовой и морально-этической основ ОРД и соответствующих отношений между ее субъектами;

– строгое соблюдение и исполнение должностными лицами законов и подзаконных актов при получении первичной информации, ее проверке и реализации; привлечении граждан к конфиденциальному содействию (сотрудничеству); проведении оперативной проверки (разработки) и т.п.;

– наличие юридической ответственности сотрудника как определенной совокупности правовых отношений между ним и государством;

– правовая защита должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, и граждан, оказывающих им содействие в борьбе с преступностью;

– укрепление престижа государственной сыскной службы.

Учет этих факторов в совокупности позволяет в ходе ОРД обеспечивать законность принимаемых решений и осуществляемых действий.

Вопрос аудитории:Сформулируйте определение принципа законности.

Таким образом, принцип законности является первоочередным конституционным принципом ОРД. В широком смысле под законностью понимается неукоснительное исполнение законов и соответствующих им иных нормативных правовых актов всеми органами государства, должностными и иными лицами. С учетом специфики отрасли под законностью в ОРД следует понимать системообразующий принцип, который заключается в безусловном и точном исполнении сотрудниками оперативных подразделений норм Конституции РФ, Закона об ОРД, иных законов, а также соответствующих им указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, иных межведомственных актов и нормативных правовых актов уполномоченных государственных органов, регулирующих осуществление ОРД.

Принцип законности неразрывно связан спринципом уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Конституционные права и свободы граждан священны и неприкосновенны. Но осуществление прав и свобод неразрывно связано с исполнением каждым гражданином обязанностей перед обществом. Главная из них – не использовать предоставленные права и свободы в ущерб другим гражданам.[36]

Важнейшей обязанностью граждан является также соблюдение законов. Нарушение их предписаний влечет использование государством мер воздействия, направленных на предупреждение и пресечение правонарушений. Применение таких мер, в свою очередь, неизбежно приводит к определенным ограничениям прав и свобод граждан. Эти ограничения предусмотрены как в Конституции России, так и в законах, издаваемых в развитие ее отдельных положений. Например, уголовно-процессуальное законодательство предусматривает возможность задержания граждан в качестве подозреваемых в соответствии со ст. 91 и 92 УПК РФ, производство обысков и выемок в порядке ст. 182, 183 УПК РФ и т.п.

Обязывая органы дознания принимать оперативно-розыск­ные и иные необходимые меры для предупреждения, пресечения и обнаружения преступлений или их признаков, уголовно-процессуальное законодательство не определяет перечень и характер этих мер. Они даны в Законе об ОРД (ст. 6, 7, 8, 9 и 10). Право решения вопросов организации и тактики ОРМ делегировано оперативным подразделениям и руководителям, уполномоченным на осуществление ОРД.

Необходимо иметь в виду, что закон, как и подзаконные акты, не может дать исчерпывающего перечня мер, приемов, специальных технических средств, которые используются или могут быть использованы для предотвращения и раскрытия преступлений. Эти нормативные правовые акты не могут содержать и всеобъемлющих указаний о порядке применения оперативно-розыскных средств и методов в различных жизненных ситуациях.

Однако при осуществлении ОРМ оперативные подразделения должны строго руководствоваться следующими положениями, сформулированными в соответствующих статьях Закона об ОРД (своеобразные оперативные «десять заповедей»).

1. Недопустимо осуществление ОРД для достижения целей и задач, не предусмотренных данным законом; любой гражданин имеет право обжаловать действия государственных органов и истребовать сведения о характере полученной в отношении него информации; указанные органы обязаны представить судье оперативно-служебные документы, а лицу – соответствующие сведения, уничтожить материалы в отношении тех, чья виновность в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке (ст. 5).

2. В ходе проведения ОРМ разрешается применение лишь таких технических средств, которые не наносят ущерба жизни и здоровью людей и не причиняют вреда окружающей среде (ч. 3 ст. 6).

3. В рамках ОРД используется содействие отдельных лиц с их согласия (ч. 5 ст. 6, ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 17).

4. Существуют особые условия проведения отдельных ОРМ, предусмотренные ст. 8 Закона об ОРД.

5. Недопустимо использование материалов оперативной проверки в качестве основания для ограничения конституционных прав и свобод, а также законных интересов человека и гражданина (ч. 3 ст. 10).

6. Перечень органов, уполномоченных на осуществление ОРД, ограничен законом (ст. 13).

7. Органы, осуществляющие ОРД, обязаны принимать все необходимые меры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечению безопасности общества и государства (п. 1 ст. 14 ФЗ).

8. Органам, осуществляющим ОРД, для решения ее задач предоставлены соответствующие права (ч. 1 ст. 15).

9. Должностным лицам органов, осуществляющих ОРД, а также содействующим им лицам обеспечена социальная и правовая защита (ст. 16, 18).

10. Непременным условием обеспечения законности и уважения прав и свобод личности являются постоянный и действенный контроль, а также прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД (ст. 20, 21, 22).

3. Отраслевые принципы оперативно-розыскной деятельности и их содержание

Закономерности ОРД как одного из видов социальной практики лежат в основе специальных (отраслевых) принципов этой деятельности: конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.

Принципконспирации[37] вытекает из специфического характера использования оперативно-розыскных сил, средств и методов для предупреждения и раскрытия преступлений, совершаемых преступниками тайно, замаскированными способами, розыска скрывающихся преступников.

Конспиративность обеспечивается различными мерами, и прежде всего путем оптимального использования штатными гласными и негласными сотрудниками оперативных подразделений негласных ОРМ, приемов легендирования и средств маскировки. При этом важным является соблюдение положений нормативных правовых актов, устанавливающих правила обеспечения режима секретности и делопроизводства в процессе ОРД. Особое значение имеет обеспечение конспирации в работе с конфидентами. В этом смысле весьма поучительным и достойным внимания представляется отношение к конфидентам начальника охранного отделения царской полиции Сергея Зубатова: «Вы, господа, должны смотреть на сотрудника, как на любимую женщину, с которой вы находитесь в нелегальной связи. Берегите ее, как зеницу ока. Один неосторожный шаг, и вы ее опозорите. Помните это, относитесь к этому так, как я вам советую, и они поймут вас, доверятся вам и будут работать честно и самоотверженно».

Закон об ОРД, Федеральный закон «О полиции» и некоторые другие законодательные акты содержат запрет на разглашение данных, составляющих государственную и служебную тайну. Озабоченность в этом смысле законодателя вполне понятна. ОРМ зачастую осуществляются при наличии скудных, неясных, а нередко и противоречивых исходных данных. Конспиративное их использование направлено на то, чтобы в результате ОРМ не было преждевременно скомпрометировано лицо, в отношении которого они проводятся.

Следует также помнить, что сохраняются в тайне и полученные в процессе служебной деятельности сведения, затрагивающие честь и достоинство граждан, если интересы правосудия не требуют иного. Любая расшифровка методов негласной работы и источников оперативной информации может привести к серьезным отрицательным последствиям – невозможности разоблачить преступников, реальной угрозе жизни и здоровью конфидентов и др. Конспирация обеспечивается также и строгим ограничением круга лиц, допущенных к ознакомлению с оперативными материалами.

Механизм реализации принципа конспирации раскрывается в отдельных нормах Закона об ОРД, в частности в положениях, согласно которым органы, осуществляющие ОРД, обязаны по требованию судьи предоставить ему оперативно-служебные документы, содержащие соответствующие сведения, в том числе и секретного характера, однако за исключением данных о лицах, внедренных в организованные преступные группы, штатных негласных сотрудниках, конфидентах, об организации и тактике проведения ОРМ (ч. 3 ст. 9); прокурор вправе истребовать от органов, осуществляющих ОРД, оперативно-служебные документы (ч. 2 ст. 21), но не может получить сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках и конфидентах (ч. 3 ст. 21 ФЗ).

Соблюдение принципа конспирации в известной степени обеспечивается реализацией предоставленного права собирать данные, необходимые для принятия решений о допуске отдельных лиц к сведениям, составляющим государственную тайну (п. 1 ч. 2 ст. 7), к участию в ОРД или доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления (п. 3 ч. 2 ст. 7), и т.п.

Соблюдение конспирации при решении задач ОРД закон возвел в обязанность оперативных подразделений (п. 5 ст. 14). В то же время этим органам предоставлено право «использовать для этого документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортных средств органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятель­ность, а также личность граждан, сотрудничающих с этими органами на конфиденциальной основе» (п. 4 ч. 1 ст. 15).

Реализация принципа конспирации предусмотрена в положениях указанного закона, определяющих другие права органов при осуществлении ОРД (ст. 15), а также регламентирующих отдельные аспекты конфиденциального содействия граждан этим органам (ст. 17, 18).

Сочетание гласных и негласных методов и средств в борьбе с преступностью как принцип закреплен в Законе об ОРД (ст. 3) и на практике обусловлен рядом обстоятельств. Сочетание гласных и негласных методов и средств определяется необходимостью:

– использовать разнообразные силы и средства в борьбе с преступностью;

– подтверждать негласно полученные сведения гласными материалами, что позволяет при решении вопроса о возбуждении уголовного дела указать на открытые процессуальные источники возможных судебных доказательств (лица, которые могут выступать в качестве свидетелей, предметы и документы, которые могут быть доказательствами, и т. п.);

– тщательно зашифровывать конфиденциальные источники получения информации о замышляемых, подготавливаемых или совершаемых преступлениях и т.д.

Использование лишь гласных мер не позволяет достигать целей правосудия в полном объеме, и наоборот, одни негласные меры не всегда могут обеспечить решение этих задач. Кроме того, противопоставление одних мер другим усложняет работу, ведет к неоправданным затратам, а иногда и к риску расшифровки негласных сил, средств и методов в борьбе с преступностью.

Как показывает практика, эффективное решение задач борьбы с преступностью обеспечивается комплексным применением оперативно-розыскных сил, средств и методов, оптимальным сочетанием гласных и негласных мероприятий. Это сочетание определяется с учетом реально складывающейся оперативной обстановки и задач, стоящих перед органами, осуществляющими ОРД.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Становление и развитие ОРД было обусловлено объективными потребностями общественной жизни. При этом принципы такой деятельности сформировались в процессе ее постепенных эволюционных преобразований, были обобщены и сформулированы теорией ОРД, после чего получили закрепление в профильном законодательстве.

Под принципом ОРД предлагается понимать исторически обусловленную основополагающую идею, признаваемую в настоящее время обществом в лице его законодательных и правоохранительных органов в качестве исходной нормы права, которой должно соответствовать любое проявление этой специфической формы борьбы с преступностью.

Основным критерием для разграничения принципов ОРД является их отраслевая специализация. В соответствии с этим критерием принципы ОРД делятся на конституционные и отраслевые (специальные).


Наши рекомендации