Свойства восприятия: предметность, целостность, константность, структурность, осмысленность, избирательность
Говоря о свойствах восприятия, необходимо выделить среди них две группы: свойства, характеризующие продуктивность восприятия как психического познавательного процесса, и свойства, присущие в той или иной степени всем познавательным процессам и характеризующие сущность процесса восприятия.
К первой группе относятся показатели производительности, качества и надежности перцептивной системы:
1. Объем восприятия – количество объектов, которое может воспринять человек в течение одной фиксации.
2. Точность восприятия – соответствие возникшего образа особенностям воспринимаемого объекта.
3. Полнота восприятия – степень соответствия возникшего образа особенностям воспринимаемого объекта.
4. Быстрота восприятия – время, необходимое для адекватного восприятия предмета или явления.
Среди основных “сущностных” свойств восприятия выделяются:
1. Константность восприятия (от лат. (сonstans) – постоянный) – свойство воспринимать объекты и видеть их относительно постоянными по величине, форме и цвету в изменяющихся физических условиях восприятия. Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях позволяет выделить относительно постоянную инвариантную структуру воспринимаемого объекта.
2. Осмысленность восприятия – свойство приписывать воспринимаемому объекту или явлению определенный смысл, обозначать его словом, относить к определенной языковой категории в соответствии со знанием субъекта и его прошлым опытом. Наиболее простая форма осмысливания предметов и явлений – узнавание. Швейцарским психологом Роршахом было установлено что даже бессмысленные чернильные пятна воспринимаются как что-то осмысленное (собака, облако, озеро) и только некоторые психические больные склонны воспринимать случайные чернильные пятна просто как абстрактные пятна. Таким образом, восприятие протекает как динамический процесс поиска ответа на вопрос: "Что это такое?"
3. Структурность восприятия – свойство восприятия человека объединять воздействующие стимулы в целостные и сравнительно простые структуры. Мы узнаем различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков. Внешне различные, но по существу однотипные объекты опознаются как таковые благодаря отражению их структурной организации (рис. 1)
Рисунок 1. Внешне различные варианты буквы А.
4. Целостность восприятия – сенсорная, мысленная достройка совокупности некоторых воспринимаемых элементов объекта до его целостного образа. Отельные части объекта мы стремимся объединить в единое знакомое нам целостное образование. Тенденция сознания к целостности объекта, изображенного на рис. 2, настолько велика, что мы даже видим стороны прямоугольника.
Рисунок 2. Иллюстрация целостности восприятия.
5. Предметность восприятия - отнесенность наглядного образа восприятия к определенным предметам внешнего мира. Предметность восприятия означает адекватность, соответствие образов восприятия реальным предметам.
6. Обобщенность восприятия - отражение единичных объектов как особого проявления общего, представляющего определенный класс объектов, однородных с данным объектом по какому-либо признаку.
7. Избирательность восприятия – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими, с другими, обусловленное особенностями субъекта восприятия: его опытом, потребностями, мотивами и т.д. Из бесчисленного количества окружающих нас предметов и явлений мы выделяем в данный момент лишь некоторые из них. Остальные предметы и явления остаются фоном. При этом фон играет роль системы отсчета, относительно которой оцениваются пространственные и цветовые качества фигуры. Объект выделяется из фона по его контуру. Чем резче, контрастнее, контуры предмета, тем легче его выделение. Избирательность восприятия сопровождается концентрацией восприятия – субъективным расширением зоны фокуса внимания и сжатием периферийной зоны. При равнозначности объектов преимущественно выделяются центральный и больший объекты (рис. 3)
Как видно из рисунка выделяется фигура в центре, а не четыре сегмента по краям.
Рисунок 3. Иллюстрация избирательности восприятия
Процесс восприятия состоит из четырех операций, или четырех уровней, перцептивного действия: обнаружение, различение, индентификация и опознание. Первые два относятся к перцептивным, последние – к опознавательным действиям.
В зависимости от того, в какой степени целенаправленна будет деятельность личности, восприятие разделяют на непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное).[4]
Теоретические подходы к объяснению механизмов восприятия:
А. Объектно-ориентированный подход.
1. Структуралистская теория восприятия. Э. Титченер, В.Вундт.
2. Гештальт-теория восприятия.
3. Экологическая теория восприятия Дж. Гибсона.
Б. Субьектно-ориентированный подход.
1. Теория восприятия как процесса бессознательных умозаключений Г. Гельмгольца.
2. Восприятие как процесс категоризации Дж. Брунер.
3. Теория восприятия как циклического процесса У. Найсер.