Этические и нравственные основы деятельности юриста фирмы
Организации и особенностям труда руководителей предприятий посвящено много зарубежных и отечественных изданий. О работе же юриста фирмы, его имидже, профессиональном поведении практически ничего не опубликовано, за исключением редких статей в периодических изданиях. Между тем, юристы, обслуживающие предпринимательские структуры, занимают одну из первых строчек в рейтинге профессий.
Известно, что основное назначение юриста фирмы заключается в необходимости дать правовую оценку деятельности фирмы, предостеречь руководство от юридических ошибок и их последствий.
Выделяют несколько основных направлений деятельности по юридическому сопровождению фирмы, так или иначе связанных с этикой:
1) поддержание моральной репутации фирмы, которое включает следование правилам деловой этики, предусмотренным именно для данной формы бизнеса, например этическому кодексу франчайзинга (если фирма — член какой-либо франчайзинговой сети) или отраслевому кодексу профессиональной этики (если это— риелторская фирма), содействие в реализации ею социальной (моральной) ответственности;
2) обеспечение этичности взаимоотношений сотрудников фирмы, включая отношения администрации с рядовыми сотрудниками, с акционерами, с владельцами бизнеса;
3) разрешение моральных и этических проблем и конфликтов.
Деятельность каждой фирмы регулируют одновременно как минимум три типа кодексов этики:
1) корпоративный;
2) профессиональные (индивидуальные и/или институциональные);
3) деловой этики — кодексы данного типа регламентируют взаимоотношения делового сообщества данной страны (региона, территории) или разных стран.
Нормы этих кодексов могут вступать в противоречие друг с другом. Острые моральные конфликты возникают, когда сталкиваются нормы кодекса корпоративной этики, требующего от сотрудников лояльности, терпимости, подчинения вышестоящему руководству, и кодекса профессиональной этики, требующего принятия решения в соответствии со своей совестью. Сам юрист часто оказывается в ситуациях, когда от него требуют преступить принципы независимости своей профессии и следования только закону и принять точку зрения
фирмы, где он работает.
Одно из условий успешного разрешения этических проблем — хорошее знание и прояснение для себя и других сотрудников фирмы различных «правил игры», которые фиксируются теми или иными кодексами.
Фирма может считаться этичной, если она придерживается следующих правил, которые иногда называют «моральным минимумом»:
1) «не навреди»; вред, которого следует избегать, — это вред, причиняемый:
а) людям, персоналу, населению, клиентам, обществу в целом;
б) окружающей среде;
2) не подрывай свободу и ценности системы свободного предпринимательства; не допускай взяточничества, не участвуй в монополистической практике;
3) соблюдай честность в выполнении заключенных контрактов (справедливая компенсация за ущерб, правдивость рекламы, обеспечение высокого качества товаров и услуг).
Стандартные элементы кодекса корпоративной этики, как правило, включают:
− преамбулу — вступительное слово директора фирмы;
− положения, регламентирующие отношения между фирмой и работниками;
− общие положения об этике, ее важности, ее главенстве над правовыми нормами;
− положения, регулирующие поведение сотрудников в ситуациях конфликта интересов;
− положения, регулирующие отношение фирмы и ее сотрудников к взяткам, подаркам, угощениям;
− положения об охране здоровья и безопасности сотрудников;
− положения, регламентирующие отношения с клиентами;
− положения, регламентирующие отношения с подрядчиками и контрагентами;
− положения, демонстрирующие политику фирмы в отношении окружающей среды;
− обязательства перед акционерами и вкладчиками;
− положения, касающиеся контроля за соблюдением этического кодекса и мер по его обеспечению.
В обществе постоянно дискутируется вопрос о целях, функциях и ответственности бизнеса, его взаимоотношениях с государством. Социальные ожидания разных общественных групп в отношении бизнеса со временем меняются, однако можно назвать ряд направлений социальной политики фирмы (социальная политика фирмы — это метод реализации ее социальной ответственности), придерживаясь которых, она должна действовать, чтобы завоевать и поддерживать моральную репутацию в сообществе:
− создание f0.420дополнительных и сохранение существующих рабочих мест;
− социальное обеспечение и профессиональное развитие сотрудников;
− улучшение экологии, обеспечение жителей экологически − чистой водой;
− благоустройство местности, строительство и обустройство мест отдыха, микрорайонов;
− строительство учреждений культуры, школ и детских садов и т. д.
Организация, реализуя свою социальную ответственность, получает ряд преимуществ: формируется ее более привлекательный образ в обществе; возрастает доверие к ней; увеличивается товарооборот, количество клиентов; появляется возможность получить выгодные заказы и расширить рынки сбыта.
В то же время социально ответственная стратегия предприятия может привести к негативным последствиям: в частности, для поддержания своих доходов организация 'нередко повышает цены с целью покрытия издержек — средств, которые предназначены для реализации социальных программ, а вследствие повышения цен положение организации в конкурентной борьбе ухудшается.
Обеспечение этичности взаимоотношений сотрудников фирмы, включая отношения администрации с рядовыми сотрудниками, с акционерами, с владельцами бизнеса. Этичность корпоративной культуры в целом и поведения персонала, в частности, поощряют и обеспечивают определенные структуры и процедуры в организации, а именно:
1) процедуры для обеспечения отчетности снизу вверх, сверху вниз и по горизонтали;
2) пункты приема информации, например сайт фирмы, куда работники фирмы, потребители, акционеры и представители общественности смогут обращаться и ставить фирму в известность о своих опасениях, требованиях, ожиданиях и представлениях о законных обязанностях фирмы;
3) механизмы, способные предвосхищать и разрешать возникающие моральные проблемы:
− наличие специальных должностных лиц, которые занимаются рассмотрением жалоб;
− наличие кодекса этики или документа, содержащего этические стандарты поведения;
− отдел по вопросам этики.
Юридическим отделам фирм часто приходится иметь дело с этическими проблемами. Как уже говорилось выше, при их решении сотрудники должны, во-первых, опираться на имеющийся в этой сфере опыт отечественного и международного делового сообщества и соответствующие нормативные документы, во-вторых, постараться самим не стать их источником.
Основные этические проблемы, с которыми сталкивается юрист в организации, характеризуются следующими особенностями:
а) связаны с ситуациями морального выбора;
б) порождаются различными причинами: организационными, психологическими, экономическими, юридическими — которые иногда заявляют о себе одновременно;
в) как правило, очень остры и болезненны, поэтому требуют немедленного «опознания» и осторожного обращения при попытках их решить или смягчить;
г) имеют интернациональный характер.
К числу таких проблем относятся:
− противоречия между личными интересами и интересами организации;
− сокрытие фактов и неверная информация в отчетах, при проведении проверок;
− выпуск некачественной продукции;
− безоговорочное подчинение служащих руководству, «каким бы неэтичным и несправедливым оно не оказалось»;
− наличие «любимчиков» — фаворитов;
− эксплуатация людей — принесение их в жертву ради выполнения той или иной работы;
− невозможность для сотрудников высказать свое недовольство действиями руководства;
− воровство на рабочем месте и в коллективе;
− служебные разоблачения («стукачество», «горячие линии»);
− несвоевременное выполнение сотрудниками своих обязанностей, что приводит к растрате денег и времени организации;
− обман сотрудников с целью получения выгоды для организации;
− проявление неуважения к сотрудникам со стороны руководителей, прямые оскорбления, дискриминация.
Для решения этических проблем их нужно сформулировать в виде этических дилемм, например:
− этично ли использовать ресурсы компании в личных целя;
− этично ли заниматься в рабочее время личными делами;
− этично ли не замечать, что ваша фирма размещает вредные отходы в опасном виде?
Этические дилеммы эффективнее решаются за счет компромисса, путем сглаживания противоречий и достижения разумного баланса интересов, с помощью убеждения, увещеваний, обращения к голосу совести, разума, здравого смысла, принятым ранее договоренностям и традициям, а также с помощью различных процедур.
Развитие навыка принятия решений в ситуациях, когда возникают этические дилеммы, — это важная составная часть корпоративных тренингов. В настоящее время все большее число российских фирм организует у себя проведение подобных тренингов — мероприятий для обучения персонала, в рамках которых у сотрудников формируются новые рабочие навыки, улучшается мотивация труда, отношение друг к другу и фирме. В ходе этических тренингов сотрудники развивают у себя также умение достигать согласия (консенсуса); вести себя ответственным образом (уметь делегировать ответственность, принимать ее на себя, выявлять и правильно понимать содержание своей профессиональной ответственности и т. д.).
Вопросы для самопроверки:
1. Какова роль профессиональной этики в деятельности адвокатов?
2. Какие этические принципы регламентирует Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»?
3. В чем суть основных моральных проблем в деятельности адвоката?
4. Почему принцип независимости считается одним из основных в профессии адвоката?
5. Каковы требования принципа конфиденциальности?
6. В чем заключаются принципы добросовестности и честности профессиональной этики адвоката
7. Что является основным источником моральных проблем в деятельности нотариуса?
8. Каково содержание принципа законности в деятельности нотариуса?
9. В чем состоит принцип конфиденциальности?
10. В чем заключается важность для профессии нотариуса принципов личной ответственности?
11. Что входит в содержание принципа беспристрастности?
12. Почему законодательство и кодекс профессиональной этики требуют от нотариуса соблюдения в своей деятельности принципа независимости?
13. Почему кодекс профессиональной этики регламентирует поведение нотариуса в личной жизни?
14. С помощью каких действий и правил нотариус может проявлять и демонстрировать свое уважение к клиентам и нотариальному сообществу?
15. В чем выражаются честность и порядочность нотариуса и нотариата?
16. Почему закон запрещает нотариусам заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью и оказывать посреднические услуги при заключении договора?
17. В чем состоит роль корпоративного юриста и его помощников в организации?
18. Какие этические кодексы регулируют деятельность фирмы?
19. Какая фирма считается этичной?
20. Какие основные элементы включает в себя кодекс корпоративной этики?
21. С какими этическими проблемами может столкнуться юрист в организации? Какими особенностями характеризуются этические проблемы?
Рекомендуемая литература:
1. Андриевский С.А. Русские судебные ораторы в известных уголовных процессах ХIХ века. – Тула: Автограф, 1997.
2. Барщевский М.Ю. Адвокатская этика. 2-е изд., испр.–М.: «Профобразование», 2000. – 312 с.
3. Ватман Д.П. Адвокатская этика. – М., 1977.
4. Гольдинер В.Д. Об этике в деятельности адвоката // Советское государство и право, 1965. N 10. – С.95-101.
5. Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2004. (гл.8).
6. Кони А.Ф. Нравственные начала в уголовном процессе / Избранные произведения. — М., 1956.
7. Ничипоренко О. Суд удаляется на совещание // Российская газета, 2000. 25 окт.
8. Полянский Н.Н. Правда и ложь в уголовной защите. – М., 1927.
9. Кодекс профессиональной этики нотариусов Москвы. // www.notary.ru
10. Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2004. (гл.8).
11. Макаренко О.Н. Нотариат в вопросах и ответах: Практикум. – Ростов-н/Д., 2002.
12. Стешенко Л.А., Шамба Т.М. Нотариат в Российской Федерации: Учебник. – М., 2002.
13. Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2004. (гл.8).
14. Управление персоналом: Учебник /Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. – М., 2002.
15. Фритце Д.Д. Этика бизнеса. Глобальная и управленческая перспектива. – М., 2002
16. Шихарев П.Н. Этические принципы ведения дел в России. – М., 1999.