Ка­те­го­рии эти­ки де­ло­вых от­но­ше­ний.

Вве­де­ние

Пред­мет, за­да­чи и ос­нов­ные ка­те­го­рии эти­ки де­ло­вых от­но­ше­ний.

В на­стоя­щее вре­мя уде­ля­ет­ся боль­шое вни­ма­ние изу­че­нию эти­ки де­ло­вых от­но­ше­ний с це­лью по­вы­ше­ния уров­ня куль­ту­ры этих от­но­ше­ний, т.к. во мно­гом их ус­пех ока­зы­ва­ет­ся обу­слов­лен­ным ха­рак­те­ром са­мих взаи­мо­от­но­ше­ний. Эти­ка изу­ча­ет нрав­ст­вен­ное зна­че­ние дей­ст­вий мо­ти­вов, ха­рак­те­ров. Ос­та­ва­ясь серь­ез­ной фи­ло­соф­ской нау­кой, ста­но­вит­ся од­но­вре­мен­но жиз­нен­ной по­зи­ци­ей как об­ще­ст­ва в це­лом, так и от­дель­ных его чле­нов. Эти­ка – это фи­ло­соф­ская нау­ка, объ­ек­том изу­че­ния ко­то­рой яв­ля­ет­ся мо­раль, ко­то­рая ре­гу­ли­ру­ет по­ве­де­ние че­ло­ве­ка во всех сфе­рах об­ще­ст­вен­ной жиз­ни. Ос­но­вы пред­ме­та эти­ки со­став­ля­ют уче­ния о ро­ли мо­ра­ли в де­ло­вых от­но­ше­ни­ях, о за­ко­нах раз­ви­тия нрав­ст­вен­ных пред­став­ле­ний от­ра­жаю­щих ма­те­ри­аль­ные ус­ло­вия жиз­ни лю­дей.

Эти­ка де­ло­вых от­но­ше­ний за­ни­ма­ет­ся ана­ли­зом взаи­мо­от­но­ше­ний де­ло­вых парт­не­ров с по­зи­ции тол­ко­ва­ния нрав­ст­вен­ных оце­нок при­чин ус­пе­хов и не­удач в оп­ре­де­лен­ной дея­тель­но­сти.

Про­фес­сио­наль­ная эти­ка – это вид тру­до­вой мо­ра­ли, вы­сту­паю­щей в ви­де норм и пра­вил по­ве­де­ния пред­ста­ви­те­лей раз­лич­ных про­фес­сий. Сис­те­ма этих от­но­си­тель­но ус­той­чи­вых норм, обы­ча­ев и тра­ди­ций, сло­жив­ших­ся в кол­лек­ти­ве в про­цес­се со­вме­ст­ной дея­тель­но­сти и ре­гу­ли­рую­щих взаи­мо­от­но­ше­ний лю­дей со­став­ля­ет пред­мет эти­ки де­ло­вых от­но­ше­ний.

Де­ло­вые от­но­ше­ния – это один из ти­пов об­ще­ст­вен­ных от­но­ше­ний как взаи­мо­связь ме­ж­ду парт­не­ра­ми, кол­ле­га­ми и да­же кон­ку­рен­та­ми, воз­ни­каю­щая в про­цес­се со­вме­ст­ной дея­тель­но­сти. На уро­вень де­ло­вых от­но­ше­ний в биз­не­се ра­бот­ни­ки долж­ны быть ори­ен­ти­ро­ва­ны на парт­не­ра, что по­вы­ша­ет ин­те­рес к ра­бо­те. Уча­ст­ни­ки взаи­мо­дей­ст­вия по­лу­ча­ют воз­мож­ность вли­ять на зна­ния, уме­ния, от­но­ше­ния, чув­ст­ва друг дру­га.

Эти­че­ские нор­мы – это сис­те­ма об­щих цен­но­стей и пра­вил эти­ки, со­блю­де­ние ко­то­рых ор­га­ни­за­ция тре­бу­ет от сво­их со­труд­ни­ков. Нор­мы мо­ра­ли вы­ра­жа­ют­ся в об­щих фик­си­ро­ван­ных пред­став­ле­ни­ях (за­по­ве­дях, прин­ци­пах) о том, как нуж­но по­сту­пать. Че­ло­век дол­жен сам осоз­на­вать об­щие прин­ци­пы, нор­мы и по­ня­тия до­б­ра и зла, внут­рен­не их при­ни­мать и со­от­вет­ст­вую­щим об­ра­зом на­прав­лять свои дей­ст­вия в даль­ней­шем. В мо­ра­ли боль­шую роль иг­ра­ет ин­ди­ви­ду­аль­ное соз­на­ние (лич­ные убе­ж­де­ния, мо­ти­вы и са­мо­оцен­ки), по­зво­ляю­щие че­ло­ве­ку са­мо­му кон­тро­ли­ро­вать, мо­ти­ви­ро­вать свои дей­ст­вия, са­мо­стоя­тель­но да­вать им обос­но­ва­ния, вы­ра­ба­ты­вать ли­нию по­ве­де­ния.

За­да­чи эти­ки де­ло­вых от­но­ше­ний:

1. Изу­че­ние ис­то­ри­че­ско­го опы­та в об­лас­ти де­ло­вой эти­ки.

2. Рас­смот­ре­ние со­вре­мен­ной де­ло­вой эти­ки и пси­хо­ло­гии об­ще­ния.

3. Изу­че­ние форм и пра­вил ве­де­ния де­ло­вых от­но­ше­ний.

4. Мо­раль­ное вос­пи­та­ние со­вре­мен­ных ра­бот­ни­ков.

Ка­те­го­рии эти­ки де­ло­вых от­но­ше­ний.

Пси­хо­ло­гия лич­но­сти Пси­хо­ло­гия об­ще­ния Пси­хо­ло­гия кол­лек­ти­ва Де­ло­вой эти­кет
По­зна­ва­тель­ная сфе­ра Де­ло­вое об­ще­ние Эти­ка от­но­ше­ний в кол­лек­ти­ве Слу­жеб­ный эти­кет
Эмо­цио­наль­но-во­ле­вая сфе­ра Тех­но­ло­гия де­ло­во­го об­ще­ния Мо­раль­но-пси­хо­ло­ги­че­ский кли­мат кол­лек­ти­ва Эти­кет офи­ци­аль­ных ме­ро­прия­тий
Ин­ди­ви­ду­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ские ка­че­ст­ва лич­но­сти Ме­то­ды управ­лен­ч­е­ских воз­дей­ст­вий Кон­флик­ты и сти­ли их раз­ре­ше­ния Эти­кет и имидж де­ло­во­го че­ло­ве­ка

Ли­те­ра­ту­ра:

Ме­то­ди­че­ские ука­за­ния:

Изу­чи­те ма­те­ри­ал по пред­ло­жен­ной ли­те­ра­ту­ре. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на взаи­мо­связь ос­нов­ных по­ня­тий «эти­ка – де­ло­вая эти­ка – де­ло­вые от­но­ше­ния – де­ло­вое об­ще­ние – эти­ка де­ло­вых от­но­ше­ний». Вы­яс­ни­те влия­ние мак­ро- и мик­ро­сре­ды лич­но­сти на ее по­ве­де­ние и от­но­ше­ния с дру­ги­ми людь­ми.

Во­про­сы для са­мо­кон­тро­ля:

1. Что яв­ля­ет­ся пред­ме­том изу­че­ния эти­ки де­ло­вых от­но­ше­ний?

2. В чем за­клю­ча­ет­ся спе­ци­фи­ка де­ло­вых от­но­ше­ний?

3. Ка­ко­вы за­да­чи эти­ки де­ло­вых от­но­ше­ний?

4. Чем обу­слав­ли­ва­ет­ся по­ве­де­ние че­ло­ве­ка в де­ло­вом об­ще­нии?

Тема 1. Пси­хо­ло­ги­че­ские осо­бен­но­сти лич­но­сти со­вре­мен­но­го ра­бот­ни­ка.

Ка­ж­дый ра­бот­ник, биз­нес­мен, пред­при­ни­ма­тель уни­ка­лен и не­по­вто­рим. Вме­сте с тем мож­но при­вес­ти пе­ре­чень ка­честв, не­об­хо­ди­мых лич­но­сти для дос­ти­же­ния ус­пе­ха в про­фес­сио­наль­ной дея­тель­но­сти. Пре­ус­пе­вать в ра­бо­те – зна­чит не толь­ко уме­ло вес­ти свои де­ла. Это еще и со­стоя­ние лю­дей в ин­тел­лек­те, твор­че­ст­ве, об­ще­нии, де­ло­вой хват­ке, энер­гии, вы­нос­ли­во­сти, тру­до­спо­соб­но­сти.

1. Со­вре­мен­ный ра­бот­ник дол­жен знать, че­го он хо­чет, дол­жен иметь же­ла­ние дос­ти­гать вы­сот в сво­ем де­ле. Тот, кто не ста­вит пе­ред со­бой вы­со­ких це­лей, ес­те­ст­вен­но и не пред­при­ни­ма­ет вы­со­ких уси­лий к са­мо­со­вер­шен­ст­во­ва­нию, по­вы­ше­нию сво­ей де­ло­вой ква­ли­фи­ка­ции.

2. Уве­рен­ность в се­бе.

Вы твер­до знае­те – че­го хо­ти­те – а это уже не ма­ло. Жи­ви­те, так как счи­тае­те нуж­ным. Нет ни­че­го худ­ше­го для вас, чем не­ве­рие в са­мо­го се­бя ко­то­рое бу­дет по­сто­ян­но ока­зы­вать на вас по­дав­ляю­щее воз­дей­ст­вие.

3. На­ли­чие твор­че­ско­го по­тен­циа­ла.

4. Ре­ши­тель­ность.

Уме­ние поль­зо­вать­ся слу­ча­ем, бы­ст­ро при­ни­мать ре­ше­ние.

5. Спо­соб­ность рис­ко­вать с од­ной сто­ро­ны, и брать на се­бя от­вет­ст­вен­ность с дру­гой.

Уме­ние рис­ко­вать свя­за­но со спо­соб­но­стью пред­ви­деть и про­счи­тать все воз­мож­ные ва­ри­ан­ты. Риск не без­рас­суд­ное ли­ха­че­ст­во, а стро­гий рас­чет.

6. Даль­но­вид­ность.

Для ус­пе­ха в дея­тель­но­сти ра­бот­ни­ку не­об­хо­ди­мо ею об­ла­дать.

7. Уме­ние ра­бо­тать с людь­ми.

Вни­ма­ние к лю­дям не­отъ­ем­ле­мое ка­че­ст­во хо­ро­ше­го ра­бот­ни­ка.

8. Об­щи­тель­ность и кон­такт­ность.

Кон­такт­ность – это уме­ние за­вя­зы­вать и под­дер­жи­вать де­ло­вые свя­зи.

9. Че­ст­ность и на­деж­ность, вер­ность дан­но­му сло­ву. Это ка­че­ст­во ра­бот­ни­ка, без ко­то­ро­го не воз­мо­жен ци­ви­ли­зо­ван­ный ры­нок. Ес­ли вы сра­зу не мо­же­те вы­пол­нить дан­ное вам обя­за­тель­ст­во или чью то прось­бу, ска­жи­те, что вы по­ду­мае­те. Соз­дай­те се­бе безо­пас­ный за­пас вре­ме­ни, что бы вы­пол­нить обе­щан­ное и по воз­мож­но­сти да­же рань­ше на­зна­чен­ной да­ты.

10. Тер­пе­ние.

До­бить­ся ус­пе­ха мгно­вен­но не воз­мож­но. Упор­ст­во и осоз­нан­ное пре­одо­ле­ние труд­но­стей ве­дет к це­ли.

11. Тру­до­лю­бие и жиз­не­стой­кость.

Не­об­хо­ди­мо об­ла­дать вы­со­ки­ми ду­хов­ны­ми де­ло­вы­ми и фи­зи­че­ски­ми ка­че­ст­ва­ми.

На уров­не де­ло­вых от­но­ше­ний ра­бот­ни­ки долж­ны быть ори­ен­ти­ро­ва­ны на парт­не­ра, что по­вы­ша­ет ин­те­рес к ра­бо­те. Нель­зя си­деть «у мо­ря, ожи­дая по­го­ды» на­до быть хо­зяи­ном по­ло­же­ния, брать ини­циа­ти­ву и от­вет­ст­вен­ность на се­бя.

Ли­те­ра­ту­ра[A1] : 1.2, 1.3, 1.4, 1.19, 1.22

Ме­то­ди­че­ские ука­за­ния:

Изу­чи­те ма­те­ри­ал по пред­ло­жен­ной ли­те­ра­ту­ре. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на взаи­мо­связь ме­ж­ду пси­хи­че­ской струк­ту­рой лич­но­сти и прак­ти­кой де­ло­во­го об­ще­ния. Оп­ре­де­ли­те пси­хо­ло­ги­че­ские тре­бо­ва­ния, ко­то­рые предъ­яв­ля­ют­ся к де­ло­вым ка­че­ст­вам че­ло­ве­ка на со­вре­мен­ном эта­пе.

Во­про­сы для са­мо­кон­тро­ля:

1. Ка­кие лич­но­ст­ные ка­че­ст­ва че­ло­ве­ка обес­пе­чи­ва­ют его про­фес­сио­наль­ный ус­пех?

2. В чем за­клю­ча­ют­ся со­ци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ская ком­пе­тен­ция со­вре­мен­но­го про­фес­сио­на­ла?

3. Дай­те пси­хо­ло­ги­че­скую ха­рак­те­ри­сти­ку лич­но­сти со­вре­мен­но­го ра­бот­ни­ка.

Тема 2. По­зна­ва­тель­ная сфе­ра лич­но­го со­вре­мен­но­го ра­бот­ни­ка.

Ка­те­го­рии эти­ки де­ло­вых от­но­ше­ний. - student2.ru

По­зна­ва­тель­ные пси­хи­че­ские про­цес­сы – это фор­ма пси­хи­че­ско­го от­ра­же­ния че­ло­ве­ком внеш­не­го ми­ра. Они от­ра­жа­ют от­но­ше­ния че­ло­ве­ка к ок­ру­жаю­ще­му, по­бу­ж­да­ют его к дея­тель­но­сти, ре­гу­ли­ру­ют ее.

Про­фес­сио­наль­ная по­все­днев­ная дея­тель­ность на­кла­ды­ва­ет от­пе­ча­ток на пси­хи­ку че­ло­ве­ка, де­ла­ет осо­бен­ны­ми, спе­ци­фи­че­ски­ми про­яв­ле­ния на­ших про­цес­сов, со­стоя­ний и свойств.

Пси­хи­че­ские про­цес­сы взаи­мо­свя­за­ны. Ощу­ще­ние воз­бу­ж­да­ет вни­ма­ние и мыш­ле­ние, ко­то­рое в свою оче­редь со­про­во­ж­да­ет­ся во­об­ра­же­ни­ем. Но все­гда мож­но вы­де­лить слу­чаи, ко­гда ка­кие то из пси­хи­че­ских про­цес­сов пре­об­ла­да­ют, при­чем ка­ж­дый их них име­ет свои осо­бен­но­сти.

По­зна­ва­тель­ная пси­хи­че­ская дея­тель­ность на­чи­на­ет­ся с ощу­ще­ний, бла­го­да­ря ко­то­рым че­ло­век по­зна­ет цвет, фор­му, ве­ли­чи­ну, за­пах, зву­ки. Этот пси­хи­че­ский про­цесс от­ра­же­ния от­дель­ных свойств пред­ме­тов и яв­ле­ний ок­ру­жаю­ще­го ми­ра при их не­по­сред­ст­вен­ном воз­дей­ст­вии на ор­га­ны чувств.

На ос­но­ве ощу­ще­ний стро­ит­ся вос­при­ятие. Вос­при­ятие – это от­ра­же­ние в на­шем соз­на­нии всей со­во­куп­но­сти свойств пред­ме­тов и яв­ле­ний. Оно тес­но свя­за­но с про­шлым опы­том че­ло­ве­ка и но­сит ак­тив­ный ха­рак­тер. В со­вме­ст­ной тру­до­вой дея­тель­но­сти осо­бо важ­ная чер­та – вос­при­ятие че­ло­ве­ка че­ло­ве­ком. Про­ис­хо­дит не столь­ко вос­при­ятие ка­честв че­ло­ве­ка, сколь­ко вос­при­ятие его во взаи­мо­от­но­ше­ни­ях с дру­ги­ми людь­ми.

Ощу­ще­ние и вос­при­ятие со­став­ля­ют ос­но­ву па­мя­ти. Па­мять – это фор­ма пси­хи­че­ско­го от­ра­же­ния дей­ст­ви­тель­но­сти, за­клю­чаю­щая­ся в за­кре­п­ле­нии, со­хра­не­нии и по­сле­дую­щем вос­про­из­ве­де­нии про­шло­го опы­та. Имен­но бла­го­да­ря па­мя­ти че­ло­век спо­со­бен нор­маль­но ори­ен­ти­ро­вать­ся в ок­ру­жаю­щей его дей­ст­ви­тель­но­сти. Па­мять – это ос­но­ва на­шей лич­но­сти. В жиз­ни мож­но на­блю­дать зна­чи­тель­ные ин­ди­ви­ду­аль­ные раз­ви­тия в об­лас­ти па­мя­ти. За­кре­п­лен­ные ин­ди­ви­ду­аль­ные осо­бен­но­сти ха­рак­те­ри­зу­ют лич­ность, на­кла­ды­ва­ют свое­об­раз­ный от­пе­ча­ток на ее дея­тель­ность и по­ве­де­ние.

В пси­хи­че­ской жиз­ни че­ло­ве­ка осо­бое ме­сто при­над­ле­жит мыш­ле­нию, с по­мо­щью ко­то­ро­го че­ло­век не толь­ко уз­на­ет фак­ты и яв­ле­ния, но мо­жет по­нять при­чи­ны их су­ще­ст­во­ва­ния, по­лу­ча­ет воз­мож­ность про­гно­зи­ро­вать бу­ду­щие со­бы­тия.

Мыш­ле­ние – это про­цесс обоб­щен­но­го от­ра­же­ния дей­ст­ви­тель­но­сти, на­прав­лен­ный на ре­ше­ние по­зна­ва­тель­ных, тео­ре­ти­че­ских и прак­ти­че­ских за­дач. Мыш­ле­ние че­ло­ве­ка не­раз­рыв­но свя­за­но с ре­чью, оно про­ис­хо­дит в ре­че­вой фор­ме.

Об­ще­ние ме­ж­ду людь­ми осу­ще­ст­в­ля­ет­ся при по­мо­щи ре­чи, бла­го­да­ря ко­то­рой лю­ди об­ме­ни­ва­ют­ся мыс­ля­ми и зна­ния­ми, рас­ска­зы­ва­ют о сво­их чув­ст­вах, пе­ре­жи­ва­ни­ях, на­ме­ре­ни­ях. Речь свя­за­на со все­ми пси­хи­че­ски­ми про­цес­са­ми, ор­га­ни­зу­ет и ре­гу­ли­ру­ет их.

Во­об­ра­же­ние – это пси­хи­че­ский про­цесс соз­да­ния но­вых об­ра­зов, пред­став­ле­ний и мыс­лен­ных си­туа­ций. Важ­ней­шее зна­че­ние во­об­ра­же­ния в том, что оно по­зво­ля­ет пред­ста­вить ре­зуль­тат тру­да до его на­ча­ла, тем са­мым ори­ен­ти­ру­ет че­ло­ве­ка в про­цес­се дея­тель­но­сти. Во­об­ра­же­ние вхо­дит в лю­бой тру­до­вой про­цесс яв­ля­ет­ся не­об­хо­ди­мой сто­ро­ной лю­бой твор­че­ской дея­тель­но­сти. В про­цес­се дея­тель­но­сти во­об­ра­же­ние вы­сту­па­ет в един­ст­ве с мыш­ле­ни­ем.

Вни­ма­ние – это со­сре­до­то­чен­ность дея­тель­но­сти че­ло­ве­ка в дан­ный мо­мент вре­ме­ни, на ка­ком ли­бо ре­аль­ном или иде­аль­ном объ­ек­те (пред­ме­те, со­бы­тии, об­ра­зе, рас­су­ж­де­нии), в дан­ный мо­мент и при дан­ных ус­ло­ви­ях зна­чи­мом для не­го. Уме­ние под­чи­нять свое вни­ма­ние - ру­ко­во­дить им пе­ре­рас­та­ет в та­кое важ­ное ка­че­ст­во как вни­ма­тель­ность, а это уже лич­но­ст­ное свой­ст­во, оно про­фес­сио­наль­но зна­чи­мо для де­ло­во­го че­ло­ве­ка. В тру­до­вой дея­тель­но­сти вни­ма­ние со все­ми его ха­рак­те­ри­сти­ка­ми пред­став­ля­ет со­бой один из эле­мен­тов тру­до­во­го на­вы­ка че­ло­ве­ка. Вы­ра­бо­тан­ные в тру­до­вой дея­тель­но­сти оп­ре­де­лен­ные ка­че­ст­ва вни­ма­ния ста­но­вят­ся чер­та­ми ха­рак­те­ра ра­бот­ни­ка.

Ли­те­ра­ту­ра[A2] : 1.8, 1.16, 1.17, 1.20, 1.22

Ме­то­ди­че­ские ука­за­ния:

Изу­чи­те ма­те­ри­ал по пред­ло­жен­ной ли­те­ра­ту­ре. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на схе­му и обос­нуй­те взаи­мо­связь ме­ж­ду ос­нов­ны­ми по­зна­ва­тель­ны­ми про­цес­са­ми. Ус­та­но­ви­те влия­ние по­зна­ва­тель­ных пси­хи­че­ских про­цес­сов на ре­зуль­та­ты дея­тель­но­сти.

Во­про­сы для са­мо­кон­тро­ля:

1. Что та­кое по­зна­ва­тель­ные пси­хи­че­ские про­цес­сы.

2. На­зо­ви­те и оха­рак­те­ри­зуй­те по­зна­ва­тель­ные про­цес­сы

3. Мож­но ли взаи­мо­связь па­мя­ти и мыш­ле­ния объ­яс­нить пу­тем ис­поль­зо­ва­ния по­ня­тия «зна­ния»? Все­гда ли за­по­ми­на­ет­ся толь­ко то, что по­ни­ма­ет­ся?

4. Как вы по­ни­мае­те вы­ра­же­ние: «Во­об­ра­жать – зна­чит пре­об­ра­жать»? При­ве­ди­те при­мер в под­твер­жде­ние.

Тема 3. Эмо­цио­наль­но-во­ле­вая сфе­ра лич­но­сти ра­бот­ни­ка

Осо­бое ме­сто сре­ди ка­честв лич­но­сти за­ни­ма­ют эмо­ции, по­сколь­ку лю­бая про­фес­сио­наль­ная дея­тель­ность че­ло­ве­ка име­ет оп­ре­де­лен­ную эмо­цио­наль­ную ок­ра­ску. Ра­бо­тая, че­ло­век вы­ра­жа­ет свое от­но­ше­ние к ра­бо­те и ее ус­ло­ви­ям в фор­ме чувств или эмо­ций.

Чув­ст­ва или эмо­ции – это пе­ре­жи­ва­ние че­ло­ве­ком сво­его от­но­ше­ния к то­му, что он по­зна­ет или де­ла­ет к дру­гим лю­дям и са­мо­му се­бе.

Эмо­ции – это бо­лее про­стое, не­по­сред­ст­вен­ное пе­ре­жи­ва­ние в дан­ный мо­мент. Они от­но­сят­ся к про­цес­сам внут­рен­ней ре­гу­ля­ции по­ве­де­ния. Эмо­ции мо­гут вы­ра­жать оцен­ку от­дель­ных ус­ло­вий, ко­то­рые спо­соб­ст­ву­ют или пре­пят­ст­ву­ют осу­ще­ст­в­ле­нию дея­тель­но­сти, к кон­крет­ным дос­ти­же­ни­ям в тру­де, к сло­жив­шим­ся или воз­мож­ным си­туа­ци­ям.

Чув­ст­во – это бо­лее слож­ное, по­сто­ян­ное, ус­то­яв­шее­ся от­но­ше­ние че­ло­ве­ка, чер­та лич­но­сти. Чув­ст­ва в от­ли­чие от эмо­ций свой­ст­вен­ны толь­ко че­ло­ве­ку.

Эмо­ции не про­сто свя­за­ны с дея­тель­но­стью, со­про­во­ж­да­ют ее, от­ра­жа­ют ее ход и ре­зуль­та­ты, они еще и ре­гу­ли­рую дея­тель­ность, об­на­ру­жи­вая впол­не оп­ре­де­лен­ные на нее влия­ния в за­ви­си­мо­сти от ха­рак­те­ра и ин­тен­сив­но­сти эмо­цио­наль­но­го пе­ре­жи­ва­ния.

Ка­те­го­рии эти­ки де­ло­вых от­но­ше­ний. - student2.ru

В тру­до­вой дея­тель­но­сти роль во­ли очень ве­ли­ка, т.к. час­то воз­ни­ка­ют са­мые раз­лич­ные труд­но­сти: не­пред­ви­ден­ное из­ме­не­ние про­из­вод­ст­вен­ной си­туа­ции, от­каз парт­не­ра, утом­ле­ние, ухуд­ше­ние, кон­фликт и т.д. Без пре­одо­ле­ния этих внеш­них и внут­рен­них труд­но­стей дея­тель­ность не мо­жет быть ус­пеш­ной.

Во­ля – это спо­соб­ность управ­лять свои­ми дей­ст­вия­ми в со­от­вет­ст­вии с це­ля­ми и мо­ти­ва­ми дея­тель­но­сти, или уме­ние пре­одо­ле­вать внеш­ние и внут­рен­ние труд­но­сти при со­вер­ше­нии це­ле­на­прав­лен­ных дей­ст­вий и по­ступ­ков. Бла­го­да­ря во­ле ре­гу­ли­ру­ет­ся тру­до­вая дея­тель­ность че­ло­ве­ка.

Ли­те­ра­ту­ра[A3] : 1.4, 1.8, 1.16, 1.17, 1.20, 1.22

Ме­то­ди­че­ские ука­за­ния:

Изу­чи­те ма­те­ри­ал по пред­ло­жен­ной ли­те­ра­ту­ре. Ус­та­но­ви­те в чем сход­ст­во и раз­ли­чие по­ня­тий «эмо­ции» и «чув­ст­ва». Об­ра­ти­те вни­ма­ние на за­ви­си­мость ус­пеш­но­сти дея­тель­но­сти от си­лы эмо­цио­наль­но­го воз­бу­ж­де­ния. Оз­на­комь­тесь с ви­да­ми эмо­цио­наль­ных со­стоя­ний. Дай­те оцен­ку сво­ему эмо­цио­наль­но­му со­стоя­нию.

Во­про­сы для са­мо­кон­тро­ля:

1. Что та­кое эмо­цио­наль­но-во­ле­вая сфе­ра.

2. Ка­ко­ва роль эмо­ций в про­фес­сио­наль­ной дея­тель­но­сти че­ло­ве­ка.

3. На­зо­ви­те и оха­рак­те­ри­зуй­те ви­ды выс­ших че­ло­ве­че­ских чувств.

4. Как вы по­ни­мае­те вы­ра­же­ние: «Во­ля – ре­гу­ля­тор тру­до­вой дея­тель­но­сти че­ло­ве­ка». При­ве­ди­те при­ме­ры в под­твер­жде­ние.

Прак­ти­че­ское за­ня­тие.

Те­ма: Ха­рак­тер лич­но­сти

Це­ли за­ня­тия. Нау­чить­ся:

1. Обос­­н­о­­вы­ва­ть влия­ние ха­рак­те­ра на взаи­мо­от­но­ше­ния лю­дей в про­цес­се тру­до­вой дея­тель­но­сти.

2. Вы­­я­в­ля­ть со­че­та­ние соб­ст­вен­ных ха­рак­те­ро­ло­ги­че­ских осо­­бе­н­­ностей, про­яв­ляю­щих­ся в дея­тель­но­сти и об­ще­нии. (Экс­пресс-ди­аг­но­сти­ка уров­ня раз­ви­тия ти­пич­ных черт лич­но­сти).

3. Оп­­р­е­­де­ля­ть ин­ди­ви­ду­аль­ный стиль дея­тель­но­сти и об­ще­ния с уче­том осо­бен­но­стей ха­рак­те­ра.

Ли­те­ра­ту­ра[A4] : 1.8, 1.16, 1.17, 1.20, 1.22, 2.2

Тема 4. Ин­ди­ви­ду­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ские осо­бен­но­сти лич­но­сти

 
  Ка­те­го­рии эти­ки де­ло­вых от­но­ше­ний. - student2.ru

«Изу­че­ние пси­хи­че­ско­го об­ли­ка лич­но­сти» - пи­сал С. Л. Ру­бин­штейн, - вклю­ча­ет 3 ос­нов­ных во­про­са. Пер­вый во­прос, на ко­то­рый мы стре­мим­ся по­лу­чить от­вет, ко­гда хо­тим уз­нать, что пред­став­ля­ет со­бой той или иной че­ло­век, гла­сит: че­го хо­чет че­ло­век, что для не­го при­вле­ка­тель­но, к че­му он стре­мит­ся? Это во­прос о его на­прав­лен­но­сти, по­треб­но­стях, ин­те­ре­сах и идеа­лах. Но вслед за во­про­сом о том, че­го хо­чет че­ло­век, ес­те­ст­вен­но вста­ет вто­рой: а что он мо­жет? Это во­прос о спо­соб­но­стях, да­ро­ва­ни­ях че­ло­ве­ка. Од­на­ко спо­соб­но­сти – это спер­ва толь­ко воз­мож­но­сти, для то­го, что бы знать, как реа­ли­зу­ет и ис­поль­зу­ет их че­ло­век, нам нуж­ное еще знать, что он есть. Это во­прос о ха­рак­тер­ных осо­бен­но­стях че­ло­ве­ка».

Эти три во­про­са – про­грам­ма на­уч­но­го изу­че­ния лич­но­сти. За­ду­мы­ва­ясь над осо­бен­но­стя­ми сво­его внут­рен­не­го ми­ра, мы воль­но или не­воль­но стре­мим­ся осоз­нать свои по­треб­но­сти и же­ла­ния, свои спо­соб­но­сти и ха­рак­тер.

На­прав­лен­ность – сис­те­ма по­бу­ж­де­ний, оп­ре­де­ляю­щая из­би­ра­тель­ное от­но­ше­ние лич­но­сти к ок­ру­жаю­щим. Вы­ра­жа­ет­ся в том, ка­кие це­ли че­ло­век ста­вит пе­ред со­бой в жиз­ни, как он от­но­сит­ся к са­мой жиз­ни и к об­ще­ст­ву. По­это­му на­прав­лен­ность, ха­рак­те­ри­зу­ясь це­ля­ми и стрем­ле­ния­ми че­ло­ве­ка, влия­ет на его жизнь и дея­тель­ность.

Выс­шая фор­ма на­прав­лен­но­сти лич­но­сти яв­ля­ет­ся ми­ро­воз­зре­ние – сис­те­ма взгля­дов на мир и ме­сто в нем че­ло­ве­ка, на от­но­ше­ние че­ло­ве­ка к ок­ру­жаю­щей его дей­ст­ви­тель­но­сти и са­мо­му се­бе, а так же обу­слов­лен­ные эти­ми взгля­да­ми ос­нов­ные жиз­нен­ные по­зи­ции их убе­ж­де­ния, идеа­лы.

Ми­ро­воз­зре­ние име­ет боль­шой прак­ти­че­ский жиз­нен­ный смысл. Оно воз­дей­ст­ву­ет на нор­мы по­ве­де­ния, на от­но­ше­ния че­ло­ве­ка к тру­ду, к дру­гим лю­дям, на ха­рак­тер его жиз­нен­ных стрем­ле­ний, на его быт, вку­сы и ин­те­ре­сы. Ми­ро­воз­зре­ние фор­ми­ру­ет­ся в про­цес­се обу­че­ния и вос­пи­та­ния лич­но­сти.

Ли­те­ра­ту­ра[A5] : 1.4, 1.8, 1.16, 1.17, 1.20, 1.22

Ме­то­ди­че­ские ука­за­ния:

Изу­чи­те ма­те­ри­ал по пред­ло­жен­ной ли­те­ра­ту­ре. Про­ана­ли­зи­руй­те внут­рен­нюю пси­хи­че­скую струк­ту­ру лич­но­сти. По­ду­май­те, по­че­му изу­че­ние ин­ди­ви­ду­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ских осо­бен­но­стей лич­но­сти – это ори­ен­тир для са­мо – и взаи­мо­по­зна­ния.

Во­про­сы для са­мо­кон­тро­ля:

1. Что та­кое на­прав­лен­ность и ка­ко­во ее со­дер­жа­нии?

2. Ка­кие ви­ды по­треб­но­стей су­ще­ст­ву­ют?

3. Оха­рак­те­ри­зуй­те спо­соб­но­сти. Ка­кие ви­ды спо­соб­но­стей вам из­вест­ны?

4. Что та­кое ми­ро­воз­зре­ние?

5. Влия­ет ли на­прав­лен­ность на судь­бу че­ло­ве­ка? Мо­же­те ли вы сфор­му­ли­ро­вать свои глав­ные це­ли в жиз­ни?

Прак­ти­че­ское за­ня­тие.

Те­ма: Тем­пе­ра­мент лич­но­сти

Це­ли за­ня­тия. Нау­чить­ся:

1. Срав­ни­вать пси­хо­ло­ги­че­ские ха­рак­те­ри­сти­ки ти­пов тем­пе­ра­мен­та.

2. Ус­та­нав­ли­вать влия­ние осо­бен­но­стей тем­пе­ра­мен­та на про­цесс об­ще­ния и тру­до­вую дея­тель­ность.

3. Оп­ре­де­лять ин­ди­ви­ду­аль­ный стиль дея­тель­но­сти и об­ще­ния с уче­том осо­бен­но­стей тем­пе­ра­мен­та.

Ли­те­ра­ту­ра[A6] : 1.4, 1.8, 1.16, 1.17, 1.20, 1.22

Тема 5. Мо­раль­но-пси­хо­ло­ги­че­ский кли­мат тру­до­во­го кол­лек­ти­ва

От­но­ше­ния ме­ж­ду кол­ле­га­ми об­ра­зу­ет слож­ную, из­ме­няю­щую­ся, взаи­мо­свя­зан­ную сис­те­му, в ко­то­рой мож­но вы­де­лить не­сколь­ко ви­дов от­но­ше­ний. От­но­ше­ния в кол­лек­ти­ве мо­гут быть:

от­но­ше­ния по вер­ти­ка­ли – это меж­лич­но­ст­ные свя­зи, об­ра­зую­щие­ся ме­ж­ду ру­ко­во­ди­те­ля­ми и под­чи­нен­ны­ми, ли­де­ра­ми и ос­таль­ны­ми чле­на­ми кол­лек­ти­ва, в це­лом ме­ж­ду людь­ми, за­ни­маю­щи­ми в долж­но­ст­ной ие­рар­хии раз­ное по­ло­же­ние;

от­но­ше­ния по го­ри­зон­та­ли – это меж­лич­но­ст­ные свя­зи чле­нов кол­лек­ти­ва, за­ни­маю­щих оди­на­ко­во офи­ци­аль­ное и не­офи­ци­аль­ное по­ло­же­ние;

офи­ци­аль­ные – от­но­ше­ния, воз­ни­каю­щие на долж­но­ст­ной ос­но­ве. Они ус­та­нав­ли­ва­ют­ся за­ко­ном, ре­гу­ли­ру­ют­ся ус­та­ва­ми, по­ло­же­ния­ми, ут­вер­жден­ны­ми пра­ви­ла­ми;

не­офи­ци­аль­ные – скла­ды­ва­ют­ся на ба­зе лич­но­го от­но­ше­ния че­ло­ве­ка к че­ло­ве­ку. Для них не су­ще­ст­ву­ет об­ще­при­ня­тых за­ко­нов и норм, твер­до ус­та­нов­лен­ных тре­бо­ва­ний и по­ло­же­ний;

де­ло­вые меж­лич­но­ст­ные – это от­но­ше­ния, ко­то­рые воз­ни­ка­ют в свя­зи с со­вме­ст­ной ра­бо­той лю­дей или по ее по­во­ду;

лич­ные от­но­ше­ния скла­ды­ва­ют­ся не­за­ви­си­мо от вы­пол­няе­мой ра­бо­ты.

В сла­жен­ном кол­лек­ти­ве фор­ми­ру­ет­ся сис­те­ма де­ло­вых и лич­ных взаи­мо­от­но­ше­ний, ко­то­рые хо­ро­шо до­пол­ня­ют друг дру­га и со­став­ля­ют мо­раль­но-пси­хо­ло­ги­че­ский кли­мат кол­лек­ти­ва (МПК). Он яв­ля­ет­ся во мно­гом ре­зуль­та­том мо­раль­ной ори­ен­та­ции чле­нов кол­лек­ти­ва на взаи­мо­по­ни­ма­ние, взаи­мо­дей­ст­вие и ре­зуль­та­тив­ную со­вме­ст­ную дея­тель­ность.

Спе­ци­фи­че­ские чер­ты МПК: 1. мо­раль­ная ори­ен­та­ция чле­нов кол­лек­ти­ва на вы­пол­не­ние сво­их учеб­ных обя­зан­но­стей 2. при­ори­тет в оцен­ке лич­но­сти мо­раль­ных ка­честв по срав­не­нию с про­фес­сио­наль­ны­ми 3. дея­тель­ность ру­ко­во­ди­те­ля, обес­пе­чи­ваю­щая эф­фек­тив­ную дея­тель­ность кол­лек­ти­ва.

На МПК ока­зы­ва­ют влия­ния сле­дую­щие фак­то­ры: со­дер­жа­ние тру­да, ус­ло­вия тру­да, сис­те­ма ма­те­ри­аль­но­го сти­му­ли­ро­ва­ния, сис­те­ма мо­раль­но­го сти­му­ли­ро­ва­ния, ин­ди­ви­ду­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ские осо­бен­но­сти кол­лек­ти­ва, лич­ность ру­ко­во­ди­те­ля, стиль ру­ко­во­дства, тип ус­та­нов­ки на под­чи­нен­ных, лич­ный при­мер.

Ли­те­ра­ту­ра[A7] : 1.2, 1.3, 1.6, 1.10, 1.19, 1.22, 2.1, 2.2, 2.3

Ме­то­ди­че­ские ука­за­ния:

Изу­чи­те ма­те­ри­ал по пред­ло­жен­ной ли­те­ра­ту­ре. Вы­яс­ни­те от­ли­чи­тель­ные чер­ты кол­лек­ти­ва, ко­то­рые по­мо­гут вы­де­лить его сре­ди со­ци­аль­ных групп и общ­но­стей лю­дей. Вы­яви­те взаи­мо­связь по­ня­тий «де­ло­вое об­ще­ние – кол­лек­тив – пси­хо­ло­гия кол­лек­ти­ва». Об­ра­ти­те вни­ма­ние на со­став­ляю­щие мо­раль­но пси­хо­ло­ги­че­ско­го кли­ма­та кол­лек­ти­ва. По­зна­комь­тесь с раз­лич­ны­ми ви­да­ми от­но­ше­ний в кол­лек­ти­ве, раз­бе­ри­тесь в спе­ци­фи­ке вер­ти­каль­ных и го­ри­зон­таль­ных от­но­ше­ний. Оха­рак­те­ри­зуй­те роль ру­ко­во­ди­те­ля в ста­нов­ле­нии кол­лек­ти­ва.

Во­про­сы для са­мо­кон­тро­ля:

1. Что та­кое МПК кол­лек­ти­ва?

2. Ка­кие фак­то­ры влия­ют на эф­фек­тив­ность ра­бо­ты кол­лек­ти­ва?

3. В чем за­клю­ча­ет­ся спе­ци­фи­ка вер­ти­каль­ных от­но­ше­ний?

4. Чем обу­слав­ли­ва­ет­ся про­бле­ма про­фес­сио­наль­ной зре­ло­сти ра­бо­чей груп­пы?

5. Ка­кой стиль ру­ко­во­дства кол­лек­ти­вом наи­бо­лее эф­фек­ти­вен с ва­шей точ­ки зре­ния? Дай­те объ­яс­не­ния.

Прак­ти­че­ское за­ня­тие.

Те­ма: Меж­лич­но­ст­ные от­но­ше­ния в кол­лек­ти­ве.

Це­ли за­ня­тия. Нау­чить­ся:

1.Вы­яв­лять сис­те­му меж­лич­но­ст­ных от­но­ше­ний в кол­лек­ти­ве.

2. Вы­ра­ба­ты­вать стра­те­гии по­ве­де­ния в кол­лек­ти­ве.

3. Оп­ре­де­лять пра­ви­ла по­ве­де­ния в ус­ло­ви­ях кон­флик­та.

Ли­те­ра­ту­ра[A8] : 1.2, 1.3, 1.6, 1.10, 1.19, 1.22, 2.1, 2.2, 2.3

Тема 6. Ка­те­го­рии эти­ки де­ло­вых от­но­ше­ний. - student2.ru Ка­те­го­рии эти­ки де­ло­вых от­но­ше­ний. - student2.ru

Перцептивная сторона общения
коммуникативная сторона общения
Пси­хо­ло­гия и эти­ка де­ло­во­го кон­так­та

       
 
ОБЩЕНИЕ – сложный, многоплановый процесс установления контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
 
    Ка­те­го­рии эти­ки де­ло­вых от­но­ше­ний. - student2.ru

Ком­му­ни­ка­тив­ная сто­ро­на об­ще­ния – это про­цесс об­ме­на ин­фор­ма­ци­ей уча­ст­ни­ков об­ще­ния.

Пер­цеп­тив­ная – это вос­при­ятие и по­зна­ние друг дру­га в про­цес­се об­ще­ния.

Ин­те­рак­тив­ная сто­ро­на об­ще­ния – это ока­за­ние воз­дей­ст­вия на по­ве­де­ние, ус­та­нов­ки, мне­ние со­бе­сед­ни­ка в хо­де об­ще­ния.

     
 
ВИДЫ ОБЩЕНИЯ
 
  Ка­те­го­рии эти­ки де­ло­вых от­но­ше­ний. - student2.ru
 
  Ка­те­го­рии эти­ки де­ло­вых от­но­ше­ний. - student2.ru
 
  Ка­те­го­рии эти­ки де­ло­вых от­но­ше­ний. - student2.ru
 
  Ка­те­го­рии эти­ки де­ло­вых от­но­ше­ний. - student2.ru
 
  Ка­те­го­рии эти­ки де­ло­вых от­но­ше­ний. - student2.ru
 
  Ка­те­го­рии эти­ки де­ло­вых от­но­ше­ний. - student2.ru
 
  Ка­те­го­рии эти­ки де­ло­вых от­но­ше­ний. - student2.ru

Сред­ст­ва об­ще­ния

   
 
в качестве средств коммуникации применяются различные НЕРЕЧЕВЫЕ ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ
 
 
  НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
 
 
  ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ
 
 
  ВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
 
 
в качестве средств коммуникации выступает человеческая РЕЧЬ

Су­ще­ст­ву­ет тех­но­ло­гия ус­та­нов­ле­ния меж­лич­но­ст­но­го кон­так­та, ко­то­рая по­зво­ля­ет од­но­вре­мен­но уст­ра­нять пси­хо­ло­ги­че­ские барь­е­ры, ор­га­ни­зо­вы­вать сбли­же­ния с парт­не­ром по об­ще­нию и ди­аг­но­сти­ро­вать его лич­но­ст­ные осо­бен­но­сти.

Для прак­ти­че­ско­го при­ме­не­ния дан­ной тех­но­ло­гии не­об­хо­ди­мо рас­смот­реть сле­дую­щие прин­ци­пы:

1. По­сле­до­ва­тель­ное и пол­ное про­хо­ж­де­ние всех ста­дий ус­та­нов­ле­ния кон­так­та;

2. Ори­ен­ти­ров­ка и опо­ра толь­ко на чет­кие и за­ра­нее изу­чен­ные при­зна­ки и по­ка­за­те­ли воз­ник­но­ве­ния эта­пов, дос­ти­же­ния его зре­ло­сти и го­тов­но­сти к за­ме­не сле­дую­щим;

3. От­вет­ное же­ла­ние и стрем­ле­ние парт­не­ра са­мо­стоя­тель­но дей­ст­во­вать в на­прав­ле­нии сбли­же­ния.

Тех­но­ло­гия ус­та­нов­ле­ния кон­так­та пред­по­ла­га­ет по­сле­до­ва­тель­ное про­хо­ж­де­ние 5 эта­пов:

1 этап сня­тие пси­хо­ло­ги­че­ских барь­е­ров

За­да­чи 1-го эта­па – сня­тие пси­хо­ло­ги­че­ских барь­е­ров и сни­же­ние на­пря­же­ния для под­го­тов­ки пу­тей по­сле­дую­ще­го взаи­мо­дей­ст­вия.

2 этап на­хо­ж­де­ние сов­па­даю­щих ин­те­ре­сов

За­да­чи 2-го эта­па – по­строе­ние рас­су­ж­де­ния, со­гла­сие с парт­не­ром по во­про­сам вы­зы­ваю­щим об­щий ин­те­рес, вы­зов у не­го пе­ре­жи­ва­ния, оз­на­ком­ле­ние с осо­бен­но­стя­ми его по­ве­де­ния.

3 этап оп­ре­де­ле­ние прин­ци­пов об­ще­ния.

Ос­нов­ная функ­ция эта­па за­клю­ча­ет­ся в осу­ще­ст­в­ле­нии об­ме­на ин­фор­ма­ци­ей об ин­ди­ви­ду­аль­ных прин­ци­пах об­ще­ния и от­бо­ре цен­ных и ве­ду­щих ка­честв парт­не­ра.

4 этап вы­яв­ле­ние ка­честв опас­ных для об­ще­ния.

За­да­ча 4-го эта­па – оп­ре­де­лить дан­ные ка­че­ст­ва и их си­лу от­но­си­тель­но всех ос­таль­ных, сте­пень ве­ро­ят­но­сти про­яв­ле­ния при раз­лич­ных об­стоя­тель­ст­вах.

5 этап адап­та­ция к парт­не­ру и ус­та­нов­ле­ние кон­так­та.

Осо­бен­но важ­ным здесь яв­ля­ет­ся под­дер­жа­ние про­цес­са взаи­мо­дей­ст­вия на оп­ти­маль­ном уров­не. На этом эта­пе воз­ни­ка­ет по­ни­ма­ние не толь­ко ка­честв парт­не­ра, но так же мо­ти­вов и при­чин его дей­ст­вия.

Ли­те­ра­ту­ра[A9] : 1.1, 1.2 ,1.3, 1.4, 1.6, 1.7, 1.14, 1.19, 1.21, 1.23

Ме­то­ди­че­ские ука­за­ния:

Пе­ред оз­на­ком­ле­ни­ем с ма­те­риа­лом про­ду­май­те, ка­ко­ва роль об­ще­ния в жиз­ни лю­дей. Изу­чи­те ма­те­ри­ал по пред­ло­жен­ной ли­те­ра­ту­ре. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на роль не­вер­баль­ных средств при ус­та­нов­ле­нии кон­так­та с со­бе­сед­ни­ком. При­ве­ди­те при­ме­ры ви­дов об­ще­ния и по­ду­май­те, ка­кие из них вы ис­поль­зуе­те в по­все­днев­ной жиз­ни. Вы­яви­те пси­хо­ло­ги­че­ские и эти­че­ские осо­бен­но­сти де­ло­вых кон­так­тов. Ус­та­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность вхо­ж­де­ния в кон­такт с со­бе­сед­ни­ком. Объ­яс­ни­те не­об­хо­ди­мость соз­да­ния бла­го­при­ят­ных ус­ло­вий для эф­фек­тив­но­го пси­хо­ло­ги­че­ско­го кон­так­та и уме­ния пра­виль­но ис­поль­зо­вать не­вер­баль­ный ком­по­нент об­ще­ния в сфе­ре эко­но­ми­ки, биз­не­са.

Во­про­сы для са­мо­кон­тро­ля:

1. Что та­кое об­ще­ние? Ка­ко­ва функ­ция об­ще­ния?

2. Ка­кие эле­мен­ты вхо­дят в струк­ту­ру об­ще­ния?

3. Ка­ко­ва роль не­вер­баль­ных средств об­ще­ния при ус­та­нов­ле­нии кон­так­та?

4. Ка­кие эта­пы ус­та­нов­ле­ния кон­так­та су­ще­ст­ву­ют? Ка­кие прие­мы ис­поль­зу­ют­ся на ка­ж­дом эта­пе?

5. Ка­кие спо­со­бы воз­дей­ст­вия на че­ло­ве­ка вам из­вест­ны?

6. Рас­крой­те сущ­ность ме­ха­низ­ма пси­хо­ло­ги­че­ской за­щи­ты.

Тема 7. Де­ло­вая бе­се­да и вы­сту­п­ле­ние

Де­ло­вая бе­се­да – ос­нов­ная фор­ма де­ло­во­го об­ще­ния.

Уме­ние бес­кон­фликт­но и про­дук­тив­но вес­ти бе­се­ду – не­об­хо­ди­мое ка­че­ст­во для то­го, кто хо­чет до­бить­ся ус­пе­ха в жиз­ни, по­ка­за­тель об­щей куль­ту­ры. Об­ще­при­ня­тые нор­мы по­ве­де­ния не­раз­рыв­но свя­за­ны с при­зна­ни­ем не­по­вто­ри­мо­сти, цен­но­сти ка­ж­дой лич­но­сти. Это при­зна­ние реа­ли­зу­ет­ся в про­цес­се об­ще­ния с ним в хо­де рав­но­прав­ной и взаи­мо­ува­жаю­щей бе­се­ды.

Пе­ред на­ча­лом бе­се­ды сле­ду­ет ус­во­ить ос­нов­ные пси­хо­ло­ги­че­ские прин­ци­пы, со­блю­де­ние ко­то­рых обя­за­тель­ны:

1. Ра­цио­наль­ность. Не­об­хо­ди­мо вес­ти се­бя сдер­жан­но, ес­ли да­же парт­нер про­яв­ля­ет эмо­ции. Не­кон­тро­ли­руе­мые эмо­ции от­ри­ца­тель­но ска­зы­ва­ют­ся на про­цес­се при­ня­тия ре­ше­ния.

2. По­ни­ма­ние. По­ста­рай­тесь по­нять со­бе­сед­ни­ка. Нев­ни­ма­ние к его точ­ке зре­ния ог­ра­ни­чи­ва­ет воз­мож­ность вы­ра­бот­ки взаи­мо­при­ем­ле­мых ре­ше­ний.

3. Об­ще­ние. Ес­ли да­же че­ло­век вас не слу­ша­ет, при­вле­ки­те его вни­ма­ние, это улуч­шит от­но­ше­ния.

4. Дос­то­вер­ность. Не да­вай­те лож­ной ин­фор­ма­ции, да­же ес­ли это де­ла­ет ваш со­бе­сед­ник. Та­кое по­ве­де­ние ос­лаб­ля­ет си­лу ар­гу­мен­та­ции, а так же за­труд­ня­ет взаи­мо­дей­ст­вие в даль­ней­шем.

5. От­кры­тость. Будь­те от­кры­ты для ар­гу­мен­тов со­бе­сед­ни­ка и по­ста­рай­тесь убе­дить его.

6. При­ори­тет ин­те­ре­сов, а не по­зи­ций. Цель бе­се­ды со­сто­ит не в от­стаи­ва­нии вы­ска­зан­ных по­зи­ций, а в удов­ле­тво­ре­нии ре­аль­ных ин­те­ре­сов. При­ня­тая со­бе­сед­ни­ком по­зи­ция час­то скры­ва­ет то, че­го он в дей­ст­ви­тель­но­сти хо­чет, и ме­ша­ет дос­ти­же­нию це­ли раз­го­во­ра.

7. Вы­яв­ле­ние кри­те­ри­ев. На­стаи­вай­те на том, что бы ре­зуль­тат ос­но­вы­вал­ся на ка­ких то объ­ек­тив­ных нор­мах. Та­ки­ми нор­ма­ми или объ­ек­тив­ны­ми кри­те­рия­ми, мо­гут быть об­щие под­хо­ды, цен­но­сти, обы­чаи, пра­ви­ла, ин­ст­рук­ции, за­ко­ны, экс­перт­ные оцен­ки, ана­ло­гич­ные при­ме­ры.

На­ча­ло де­ло­вой бе­се­ды – это свое­об­раз­ный мост ме­ж­ду со­бе­сед­ни­ка­ми.

Де­ло­вая бе­се­да вклю­ча­ет в се­бя сле­дую­щие эта­пы:

¾ под­го­тов­ка к бе­се­де

¾ на­ча­ло бе­се­ды

¾ пе­ре­да­ча ин­фор­ма­ции

¾ ар­гу­мен­ти­ро­ва­ние

¾ оп­ро­вер­же­ние до­во­дов

¾ при­ня­тие ре­ше­ний и за­вер­ше­ние бе­се­ды.

Еще од­ним сред­ст­вом воз­дей­ст­вия на слу­ша­те­ля яв­ля­ет­ся пуб­лич­ное вы­сту­п­ле­ние.

Су­ще­ст­ву­ют пси­хо­ло­ги­че­ские осо­бен­но­сти по­строе­ния пуб­лич­ных вы­сту­п­ле­ний:

Фор­му­ли­ров­ка те­мы ре­чи долж­на при­вле­кать вни­ма­ние, быть про­стой и в то­же вре­мя дос­та­точ­но бро­ской.

Сле­ду­ет стре­мить­ся к то­му, что бы цель ре­чи бы­ла по­нят­на ау­ди­то­рии.

Го­то­вясь к вы­сту­п­ле­нию, сле­ду­ет со­вер­шен­но чет­ко пред­став­лять се­бе че­го вы хо­ти­те. До­бить­ся от слу­ша­те­лей ре­ак­ции, ко­то­рую вы хо­ти­те у них вы­звать.

Эф­фек­тив­ность вы­сту­п­ле­ния – это со­от­но­ше­ние ме­ж­ду дос­тиг­ну­тым ре­зуль­та­том и по­став­лен­ной це­лью.

Чет­кая струк­ту­ра и безу­преч­ная ло­ги­ка – обя­за­тель­ные при­зна­ки хо­ро­ше­го вы­сту­п­ле­ния.

На­ча­ло вы­сту­п­ле­ния – не толь­ко вве­де­ние в те­му, но и сред­ст­во ус­та­нов­ле­ние кон­так­та с ау­ди­то­ри­ей, за­вое­ва­ние вни­ма­ния.

Ос­нов­ная часть. За­да­ча ре­шае­мая в глав­ной час­ти вы­сту­п­ле­ния – по­вес­ти за со­бой мысль ау­ди­то­рии за счет чет­ко­сти ло­ги­че­ско­го по­строе­ния. Ло­ги­ка и чет­кое по­строе­ние вы­сту­п­ле­ния в ос­нов­ной его час­ти долж­ны со­про­во­ж­дать­ся до­ка­за­тель­но­стью и на­гляд­но­стью.

В за­клю­че­нии сле­ду­ет под­вес­ти ито­ги ре­чи. Час­то це­ле­со­об­раз­нее все­го в кон­це крат­ко по­вто­рить ос­нов­ную идею или по­ло­же­ние док­ла­да.

При по­строе­нии пуб­лич­но­го вы­сту­п­ле­ния сле­ду­ет так же учи­ты­вать не­ре­че­вые ком­по­нен­ты.

Ли­те­ра­ту­ра[A10] : 1.2, 1.3, 1.5, 1.7, 1.13, 1.14, 1.19, 1.23, 2.9, 2.10, 2.12

Ме­то­ди­че­ские ука­за­ния:

Изу­чи­те ма­те­ри­ал по пред­ло­жен­ной ли­те­ра­ту­ре. Обос­нуй­те не­об­хо­ди­мость под­го­тов­ки к про­ве­де­нию де­ло­вой бе­се­ды. Оп­ре­де­ли­те за­да­чи на­ча­ла бе­се­ды и об­ра­ти­те вни­ма­ние на наи­бо­лее эф­фек­тив­ные прие­мы ве­де­ния де­ло­вой бе­се­ды. Ус­та­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность пуб­лич­но­го вы­сту­п­ле­ния. Вы­яви­те осо­бен­но­сти не­ре­че­вых ком­по­нен­тов пуб­лич­но­го вы­сту­п­ле­ния. По­ду­май­те, с по­мо­щью ка­ких ре­че­вых и не­ре­че­вых средств мож­но сде­лать речь бо­лее вы­ра­зи­тель­ной.

Во­про­сы для са­мо­кон­тро­ля:

1. Что та­кое де­ло­вая бе­се­да и ка­ко­вы осо­бен­но­сти ее про­ве­де­ния?

2. Рас­крой­те прин­ци­пы не­об­хо­ди­мые для про­ве­де­ния де­ло­вой бе­се­ды.

3. Ка­кие за­да­чи ре­ша­ют­ся на на­чаль­ном эта­пе де­ло­вой бе­се­ды?

4. Ка­кие во­про­сы и в ка­кой по­сле­до­ва­тель­но­сти по­мо­га­ют дос­тичь до­го­во­рен­но­сти с со­бе­сед­ни­ком?

5. Ка­кие за­да­чи ре­ша­ют­ся на за­вер­шаю­щей ста­дии де­ло­вой бе­се­ды?

6. Ка­кие во­про­сы по­лез­но ад­ре­со­вать са­мо­му се­бе для ана­ли­за де­ло­вой бе­се­ды?

7. Ка­кой долж­на быть фор­му­ли­ров­ка те­мы пуб­лич­но­го вы­сту­п­ле­ния?

8. В чем от­ли­чие «ло­ги­ки для се­бя» от «ло­ги­ки для ау­ди­то­рии»?

9. Ка­ко­ва кри­ти­че­ская про­дол­жи­тель­ность вы­сту­п­ле­ния?

10. Ка­кие осо­бен­но­сти не­вер­баль­но­го по­ве­де­ния дол­жен учи­ты­вать вы­сту­паю­щий?

Тема 8. Про­ве­де­ние де­ло­вых со­б­ра­ний и со­ве­ща­ний

Для эф­фек­тив­но­го про­ве­де­ния со­б­ра­ния и со­ве­ща­ния не­об­хо­ди­мо учи­ты­вать тех­но­ло­гию пси­хо­ло­ги­че­ские осо­бен­но­сти и пра­ви­ла про­ве­де­ния.

Цель со­ве­ща­ния – опи­са­ние тре­буе­мо­го ре­зуль­та­та, нуж­но­го ти­па ре­ше­ния, же­ла­тель­но­го ито­га ра­бо­ты. Цель со­б­ра­ния – об­мен мне­ния­ми, при­ня­тие ре­ше­ния по во­про­су. Те­ма – это пред­мет об­су­ж­де­ния. Она долж­на быть сфор­му­ли­ро­ва­на так, что бы за­ин­те­ре­со­вать ка­ж­до­го уча­ст­ни­ка со­ве­ща­ния или со­б­ра­ния. Те­мы ста­но­вят­ся ин­те­рес­ны­ми, ко­гда они сфор­му­ли­ро­ва­ны кон­крет­но.

Вы­но­сить на об­су­ж­де­ние нуж­но толь­ко те во­про­сы, ко­то­рые не уда­ет­ся ре­шить в ра­бо­чем по­ряд­ке. Не­об­хо­ди­мо тща­тель­но про­ду­мать и со­ста­вить по­ве­ст­ку со­ве­ща­ния. По­ве­ст­ка – это пись­мен­ный до­ку­мент, с ко­то­рым за­ра­нее зна­ко­мят­ся уча­ст­ни­ки со­ве­ща­ния. Она мо­жет вклю­чать в се­бя сле­дую­щую ин­фор­ма­цию:

- те­ма и цель

- пе­ре­чень об­су­ж­дае­мых во­про­сов

- вре­мя на­ча­ла и окон­ча­ния

- ме­сто, где бу­дет про­хо­дить со­б­ра­ние или со­ве­ща­ние

- фа­ми­лии док­лад­чи­ков, со­док­лад­чи­ков, от­вет­ст­вен­ных за под­го­тов­ку во­про­сов

- вре­мя, от­ве­ден­ное на ка­ж­дый во­прос

- ме­сто и вре­мя где мож­но оз­на­ко­мить­ся по ка­ж­до­му во­про­су.

В ка­че­ст­ве при­ло­же­ния к по­ве­ст­ке мо­гут быть пред­став­ле­ны про­ек­ты ре­ше­ний, те­зи­сы док­ла­дов, справ­ки.

Ес­ли цель со­ве­ща­ния за­клю­ча­ет­ся в об­ме­не ин­фор­ма­ци­ей и по­ста­нов­ке оче­ред­ных за­дач по хо­ду те­ку­щей ра­бо­ты, то в со­ве­ща­нии долж­ны уча­ст­во­вать лишь ру­ко­во­ди­те­ли под­раз­де­ле­ний.

Ес­ли цель со­ве­ща­ния – ре­ше­ние кон­крет­ной про­бле­мы, то к ра­бо­те в нем не­об­хо­ди­мо при­влечь тех, кто спо­со­бен пред­ло­жить свой ва­ри­ант ре­ше­ния дан­ной про­бле­мы.

Глав­ная цель ру­ко­во­ди­те­ля най­ти по всем во­про­сам по­ве­ст­ки дня оп­ти­маль­ное ре­ше­ние за ми­ни­маль­ное вре­мя.

Вы­сту­п­ле­ние уча­ст­ни­ков долж­ны быть ди­на­мич­ны­ми, кон­ст­рук­тив­ны­ми и кон­крет­ны­ми.

Ос­нов­ное вни­ма­ние сле­ду­ет уде­лять за­клю­чи­тель­ной фа­зе со­ве­ща­ния, крат­ко под­вес­ти его ито­ги, обоб­щить вы­во­ды по вы­сту­п­ле­ни­ям уча­ст­ни­ков. По­ста­вить за­да­чи по реа­ли­за­ции при­ня­тых ре­ше­ний, по­бла­го­да­рить уча­ст­ни­ков за кон­ст­рук­тив­ны пред­ло­же­ния.

Ли­те­ра­ту­ра[A11] : 1.2, 1.3, 1.5, 1.6, 1.7, 1.13, 1.19, 1.23, 2.3, 2.4

Ме­то­ди­че­ские ука­за­ния:

Изу­чи­те ма­те­ри­ал по пред­ло­жен­ной ли­те­ра­ту­ре. Вы­яви­те осо­бен­но­сти про­ве­де­ния де­ло­вых со­б­ра­ний и со­ве­ща­ний. Объ­яс­ни­те не­об­хо­ди­мость со­став­ле­ния по­ве­ст­ки со­ве­ща­ния. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на прие­мы ак­ти­ви­за­ции дея­тель­но­сти уча­ст­ни­ков со­б­ра­ний и со­ве­ща­ний. Вы­де­ли­те прие­мы, при­ме­няе­мые для за­вое­ва­ния и удер­жа­ния вни­ма­ния уча­ст­ни­ков.

Во­про­сы для са­мо­кон­тро­ля:

1. Что пред­став­ля­ет со­бой се­бя де­ло­вое со­ве­ща­ние?

2. Ка­ко­ва цель про­ве­де­ния со­б­ра­ния? Со­ве­ща­ния?

3. Что вклю­ча­ет в се­бя по­ве­ст­ка со­ве­ща­ния?

4. Рас­крой­те осо­бен­но­сти прие­мов ак­ти­ви­за­ции дея­тель­но­сти уча­ст­ни­ков со­ве­ща­ний, со­б­ра­ний.

5. Ка­кие прие­мы ней­тра­ли­за­ции воз­ра­же­ний су­ще­ст­ву­ют?

6. Ка­кие во­про­сы ре­ша­ют­ся на за­вер­шаю­щей ста­дии со­ве­ща­ния и со­б­ра­ния?

Прак­ти­че­ское за­ня­тие.

Те­ма: Ор­га­ни­за­ция бе­се­ды при прие­ме на ра­бо­ту.

Це­ли за­ня­тия. Нау­чить­ся:

1. Ов­­л­а­­де­ва­ть тех­но­ло­ги­ей со­бе­се­до­ва­ния при прие­ме на ра­бо­ту.

2. По­­в­ы­ша­ть го­тов­ность осоз­нан­но вы­страи­вать про­фес­сио­наль­ные пер­спек­ти­вы, свя­зан­ные с тру­до­уст­рой­ст­вом и про­фес­сио­наль­ной дея­тель­но­стью.

3. Вы­­д­е­ля­ть лич­но­ст­ные и про­фес­сио­наль­ные ка­че­ст­ва, не­об­хо­ди­мые для про­фес­сио­наль­но­го ста­нов­ле­ния.

Ли­те­ра­ту­ра: 1.5, 1.10, 1.13, 1.18, 1.22, 2.4, 2.12

Тема 9. Куль­ту­ра де­ло­вых пе­ре­го­во­ров прие­мов и пре­зен­та­ций.

Пе­ре­го­во­ры – это сред­ст­во об­ще­ния ме­ж­ду людь­ми пред­на­зна­чен­ное для дос­ти­же­ния со­гла­ше­ния, ко­гда обе сто­ро­ны име­ют сов­па­даю­щие ли­бо про­ти­во­по­лож­ные ин­те­ре­сы. Пе­ре­го­во­ры, как пра­ви­ло, на­прав­ле­ны на за­клю­че­ние до­го­во­ров, сде­лок и кон­трак­тов.

Лю­бые пе­ре­го­во­ры вклю­ча­ют под­го­тов­ку и не­по­сред­ст­вен­ное про­ве­де­ние.

Под­го­тов­ка к пе­ре­го­во­рам яв­ля­ет­ся од­ним из важ­ней­ших эта­пов, на ко­то­ром за­кла­ды­ва­ет­ся ус­пех пред­стоя­щих ре­ше­ний. Она вклю­ча­ет сле­дую­щие эта­пы:

- вы­яв­ле­ние об­лас­ти вза­им­ных ин­те­ре­сов

- ус­та­нов­ле­ние ра­бо­чих от­но­ше­ний с парт­не­ром

- ре­ше­ние ор­га­ни­за­ци­он­ных во­про­сов

- на­хо­ж­де­ние об­ще­го под­хо­да и под­го­тов­ка пе­ре­го­вор­ной по­зи­ции.

Не­ма­ло­важ­ное зна­че­ние на под­го­то­ви­тель­ном эта­пе име­ет ана­лиз про­бле­мы и ин­те­ре­сов уча­ст­ни­ков.

Фор­ми­ро­ва­ние об­ще­го под­хо­да к пе­ре­го­во­рам и соб­ст­вен­ной по­зи­ции на них.

Оп­ре­де­ле­ние воз­мож­ных ва­ри­ан­тов ре­ше­ния.

При под­го­тов­ке к пе­ре­го­во­рам не­об­хо­ди­мо учи­ты­вать ос­нов­ные пра­ви­ла ус­та­нов­ле­ния от­но­ше­ний с парт­не­ром.

Осо­бен­но­сти ве­де­ния пе­ре­го­во­ров рас­смат­ри­ва­ют­ся с по­зи­ции эта­пов, тех­ник и прие­мов ве­де­ния де­ло­вых пе­ре­го­во­ров.

П. Ми­цич пред­ло­жил трех­этап­ную струк­ту­ру пе­ре­го­вор­но­го про­цес­са:

- вза­им­ное уточ­не­ние ин­те­ре­сов, то­чек зре­ния, кон­цеп­ций уча­ст­ни­ков

- об­су­ж­де­ние то­чек зре­ния, вы­дви­же­ние ар­гу­мен­тов, под­твер­ждаю­щих дан­ные убе­ж­де­ния

- со­гла­со­ва­ние по­зи­ций и вы­ра­бот­ка до­го­во­рен­но­сти.

Тех­ни­ка ве­де­ния пе­ре­го­во­ров под­ра­зу­ме­ва­ет вы­бор ме­то­да их ве­де­ния и ти­па при­ни­мае­мо­го ре­ше­ния. Су­ще­ст­ву­ет 2 прин­ци­пи­аль­но от­ли­чаю­щих­ся друг от дру­га ме­то­да пе­ре­го­во­ров «ме­тод по­зи­ци­он­но­го тор­га» и «ме­тод прин­ци­пи­аль­ных пе­ре­го­во­ров».

При про­ве­де­нии пе­ре­го­во­ров сле­ду­ет учи­ты­вать и ис­поль­зо­вать так­ти­че­ские прие­мы ве­де­ния пе­ре­го­во­ров.

Ли­те­ра­ту­ра: 1.3, 1.4, 1.5, 1.12, 1.23, 2.9

Ме­то­ди­че­ские ука­за­ния:

Изу­чи­те ма­те­ри­ал по пред­ло­жен­ной ли­те­ра­ту­ре. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на тех­но­ло­гию ве­де­ния пе­ре­го­во­ров. Обос­нуй­те об­щие эти­че­ские прин­ци­пы де­ло­вых пе­ре­го­во­ров. Вы­де­ли­те приемы, при­ме­няе­мые в хо­де пе­ре­го­во­ров. Вы­яс­ни­те от­ли­чи­тель­ные осо­бен­но­сти ме­то­дов ве­де­ния пе­ре­го­во­ров. Обратите внимание на виды приемов, организацию приемов и презентаций. Выясните, какие существуют правила поведения на приемах и презентациях.

Во­про­сы для са­мо­кон­тро­ля:

1. Дай­те оп­ре­де­ле­ние пе­ре­го­во­ров.

2. Что вклю­ча­ет этап под­го­тов­ки к пе­ре­го­во­рам?

3. Рас­крой­те сущ­ность ме­то­да «моз­го­вой штурм».

4. Рас­крой­те трех­этап­ную струк­ту­ру пе­ре­го­вор­но­го про­цес­са, раз­ра­бо­тан­ную П. Ми­ци­чем.

5. В чем от­ли­чие ме­то­да по­зи­ци­он­но­го тор­га от ме­то­да прин­ци­пи­аль­ных пе­ре­го­во­ров?

6. Про­ана­ли­зи­руй­те и обос­нуй­те эф­фек­тив­ность прие­мов при­ме­няе­мых в ход ве­де­ния пе­ре­го­во­ров.

7. Какие требования к организации и проведению приемов и презентаций вы знаете?

Прак­ти­че­ское за­ня­тие.

Те­ма: Ор­га­ни­за­ция де­ло­вых пе­ре­го­во­ров, прие­мов и пре­зен­та­ций.

Це­ли за­ня­тия. Нау­чить­ся:

1. Ов­ла­де­вать тех­но­ло­ги­ей ве­де­ния де­ло­вых пе­ре­го­во­ров, прие­мов и пре­зен­та­ций.

2. Ис­поль­зо­вать ме­то­ды, прие­мы и тех­ни­ки для пла­ни­ро­ва­ния и про­ве­де­ния де­ло­вых пе­ре­го­во­ров.

Ли­те­ра­ту­ра: 1.2, 1.23, 2.9

Тема 10. Де­ло­вой эти­кет.

Эти­кет оз­на­ча­ет ма­не­ру по­ве­де­ния, спо­соб вес­ти се­бя в об­ще­ст­ве. Тре­бо­ва­ние эти­ке­та не но­сят аб­со­лют­но­го ха­рак­те­ра, они ме­ня­ют­ся с те­че­ни­ем вре­ме­ни под влия­ни­ем ря­да фак­то­ров. Со­вре­мен­ный де­ло­вой че­ло­век сле­ду­ет тре­бо­ва­ни­ям де­ло­во­го эти­ке­та, ста­ра­ет­ся по­нять их внут­рен­ний смысл и со­дер­жа­ние, ко­то­рое и де­ла­ет их не­об­хо­ди­мы­ми в де­ло­вом об­ще­нии.

Де­ло­вой эти­ке – важ­ная со­став­ляю­щая де­ло­вых от­но­ше­ний, внеш­нее вы­ра­же­ние внут­рен­ней мо­раль­но­сти и куль­ту­ры че­ло­ве­ка.

Де­ло­вой эти­кет ба­зи­ру­ет­ся на сле­дую­щих прин­ци­пах:

1. здра­вый смысл – де­ло­вой эти­кет в це­лом на­прав­лен на под­дер­жа­ние по­ряд­ка, ор­га­ни­зо­ван­но­сти, эко­но­мию вре­ме­ни и др. ра­зум­ные це­ли

2. сво­бо­да – нор­мы де­ло­во­го эти­ке­та не долж­ны пре­пят­ст­во­вать сво­бод­но­му во­ле­изъ­яв­ле­нию ка­ж­до­го де­ло­во­го парт­не­ра сво­бо­де вы­бо­ра парт­не­ра по биз­не­су, тер­пи­мое от­но­ше­ние к про­яв­ле­нию на­цио­наль­ных осо­бен­но­стей, куль­тур­ных на­цио­наль­ных тра­ди­ций, ло­яль­ность к сво­бод­но про­яв­ляе­мой точ­ки зре­ния, к раз­лич­ным де­ло­вым по­зи­ци­ям

3. этич­ность – весь ком­плекс норм, пра­вил, стан­дар­тов тре­бо­ва­ний и ре­ко­мен­да­ций со­став­ляю­щие де­ло­вой эти­кет долж­ны быть мо­раль­ны­ми

4. це­ле­со­об­раз­ность – ка­ж­дое пред­пи­са­ние де­ло­во­го эти­ке­та долж­но слу­жить оп­ре­де­лен­ным це­лям

5. не­при­ну­ж­ден­ность – нор­мы де­ло­во­го эти­ке­та долж­ны быть та­ко­вы, что бы со­блю­де­ние их не пре­вра­ща­лось в не­что на­вя­зы­вае­мое, они долж­ны быть ес­те­ст­вен­ны­ми и ис­пол­нять­ся без на­пря­же­ния

6. уни­вер­са­лизм – ка­ж­дая ре­ко­мен­да­ция или нор­ма де­ло­во­го эти­ке­та долж­на быть на­прав­ле­на на мно­гие сто­ро­ны де­ло­вых взаи­мо­от­но­ше­ний

7. эф­фек­тив­ность – стан­дар­ты де­ло­вых от­но­ше­ний долж­ны спо­соб­ст­во­вать со­кра­ще­нию сро­ков ис­пол­не­ния до­го­во­ров, за­клю­че­нию боль­ше­го чис­ла до­го­во­ров, умень­ше­нию ко­ли­че­ст­ва кон­флик­тов и т.д.

Об­ще­при­ня­тые пра­ви­ла по­ве­де­ния тру­до­во­го кол­лек­ти­ва со­став­ля­ют пред­мет изу­че­ния слу­жеб­но­го эти­ке­та.

Ка­ж­до­му де­ло­во­му че­ло­ве­ку не­об­хо­ди­мо иметь свой имидж – об­раз, ко­то­рый нра­вит­ся ок­ру­жаю­щим.

Ли­те­ра­ту­ра: 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.10, 1.11, 2.9

Ме­то­ди­че­ские ука­за­ния:

Изучить материал по предложенной литературе. Вспомните основные понятия этики и этики деловых отношений. Выясните, есть ли взаимосвязь между этикой и этикетом, деловым этикетом и этикой деловых отношений. Обратите внимание на правила служебного этикета, культуру устной и письменной речи. Выясните правила ведения телефонных переговоров. Сравните особенности делового этикета в разных странах. Объясните необходимость соблюдения требований делового этикета для установления эффективных деловых отношений.

Во­про­сы для са­мо­кон­тро­ля:

1. Что такое деловой этикет?

2. Как связаны между собой традиции, обычаи, привычки и нормы делового этикета?

3. Как влияют принципы делового этикета на его сущность, содержание и направление развития?

4. Каковы, на ваш взгляд, перспективы изменений в нормах делового этикета?

5. Что такое служебный этикет?

6. Какие правила приветствия представления и знакомства вы знаете?

7. Почему необходимо изучать особенности этикета разных стран?

Наши рекомендации