Категории этики деловых отношений.
Введение
Предмет, задачи и основные категории этики деловых отношений.
В настоящее время уделяется большое внимание изучению этики деловых отношений с целью повышения уровня культуры этих отношений, т.к. во многом их успех оказывается обусловленным характером самих взаимоотношений. Этика изучает нравственное значение действий мотивов, характеров. Оставаясь серьезной философской наукой, становится одновременно жизненной позицией как общества в целом, так и отдельных его членов. Этика – это философская наука, объектом изучения которой является мораль, которая регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни. Основы предмета этики составляют учения о роли морали в деловых отношениях, о законах развития нравственных представлений отражающих материальные условия жизни людей.
Этика деловых отношений занимается анализом взаимоотношений деловых партнеров с позиции толкования нравственных оценок причин успехов и неудач в определенной деятельности.
Профессиональная этика – это вид трудовой морали, выступающей в виде норм и правил поведения представителей различных профессий. Система этих относительно устойчивых норм, обычаев и традиций, сложившихся в коллективе в процессе совместной деятельности и регулирующих взаимоотношений людей составляет предмет этики деловых отношений.
Деловые отношения – это один из типов общественных отношений как взаимосвязь между партнерами, коллегами и даже конкурентами, возникающая в процессе совместной деятельности. На уровень деловых отношений в бизнесе работники должны быть ориентированы на партнера, что повышает интерес к работе. Участники взаимодействия получают возможность влиять на знания, умения, отношения, чувства друг друга.
Этические нормы – это система общих ценностей и правил этики, соблюдение которых организация требует от своих сотрудников. Нормы морали выражаются в общих фиксированных представлениях (заповедях, принципах) о том, как нужно поступать. Человек должен сам осознавать общие принципы, нормы и понятия добра и зла, внутренне их принимать и соответствующим образом направлять свои действия в дальнейшем. В морали большую роль играет индивидуальное сознание (личные убеждения, мотивы и самооценки), позволяющие человеку самому контролировать, мотивировать свои действия, самостоятельно давать им обоснования, вырабатывать линию поведения.
Задачи этики деловых отношений:
1. Изучение исторического опыта в области деловой этики.
2. Рассмотрение современной деловой этики и психологии общения.
3. Изучение форм и правил ведения деловых отношений.
4. Моральное воспитание современных работников.
Категории этики деловых отношений.
Психология личности | Психология общения | Психология коллектива | Деловой этикет |
Познавательная сфера | Деловое общение | Этика отношений в коллективе | Служебный этикет |
Эмоционально-волевая сфера | Технология делового общения | Морально-психологический климат коллектива | Этикет официальных мероприятий |
Индивидуально-психологические качества личности | Методы управленческих воздействий | Конфликты и стили их разрешения | Этикет и имидж делового человека |
Литература:
Методические указания:
Изучите материал по предложенной литературе. Обратите внимание на взаимосвязь основных понятий «этика – деловая этика – деловые отношения – деловое общение – этика деловых отношений». Выясните влияние макро- и микросреды личности на ее поведение и отношения с другими людьми.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что является предметом изучения этики деловых отношений?
2. В чем заключается специфика деловых отношений?
3. Каковы задачи этики деловых отношений?
4. Чем обуславливается поведение человека в деловом общении?
Тема 1. Психологические особенности личности современного работника.
Каждый работник, бизнесмен, предприниматель уникален и неповторим. Вместе с тем можно привести перечень качеств, необходимых личности для достижения успеха в профессиональной деятельности. Преуспевать в работе – значит не только умело вести свои дела. Это еще и состояние людей в интеллекте, творчестве, общении, деловой хватке, энергии, выносливости, трудоспособности.
1. Современный работник должен знать, чего он хочет, должен иметь желание достигать высот в своем деле. Тот, кто не ставит перед собой высоких целей, естественно и не предпринимает высоких усилий к самосовершенствованию, повышению своей деловой квалификации.
2. Уверенность в себе.
Вы твердо знаете – чего хотите – а это уже не мало. Живите, так как считаете нужным. Нет ничего худшего для вас, чем неверие в самого себя которое будет постоянно оказывать на вас подавляющее воздействие.
3. Наличие творческого потенциала.
4. Решительность.
Умение пользоваться случаем, быстро принимать решение.
5. Способность рисковать с одной стороны, и брать на себя ответственность с другой.
Умение рисковать связано со способностью предвидеть и просчитать все возможные варианты. Риск не безрассудное лихачество, а строгий расчет.
6. Дальновидность.
Для успеха в деятельности работнику необходимо ею обладать.
7. Умение работать с людьми.
Внимание к людям неотъемлемое качество хорошего работника.
8. Общительность и контактность.
Контактность – это умение завязывать и поддерживать деловые связи.
9. Честность и надежность, верность данному слову. Это качество работника, без которого не возможен цивилизованный рынок. Если вы сразу не можете выполнить данное вам обязательство или чью то просьбу, скажите, что вы подумаете. Создайте себе безопасный запас времени, что бы выполнить обещанное и по возможности даже раньше назначенной даты.
10. Терпение.
Добиться успеха мгновенно не возможно. Упорство и осознанное преодоление трудностей ведет к цели.
11. Трудолюбие и жизнестойкость.
Необходимо обладать высокими духовными деловыми и физическими качествами.
На уровне деловых отношений работники должны быть ориентированы на партнера, что повышает интерес к работе. Нельзя сидеть «у моря, ожидая погоды» надо быть хозяином положения, брать инициативу и ответственность на себя.
Литература[A1] : 1.2, 1.3, 1.4, 1.19, 1.22
Методические указания:
Изучите материал по предложенной литературе. Обратите внимание на взаимосвязь между психической структурой личности и практикой делового общения. Определите психологические требования, которые предъявляются к деловым качествам человека на современном этапе.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие личностные качества человека обеспечивают его профессиональный успех?
2. В чем заключаются социально-психологическая компетенция современного профессионала?
3. Дайте психологическую характеристику личности современного работника.
Тема 2. Познавательная сфера личного современного работника.
Познавательные психические процессы – это форма психического отражения человеком внешнего мира. Они отражают отношения человека к окружающему, побуждают его к деятельности, регулируют ее.
Профессиональная повседневная деятельность накладывает отпечаток на психику человека, делает особенными, специфическими проявления наших процессов, состояний и свойств.
Психические процессы взаимосвязаны. Ощущение возбуждает внимание и мышление, которое в свою очередь сопровождается воображением. Но всегда можно выделить случаи, когда какие то из психических процессов преобладают, причем каждый их них имеет свои особенности.
Познавательная психическая деятельность начинается с ощущений, благодаря которым человек познает цвет, форму, величину, запах, звуки. Этот психический процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств.
На основе ощущений строится восприятие. Восприятие – это отражение в нашем сознании всей совокупности свойств предметов и явлений. Оно тесно связано с прошлым опытом человека и носит активный характер. В совместной трудовой деятельности особо важная черта – восприятие человека человеком. Происходит не столько восприятие качеств человека, сколько восприятие его во взаимоотношениях с другими людьми.
Ощущение и восприятие составляют основу памяти. Память – это форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта. Именно благодаря памяти человек способен нормально ориентироваться в окружающей его действительности. Память – это основа нашей личности. В жизни можно наблюдать значительные индивидуальные развития в области памяти. Закрепленные индивидуальные особенности характеризуют личность, накладывают своеобразный отпечаток на ее деятельность и поведение.
В психической жизни человека особое место принадлежит мышлению, с помощью которого человек не только узнает факты и явления, но может понять причины их существования, получает возможность прогнозировать будущие события.
Мышление – это процесс обобщенного отражения действительности, направленный на решение познавательных, теоретических и практических задач. Мышление человека неразрывно связано с речью, оно происходит в речевой форме.
Общение между людьми осуществляется при помощи речи, благодаря которой люди обмениваются мыслями и знаниями, рассказывают о своих чувствах, переживаниях, намерениях. Речь связана со всеми психическими процессами, организует и регулирует их.
Воображение – это психический процесс создания новых образов, представлений и мысленных ситуаций. Важнейшее значение воображения в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым ориентирует человека в процессе деятельности. Воображение входит в любой трудовой процесс является необходимой стороной любой творческой деятельности. В процессе деятельности воображение выступает в единстве с мышлением.
Внимание – это сосредоточенность деятельности человека в данный момент времени, на каком либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении), в данный момент и при данных условиях значимом для него. Умение подчинять свое внимание - руководить им перерастает в такое важное качество как внимательность, а это уже личностное свойство, оно профессионально значимо для делового человека. В трудовой деятельности внимание со всеми его характеристиками представляет собой один из элементов трудового навыка человека. Выработанные в трудовой деятельности определенные качества внимания становятся чертами характера работника.
Литература[A2] : 1.8, 1.16, 1.17, 1.20, 1.22
Методические указания:
Изучите материал по предложенной литературе. Обратите внимание на схему и обоснуйте взаимосвязь между основными познавательными процессами. Установите влияние познавательных психических процессов на результаты деятельности.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое познавательные психические процессы.
2. Назовите и охарактеризуйте познавательные процессы
3. Можно ли взаимосвязь памяти и мышления объяснить путем использования понятия «знания»? Всегда ли запоминается только то, что понимается?
4. Как вы понимаете выражение: «Воображать – значит преображать»? Приведите пример в подтверждение.
Тема 3. Эмоционально-волевая сфера личности работника
Особое место среди качеств личности занимают эмоции, поскольку любая профессиональная деятельность человека имеет определенную эмоциональную окраску. Работая, человек выражает свое отношение к работе и ее условиям в форме чувств или эмоций.
Чувства или эмоции – это переживание человеком своего отношения к тому, что он познает или делает к другим людям и самому себе.
Эмоции – это более простое, непосредственное переживание в данный момент. Они относятся к процессам внутренней регуляции поведения. Эмоции могут выражать оценку отдельных условий, которые способствуют или препятствуют осуществлению деятельности, к конкретным достижениям в труде, к сложившимся или возможным ситуациям.
Чувство – это более сложное, постоянное, устоявшееся отношение человека, черта личности. Чувства в отличие от эмоций свойственны только человеку.
Эмоции не просто связаны с деятельностью, сопровождают ее, отражают ее ход и результаты, они еще и регулирую деятельность, обнаруживая вполне определенные на нее влияния в зависимости от характера и интенсивности эмоционального переживания.
В трудовой деятельности роль воли очень велика, т.к. часто возникают самые различные трудности: непредвиденное изменение производственной ситуации, отказ партнера, утомление, ухудшение, конфликт и т.д. Без преодоления этих внешних и внутренних трудностей деятельность не может быть успешной.
Воля – это способность управлять своими действиями в соответствии с целями и мотивами деятельности, или умение преодолевать внешние и внутренние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Благодаря воле регулируется трудовая деятельность человека.
Литература[A3] : 1.4, 1.8, 1.16, 1.17, 1.20, 1.22
Методические указания:
Изучите материал по предложенной литературе. Установите в чем сходство и различие понятий «эмоции» и «чувства». Обратите внимание на зависимость успешности деятельности от силы эмоционального возбуждения. Ознакомьтесь с видами эмоциональных состояний. Дайте оценку своему эмоциональному состоянию.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое эмоционально-волевая сфера.
2. Какова роль эмоций в профессиональной деятельности человека.
3. Назовите и охарактеризуйте виды высших человеческих чувств.
4. Как вы понимаете выражение: «Воля – регулятор трудовой деятельности человека». Приведите примеры в подтверждение.
Практическое занятие.
Тема: Характер личности
Цели занятия. Научиться:
1. Обосновывать влияние характера на взаимоотношения людей в процессе трудовой деятельности.
2. Выявлять сочетание собственных характерологических особенностей, проявляющихся в деятельности и общении. (Экспресс-диагностика уровня развития типичных черт личности).
3. Определять индивидуальный стиль деятельности и общения с учетом особенностей характера.
Литература[A4] : 1.8, 1.16, 1.17, 1.20, 1.22, 2.2
Тема 4. Индивидуально-психологические особенности личности
«Изучение психического облика личности» - писал С. Л. Рубинштейн, - включает 3 основных вопроса. Первый вопрос, на который мы стремимся получить ответ, когда хотим узнать, что представляет собой той или иной человек, гласит: чего хочет человек, что для него привлекательно, к чему он стремится? Это вопрос о его направленности, потребностях, интересах и идеалах. Но вслед за вопросом о том, чего хочет человек, естественно встает второй: а что он может? Это вопрос о способностях, дарованиях человека. Однако способности – это сперва только возможности, для того, что бы знать, как реализует и использует их человек, нам нужное еще знать, что он есть. Это вопрос о характерных особенностях человека».
Эти три вопроса – программа научного изучения личности. Задумываясь над особенностями своего внутреннего мира, мы вольно или невольно стремимся осознать свои потребности и желания, свои способности и характер.
Направленность – система побуждений, определяющая избирательное отношение личности к окружающим. Выражается в том, какие цели человек ставит перед собой в жизни, как он относится к самой жизни и к обществу. Поэтому направленность, характеризуясь целями и стремлениями человека, влияет на его жизнь и деятельность.
Высшая форма направленности личности является мировоззрение – система взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а так же обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции их убеждения, идеалы.
Мировоззрение имеет большой практический жизненный смысл. Оно воздействует на нормы поведения, на отношения человека к труду, к другим людям, на характер его жизненных стремлений, на его быт, вкусы и интересы. Мировоззрение формируется в процессе обучения и воспитания личности.
Литература[A5] : 1.4, 1.8, 1.16, 1.17, 1.20, 1.22
Методические указания:
Изучите материал по предложенной литературе. Проанализируйте внутреннюю психическую структуру личности. Подумайте, почему изучение индивидуально-психологических особенностей личности – это ориентир для само – и взаимопознания.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое направленность и каково ее содержании?
2. Какие виды потребностей существуют?
3. Охарактеризуйте способности. Какие виды способностей вам известны?
4. Что такое мировоззрение?
5. Влияет ли направленность на судьбу человека? Можете ли вы сформулировать свои главные цели в жизни?
Практическое занятие.
Тема: Темперамент личности
Цели занятия. Научиться:
1. Сравнивать психологические характеристики типов темперамента.
2. Устанавливать влияние особенностей темперамента на процесс общения и трудовую деятельность.
3. Определять индивидуальный стиль деятельности и общения с учетом особенностей темперамента.
Литература[A6] : 1.4, 1.8, 1.16, 1.17, 1.20, 1.22
Тема 5. Морально-психологический климат трудового коллектива
Отношения между коллегами образует сложную, изменяющуюся, взаимосвязанную систему, в которой можно выделить несколько видов отношений. Отношения в коллективе могут быть:
отношения по вертикали – это межличностные связи, образующиеся между руководителями и подчиненными, лидерами и остальными членами коллектива, в целом между людьми, занимающими в должностной иерархии разное положение;
отношения по горизонтали – это межличностные связи членов коллектива, занимающих одинаково официальное и неофициальное положение;
официальные – отношения, возникающие на должностной основе. Они устанавливаются законом, регулируются уставами, положениями, утвержденными правилами;
неофициальные – складываются на базе личного отношения человека к человеку. Для них не существует общепринятых законов и норм, твердо установленных требований и положений;
деловые межличностные – это отношения, которые возникают в связи с совместной работой людей или по ее поводу;
личные отношения складываются независимо от выполняемой работы.
В слаженном коллективе формируется система деловых и личных взаимоотношений, которые хорошо дополняют друг друга и составляют морально-психологический климат коллектива (МПК). Он является во многом результатом моральной ориентации членов коллектива на взаимопонимание, взаимодействие и результативную совместную деятельность.
Специфические черты МПК: 1. моральная ориентация членов коллектива на выполнение своих учебных обязанностей 2. приоритет в оценке личности моральных качеств по сравнению с профессиональными 3. деятельность руководителя, обеспечивающая эффективную деятельность коллектива.
На МПК оказывают влияния следующие факторы: содержание труда, условия труда, система материального стимулирования, система морального стимулирования, индивидуально-психологические особенности коллектива, личность руководителя, стиль руководства, тип установки на подчиненных, личный пример.
Литература[A7] : 1.2, 1.3, 1.6, 1.10, 1.19, 1.22, 2.1, 2.2, 2.3
Методические указания:
Изучите материал по предложенной литературе. Выясните отличительные черты коллектива, которые помогут выделить его среди социальных групп и общностей людей. Выявите взаимосвязь понятий «деловое общение – коллектив – психология коллектива». Обратите внимание на составляющие морально психологического климата коллектива. Познакомьтесь с различными видами отношений в коллективе, разберитесь в специфике вертикальных и горизонтальных отношений. Охарактеризуйте роль руководителя в становлении коллектива.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое МПК коллектива?
2. Какие факторы влияют на эффективность работы коллектива?
3. В чем заключается специфика вертикальных отношений?
4. Чем обуславливается проблема профессиональной зрелости рабочей группы?
5. Какой стиль руководства коллективом наиболее эффективен с вашей точки зрения? Дайте объяснения.
Практическое занятие.
Тема: Межличностные отношения в коллективе.
Цели занятия. Научиться:
1.Выявлять систему межличностных отношений в коллективе.
2. Вырабатывать стратегии поведения в коллективе.
3. Определять правила поведения в условиях конфликта.
Литература[A8] : 1.2, 1.3, 1.6, 1.10, 1.19, 1.22, 2.1, 2.2, 2.3
Тема 6.
|
|
| |||
Коммуникативная сторона общения – это процесс обмена информацией участников общения.
Перцептивная – это восприятие и познание друг друга в процессе общения.
Интерактивная сторона общения – это оказание воздействия на поведение, установки, мнение собеседника в ходе общения.
| ||
Средства общения
| ||
| ||
| ||
| ||
|
Существует технология установления межличностного контакта, которая позволяет одновременно устранять психологические барьеры, организовывать сближения с партнером по общению и диагностировать его личностные особенности.
Для практического применения данной технологии необходимо рассмотреть следующие принципы:
1. Последовательное и полное прохождение всех стадий установления контакта;
2. Ориентировка и опора только на четкие и заранее изученные признаки и показатели возникновения этапов, достижения его зрелости и готовности к замене следующим;
3. Ответное желание и стремление партнера самостоятельно действовать в направлении сближения.
Технология установления контакта предполагает последовательное прохождение 5 этапов:
1 этап снятие психологических барьеров
Задачи 1-го этапа – снятие психологических барьеров и снижение напряжения для подготовки путей последующего взаимодействия.
2 этап нахождение совпадающих интересов
Задачи 2-го этапа – построение рассуждения, согласие с партнером по вопросам вызывающим общий интерес, вызов у него переживания, ознакомление с особенностями его поведения.
3 этап определение принципов общения.
Основная функция этапа заключается в осуществлении обмена информацией об индивидуальных принципах общения и отборе ценных и ведущих качеств партнера.
4 этап выявление качеств опасных для общения.
Задача 4-го этапа – определить данные качества и их силу относительно всех остальных, степень вероятности проявления при различных обстоятельствах.
5 этап адаптация к партнеру и установление контакта.
Особенно важным здесь является поддержание процесса взаимодействия на оптимальном уровне. На этом этапе возникает понимание не только качеств партнера, но так же мотивов и причин его действия.
Литература[A9] : 1.1, 1.2 ,1.3, 1.4, 1.6, 1.7, 1.14, 1.19, 1.21, 1.23
Методические указания:
Перед ознакомлением с материалом продумайте, какова роль общения в жизни людей. Изучите материал по предложенной литературе. Обратите внимание на роль невербальных средств при установлении контакта с собеседником. Приведите примеры видов общения и подумайте, какие из них вы используете в повседневной жизни. Выявите психологические и этические особенности деловых контактов. Установите последовательность вхождения в контакт с собеседником. Объясните необходимость создания благоприятных условий для эффективного психологического контакта и умения правильно использовать невербальный компонент общения в сфере экономики, бизнеса.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое общение? Какова функция общения?
2. Какие элементы входят в структуру общения?
3. Какова роль невербальных средств общения при установлении контакта?
4. Какие этапы установления контакта существуют? Какие приемы используются на каждом этапе?
5. Какие способы воздействия на человека вам известны?
6. Раскройте сущность механизма психологической защиты.
Тема 7. Деловая беседа и выступление
Деловая беседа – основная форма делового общения.
Умение бесконфликтно и продуктивно вести беседу – необходимое качество для того, кто хочет добиться успеха в жизни, показатель общей культуры. Общепринятые нормы поведения неразрывно связаны с признанием неповторимости, ценности каждой личности. Это признание реализуется в процессе общения с ним в ходе равноправной и взаимоуважающей беседы.
Перед началом беседы следует усвоить основные психологические принципы, соблюдение которых обязательны:
1. Рациональность. Необходимо вести себя сдержанно, если даже партнер проявляет эмоции. Неконтролируемые эмоции отрицательно сказываются на процессе принятия решения.
2. Понимание. Постарайтесь понять собеседника. Невнимание к его точке зрения ограничивает возможность выработки взаимоприемлемых решений.
3. Общение. Если даже человек вас не слушает, привлеките его внимание, это улучшит отношения.
4. Достоверность. Не давайте ложной информации, даже если это делает ваш собеседник. Такое поведение ослабляет силу аргументации, а так же затрудняет взаимодействие в дальнейшем.
5. Открытость. Будьте открыты для аргументов собеседника и постарайтесь убедить его.
6. Приоритет интересов, а не позиций. Цель беседы состоит не в отстаивании высказанных позиций, а в удовлетворении реальных интересов. Принятая собеседником позиция часто скрывает то, чего он в действительности хочет, и мешает достижению цели разговора.
7. Выявление критериев. Настаивайте на том, что бы результат основывался на каких то объективных нормах. Такими нормами или объективными критериями, могут быть общие подходы, ценности, обычаи, правила, инструкции, законы, экспертные оценки, аналогичные примеры.
Начало деловой беседы – это своеобразный мост между собеседниками.
Деловая беседа включает в себя следующие этапы:
¾ подготовка к беседе
¾ начало беседы
¾ передача информации
¾ аргументирование
¾ опровержение доводов
¾ принятие решений и завершение беседы.
Еще одним средством воздействия на слушателя является публичное выступление.
Существуют психологические особенности построения публичных выступлений:
Формулировка темы речи должна привлекать внимание, быть простой и в тоже время достаточно броской.
Следует стремиться к тому, что бы цель речи была понятна аудитории.
Готовясь к выступлению, следует совершенно четко представлять себе чего вы хотите. Добиться от слушателей реакции, которую вы хотите у них вызвать.
Эффективность выступления – это соотношение между достигнутым результатом и поставленной целью.
Четкая структура и безупречная логика – обязательные признаки хорошего выступления.
Начало выступления – не только введение в тему, но и средство установление контакта с аудиторией, завоевание внимания.
Основная часть. Задача решаемая в главной части выступления – повести за собой мысль аудитории за счет четкости логического построения. Логика и четкое построение выступления в основной его части должны сопровождаться доказательностью и наглядностью.
В заключении следует подвести итоги речи. Часто целесообразнее всего в конце кратко повторить основную идею или положение доклада.
При построении публичного выступления следует так же учитывать неречевые компоненты.
Литература[A10] : 1.2, 1.3, 1.5, 1.7, 1.13, 1.14, 1.19, 1.23, 2.9, 2.10, 2.12
Методические указания:
Изучите материал по предложенной литературе. Обоснуйте необходимость подготовки к проведению деловой беседы. Определите задачи начала беседы и обратите внимание на наиболее эффективные приемы ведения деловой беседы. Установите последовательность публичного выступления. Выявите особенности неречевых компонентов публичного выступления. Подумайте, с помощью каких речевых и неречевых средств можно сделать речь более выразительной.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое деловая беседа и каковы особенности ее проведения?
2. Раскройте принципы необходимые для проведения деловой беседы.
3. Какие задачи решаются на начальном этапе деловой беседы?
4. Какие вопросы и в какой последовательности помогают достичь договоренности с собеседником?
5. Какие задачи решаются на завершающей стадии деловой беседы?
6. Какие вопросы полезно адресовать самому себе для анализа деловой беседы?
7. Какой должна быть формулировка темы публичного выступления?
8. В чем отличие «логики для себя» от «логики для аудитории»?
9. Какова критическая продолжительность выступления?
10. Какие особенности невербального поведения должен учитывать выступающий?
Тема 8. Проведение деловых собраний и совещаний
Для эффективного проведения собрания и совещания необходимо учитывать технологию психологические особенности и правила проведения.
Цель совещания – описание требуемого результата, нужного типа решения, желательного итога работы. Цель собрания – обмен мнениями, принятие решения по вопросу. Тема – это предмет обсуждения. Она должна быть сформулирована так, что бы заинтересовать каждого участника совещания или собрания. Темы становятся интересными, когда они сформулированы конкретно.
Выносить на обсуждение нужно только те вопросы, которые не удается решить в рабочем порядке. Необходимо тщательно продумать и составить повестку совещания. Повестка – это письменный документ, с которым заранее знакомятся участники совещания. Она может включать в себя следующую информацию:
- тема и цель
- перечень обсуждаемых вопросов
- время начала и окончания
- место, где будет проходить собрание или совещание
- фамилии докладчиков, содокладчиков, ответственных за подготовку вопросов
- время, отведенное на каждый вопрос
- место и время где можно ознакомиться по каждому вопросу.
В качестве приложения к повестке могут быть представлены проекты решений, тезисы докладов, справки.
Если цель совещания заключается в обмене информацией и постановке очередных задач по ходу текущей работы, то в совещании должны участвовать лишь руководители подразделений.
Если цель совещания – решение конкретной проблемы, то к работе в нем необходимо привлечь тех, кто способен предложить свой вариант решения данной проблемы.
Главная цель руководителя найти по всем вопросам повестки дня оптимальное решение за минимальное время.
Выступление участников должны быть динамичными, конструктивными и конкретными.
Основное внимание следует уделять заключительной фазе совещания, кратко подвести его итоги, обобщить выводы по выступлениям участников. Поставить задачи по реализации принятых решений, поблагодарить участников за конструктивны предложения.
Литература[A11] : 1.2, 1.3, 1.5, 1.6, 1.7, 1.13, 1.19, 1.23, 2.3, 2.4
Методические указания:
Изучите материал по предложенной литературе. Выявите особенности проведения деловых собраний и совещаний. Объясните необходимость составления повестки совещания. Обратите внимание на приемы активизации деятельности участников собраний и совещаний. Выделите приемы, применяемые для завоевания и удержания внимания участников.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что представляет собой себя деловое совещание?
2. Какова цель проведения собрания? Совещания?
3. Что включает в себя повестка совещания?
4. Раскройте особенности приемов активизации деятельности участников совещаний, собраний.
5. Какие приемы нейтрализации возражений существуют?
6. Какие вопросы решаются на завершающей стадии совещания и собрания?
Практическое занятие.
Тема: Организация беседы при приеме на работу.
Цели занятия. Научиться:
1. Овладевать технологией собеседования при приеме на работу.
2. Повышать готовность осознанно выстраивать профессиональные перспективы, связанные с трудоустройством и профессиональной деятельностью.
3. Выделять личностные и профессиональные качества, необходимые для профессионального становления.
Литература: 1.5, 1.10, 1.13, 1.18, 1.22, 2.4, 2.12
Тема 9. Культура деловых переговоров приемов и презентаций.
Переговоры – это средство общения между людьми предназначенное для достижения соглашения, когда обе стороны имеют совпадающие либо противоположные интересы. Переговоры, как правило, направлены на заключение договоров, сделок и контрактов.
Любые переговоры включают подготовку и непосредственное проведение.
Подготовка к переговорам является одним из важнейших этапов, на котором закладывается успех предстоящих решений. Она включает следующие этапы:
- выявление области взаимных интересов
- установление рабочих отношений с партнером
- решение организационных вопросов
- нахождение общего подхода и подготовка переговорной позиции.
Немаловажное значение на подготовительном этапе имеет анализ проблемы и интересов участников.
Формирование общего подхода к переговорам и собственной позиции на них.
Определение возможных вариантов решения.
При подготовке к переговорам необходимо учитывать основные правила установления отношений с партнером.
Особенности ведения переговоров рассматриваются с позиции этапов, техник и приемов ведения деловых переговоров.
П. Мицич предложил трехэтапную структуру переговорного процесса:
- взаимное уточнение интересов, точек зрения, концепций участников
- обсуждение точек зрения, выдвижение аргументов, подтверждающих данные убеждения
- согласование позиций и выработка договоренности.
Техника ведения переговоров подразумевает выбор метода их ведения и типа принимаемого решения. Существует 2 принципиально отличающихся друг от друга метода переговоров «метод позиционного торга» и «метод принципиальных переговоров».
При проведении переговоров следует учитывать и использовать тактические приемы ведения переговоров.
Литература: 1.3, 1.4, 1.5, 1.12, 1.23, 2.9
Методические указания:
Изучите материал по предложенной литературе. Обратите внимание на технологию ведения переговоров. Обоснуйте общие этические принципы деловых переговоров. Выделите приемы, применяемые в ходе переговоров. Выясните отличительные особенности методов ведения переговоров. Обратите внимание на виды приемов, организацию приемов и презентаций. Выясните, какие существуют правила поведения на приемах и презентациях.
Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте определение переговоров.
2. Что включает этап подготовки к переговорам?
3. Раскройте сущность метода «мозговой штурм».
4. Раскройте трехэтапную структуру переговорного процесса, разработанную П. Мицичем.
5. В чем отличие метода позиционного торга от метода принципиальных переговоров?
6. Проанализируйте и обоснуйте эффективность приемов применяемых в ход ведения переговоров.
7. Какие требования к организации и проведению приемов и презентаций вы знаете?
Практическое занятие.
Тема: Организация деловых переговоров, приемов и презентаций.
Цели занятия. Научиться:
1. Овладевать технологией ведения деловых переговоров, приемов и презентаций.
2. Использовать методы, приемы и техники для планирования и проведения деловых переговоров.
Литература: 1.2, 1.23, 2.9
Тема 10. Деловой этикет.
Этикет означает манеру поведения, способ вести себя в обществе. Требование этикета не носят абсолютного характера, они меняются с течением времени под влиянием ряда факторов. Современный деловой человек следует требованиям делового этикета, старается понять их внутренний смысл и содержание, которое и делает их необходимыми в деловом общении.
Деловой этике – важная составляющая деловых отношений, внешнее выражение внутренней моральности и культуры человека.
Деловой этикет базируется на следующих принципах:
1. здравый смысл – деловой этикет в целом направлен на поддержание порядка, организованности, экономию времени и др. разумные цели
2. свобода – нормы делового этикета не должны препятствовать свободному волеизъявлению каждого делового партнера свободе выбора партнера по бизнесу, терпимое отношение к проявлению национальных особенностей, культурных национальных традиций, лояльность к свободно проявляемой точки зрения, к различным деловым позициям
3. этичность – весь комплекс норм, правил, стандартов требований и рекомендаций составляющие деловой этикет должны быть моральными
4. целесообразность – каждое предписание делового этикета должно служить определенным целям
5. непринужденность – нормы делового этикета должны быть таковы, что бы соблюдение их не превращалось в нечто навязываемое, они должны быть естественными и исполняться без напряжения
6. универсализм – каждая рекомендация или норма делового этикета должна быть направлена на многие стороны деловых взаимоотношений
7. эффективность – стандарты деловых отношений должны способствовать сокращению сроков исполнения договоров, заключению большего числа договоров, уменьшению количества конфликтов и т.д.
Общепринятые правила поведения трудового коллектива составляют предмет изучения служебного этикета.
Каждому деловому человеку необходимо иметь свой имидж – образ, который нравится окружающим.
Литература: 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.10, 1.11, 2.9
Методические указания:
Изучить материал по предложенной литературе. Вспомните основные понятия этики и этики деловых отношений. Выясните, есть ли взаимосвязь между этикой и этикетом, деловым этикетом и этикой деловых отношений. Обратите внимание на правила служебного этикета, культуру устной и письменной речи. Выясните правила ведения телефонных переговоров. Сравните особенности делового этикета в разных странах. Объясните необходимость соблюдения требований делового этикета для установления эффективных деловых отношений.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое деловой этикет?
2. Как связаны между собой традиции, обычаи, привычки и нормы делового этикета?
3. Как влияют принципы делового этикета на его сущность, содержание и направление развития?
4. Каковы, на ваш взгляд, перспективы изменений в нормах делового этикета?
5. Что такое служебный этикет?
6. Какие правила приветствия представления и знакомства вы знаете?
7. Почему необходимо изучать особенности этикета разных стран?