Вопрос. Психолого-педагогическая характеристика детей с дисгармоничным развитием
В современной дефектологии к психопатиям относят такие особенности личности, которые характеризуются дисгармоничностью ее психического склада. Они относительно постоянны, практически необратимы и тотальны, оказывают сильное влияние на определение всей психической структуры человека. Выло выявлено, что патологические личностные особенности выражены настолько значительно, что препятствуют дальнейшей полноценной социальной адаптации и самоопределению личности. Считается, что определенный клинический тип психопатии формируется не ранее 18 лет. В связи с этим постановка диагноза «психопатия» ребенку неправомерна. Действительно, в большинстве случаев до начала юношеского возраста патологические черты характера лишены двух главных признаков психопатии: стабильности и тотальности. Но при этом достаточно очевидным является третий признак психопатии - школьная дизадаптация,которая у детей с разными типами психопатии протекает по-разному.
У детей с шизоидной психопатией уже в раннем возрасте наступает несоответствие между ускоренным умственным развитием и недоразвитием двигательной сферы. Развитие речи у таких детей обгоняет развитие моторики. Они с трудом овладевают навыками самообслуживания, отказываются принимать участие в подвижных играх. В начальных классах школьники с шизоидной психопатией испытывают значительные трудности при овладении письмом. В старших классах их увлечения довольно своеобразны, оригинальны и чаще всего односторонни. Особенности мышления детей с психопатией нередко находят отражение в необычных, оригинальных, творческих работах. Иногда имеет место одаренность, и тогда дети достигают определенных успехов, особенно на поприще абстрактных наук. В то же время им чужды нормальные человеческие потребности, они равнодушны к нуждам семьи.
Детям с психастенической психопатией свойственно обладание хорошими интеллектуальными способностями, иногда бывает даже одаренность в определенных сферах науки или искусства. Несмотря на это, многие из них учатся средне ли ниже среднего. Причина кроется в характерологических особенностях детей с психастенической психопатией. Они педантично и скурпулезно подходят к подготовке домашнего задания, но в то же время чрезмерно волнуются при устных ответах, находятся 8 состоянии паники при написании контрольных и проверочных работ, постоянно сомневаются в правильности полученных результатов и тратят большее количество времени на перепроверку.
Характерными особенностями детей и подростков с циклоидной психопатией являются колебание настроения от бодрого, приподнятого до подавленного, появление апатии, резкого снижения умственной и физической активности. В таком состоянии дети и подростки испытывают серьезные затруднения при обучении в школе. Иногда они прекращают посещать школу, избегают общества друзей, быстро устают от общения с людьми, предпочитая проводить все время дома перед компьютером или телевизором. Такие состояния продолжаются 1-3 недели и сменяются у детей обычным настроением или приподнятым настроением с повышением активности и ощущением физической бодрости и силы.
http://bibliofond.ru/view.aspx?id=135158
К дисгармонии психического развития относятся психопатии и психопатическое развитие личности у ребенка. Как правило, диагноз психопатии не ставится в детском возрасте, и традиционно эти состояния называются психопатическими синдромами, которые приводят к выраженным нарушениям поведения.
В. В. Ковалев определяет психопатические синдромы как относительно устойчивые сочетания аномальных свойств личности, возникшие в результате нарушения ее формирования, под влиянием различных эндогенных и экзогенных факторов. К экзогенным факторам могут быть отнесены и психогении, т. е. различные психические травмы, с которыми сталкивается ребенок.
Механизмы психического дизонтогенеза, лежащие в основе нарушений формирования личности при психопатических синдромах, неоднозначны. Систематика психопатий представляет значительные трудности. Это связано с рядом факторов, основной из которых — многообразие психопатических вариантов личности, их промежуточное положение между нормой и психическими заболеваниями. Кроме того, важное значение имеют и социальные факторы, определяющие личностную структуру и не укладывающиеся в клиническую терминологию.
Этиология психопатий обширна, она может быть связана либо с генетическими, наследственными факторами, либо с экзогенными вредностями, действующими на ранних этапах онтогенеза. Некоторые виды психопатий имеют как наследственное, так и экзогенное происхождение. Возможно, формирование психопатий под влиянием длительно действующих и деформирующих развитие личности ребенка средовых факторов.
В отечественной психиатрии классификация психопатий построена по этиологическому принципу. Г. Е. Сухарева выделяет три группы психопатий: конституциональные, органические и смешанные.
Конституциональные психопатии, как правило, имеют наследственное происхождение. К ним относятся: шизоидные, эпилептоидные, циклоидные, психостенические и истерические психопатии.
Дисгармоничное развитие детей с психопатическим синдромом по шизоидному типу проявляется в сочетании повышенной чувствительности с отсутствием непосредственности, жизнерадостности, внешней сухости по отношению к своим родным и близким. Главенствующим свойством их личности является аутизм. Им свойственна своеообразная асинхрония психическогого развития уже с раннего детства. Развитие речи обгоняет развитие моторики, в связи с чем у детей затруднены навыки самообслуживания. В играх дети предпочитают одиночество или общение со взрослыми и более старшими детьми. У большинства детей с психопатическим развитием по шизоидному типу наблюдается преобладание интеллектуальных интересов. Они предпочитают точные науки, отличаются сухостью. Однако их аутистические установки не проявляются в полном отрыве от окружающих, как это имеет место при шизофрении. Для них свойственно замещающее общение, т. е. вместо общения с детьми — общение со взрослыми, вместо игры — ранняя фиксация на интеллектуальных интересах.
Психопатическое развитие у детей по эпилептоидному типу выражается в стойких характерологических особенностях в виде эмоциональной вязкости, напряженности эмоций и влечений, в склонности к немотивированным колебаниям настроения, в полярности эмоций.
Циклоидный тип психопатического развития отличается явной склонностью к немотивированным колебаниям настроения от пониженного субдепрессивного, до повышенного маниакального. В детском возрасте это проявляется в преобладании повышенного фона настроения, в склонности к озорству, в чрезмерной общительности, которые сменяются подавленностью, апатией и др.
Психопатическое развитие по психастенигескому типу в детском возрасте заметно в повышенной мнительности, в навязчивых страхах, в тревожности. В более старшем возрасте наблюдаются навязчивые сомнения, опасения, ипохондричность.
Истерическое психопатическое развитие чаще, чем остальные формы, встречается в детском возрасте. Оно выражается в повышенном эгоцентризме, внушаемости и демонстративном поведении. В основе данного варианта психопатического развития лежит психическая незрелость. Это проявляется в неспособности ребенка и подростка к волевому усилию, в жажде признания, что составляет сущность психической дисгармонии.
Психопатическое развитие по неустойчивому типу также может наблюдаться у детей с психофизическим инфантилизмом. Их отличает незрелость интересов, поверхностность, неустойчивость привязанностей, импульсивность. У таких детей отмечаются затруднения в длительной целенаправленной деятельности, для них характерны безответственность, нестойкость моральных принципов, социально-отрицательные формы поведения. Этот вариант психопатического развития может быть как конституционального генеза, так и органического. Органические психопатии обусловлены ранним поражением нервной системы во время внутриутробного периода развития, при родах или в первые годы жизни. Нередко они сочетаются с задержкой психомоторного развития ребенка.
Г. Е. Сухарева выделяет две основные группы органических психопатий: возбудимые (эксплозивные) и бестормозные. При первом типе наблюдаются немотивированные колебания настроения в виде дисфории. В ответ на малейшие замечания дети начинают бурно протестовать, уходят из дома, школы. Для органических психопатов по бестормозному типу характерны повышенный фон настроения, эйфория, некритичность. Все это является благоприятной почвой для формирования патологии влечений, импульсивных сексуальных эксцессов, бродяжничества.
При анализе психопатического развития в детском возрасте необходимо учитывать биологические и социальные факторы. Роль неблагоприятных социальных факторов проявляется в декомпенсации психических состояний у детей с психопатическим развитием. И наоборот, благоприятные социальные факторы могут сглаживать патологические черты.
Динамика формирования психопатических синдромов проходит в три этапа: сначала возникают отдельные патологические реакции, которые носят неустойчивый характер. Например, реакция негативизма, протеста в подростковом возрасте. Затем — более длительные патологические состояния и формирование психопатии как стойкой девиации поведения.
К типу дисгармоничного развития кроме психопатий относится также патологическое формирование личности. Если в этиологии психопатий лежат наследственные или другие биологические факторы, то при патологическом формировании личности этиологическим фактором являются неблагоприятные условия воспитания, длительная психотравмирующая ситуация в семье (А. Е. Личко, В.В.Ковалев).
В патогенезе патологического формирования личности основная роль принадлежит двум факторам: закреплению патологических реакций (протест, негативизм, отказ и др.), которые представляют собой форму ответов на психотравмирующую ситуацию и становятся устойчивыми, и непосредственному воспитанию таких черт характера, как возбудимость, неустойчивость, истеричность, в результате прямой стимуляции отрицательным примером.
Отклонения темпа полового созревания также рассматриваются как особый вид дисгармоничного развития (В. В. Лебединский).
При задержке полового развития церебрально-органического генеза может наблюдаться недоразвитие моторики, эмоционально-волевой сферы при высоком уровне вербализации. Причем эти особенности могут носить временный характер.
Ускоренное половое созревание вследствие церебрально-органической патологии мозга также приводит к аномалии психического развития. Это сказывается в односторонней взрослости интересов, связанных с ранним пробуждением сексуальности, эффективности, взрывчатости, ограниченности познавательной активности, примитивности.
Патопсихологических исследований дисгармонии психического развития далеко недостаточно. В. В. Лебединский описывает дисгармонию внутри эмоционально-волевой сферы, что заметно в асинхронии развития элементарных и высших эмоций. Характерные динамические расстройства проявляются в повышенной возбудимости, лабильности, вязкости и проч. Недостаточность высших эмоций наиболее часто проявляется при психопатиях. Кроме того, при дисгармоническом развитии наблюдается несоответствие между интеллектуальной и эмоционально-волевой сферами. Высокий уровень интеллекта при некоторых вариантах психопатий не регулирует эмоциональную сферу. Она сама оказывает более значительное, чем при нормальном развитии, влияние на интеллект.
Таким образом, дисгармоническое психическое развитие — этого тип дизонтогенеза, основой которого является врожденная или рано приобретенная диспропорциональность развития психики ребенка, преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Этот вид дизонтогенеза клинически определяется как психопатия или патологическое развитие личности. Дисгармоничность психики изначально обусловлена нарушениями в эмоционально-волевой сфере ребенка, при первично сохранном интеллекте. Для таких больных характерна неадекватная реакция на внешние средовые раздражители, вследствие чего происходит сбой в поведении ребенка и его адаптации к окружающей среде.
Парциальный дефект аффективно-волевой сферы негативно отражается на особенностях мышления у этих больных. Это проявляется в аффективной окраске интеллектуальных функций и способствует их искажению, формированию сверхценных идей. В зависимости от клинической формы данного вида дизонтогене-за встречаются различные нарушения эмоционально-волевой сферы. При психопатическом развитии отмечается повышенная возбудимость, патологическая лабильность или наоборот — инертность, вязкость, вялость аффекта, недостаточность высших эмоций. Сохранный интеллект не регулирует эмоционально-волевые процессы у ребенка или подростка. При патохарактерологическом развитии наблюдается парциальность эмоционально-волевого дефекта, что чаще проявляется в сенситивности, эмоциональной лабильности, тревожности или повышенной возбудимости и эгоцентризме.
Все перечисленные выше особенности детей с психопатиями и патологическим развитием личности сказываются на их поведении, которое можно охарактеризовать словами: протест, демонстративные или агрессивные реакции, страх и негативизм. Ребенку становится трудно приспособиться к обычным дисциплинарным требованиям, нарушается процесс его социализации, что. в свою очередь, в значительной степени усугубляет его личностную дисгармонию.
Вопрос.