Раздел I. МАРКЕТИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ АНАЛИЗА СОВРЕМЕННОГО РЫНКА
Тема 1Маркетинг как инструмент анализа современного рынка
Задание №1. Выберите определение маркетинга (по Ф. Котлеру)
ответ:
1. Маркетинг - это наука о наиболее распространенных типах потребительского поведения.
2. Маркетинг - это вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.
3. Маркетинг - это философия бизнеса.
4.Маркетинг - это наиболее рациональная система управления производством и сбытом.
Задание №2. Что является исходным отношением для макромаркетинга
ответ:
1. Ответственность предприятия перед обществом и государственное регулирование условий для маркетинговой деятельности предприятий.
2. Взаимосвязь между макро- и микромаркетингом.
3. Синергические эффекты совместных усилий в маркетинге.
4. Однозначная взаимосвязь между экономическими целями предприятиями и долгосрочными целями общества.
Задание № 3. ………………… – это вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.
ответ: Маркетинг
Задание № 4. Маркетинг как ………… управления – это система взглядов на современное общество и общественное производство, в основу, которой положены социально-этические и моральные нормы делового общения, международные кодексы и правила добросовестной коммерческой деятельности, интересы потребителей и общества в целом.
ответ: философия
Задание № 5. Маркетинг как ……………… управления – это виды деятельности, продукт разделения труда по принятию решений, составляющих маркетинг: сбор информации и исследование рынка, планирование ассортимента продукции, сбыт и распределение, реклама и стимулирование сбыта и др.
ответ: функция
Задание № 6. Концепция совершенствования ………………..- это утверждение что необходимо повышение качества и улучшения дизайна и эксплуатационных характеристик уже выпускаемых марок товаров, следствием чего будет благосклонное отношение потребностей к данным товарам.
ответ: товара
Задание № 7. Концепция совершенствования ………………….. – утверждение, что потребители будут благожелательны к товарам, которые широко распространены и доступны по цене, следовательно, руководство сосредоточивает усилия на совершенствовании производства, распределения и минимизации издержек.
ответ: производства
Задание № 8. Концепция ……………… - утверждение, что потребители не будут покупать товары организации в достаточных количествах, если она не предпримет значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования.
ответ: сбытовая
Задание № 9. Концепция ………………. - утверждение, что залогом достижения целей организации является определение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными чем у конкурентов способами.
ответ: маркетинга
Задание № 10. Концепция ……………………… маркетинга - утверждение, что достижение целей организации является определение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов способами с одновременным сохранением или укреплением благополучия потребителя и общества в целом.
ответ: социально-этичного
Задание № 11. Определите последовательность изменения концепций в историческом развитии маркетинга:
ответ:
1. сбытовая
2. товарная
3. маркетинговая
4. социальная
5. производственная
ответ:5,2,1,3,4
Задание № 12. В каких случаях наиболее целесообразно применение концепции совершенствования производства?
ответ:
1. Когда спрос значительно превышает предложение
2. Когда наблюдается падение спроса на те или иные виды товаров и услуг
3. В случае, когда фирма лидер по качеству продукции.
4. Когда на рынке наблюдается равновесие спроса и предложения.
Задание № 13. В чем заключается сущность концепции совершенствования товара как стратегии предпринимательской деятельности?
ответа:
1. В необходимости постоянно расширять практику активного стимулирования сбыта товаров, освоения новых целевых рынков, проведения мероприятий "паблик рилейшнз", изучения психологии потребительского поведения.
2. В необходимости постоянного сокращения издержек производства, снижения себестоимости и цены товара, что позволяет сделать его доступным для большого числа- покупателей.
3. В необходимости повышения качества и улучшения дизайна и эксплуатационных характеристик уже выпускаемых марок товаров, следствием чего будет благосклонное отношение потребителей к данным товарам.
4. В необходимости ориентации предприятия на уже освоенные целевые рынке, на постоянное сотрудничество с апробированными дилерскими фирмами
Задание № 14. Основной целью маркетинга предприятия может быть:
ответ:
1. расширение рынка,
2. увеличение доли компании на рынке,
3. повышение рентабельности.
4.все перечисленное выше
Задание № 15. Каковы отрицательные последствия выбора цели маркетинга – предоставление покупателю максимально широкого выбора товаров?
ответ:
1. Потребуется большая сеть посредников.
2.Большие затраты производителя (продавца) товаров.
3. Покупатель может растеряться при выборе нужного товара
4 Покупателю потребуется много времени
Задание № 16. Какие элементы с точки зрения основной цели маркетинга характеризуют категорию качество жизни?
ответ:
1. Качество, количество, ассортимент, доступность реализуемых, товаров
2. Региональные особенности колебания спроса на потребительские товары
3. Качественные характеристики окружающей физической Среды
4 Качественные характеристики культурной Среды
Задание № 17. План маркетинга предприятия является:
ответ:
1.частью бизнес-плана
2. отдельной стратегией
3. разработкой маркетинговой программы
4. миссией предприятия
Задание № 18. Бюджет маркетинга предприятия необходим для:
ответ:
1. повышения рентабельности основной деятельности,
2. сокращения потерь,
3. организации рекламной компании,
4.реализации плана маркетинга и достижения целей предприятия.
Задание № 19. При контроле стратегического маркетинга сопоставляются:
ответ:
1. финансовые результаты
2. эффективность рекламных кампаний
3.достижение долговременных целей
4. выполнение плана по прибыли за ряд лет.
Задание № 20. Контроль годовых планов маркетинга осуществляет средством определения отношений:
ответ:
1. по показателям основной (производственной) деятельности предприятия,
2. по всем разделам бизнес-плана предприятия.
3. по разделу маркетинга годового плана предприятия
4.по объему прибыли на единицу затрат на маркетинг.
Задание № 21. Метод конкурентного паритета при планировании бюджета предполагает:
ответ:
1.исчисление бюджета в процентах к сумме продаж конкурентов
2. большие вложения в продвижение нежели конкуренты
3. определение бюджета исходя из объемов бюджетов конкурентов
Задание № 22. В каком из перечисленных определений заложена опасность неверного понимания роли маркетинга?
ответ:
1. Маркетинг - это такая философия, стратегия и тактика поведения и взаимодействия участников рыночных отношений, когда эффективное решение проблем потребителей ведет к рыночному успеху фирм и приносит пользу обществу
2.Маркетинг - это система внутрифирменного управления, нацеленная на изучение и учет рыночного спроса, потребностей и требований конкретных потребителей к продукту для более обоснованной ориентации научно-технической и производственно-сбытовой деятельности фирмы с целью обеспечения намечаемого фирмой уровня рентабельности.
3. Маркетинг - это вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.
4. Маркетинг - это предвидение, управление и удовлетворение спроса на товары, услуги, организации, людей, территории и идеи посредством обмена.
Задание № 23. В чем состоит ограничение возможностей применения маркетинга на современном отечественном рынке?
ответ:
1.На незрелом рынке возможен только незрелый маркетинг.
2. Маркетинг целесообразен преимущественно на экспортных для России рынках.
3. Квалифицированный маркетинг может быть осуществлен только под руководством признанных зарубежных специалистов.
4. Маркетинг на российском рынке - пока чисто теоретическая дисциплина и станет необходим по мере выхода экономики России на уровень развитых стран.
Задание № 24. Маркетинговая модель не является:
ответ:
1. Комплексом принципов управления.
2. Инструментом для рыночных прогнозов.
3.Идеальным типом экономической деятельности на рынке.
4 Объяснением, как функционирует рынок и его отдельные сегменты.
Задание № 25. Что из перечисленного изучает маркетинг?
ответ:
1. Производство предлагаемых к сбыту изделий.
2. Общий уровень цен в условиях инфляции.
3. Технологические возможности обеспечения уровня качества товаров в соответствии с запросами отдельных групп потребителей.
4. Конъюнктуру продуктов питания
Задание № 26. К основным принципам маркетинга не относится следующее:
ответ:
1. Целью маркетинга является достижение фирмой наиболее высокой прибыли.
2. Залогом достижения целей фирмы служит определение нужд и потребностей целевого рынка и наиболее эффективное их удовлетворение.
3. Маркетинг ориентирован на предвосхищение изменений ситуации и управление ею.
4. Маркетинг предполагает сохранение или укрепление благополучия потребителя и общества в целом.
Задание № 27. Ведущим рынком, определяющим перспективы развития других рынков, является:
ответ:
1. Рынок средств производства, инвестиционных товаров.
2. Рынок денежных средств.
3.Рынок потребительских товаров.
4 Рынок продуктов питания.
Задание № 28. Работодатели учитывают требования общества по организации рабочих мест, уровню заработной платы, содействию занятости. Такое поведение соответствует концепции…
ответ:
1. социально-этического маркетинга
2. традиционного маркетинга
3. совершенствования товара «рабочая сила»
4. эффективного формирования профессиональной рабочей силы
ТЕМА 2МАРКЕТИНГ КАК МЕТОД УПРАВЛЕНИЯ
Задание № 1. В чем заключается основной смысл концепции маркетинга как философии управления (по Ф.Котлеру)?
ответ:
1. В необходимости улучшать качество уже известных марок товаров, совершенствовать их характеристики, стараться закрепиться на уже освоенных потребительских рынках.
2. В необходимости проведения крупномасштабных мероприятий по стимулированию сбыта потребительских товаров
3. В необходимости ориентировать свою деятельность на широко распространенные и доступные по цене для основной массы потребителей товары.
4.В необходимости ориентации на нужды и потребности покупателей как основы для производственной и сбытовой деятельности
5. Процесс управления маркетингом
Задание № 2. Управление ………………….- анализ, планирование, осуществление и контроль маркетинговых мероприятий.
ответ:маркетингом
Задание № 3. Управляющий по ……………….. – это должностное лица, организующее процесс маркетингового управления.
ответ:маркетингу
Задание № 4. Определите последовательность процесса управления маркетингом:
ответ:
1. анализ рыночных возможностей;
2. стратегия и планирование маркетинга;
3. отбор целевых рынков;
4. контроль маркетинга;
5. разработка комплекса маркетинга.
ответ: 3, 1, 2, 5, 4
Задание № 5. ……………………… возможность – это привлекательное направление маркетинговых усилий фирмы
ответ:Маркетинговая
Задание № 6. Маркетинговая возможность фирмы определяется:
ответ:
1. целями и финансами фирмы,
2. собственным и заемным капиталом фирмы,
3.емкостью рынка,
4. целями и ресурсами фирмы
Задание № 8. …………………… рынка - совокупность потребителей, одинаково реагирующих на один и тот же набор побудительных стимулов маркетинга
ответ:Сегмент
Задание № 9. ………………………….. рынка – процесс разбивки потребителей на группы, на основе различий в нуждах, характеристиках и/или поведении.
ответ:Сегментирование
Задание № 10. Назовите возможныепутивыхода на рынок: дифференцированный маркетинг, недифференцированный маркетинг, ……………….. маркетинг
ответ:концентрированный
Задание № 11. …………………………….. товара на рынке это – действия по обеспечению товару конкурентоспособного положения на рынке и разработка соответствующего комплекса маркетинга
ответ: Позиционирование
Задание № 12. Какие субъекты представляют собой целевую аудиторию
ответ:
1. Производители товаров и услуг
2.Посредники ( дилеры и агенты, брокеры)
3. Розничные торговцы
4.Покупатели
Задание № 13. Дайте определение консюмеризма, как меры государственного и общественного регулирования маркетинга.
ответ:
1.Консюмеризм - организованное движение граждан и государственных органов по защите и улучшению окружающей еды
2. Консюмеризм - влияние потребителей на качество товаров, цену и продажу товаров
3. Консюмеризм - организованное движение граждан и государственных органов за расширение прав и влияния покупателей в отношении продавцов
4. Консюмеризм - это наиболее бесконфликтная система взаимоотношений между продавцами и покупателями
Задание № 14. Если бы Вы управляли отделом маркетинга. Вы бы обнаружили, что специалисты этого подразделения выполняют огромное число различных видов деятельности, включая сбор информации о потребителях и конкурентах, разработку новой продукции, подготовку рекламы и составление рекламных брошюр и материалов для прямой рассылки, проработки рекомендаций для торговых работников. Определите объем работы, который вы рекомендуете выполнять отделу маркетинга
ответ:
1. Задача 1. Рекомендовать высшему руководству, на какие рынки следует выходить.
2. Задача 2. Изучать и отбирать целевых, потребителей на выбранном сегменте рынка.
3. Задача 3. Разрабатывать маркетинговое предложение, разъяснять потребителю преимущества в обслуживании, упаковке и содержании продукта, формировать ценовую шкалу и методы рекламы, а также информировать целевых потребителей о том, что фирма решила их задачи на целевых сегментах рынка
4. Задача 4. Обращаться за поддержкой к другим функциональным подразделениям компании, регулировать и наблюдать за правильным выполнением задач и эффективной деятельностью.
5.Все вышеуказанные
Задание № 15. В чем заключается управление маркетингом согласно Ф. Котлера?
ответ:
1. В стимулировании сбыта
2.В управлении спросом.
3. В минимизации издержек,
4. В организации рационального товародвижения.
5. Маркетинговая информация и маркетинговые исследования
Задание № 16. Определите последовательность перехода от низших к высшим потребностям в модели мотивации человека А.Маслоу:
ответ:
1. безопасности
2. социальных контактов
3. физиологических потребностей
4. самовыражения
5. самоутверждения (статус)
ответ: 3, 1, 2, 5, 4
Задание № 17. Стратегический маркетинг не может быть определен как:
ответ:
1. Стержень всеобъемлющей политики предприятия, учитывает всех участников рынка и окружающую его среду.
2. Подход, аккумулирующий все новые черты и тенденции 80-х и 90-х годов: активность, интегрированность, перспективность, эффективность.
3. Маркетинг, базирующийся на результатах анализа и прогноза существенных условий окружающей среды, а также сильных и слабых сторон собственной деятельности и деятельности конкурентов.
4.Современный маркетинг, предполагающий в центре планирования всех усилий исключительно конкретного потребителя.
Задание № 18. Что представляет собой маркетинговая стратегия?
ответ:
1. Комплекс приемов поведения предпринимателей на рынке.
2. Комплекс планов изучения рынка, формирования товарного ассортимента, ценовой политики, коммуникационной и сбытовой деятельности.
3.Воплощение комплекса принципов, с помощью которых формируются конкретные цели маркетинга на определенный период и организуется достижение этих целей с учетом возможностей конкретного субъекта рынка.
4. Результат целенаправленной работы профессионалов-маркетологов на фирме.
Задание № 19. Профессионально сделанная маркетинговая стратегия гарантирует фирме:
ответ:
1.Правильный базовый выбор целей и основных средств их достижения, с определенными запасными вариантами.
2. Единственно возможный путь достижения наибольших коммерческих выгод.
3. Непротиворечивость решений конкретных маркетинговых проблем и оптимальное достижение поставленных целей участника рыночных отношений.
4. Завоевание максимальной доли рынка.
Задание № 20. Маркетинговую стратегию нужно изменять:
ответ:
1.В зависимости от прогнозов изменения рыночной ситуации.
2. В соответствии с изменениями конъюнктуры спроса на товары.
3. С учетом интересов возможных новых партнеров фирмы.
4. Если этого требуют конкретные потребители.
Задание № 21. Какое из этих положений раскрывает взаимоотношения маркетинга и менеджмента?
ответ:
1. Маркетинг — это один из подходов в менеджменте.
2. Менеджмент — это важный компонент маркетинга.
3. Менеджмент и маркетинг частично взаимопересекаются.
Задание № 22. К факторам окружающей маркетинговой среды, определяемым и контролируемым службой маркетинга фирмы, относятся:
ответ:
1. Область деятельности фирмы.
2.Маркетинговые цели.
3. Финансовые цели.
4. Верны все предыдущие ответы.
Задание № 23. К факторам окружающей маркетинговой среды, определяемым высшим руководством фирмы, относятся:
ответ:
1. Выбор целей маркетинга и целевых рынков.
2. Разработка организационной структуры службы маркетинга.
3.Роль маркетинга на фирме.
4. Верны все предыдущие ответы.
Задание № 24. Функциональная структура организации маркетинговой службы — это:
ответ:
1.Структура, базирующаяся на разделении маркетинговых функций между отдельными сотрудниками, группами сотрудников в службе маркетинга.
2. Структура, обеспечивающая реальное функционирование маркетинга на фирме.
3. Верно и то и другое.
4. Структура, отвечающая монофункциональной ориентации маркетинга, в отличие от полифункциональной.
Задание № 25. Неверно, что товарная структура организации службы маркетинга:
ответ:
1. Предполагает разделение ответственности сотрудников службы по отдельным видам, группам товаров.
2. Вполне естественна при значительной степени диверсификации товарного ассортимента.
3. Может успешно включать в себя элементы функциональной структуры.
4.Наиболее эффективна при глубоком товарном ассортименте
Задание № 26. Рыночная структура организации службы маркетинга — это:
ответ:
1. Структура, соответствующая типу интересующего фирму рынка.
2.Структура, состоящая из звеньев, соответствующих различным сегментам рынка.
3. Верно и то и другое.
4. Предыдущие три ответа неверны.
Задание № 27. Неверно, что географическая структура организации службы маркетинга:
ответ:
1. Предполагает разделение ответственности сотрудников или групп внутри службы маркетинга за деятельность в различных регионах.
2.Трудно совместима с функциональной организационной структурой.
3. Эффективна при развитой экспортной активности фирмы.
4. Является разновидностью рыночной организационной структуры.
Задание № 28. Для фирмы средних размеров оптимальным является:
ответ:
1.Возложение ответственности за сбытовую программу на подразделение маркетинга.
2. Функционирование специалистов по маркетингу в составе отдела сбыта.
3. Паритетное существование групп сбыта и маркетинга в их тесном взаимодействии.
4. все ответы неверны.
Задание № 29. Наиболее точным методом формирования бюджета маркетинга из нижеперечисленных является:
ответ:
1. Метод соответствия конкуренту.
2. Метод фиксированного процента.
3.Метод «Цель — задание».
4. Метод маржинального дохода.
Задание № 30. В постоянные издержки в бюджете маркетинга не включают:
ответ:
1. Расходы на функционирование службы маркетинга.
2. Издержки, связанные с исследованиями рынка.
3.Скидки и наценки.
4. Ни второе ни третье.
Задание № 31. Соотношение между затратами на производство товаров и затратами на их продвижение, включая коммуникации:
ответ:
1.Существенно меньше для категории товаров индивидуального потребления.
2. Может быть самым разным независимо от категории товара.
3. Существенно меньше для категории инвестиционных товаров.
4. Все зависит от соотношения спроса и предложения товаров.
Задание № 32. Кривая, характеризующая зависимость результатов маркетинговой деятельности от затрат на нее, имеет вид:
ответ:
1.S-образной кривой.
2. Прямой с положительным наклоном.
3. Синусоиды, устремленной вправо и вверх.
4. Части параболы с касательной, имеющей положительный наклон.
Задание № 33. Оптимальная сумма затрат на маркетинг не зависит от следующего фактора:
ответ:
1. Имидж фирмы на рынке.
2. Отрасль, в которой работает фирма.
3. Перспективность целевого сегмента рынка.
4.Достигнутые фирмой финансовые результаты.
Тема 3Рынок как инструмент сбалансирования спроса и предложения
Задание № 1. В чем заключается прогнозирование спроса?
ответ:
1. в планировании объема продажи на последующий период,
2.в научном предсказании развития спроса с помощью статистического моделирования или экспертных оценок
3. в разработке стратегической матрицы (решетки)
Задание № 2. Что такое ситуационный анализ в маркетинге?
ответ:
1. характеристика структуры маркетинговой службы фирмы,
2. оценка политической ситуации,
3.анализ состояния и развития рыночной конъюнктуры.
Задание № 3. Выбор рыночного сегмента может базироваться на различных критериях. Какие из следующих утверждений являются неверными?
ответ:
1.чем больше рыночный сегмент, тем больший интерес он представляет для компании
2. между сегментами должна быть существенная, разница
3. должна существовать возможность свободного доступа к сегментам
4. компания должна иметь возможность подсчитать потенциальный объем сбыта для сегмента
Задание № 4. В чем заключается основная причина того, что спрос на изделия производственного назначения обладает меньшей эластичностью по цене по сравнению с потребительскими товарами?
ответ:
1.он относится к производственному спросу
2. цена является (относительно) менее важным фактором
3. объем закупок значительно выше
4. решение о покупках принимается более профессионально
Задание № 5. Какое из следующих перечисленных факторов среды включает только факторы макросреды, принимаемые во внимание при разработке стратегии маркетинга?
ответ:
1. демографическая среда, культурная среда, конкурентная среда
2.экономическая среда, политическая среда, общественная среда
3. правовая среда, природная среда, технологическая среда
4. конкурентная среда, экономическая среда, природная среда
Задание № 6. Состоит ли анализ рыночной ситуации в оценке и изучении скорости и направления развития рынка, в оценке и объяснении степени сбалансированности рынка, в характеристике устойчивости рынка, в изучении цикличности рынка?
ответ:
1.Да
2. Нет
3. Не знаю
Задание № 7 Конъюнктурный обзор - это:
ответ:
1. описание всех параметров рынка;
2.комплексная оценка рыночной конъюнктуры;
3. проект оперативных маркетинговых мероприятий.
Задание № 8. Масштаб рынка - это:
ответ:
1. площадь, занимаемая торговыми предприятиями;
2.число предприятий, выступающих на рынке;
3. единица измерения рыночных операций.
Задание № 9. Стихийность рынка проявляется:
ответ:
1. в колебаниях его параметров, чуткой реакции на любые воздействия;
2.в непредсказуемости развития рынка, нереальности оценить его колебания;
3. в невозможности планирования рыночной деятельности.
Задание № 10. Что лежит в основе емкости потребительского рынка?
ответ:
1.производственный потенциал предприятий, производящих товары потребительского назначения;
2. численность, состав и потребности населения;
3. торговая инфраструктура (численность торговых предприятий).
Задание № 11. Что такое моральный износ товаров?
ответ:
1. товар, выработавший свой ресурс;
2.отказ от использования товара в результате появление на рынке нового, более совершенного;
3. товар, от потребления которого отказываются по моральным причинам.
Задание № 12. Насыщенность рынка товарами - это:
ответ:
1. сверхнормативные товарные запасы в торговле;
2.наличие товаров в магазинах и у населения.
Задание № 13. В чем заключается существенная разница между оптовым и потребительским (розничным) рынками?
ответ:
1. на оптовом рынке в качестве покупателей выступают предприятия, а на потребительском - население;
2. на оптовом рынке цены выше, чем на потребительском;
3.на оптовом рынке товары продаются крупными партиями, в то время как на потребительском - в небольшом количестве.
Задание № 14. Что такое товарное предложение?
ответ:
1. объем производства фирмы за определенный промежуток времени;
2.количество товаров, поставленных на рынок, и количество товаров, которое может быть поставлено на него за определенный период;
3. коммерческий документ, содержащий предложения о по ставке товаров.
Задание № 15. В качестве индикатора соотношения спроса и предложения можно использовать:
ответ:
1.продажу товара;
2. товарный запас;
3. прибыль.
Задание № 16. Пропорциональность рынка определяется:
ответ:
1.оптимальным соотношением основных его элементов, сложившимся в результате комплексного действия рыночных факторов;
2. плановыми заданиями;
3. наличием покупательных фондов у потребителей.
Задание № 17. Баланс спроса-предложения - это:
ответ:
1.балансовая таблица, где выявляются расхождения спроса и предложения;
2. расчет покупательных фондов населения;
3. оценка влияния спроса на предложение.
Задание № 18. Рыночный индикатор - это:
ответ:
1.статистический показатель, чутко реагирующий на изменения рыночной ситуации;
2. опытный работник торговли, интуитивно оценивающий рыночную ситуацию;
3. специальный прибор.
Задание № 19. Что такое покупательский спрос?
ответ:
1.Готовность покупателей в данный отрезок времени приобретать определенные количества товаров по каждой из предложенных на рынке цен.
2. Готовность покупателей в данный отрезок времени приобрести товар по вполне определенной цене.
3. Любовь к трем апельсинам.
4. Состояние готовности потенциальных потребителей приобрести товар.
Задание № 20. Что такое предложение товара?
ответ:
1. Целевая установка производителя.
2. Готовность производителя произвести и продать определенное количество товара в конкретный период времени.
3.Готовность производителей производить разные количества продукта по каждой цене из данного ряда цен в конкретный временной период.
4. Оферта.
Задание № 21. Конъюнктуру рынка нельзя определить как:
ответ:
1. Определенное соотношение между спросом и предложением как по отдельным товарам и их группам, так и по товарной и денежной массе в целом на рынке или в его сегменте.
2. Складывающееся в определенный период времени и в конкретном месте социально-экономические, торгово-организационные и другие условия реализации товаров.
3.Наиболее выгодные для производителя условия продажи товаров определенной группы в конкретном месте и в данный период времени.
4. Результат взаимодействия факторов и условий, определяющих структуру, динамику и соотношение спроса, предложения и цен на товары и услуги.
Задание № 22. Закон спроса представляет собой следующую зависимость:
ответ:
1. Рост доходов потребителей ведет к тому, что они начинают покупать больше товаров.
2. Превышение предложения над спросом, как правило, ведет к снижению цены на товар.
3. Кривая спроса имеет положительный наклон.
4.Когда цена товара падает, объем планируемых закупок, как правило, растет.
Задание № 23. Рынок товаров находится в равновесном состоянии, если:
ответ:
1. Сумма цен на товар равна бюджету потребителей.
2. Цена равна издержкам плюс запланированная норма прибыли.
3. Уровень технологии меняется плавно.
4. Объем спроса равен объему предложения.
Задание № 24. Какой фактор, изменяясь, не вызывает сдвига кривой спроса:
ответ:
1.Цена товара.
2. Вкусы и предпочтения потребителей.
3. Размер и распределение национального дохода.
4. Численность или возраст потребителей.
Задание № 25. Готовность покупать дополнительные предлагаемые к продаже единицы товара только по более низкой цене лучше всего объясняет:
ответ:
1. Кривая предложения.
2. Эффект дохода.
3. Закон соответствия спроса предложению.
4.Принцип убывающей предельной полезности.
Задание № 26. Если два товара взаимозаменяемы, то рост цены на один из них вызовет:
ответ:
1.Рост спроса на второй товар.
2. Бурную негативную реакцию продавцов второго товара.
3. Рост цены на второй товар.
4. Падение объема спроса на второй товар.
Задание № 27. Закон предложения, если цены растут, при прочих неизменных условиях проявляется:
ответ:
1. В сокращении спроса.
2. В росте объема предложения.
3. В падении объема предложения.
4. В замедлении роста объема предложения.
Задание № 28. Если спрос на товар сокращается, то общая выручка продавца:
ответ:
1. Растет.
2. Сокращается.
3. Сокращается в том случае, если спрос эластичен по цене,
4. Остается неизменной.
Задание № 29. Эластичность предложения зависит главным образом от:
ответ:
1. Числа товаров — заменителей данного товара.
2.Периода времени, в течение которого продавцы могут приспособиться к изменениям цен.
3. Того, является ли данный товар предметом первой необходимости или роскоши.
4. Того, относится ли данный товар к предметам длительного пользования или текущего потребления.
Задание № 30. Маркетинговое исследование — это:
ответ:
1. То же самое, что и «исследование рынка».
2. Постоянно действующая система сбора, классификации, анализа, оценки и распространения маркетинговой информации.
3.Сбор, упорядочивание, анализ и обобщение данных для обнаружения и решения различных маркетинговых проблем.
4. Исследование маркетинга.
Задание № 31. Вторичные данные в маркетинге — это:
ответ:
1. Перепроверенная информация.
2. Второстепенная информация.
3. Информация, полученная из посторонних источников.
4.Информация из внешних источников или собственная информация, первоначально полученная с другими целями.
Задание № 32. Сегментация рынка — это:
ответ:
1. Разделение рынка на отдельные части (сегменты).
2.Деятельность по классификации возможных потребителей в соответствии с качественными особенностями их спроса.
3. Структурирование потребителей, заинтересованных в определенных товарах или услугах.
4. Стратегия выборочного проникновения на рынок.
Задание № 33. Чем отличается совершенная конкуренция от несовершенной?
ответ:
1. Составом стратегий конкуренции.
2. Числом конкурирующих фирм.
3. Степенью напряженности конкурентной борьбы.
4.Возможностью влияния отдельных конкурентов на спрос.
Задание № 34. Какой из следующих рынков больше всего соответствует условиям совершенной конкуренции:
ответ:
1. Стали.
2. Услуг парикмахерских.
3. Автомобилей.
4.Акций и облигаций фирм.
Задание № 35. Примером естественной монополии является:
ответ:
1. Международный нефтяной картель ОПЕК.
2. Компания «IBM».
3. Издательство «Известия».
4.Городской метрополитен.
Задание № 36. Рынки совершенной и монополистической конкуренции имеют общую черту:
ответ:
1. Выпускаются дифференцированные товары.
2.На рынке оперирует множество продавцов и покупателей.
3. Выпускаются однородные товары.
4. Рыночное поведение каждой фирмы зависит от реакции ее конкурентов.
Задание № 37. Существует ли рыночное равновесие на конкурентном рынке?
ответ:
1. В основном в идеале как теоретическая конструкция.
2.Существует.
3. Не всегда.
4. Не существует.
Задание № 38. В какой ситуации стремление к максимальной доле рынка ведет к максимальной прибыли?
ответ:
1. Если у главного конкурента доля рынка меньше.
2. При небольшом числе конкурентов.
3.При установлении цены выше себестоимости.
4. В ситуации «рынка продавца».
Задание № 39. Наиболее оспоримо следующее утверждение:
ответ:
1. Если конкуренты равномощны, а их стратегии сходны по существу, то равновесие на рынке неустойчиво, а конфликты постоянны.
2.Чем больше критических факторов конкуренции, тем меньше шансов для выживания мелких фирм.
3. Чем меньше критических факторов конкуренции, тем меньше конкурентов выживает.
4. Соотношение рыночных долей «два к одному» — это та ситуация, когда конкуренция затухает.
Задание № 40. В каких рыночных ситуациях имеет место конкуренция продавцов?
ответ:
1.«Рынок покупателя».
2. «Рынок продавца».
3. «Равновесный рынок».
4. Продавцы конкурируют (в той или иной степени) всегда.
Задание № 41. Зачем надо определять главного конкурента?
ответ:
1. Для изучения потребительских свойств его товара.
2. Чтобы знать, кого надо опередить.
3.Для эффективного анализа рыночной ситуации.
4. Для реализации стратегии «цена лидера».
Задание № 42. Какой из признаков не является обязательным для рыночного лидера?
ответ:
1.Имеет не менее чем 30—40-процентную долю на рынке и стремится ее расширить
2. Диктует свою волю остальным конкурентам.
3. В значительной степени занят обороной своей позиции на рынке.
4. Ориентируется на совокупный рыночный спрос.
Задание № 43. К наиболее распространенным чертам рыночной стратегии рыночных лидеров не относится:
ответ:
1.Высший уровень качества товаров.
2. Ориентация на совокупный рыночный спрос.
3. Постоянство цен на товары (за исключением расходов на доставку, транспортировку).
4. Повсеместная представленность на целевых рынках.
Задание № 44. Каким образом определяется главный конкурент?
ответ:
1. По уровню потребительских свойств товара.
2. По объему предложения.
3.По величине доли рынка.
4. По наилучшему соотношению между объемами продаж
и предложения.
Задание № 45. Какой тип атаки в конкурентной борьбе не является разновидностью обхода конкурентов:
ответ:
1. Переход к производству невзаимосвязанных продуктов.
2. Открытие и освоение новых рынков сбыта традиционных продуктов.
3. Осуществление резкого скачка в технологии.
4.Значительное увеличение рекламной активности.
Задание № 46. Неверно, что в рыночной нише:
ответ:
1. Борьба конкурентов имеет менее сдержанный характер, чем на открытом рынке.
2.Нет необходимости сдерживать свои претензии по прибыли.
3. Нужно особенно четко знать всех своих потребителей.
4. Есть резон придерживаться одной и той же стратегии длительное время.
ТЕМА 4.МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Задание № 1. Маркетинговое исследование - это:
ответ:
1. глубокое изучение теории и практики маркетинга;
2.исследовательская деятельность, направленная на удовлетворение информационно-аналитических потребностей маркетинга;
3. научная разработка типовых программ управления некоторыми рыночными явлениями и процессами.
Задание № 2 Разведочное маркетинговое исследование предпринимается с целью:
ответ:
1. собрать информацию о предприятиях с закрытым режимом деятельности;
2. собрать информацию о внерыночных организациях;
3.собрать предварительную информацию для разработки методологии основного исследования.
Задание № 3. Кто испытывает потребность в маркетинговой информации?
ответ:
1.руководство фирмы;
2. налоговая служба;
3. статистические органы.
Задание № 4. В чем проявляется эффективность маркетингового исследования?
ответ:
1. в экономном расходовании службой маркетинга финансовых средств фирмы;
2.в достижении: цели, поставленной маркетингом фирмы;
3. в проведении маркетингового исследования в соответствии с планом и в установленные сроки.
Задание № 5. В чем заключается роль статистики в маркетинговом исследовании?
ответ:
1. в возможности использования компьютерной техники;
2. в возможности использования графиков и диаграмм;
3.в обеспечении точности оценок и прогнозов, выявлении взаимосвязей.
Задание № 6. Какую роль играет маркетинговая информация в управлении фирмой?
ответ:
1. она собирается для отчета в налоговой инспекции;
2.она обеспечивает надежность принимаемых маркетинговых решений;
3. она вообще не нужна фирме, успешно выступающей со своим товаром на рынке.
Задание № 7. В чем заключается достоверность информации?
ответ:
1. в том, что использованы только официальные данные Российского статистического агентства;
2.в том, что были соблюдены научные принципы сбора информации и исключена тенденциозность в ее оценке;
3. в том, что она устраивает руководство фирмы.
Задание № 8. Для чего иногда проводится повторное контрольное обследование?
ответ:
1. для сбора дополнительных данных;
2. чтобы учесть возможные изменения в совокупности;
3.для выявления ошибок и повышения степени надежности информации.
Задание № 9. Полевое исследование - это:
ответ:
1. исследование, которое проводится маркетинговой службой фирмы в сельской местности;
2.сбор первичных данных у носителей информации;
3. обработка данных, полученных на коммерческой основе у официальных источников.
Задание № 10. Мониторинг в маркетинге - это:
ответ:
1. скачивание информации с монитора компьютера;
2.система постоянного отслеживания параметров рынка;
3. модель, описывающая рыночную ситуацию.
Задание № 11. Торговые корреспонденты - это:
ответ:
1.торговые специалисты, обязанные за особую плату представлять информацию в соответствии с программой;
2. торговые предприятия, ведущие коммерческую переписку с поставщиками;
3. юридические и физические лица, которым рассылается анкета и от которых ожидают ответа.
Задание № 12. Непосредственное наблюдение - это:
ответ:
1. опросы покупателей;
2. данные, предоставленные дистрибьютором производителю;
3. данные, которые получены в результате визуального осмотра/оценки изучаемого объекта или процесса.
Задание № 13. Контент-анализ - это:
ответ:
1.количественные методы анализа документов;
2. библиографическая справка;
3. работа с библиотечным каталогом.
Задание № 14. Анкетирование - это:
ответ:
1.опрос в форме письменных ответов на вопросы, приведенные в виде таблицы;
2. изучение биографических данных респондента;
3. составление перечня вопросов.
Задание № 15. Веер вопросов/ответов имеет целью:
ответ:
1. дать перечень открытых вопросов, расположенных в логической последовательности;
2.выбрать один или несколько вариантов из перечня закрытых вопросов с подсказанными ответами;
3. дать перечень вопросов, на которые даются ответы в виде цифр.
Задание № 16. «Мозговой штурм» - это:
ответ:
1. метод экспертных оценок и прогнозов, основанный на дискуссии экспертов;
2.метод прогнозирования, основанный на экстраполяции известных данных;
3. активное осмысление полученной информации.
Задание № 17. Дельфи-метод позволяет:
ответ:
1.достоверно оценить процессы, о которых нельзя или трудно собрать информацию, например, дать оценки теневого рынка, а также осуществить как краткосрочный, так и долгосрочный прогноз;
2. провести экспертизу технологических параметров нового товара при разработке инновационной политики фирмы на стратегическую перспективу;
3. осуществить селекцию идей при организации системы стимулирования сбыта.
Задание № 18. В ходе первого этапа проведения экспертного исследования типа Дельфи:
ответ:
1. проводится гласное обсуждение идей, заложенных в программу исследования;
2. членами экспертной группы осуществляется анонимное заполнение заранее разработанной анкеты;
3.проводится оценка компетентности экспертов.
Задание № 19. Сущность морфологического метода заключается:
ответ:
1.в разложении рассматриваемой проблемы на структурные компоненты и их объяснении;
2. в шкалировании селекции выдвинутых идей;
3. в расчете средней величины исходя из оценок экспертов.
Задание № 20. Конъюнктурное совещание:
ответ:
1. вырабатывает оперативные оценки маркетинговой деятельности;
2.приходит к экспертной оценке рыночной ситуации аналогично методу мозгового штурма;
3. представляет собой метод сбора оперативной информации.
Задание № 21. Маркетинговый анализ - это:
ответ:
1. разложение маркетингового цикла по отдельным элементам в соответствии со структурой маркетинга;
2. описание действия каких-либо рыночных процессов и явлений;
3.оценка, объяснение, моделирование и прогноз рыночных явлений и процессов на базе собранной информации.
Задание № 22. Статистический анализ в маркетинговом исследовании представляет собой:
ответ:
1.получение выводов на основе количественного исследования массовых рыночных процессов и явлений, осуществленного с помощью специфических статистических методов;
2. сбор и обработка цифровых данных по соответствующим алгоритмам в целях получения маркетинговых характеристик;
3. использование корреляционно-регрессионного метода для выявления причинно-следственных связей.
Задание № 23. Объектом маркетингового анализа является:
ответ:
1. продажа отдельных товаров, товарооборот рыночных предприятий;
2.отдельное предприятие, отрасль, совокупность отраслей, а также физические лица, семьи, социальные группы населения, население в целом, участвующие в рыночной деятельности;
3. район, город, регион, вся территория страны.
Задание № 24. Древо целей - это:
ответ:
1.взаимосвязанный комплекс, состоящий из главной (генеральной) цели исследования и целей первой, второй и последующих очередей;
2. цикл задач, выстроенных в логической последовательности;
3. схема разработки маркетинговых мероприятий, изображенная в виде дерева.
Задание № 25. Модель (кривая) обучения в стратегическом анализе маркетинга:
ответ:
1. характеристика численности лиц, обучающихся маркетингу в учебных заведениях различного типа;
2. имитация зависимости уровня эффективности предприятия от доли рынка, им занимаемой;
3.оценка зависимости доли рынка от уровня эффективности маркетинга предприятия.
Задание № 26. Основная тенденция развития рынка - это:
ответ:
1.закономерность изменения его параметров во времени;
2. развитие товарооборота в соответствии с ранее намеченным планом;
3. динамика товарооборота, цен и товарных запасов.
Задание № 27. Индекс физического объема товарооборота может быть использован в конъюнктурном анализе:
ответ:
1.для измерения скорости продажи объема многоструктурной товарной массы;
2. для оценки сбалансированности рынка;
3. для оценки устойчивости рынка.
Задание № 28. Техническое сглаживание уровней динамического ряда является:
ответ:
1. сглаживанием эмпирических данных с помощью специальной техники;
2.оценка тенденции развития «на глазок» без использования эмпирических данных;
3. проведение трендовой линии визуально, таким образом, чтобы она была равноудалена от всех точек эмпирических данных.
Задание № 29. Какая модель тренда отражает сокращение продажи с постепенным замедлением падения:
ответ:
1. уравнения прямой линии;
2.уравнения степенной кривой;
3. гиперболы.
Задание № 30. Экстраполяция - это:
ответ:
1.логический вывод о дальнейшем развитии параметров рынка;
2. балансовый способ определения неизвестных данных;
3. подстановка в уравнение тренда номера следующего периода/даты.
Задание № 31. Как измерить сезонные колебания?
ответ:
1.определить число сезонных периодов;
2. исчислить коэффициент вариации;
3. установить экспертным путем.
Задание № 32. Индекс сезонности отражает:
ответ:
1.интенсивность сезонных колебаний;
2. отношение фактического уровня к многолетней средней;
3. тенденцию сезонных колебаний.
Задание № 33. Гармоника Фурье:
ответ:
1. музыкальный механизм;
2.модель сезонных волн;
3. модель динамических сдвигов.
Задание № 34. Что такое прибыльность покупателя?
ответ:
1.отношение дохода, полученного от продажи товаров в расчете на одного покупателя, к средним затратам, связанным с обслуживанием покупателей и реализацией товаров;
2. расходы покупателей на покупку товаров в расчете на 1 м2 торговой площади;
3. размер товарооборота на душу населения.
Задание № 35. Кого из покупателей можно отнести к приверженцам определенной марки товара?
ответ:
1.лиц, которые покупают только товары определенной марки;
2. покупателей, первыми покупающих новый товар;
3. покупателей, совершающих вторую покупку.
Задание № 36. Каких покупателей можно отнести к категории «экономный покупатель»?
ответ:
1.приобретающих товар в небольшом количестве;
2. откладывающих покупку, чтобы накопить денег;
3. ориентирующихся на дешевые товары.