Проблема соотношения активности и реактивности в психофизиологии

Биоэлектрическая активность мозга как метод исследования нейрофизиологических механизмов познавательной деятельности человека.

Сон и измененные состояния сознания.

Стресс и его роль в жизни человека.

Детекторная концепция восприятия.

Нейрофизиологические механизмы селективного внимания.

Естественнонаучный подход к изучению памяти.

Взаимодействие полушарий мозга в познавательной деятельности человека.

Физиологические механизмы обеспечения мотивационно-потребностной сферы человека.

11. Функциональные состояния в контексте эргономики и психофизиологии: сравнительный анализ.

Концепция трех функциональных блоков мозга (А.Р. Лурия).

13. Функциональная асимметрия и "расщепленный мозг".

Нейрофизиологические основы речевой деятельности человека.

Психофизиологический подход к интеллекту.

Теория нейронной эффективности.

Биологические предпосылки общих и специальных способностей.

Использование вызванных потенциалов в изучении когнитивных функций человека.

Векторная психофизиология и ее применение в изучении восприятия и памяти.

Физиологические теории памяти.

21. Проблема "транспорта" памяти.

Перенос центров речи и его условия.

Электрофизиологические методы в изучении речевой деятельности человека.

Нейронные и системно-структурные механизмы восприятия.

Мозговая система внимания.

Вызванные потенциалы в исследовании внимания.

27. Сознание как уровень бодрствования: кома и измененные состояния сознания.

Психофизиологические основы сознания.

Сознание и межполушарная асимметрия.

Функциональная организация произвольного движения.

Электрофизиологические методы изучения движения.

Уровни организации движения по Бернштейну.

ТРЕБОВАНИЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

Перечень практических заданий для оценки степени владения компетенциями (ОК-9):

Задание 1. При организации психофизиологического исследования трактовать физиологические данные в психологических терминах:

  • выявление характеристик психических процессов в психофизиологическом исследовании (пороги, время реакции, диапазон реактивности, модальность, длительность, адекватность.;
  • использование психофизиологических методов для определении я психических состояний (интенсивность, длительность, устойчивость, адекватность, динамичность, напряженность, готовность).;
  • использование психофизиологических данных для определения психологических свойств (характеристики темперамента человека, задатки как физиологические основы способностей).

Задание 2. Интерпретация полученных данных после ЭЭГ.

Задание 3. Интерпретация полученных данных метода вызванных потенциалов.

Перечень практических заданий для оценки степени владения компетенциями ( ПК-12):

Задание 1. Регистрация ЭКГ, частоты пульса и дыхания, измерение артериального давления и показателей спирометрии, температуры тела. Обработка полученных данных и их интерпретация.

Задание 2. Использовать методы изучения координации движений. Тест для определения умения поддерживать баланс. Изучение ходьбы. Тремор статический и динамический. Интерпретация полученных данных.

Задание 3. Использование динамометрии. Измерение времени простой сенсомоторной реакции.

Задание 4. Реакция выбора. РДО. Теппинг-тест. Электромиография. Интерпретация полученных данных.

Задание 5. Оценка состояния индивида и его индивидуальных особенностей по совокупности показателей. Шкальные оценки.

Форма итоговой аттестации:

очная форма обучения – экзамен,

заочная форма обучений – зачет.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература

№ п/п Перечень литературы
1. Николаева Е.И. Психофизиология с основами физиологической психологии.Учебник – Пер Се, 2012. ЭБС «IPRdooks». Интернет-ресурс /http://www. iprbookshop.ru
2. Данилова Н.Н. «Психофизиология» Учебник - М.: Аспект Пресс, 2012. ЭБС «IPRdooks». Интернет-ресурс /http://www. iprbookshop.ru
3. Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию. М.,2011.
4. Психофизиология: Учебник для вузов / Отв. ред. Ю.И.Александров. СПб.: Питер, 2012.

Дополнительная литература

№ п/п Перечень литературы
1. Андреева Н.Г. Структурно-функиональная организация нервной системы. С-Пб,2010.
2. Балин В.Д. Психическое отражение. Элементы теоретической психологии. СПб, 2011.
3. Балин В.Д. Лабораторные и практические занятия к курсу психофизиологии.СПб, 2009.
4. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. – МПСИ, Флинта, - 2010.
5. Дойдж Н. Пластичность мозга. Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга. – М.: ЭКСМО, 2010.
6. Жуков Д.А. Биология поведения. Гуморальные механизмы. СПб.,2011
7. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология: Учебник. - 2-е изд., доп. - СПб.: Питер, 2011.
8. Линден Д. Мозг и удовольствия. – М.: ЭКСМО, 2012.
9. Хансон Р., Мендиус Р. Мозг и счастье. – М.: ЭКСМО, 2012.

Наши рекомендации