Память и мнемические способности
Мнемические способности — это средства запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Это — одна из составляющих памяти. Память — система мнемических способностей итой информации, которой владеет человек. Понятие «мнемические способности» было введено в отечественную психологию А.А. Смирновым как наиболее адекватная характеристика памяти в дифференциально-психологическом смысле. Смирнов рассматривал мнемические способности как индивидуальную степень выраженности памяти конкретного человека.
Исследования в области психологии способностей последних 20 лет позволяют охарактеризовать мнемические способности как свойства функциональных систем мозга кодировать и декодировать информацию в целях реализации функций запоминания, сохранения и воспроизведения, имеющих индивидуальную меру выраженности и качественное своеобразие, что проявляется в эффективности деятельности и поведения*. Мнемические способности имеют определенное строение. Их структуру можно описать системой разноуровневых механизмов: функциональных, операционных и регулирующих.
* Шидриков В.Д., Черемошкина Л.В. Мнемические способности: развитие и диагностика. М.: Педагогика, 1990.
Функциональные механизмы мнемических способностей — свойства многоуровневых разнопорядковых функциональных систем мозга кодировать и декодировать информацию в целях запоминании, сохранения и воспроизведения. Эти механизмы обладают следующими свойствами: имеют генотипическую и врожденную обусловленность; характеризуются индивидуальной мерой выраженности, но в определенных, генотипически заданных пределах; мономодальны; пластичны; существуют в неразрывном единстве с разноуровневыми процессами анализа воспринимаемой информации; представляют собой неосознаваемый уровень психической активности, но результат их появления может осознаваться,
Операционные механизмы мнемических способностей — мнемические действия, позволяющие обрабатывать (осмысливать) материал в целях его запоминания, сохранения и воспроизведения.
Операционные механизмы мнемических способностей формируются благодаря как биологическим (созревание мозга), так и социальным (обучение) факторам. Они обладают следующими свойствами: многоуровневостью; пластичностью (подвижностью, динамичностью); конгруэнтностью запоминаемому материалу; индивидуальным своеобразием; относительной стабильностью для каждого субъекта основных характеристик используемых ими операционных механизмов и уровня их функционирования (перцептивный, образный или мыслительный).
Регулирующие механизмы мнемических способностей — это система внешней по отношению к памяти регуляции и внутренней регуляции, находящейся «внутри» мнемических процессов. Внешняя по отношению к памяти регуляция; мотивы, цели деятельности, Я-концепция, эмоции, волевые качества, которые в совокупном детерминирующем влиянии на мнемические процессы выражаются как личностные смыслы «запомнить», «узнать», «воспроизвести» или «забыть». Основой регулирующих механизмов является внутренняя регуляция, которую составляют следующие действия: отражение условий запоминания и воспроизведения; принятие решения (выбор оперативной единицы запоминания и воспроизведения); антиципация процесса и результата запоминания и воспроизведения; формирование представления о программе запоминания и воспроизведения; контроль процесса запоминания и воспроизведения через оценку параметров результата; коррекция.
Регулирующие механизмы мнемических способностей обладают следующими свойствами: появляются как следствие развития операционных механизмов; оказывают влияние на мнемический результат через управление процессом переработки информации; способны проявляться относительно самостоятельно от операционной стороны мнемических способностей, но могут составлять неразрывное единство с процессом осмысления (переработки) информации.
Система функциональных, операционных и регулирующих механизмов функционирует во взаимодействии с уже хранящейся у субъекта информацией. Знания, опыт, образы прошлого и т.д. — содержание внутреннего мира человека можно назвать репрезентацией информации в памяти человека (И. Хофман и др.) или образом мира (А.Н. Леонтьев и др.)- Единство этих образований и составляет память (рис. 3.2).
Рис. 3.2. Память как система мнемических способностей и хранящейся у человека информации