Возрастная психология как наука

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ раздела

«ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

(профиль «Начальное образование»)

Название разделов и тем Количество часов по формам работы(ч.)
Лек. Пр.зан. Лаб.зан Сам.работа
Раздел 1. Введение в возрастную психологию
1.1. Возрастная психология как наука: предмет, задачи, история.       -  
1.2. Методы исследования в возрастной психологии
Раздел 2. Психическое развитие: ключевые параметры и концепции
2.1. Категория развитие в психологии. Психическое развитие:понятие и ключевые параметры   -
2.2. Основные зарубежные и отечественные концепции психического развития -
Раздел 3. Проблема возраста и возрастная периодизация психического развития
3.1. Проблема возраста в психологии     -
3.2. Возрастная периодизации психического развития человека -
Раздел 4. Психологическая характеристика периодов возрастного развития
4.1. Психологическая характеристика пренатального и младенческого возрастов   -
4.2. Психологическая характеристика раннего возраста -
4.3.Психологическая характеристика дошкольного возраста -
4.4. Психологическая характеристика младшего школьного возраста -
4.5. Психологическая характеристика подросткового возраста -
4.6. Психологическая характеристика юношеского возраста   -
4.7. Психологическая характеристика зрелости и старости как особых возрастов -
ИТОГО:

СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Список обязательной учебной литературы

1. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2015. Сер.58 Бакалавр. Академический курс (1-е изд.)

2. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2015. Сер.68 Профессиональное образование (1-е изд.)

3. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. - М.: Академия, 2006.

4. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. – М.: Школьная пресса, 2008.

5. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2012.

Список дополнительной учебной литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академия,2009.

2. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии. – М.: Академия, 2008.

3. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 2009.

4. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: хрестоматия / Сост. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Академия, 2009.

5. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

6. Марцинковская Т.Д. История детской психологии. – М.: Владос, 2008.

7. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Академия, 2004.

8. Наш проблемный подросток / Под ред. Л.А. Регуш. – СПб, 1999.

9. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития / Под ред. А.А. Реана – СПб. – «прайм – ЕВРОЗНАК», 2005.

10. Хухлаева О.В. Психология развития: Молодость, зрелость, старость. – М.: Академия, 2006.

11. Шаграева О.А. Детская психология. – М.:ВЛАДОС, 2001.

12. Эльконин Д.Б. Психология развития. - М.: Академия, 2001

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ

К ПРАКТИЧЕСКИМ И ЛАБОРАТОРНЫМ ЗАНЯТИЯМ

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ВОЗРАСТНУЮ ПСИХОЛОГИЮ

(ПСИХОЛОГИЮ РАЗВИТИЯ)

Практическое занятие 1(4 ч.)

Возрастная психология как наука

Цель:Формирование понятия о возрастной психологии как науке посредством анализа ключевых категорий: предмет, задачи, методы, структура, история возрастной психологии.

Задачи:

1) освоение содержания основных понятий темы;

2) научить подбирать методы в зависимости от стратегии и цели исследования;

3) освоение классификации методов исследования по Б.Г. Ананьеву.

Вопросы:

1. Возрастная психология как наука: предмет, задачи, структура.

2. Краткий очерк истории возрастной психологии. Современные связи возрастной психологии с другими науками.

3. Классификация методов исследования в возрастной психологии .

Индивидуальные доклады:

1. Детство как предмет исследования возрастной психологии и психологии развития (Л.Ф.Обухова; Д. И.Фельдштейн; И.Г. Маракушина - Приложение).

2. Специфические методы исследования возрастной психологии: близнецовый метод, метод лонгитюдного наблюдения, дневниковый метод и т.д.

Ключевые понятия: онтогенез, филогенез, возрастная психология, психология развития, метод исследования, методика исследования.

Задания для самостоятельной работы:

1. Выделите основные задачи, исследуемые возрастной психологией и психологией развития (письменно, минимум – по двум источникам) (О.А.Шаграева, Р.С.Немов, П.Я.Гальперин, Д.И.Фельдштейн и др.). Сравните позиции авторов, выделив линии сравнения.

2. Сделайте конспект раздела «История становления, предмет и методы детской психологии» из учебника В.Г. Каменской «Детская психология». Выделите план раздела, содержание ключевых вопросов.

3. Сделайте и заполните таблицу «Методы исследования» с графами: название метода, краткое определение, преимущества (возможности) и недостатки (ограничения) метода.

4. Составьте и оформите в соответствии с требованиями перечень наименований профессиональных источников информации по проблемам возрастной психологии (психологии развития): журналы. сайты, образовательные порталы. Рекомендуемое количество: 5-10 ед., подготовьте краткую устную презентацию одного из источников.

5. Подготовьте словарик ключевых понятий темы: выпишите определения из отечественного словаря и/или рекомендованного учебного пособия, указав ссылку на источник). Подготовьтесь к проверке определений указанных понятий.

Задания для работы на практическом занятии:

1. Одним из главных признаков становления отрасли знания как науки – это появление собственного метода исследования, опубликования работы, написанной в следствии его использования. Проанализируйте следующие материалы и определите исторический отрезок появления возрастной психологии как науки и назовите «собственный» метод возрастной психологии:

· в 1876 году французский философ, психолог и биолог И.Тэн опубликовал статью «Заметки об усвоении речи у детей в человеческом роде», в которой описал процесс усвоения речи своей дочерью в сопоставлении с историческим развитием языка;

· в 1877 Ч. Дарвин опубликовал этюд «Биографический очерк одного ребенка», который представлял собой описание наблюдений за поведением своего сына в период его развития от рождения до 10 месяцев;

· в 1882 году вышла книга немецкого биолога В. Прейера «Душа ребенка», которая считается отправной точкой систематических научных исследований психического развития в детстве. Книга представляла собой итог многолетних наблюдений по строго разработанной схеме за развитием ребенка и напоминала дневник.

2. На основании обсуждения вопросов темы заполните аналитическую таблицу. Что общего и различного в развитии отечественной и зарубежной возрастной психологии?

№ этапа Временной отрезок Содержание этапа (название, основная суть) Представители Основная задача исследований Стратегия исследования
2 пол. XIX века   Зарубеж.        
Отечеств.        
кон. XIX – нач. XX в. Зарубеж.        
Отечеств.        
XX в. Зарубеж.        
Отечеств.        

3. Заполните пропуски в таблице «Классификация методов исследования по Б.Г. Ананьеву»:

Группы методов Основная функция методов Методы
1. …………………методы Организация добывания знаний · сравнительный метод (метод поперечных срезов), в т.ч. близнецовый метод · лонгитюдный метод (метод продольных срезов), в т.ч. «дневниковый» метод · комплексный метод (междисциплинарный)
2. Эмпирические методы Добывание ….. · наблюдение и самонаблюдение · ……. · психодиагностические методы (тестирование, ........, социометрия, опрос, интервьюирорование) · анализ продуктов …...... · биографические методы
3. Методы обработки данных Математическая и логическая обработка данных · количественные (статистические) методы · …......... анализ (н-р, описание случаев, дифференцирование материала п группам)
4. Интерпретационные методы Интерпретация и ….... по результатам анализа · генетический («вертикальные связи») · структурный («........» связи между изучаемыми явлениями)

4. На основании обсуждения вопросов и заданий по теме заполните таблицу:

Актуальные проблемы развития ребенка в современном обществе Исследовательские задачи в области образования Методы исследования
Меняющиеся и отличные от нашего детства интересы современных детей Изучение движущих сил и источников психического развития Наблюдение, беседа, дневниковый метод, анализ продуктов деятельности и т.д.
...    

5. Проанализируйте появление и развитие стратегий исследования психического развития ребенка в зависимости от исторической задачи детской психологии (Л.Ф. Обухова). На основании таблицы ответьте на вопрос: есть ли в психологии устарелые методы исследования? Решены ли все исторические задачи? Все ли о современном ребенке знает наука?

Исторические задачи детской психологии Стратегии исследования психического развития ребенка
1. накопление фактов и расположение их во временной последовательности Стратегия наблюдения Ж.Пиаже, Н.А. Менчинская, В.С. Мухина – лонгитюдное наблюдение, «дневники» развития ребенка, М.Я. Басов- системное объективное наблюдение.
2. приведение знаний в систему, выделение этапов и стадий развития; выявление тенденций и закономерностей, причин развития Стратегия естественно-научного констатирующего эксперимента А.Бине, Л. Термен — тестирование, Б.Г. Ананьев - диагностические методы
3. поиск движущих сил психического развития человека, активное воздействие на этот процесс Стратегия формирования психических процессов Л.С. Выготский – экспериментально-генетический метод, П.Я. Гальперин — теория поэтапного формирования умственных действий и понятий, В.В. Давыдов — формирующий эксперимент

Список обязательной литературы:

1. Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии. – М.: ФОРУМ, 2010.

2. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М.: Сфера, 2006.

3. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1997.

4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М, 2006.

5. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. – М.: Школьная пресса, 2000.

Список дополнительной литературы:

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М., 1999.

2. Гальперин П.Я. Метод «срезов» и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления//Вопросы психологии. – 1966. - № 4.

Задания и вопросы для самоконтроля:

Как самостоятельная наука возрастная психология возникла
а) в первой половине 19 века
б) во второй половине 18 века
в) в первой половине 20 века
г) во второй половине 19 века  
В 20 веке наиболее значимый вклад в развитие возрастной психологии внес…
а) К.Д. Ушинский
б) А.Н. Леонтьев
в) Р.Заззо
г) И.П. Павлов  
Педология — это...
  а) раздел психологии развития
  б) комплексная наука о растущем ребенке
  в) раздел детской психологии
  г) раздел возрастной психологии  
Возрастная психология изучает…
а) процесс физического развития человека на протяжении всей жизни
б) процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека
в) процесс становления личности от рождения до 18 лет
г) психические процессы, состояния и свойства личности  
Предметом психологии развития и возрастной психологии является:
а) изучение основных закономерностей порождения и функционирования психической реальности
б) изучение психологических закономерностей обучения и воспитания человека в различные периоды жизни
в) изучение закономерностей развития психики человека от рождения до старости, механизмов перехода от одной стадии к другой, отличительные признаки каждого периода и их психологическое содержание
г) законы психического развития ребенка  
Филогенез — это...
  а) становление психических структур в ходе биологической эволюции вида
  б) формирование психических структур в течении жизни данного индивида
  в) развитие человечества во всех его аспектах
  г) развитие ребенка с филогенетической позиции  
Онтогенез — это...
  а) становление психических структур в ходе биологической эволюции вида
  б) формирование психических структур в течении жизни данного индивида
  в) развитие человечества во всех его аспектах
  г) развитие ребенка с онтогенетической позиции  
В задачи возрастной психологии НЕ входит изучение…
а) закономерностей психического развития
б) изменения психической деятельности при патологических состояниях мозга
в) движущих сил и источников психического развития
г) закономерности перехода от одного периода психического развития к другому  
Основной задачей возрастной психологии является определение…
а) аномалий психического развития
б) закономерностей психического развития
в) понятие «критический период»
г) периодизации психического развития  
В структуру возрастной психологии входит…
а) психология юности
б) экспериментальная психология
в) социальная психология
г) общая психология  
Возрастная психология основана на тех закономерностях, которые выделяет…
а) психология животных
б) педагогическая психология
в) социальная психология
г) общая психология  
Продолжительность детства:
  а) остается неизменной в ходе развития человечества
  б) уменьшается
  в) то увеличивается, то уменьшается
  г) зависит от уровня материальной и духовной культуры общества  
Последовательность появления новых стратегий исследования в возрастной психологии была следующей:
  а) наблюдение, формирующий эксперимент, констатирующий эксперимент
  б) формирующий эксперимент, констатирующий эксперимент, наблюдение
  в) наблюдение, констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент  
Наблюдение, эксперимент, тестирование в классификации Б.Г. Ананьева образуют …. группу методов исследовнаия
  а) обработки данных
  б) организационных
  в) интепретационных
  г) эмпирических  
Многократное изучение развития одних и тех же детей на протяжении длительного времени — это метод...
  а) сравнительный
  б) лонгитюдный
  в) комплексный
  г) близнецовый  
Дневники родителей о развитии собственных детей послужили прообразом метода:
  а) биографического
  б) тестирования
  в) наблюдения
  г) эксперимента  
Основной целью применения близнецового метода является изучение влияния … на развитие психики
а) тождественности генотипа
б) среды
в) родственных связей
г) количества детей в семье  
Комплексные исследования в возрастной психологии предполагают …
а) участие нескольких испытуемых
б) сопоставление данных, полученных на испытуемых разных возрастных групп
в) неоднократное изучение одних и тех же лиц на протяжении длительного отрезка времени
г) исследование проблемы с точки зрения разных наук  
Преднамеренное, целенаправленное, систематическое восприятие внешенего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения — это...
  а) эксперимент
  б) наблюдение
  в) тестирование
  г) анкетирование  
Задача установления наличия или отсутствия изучаемого явления. Измерение его количественных характеристик решается в психологии методом ...
  а) формирующего эксперимента
  б) констатирующего эксперимента
  в) наблюдения
  г) близнецового  
Назовите метод, которым пользовался ученый: 1. З.Фрейд 2. Э.Эриксон 3. Л.С. Выготский 4. Дж.Уотсон
  а) психоисторический
  б) психоанализ
  в) измерение поведенческих реакций
  г) экспериментально-генетический

Наши рекомендации