Возрастная психология как наука
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ раздела
«ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
(профиль «Начальное образование»)
Название разделов и тем | Количество часов по формам работы(ч.) | |||
Лек. | Пр.зан. | Лаб.зан | Сам.работа | |
Раздел 1. Введение в возрастную психологию | ||||
1.1. Возрастная психология как наука: предмет, задачи, история. | - | |||
1.2. Методы исследования в возрастной психологии | ||||
Раздел 2. Психическое развитие: ключевые параметры и концепции | ||||
2.1. Категория развитие в психологии. Психическое развитие:понятие и ключевые параметры | - | |||
2.2. Основные зарубежные и отечественные концепции психического развития | - | |||
Раздел 3. Проблема возраста и возрастная периодизация психического развития | ||||
3.1. Проблема возраста в психологии | - | |||
3.2. Возрастная периодизации психического развития человека | - | |||
Раздел 4. Психологическая характеристика периодов возрастного развития | ||||
4.1. Психологическая характеристика пренатального и младенческого возрастов | - | |||
4.2. Психологическая характеристика раннего возраста | - | |||
4.3.Психологическая характеристика дошкольного возраста | - | |||
4.4. Психологическая характеристика младшего школьного возраста | - | |||
4.5. Психологическая характеристика подросткового возраста | - | |||
4.6. Психологическая характеристика юношеского возраста | - | |||
4.7. Психологическая характеристика зрелости и старости как особых возрастов | - | |||
ИТОГО: |
СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Список обязательной учебной литературы
1. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2015. Сер.58 Бакалавр. Академический курс (1-е изд.)
2. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2015. Сер.68 Профессиональное образование (1-е изд.)
3. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. - М.: Академия, 2006.
4. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. – М.: Школьная пресса, 2008.
5. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2012.
Список дополнительной учебной литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академия,2009.
2. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии. – М.: Академия, 2008.
3. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 2009.
4. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: хрестоматия / Сост. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Академия, 2009.
5. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
6. Марцинковская Т.Д. История детской психологии. – М.: Владос, 2008.
7. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Академия, 2004.
8. Наш проблемный подросток / Под ред. Л.А. Регуш. – СПб, 1999.
9. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития / Под ред. А.А. Реана – СПб. – «прайм – ЕВРОЗНАК», 2005.
10. Хухлаева О.В. Психология развития: Молодость, зрелость, старость. – М.: Академия, 2006.
11. Шаграева О.А. Детская психология. – М.:ВЛАДОС, 2001.
12. Эльконин Д.Б. Психология развития. - М.: Академия, 2001
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ
К ПРАКТИЧЕСКИМ И ЛАБОРАТОРНЫМ ЗАНЯТИЯМ
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ВОЗРАСТНУЮ ПСИХОЛОГИЮ
(ПСИХОЛОГИЮ РАЗВИТИЯ)
Практическое занятие 1(4 ч.)
Возрастная психология как наука
Цель:Формирование понятия о возрастной психологии как науке посредством анализа ключевых категорий: предмет, задачи, методы, структура, история возрастной психологии.
Задачи:
1) освоение содержания основных понятий темы;
2) научить подбирать методы в зависимости от стратегии и цели исследования;
3) освоение классификации методов исследования по Б.Г. Ананьеву.
Вопросы:
1. Возрастная психология как наука: предмет, задачи, структура.
2. Краткий очерк истории возрастной психологии. Современные связи возрастной психологии с другими науками.
3. Классификация методов исследования в возрастной психологии .
Индивидуальные доклады:
1. Детство как предмет исследования возрастной психологии и психологии развития (Л.Ф.Обухова; Д. И.Фельдштейн; И.Г. Маракушина - Приложение).
2. Специфические методы исследования возрастной психологии: близнецовый метод, метод лонгитюдного наблюдения, дневниковый метод и т.д.
Ключевые понятия: онтогенез, филогенез, возрастная психология, психология развития, метод исследования, методика исследования.
Задания для самостоятельной работы:
1. Выделите основные задачи, исследуемые возрастной психологией и психологией развития (письменно, минимум – по двум источникам) (О.А.Шаграева, Р.С.Немов, П.Я.Гальперин, Д.И.Фельдштейн и др.). Сравните позиции авторов, выделив линии сравнения.
2. Сделайте конспект раздела «История становления, предмет и методы детской психологии» из учебника В.Г. Каменской «Детская психология». Выделите план раздела, содержание ключевых вопросов.
3. Сделайте и заполните таблицу «Методы исследования» с графами: название метода, краткое определение, преимущества (возможности) и недостатки (ограничения) метода.
4. Составьте и оформите в соответствии с требованиями перечень наименований профессиональных источников информации по проблемам возрастной психологии (психологии развития): журналы. сайты, образовательные порталы. Рекомендуемое количество: 5-10 ед., подготовьте краткую устную презентацию одного из источников.
5. Подготовьте словарик ключевых понятий темы: выпишите определения из отечественного словаря и/или рекомендованного учебного пособия, указав ссылку на источник). Подготовьтесь к проверке определений указанных понятий.
Задания для работы на практическом занятии:
1. Одним из главных признаков становления отрасли знания как науки – это появление собственного метода исследования, опубликования работы, написанной в следствии его использования. Проанализируйте следующие материалы и определите исторический отрезок появления возрастной психологии как науки и назовите «собственный» метод возрастной психологии:
· в 1876 году французский философ, психолог и биолог И.Тэн опубликовал статью «Заметки об усвоении речи у детей в человеческом роде», в которой описал процесс усвоения речи своей дочерью в сопоставлении с историческим развитием языка;
· в 1877 Ч. Дарвин опубликовал этюд «Биографический очерк одного ребенка», который представлял собой описание наблюдений за поведением своего сына в период его развития от рождения до 10 месяцев;
· в 1882 году вышла книга немецкого биолога В. Прейера «Душа ребенка», которая считается отправной точкой систематических научных исследований психического развития в детстве. Книга представляла собой итог многолетних наблюдений по строго разработанной схеме за развитием ребенка и напоминала дневник.
2. На основании обсуждения вопросов темы заполните аналитическую таблицу. Что общего и различного в развитии отечественной и зарубежной возрастной психологии?
№ этапа | Временной отрезок | Содержание этапа (название, основная суть) | Представители | Основная задача исследований | Стратегия исследования | |
2 пол. XIX века | Зарубеж. | |||||
Отечеств. | ||||||
кон. XIX – нач. XX в. | Зарубеж. | |||||
Отечеств. | ||||||
XX в. | Зарубеж. | |||||
Отечеств. |
3. Заполните пропуски в таблице «Классификация методов исследования по Б.Г. Ананьеву»:
Группы методов | Основная функция методов | Методы |
1. …………………методы | Организация добывания знаний | · сравнительный метод (метод поперечных срезов), в т.ч. близнецовый метод · лонгитюдный метод (метод продольных срезов), в т.ч. «дневниковый» метод · комплексный метод (междисциплинарный) |
2. Эмпирические методы | Добывание ….. | · наблюдение и самонаблюдение · ……. · психодиагностические методы (тестирование, ........, социометрия, опрос, интервьюирорование) · анализ продуктов …...... · биографические методы |
3. Методы обработки данных | Математическая и логическая обработка данных | · количественные (статистические) методы · …......... анализ (н-р, описание случаев, дифференцирование материала п группам) |
4. Интерпретационные методы | Интерпретация и ….... по результатам анализа | · генетический («вертикальные связи») · структурный («........» связи между изучаемыми явлениями) |
4. На основании обсуждения вопросов и заданий по теме заполните таблицу:
№ | Актуальные проблемы развития ребенка в современном обществе | Исследовательские задачи в области образования | Методы исследования |
Меняющиеся и отличные от нашего детства интересы современных детей | Изучение движущих сил и источников психического развития | Наблюдение, беседа, дневниковый метод, анализ продуктов деятельности и т.д. | |
... |
5. Проанализируйте появление и развитие стратегий исследования психического развития ребенка в зависимости от исторической задачи детской психологии (Л.Ф. Обухова). На основании таблицы ответьте на вопрос: есть ли в психологии устарелые методы исследования? Решены ли все исторические задачи? Все ли о современном ребенке знает наука?
Исторические задачи детской психологии | Стратегии исследования психического развития ребенка |
1. накопление фактов и расположение их во временной последовательности | Стратегия наблюдения Ж.Пиаже, Н.А. Менчинская, В.С. Мухина – лонгитюдное наблюдение, «дневники» развития ребенка, М.Я. Басов- системное объективное наблюдение. |
2. приведение знаний в систему, выделение этапов и стадий развития; выявление тенденций и закономерностей, причин развития | Стратегия естественно-научного констатирующего эксперимента А.Бине, Л. Термен — тестирование, Б.Г. Ананьев - диагностические методы |
3. поиск движущих сил психического развития человека, активное воздействие на этот процесс | Стратегия формирования психических процессов Л.С. Выготский – экспериментально-генетический метод, П.Я. Гальперин — теория поэтапного формирования умственных действий и понятий, В.В. Давыдов — формирующий эксперимент |
Список обязательной литературы:
1. Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии. – М.: ФОРУМ, 2010.
2. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М.: Сфера, 2006.
3. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1997.
4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М, 2006.
5. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. – М.: Школьная пресса, 2000.
Список дополнительной литературы:
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М., 1999.
2. Гальперин П.Я. Метод «срезов» и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления//Вопросы психологии. – 1966. - № 4.
Задания и вопросы для самоконтроля:
Как самостоятельная наука возрастная психология возникла | ||
а) | в первой половине 19 века | |
б) | во второй половине 18 века | |
в) | в первой половине 20 века | |
г) | во второй половине 19 века | |
В 20 веке наиболее значимый вклад в развитие возрастной психологии внес… | ||
а) | К.Д. Ушинский | |
б) | А.Н. Леонтьев | |
в) | Р.Заззо | |
г) | И.П. Павлов | |
Педология — это... | ||
а) | раздел психологии развития | |
б) | комплексная наука о растущем ребенке | |
в) | раздел детской психологии | |
г) | раздел возрастной психологии | |
Возрастная психология изучает… | ||
а) | процесс физического развития человека на протяжении всей жизни | |
б) | процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека | |
в) | процесс становления личности от рождения до 18 лет | |
г) | психические процессы, состояния и свойства личности | |
Предметом психологии развития и возрастной психологии является: | ||
а) | изучение основных закономерностей порождения и функционирования психической реальности | |
б) | изучение психологических закономерностей обучения и воспитания человека в различные периоды жизни | |
в) | изучение закономерностей развития психики человека от рождения до старости, механизмов перехода от одной стадии к другой, отличительные признаки каждого периода и их психологическое содержание | |
г) | законы психического развития ребенка | |
Филогенез — это... | ||
а) | становление психических структур в ходе биологической эволюции вида | |
б) | формирование психических структур в течении жизни данного индивида | |
в) | развитие человечества во всех его аспектах | |
г) | развитие ребенка с филогенетической позиции | |
Онтогенез — это... | ||
а) | становление психических структур в ходе биологической эволюции вида | |
б) | формирование психических структур в течении жизни данного индивида | |
в) | развитие человечества во всех его аспектах | |
г) | развитие ребенка с онтогенетической позиции | |
В задачи возрастной психологии НЕ входит изучение… | ||
а) | закономерностей психического развития | |
б) | изменения психической деятельности при патологических состояниях мозга | |
в) | движущих сил и источников психического развития | |
г) | закономерности перехода от одного периода психического развития к другому | |
Основной задачей возрастной психологии является определение… | ||
а) | аномалий психического развития | |
б) | закономерностей психического развития | |
в) | понятие «критический период» | |
г) | периодизации психического развития | |
В структуру возрастной психологии входит… | ||
а) | психология юности | |
б) | экспериментальная психология | |
в) | социальная психология | |
г) | общая психология | |
Возрастная психология основана на тех закономерностях, которые выделяет… | ||
а) | психология животных | |
б) | педагогическая психология | |
в) | социальная психология | |
г) | общая психология | |
Продолжительность детства: | ||
а) | остается неизменной в ходе развития человечества | |
б) | уменьшается | |
в) | то увеличивается, то уменьшается | |
г) | зависит от уровня материальной и духовной культуры общества | |
Последовательность появления новых стратегий исследования в возрастной психологии была следующей: | ||
а) | наблюдение, формирующий эксперимент, констатирующий эксперимент | |
б) | формирующий эксперимент, констатирующий эксперимент, наблюдение | |
в) | наблюдение, констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент | |
Наблюдение, эксперимент, тестирование в классификации Б.Г. Ананьева образуют …. группу методов исследовнаия | ||
а) | обработки данных | |
б) | организационных | |
в) | интепретационных | |
г) | эмпирических | |
Многократное изучение развития одних и тех же детей на протяжении длительного времени — это метод... | ||
а) | сравнительный | |
б) | лонгитюдный | |
в) | комплексный | |
г) | близнецовый | |
Дневники родителей о развитии собственных детей послужили прообразом метода: | ||
а) | биографического | |
б) | тестирования | |
в) | наблюдения | |
г) | эксперимента | |
Основной целью применения близнецового метода является изучение влияния … на развитие психики | ||
а) | тождественности генотипа | |
б) | среды | |
в) | родственных связей | |
г) | количества детей в семье | |
Комплексные исследования в возрастной психологии предполагают … | ||
а) | участие нескольких испытуемых | |
б) | сопоставление данных, полученных на испытуемых разных возрастных групп | |
в) | неоднократное изучение одних и тех же лиц на протяжении длительного отрезка времени | |
г) | исследование проблемы с точки зрения разных наук | |
Преднамеренное, целенаправленное, систематическое восприятие внешенего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения — это... | ||
а) | эксперимент | |
б) | наблюдение | |
в) | тестирование | |
г) | анкетирование | |
Задача установления наличия или отсутствия изучаемого явления. Измерение его количественных характеристик решается в психологии методом ... | ||
а) | формирующего эксперимента | |
б) | констатирующего эксперимента | |
в) | наблюдения | |
г) | близнецового | |
Назовите метод, которым пользовался ученый: 1. З.Фрейд 2. Э.Эриксон 3. Л.С. Выготский 4. Дж.Уотсон | ||
а) | психоисторический | |
б) | психоанализ | |
в) | измерение поведенческих реакций | |
г) | экспериментально-генетический |