Перевод сырых баллов в стены
ОПИСАНИЕ ШКАЛ
Шкала общей интернальности (Ио). Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями: интернальный контроль, интернальная личность. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни есть результат их собственных действий, что они могут ими управлять, и, таким образом, они чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Обобщение различных экспериментальных данных позволяет говорить об интерналах как о более уверенных в себе, более спокойных и благожелательных, более популярных в сравнении с экстерналами. Их отличает более позитивная система отношений к миру и большая осознанность смысла и целей жизни.
Низкий показатель по этой шкале соответствует низкому уровню субъективного контроля: экстернальный контроль, экстернальная личность. Такие люди не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие. Они полагают, что большинство событий их жизни является результатом случая или действия других людей. Обобщение различных экспериментальных данных позволяет говорить об экстерналах как о людях с повышенной тревожностью, обеспокоенностью. Их отличает конформность, меньшая терпимость к другим и повышенная агрессивность, меньшая популярность в сравнении с интерналами.
Шкала интернальности в области достижений (Ид). Высокие показатели по этой шкале соответствуют высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что они сами добились всего того хорошего, что было и есть в их жизни, и что они способны с успехом преследовать свои цели в будущем. Низкие показатели по шкале свидетельствуют о том, что человек приписывает своп успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам – везению, счастливой судьбе или помощи других людей.
Школа интернальности в области неудач (Ин). Высокие показатели по этой шкале говорят о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неприятностях и страданиях. Низкие показатели свидетельствуют о том, что человек склонен приписывать ответственность за подобные событи
Инструкция к тесту
Прочтите каждое высказывание в паре и решите, с каким из них вы согласны в большей степени. На бланке ответов обведите кружком одну из букв – «а» или «б».
Тестовый материал
№ | Вариант "а" | Вариант "б" |
Дети попадают в беду потому, что родители слишком часто их наказывают. | В наше время неприятности происходят с детьми чаще всего потому, что родители слишком мягко относятся к ним. | |
Многие неудачи происходят от невезения. | Неудачи людей являются результатом их собственных ошибок. | |
Одна из главных причин, почему совершаются аморальные поступки, состоит в том, что окружающие мирятся с ними. | Аморальные поступки будут происходить всегда, независимо от того, насколько усердно окружающие пытаются их предотвратить. | |
В конце концов к людям приходит заслуженное признание. | К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными. | |
Мнение, что преподаватели несправедливы к учащимся, неверно. | Многие учащиеся не понимают, что их отметки могут зависеть от случайных обстоятельств. | |
Успех руководителя во многом зависит от удачного стечения обстоятельств. | Способные люди, которые не стали руководителями, сами не использовали свои возможности. | |
Как бы вы ни старались, некоторые люди все равно не будут симпатизировать вам. | Тот, кто не сумел завоевать симпатии окружающих, просто не умеет ладить с другими. | |
Наследственность играет главную роль в формировании характера и поведения человека. | Только жизненный опыт определяет характер и поведение. | |
Я часто замечал справедливость поговорки: «Чему быть – того не миновать». | По-моему, лучше принять решение и действовать, чем надеяться на судьбу. ! | |
Для хорошего специалиста даже проверка с пристрастием не представляет затруднений. | Даже хорошо подготовленный специалист обычно не выдерживает проверки с пристрастием. | |
Успех является результатом усердной работы и мало зависит от везения. | Чтобы добиться успеха, нужно не упустить удобный случай. | |
Каждый гражданин может оказывать влияние на важные ; государственные решения. | Обществом управляют люди, которые выдвинуты на общественные посты, а рядовой человек мало что может сделать. | |
Когда я строю планы, то я вообще убежден, что смогу осуществить их. | Не всегда благоразумно планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства. | |
Есть люди, о которых можно смело сказать, что они нехорошие. | В каждом человеке есть что-то хорошее. | |
Осуществление моих желаний не связано с везением. | Когда не знают как быть, подбрасывают монету. По-моему, в жизни можно часто прибегать к этому. | |
Руководителем нередко становятся благодаря счастливому стечению обстоятельств. | Чтобы стать руководителем, нужно уметь управлять людьми. Везение здесь ни при чем. | |
Большинство из нас не могут влиять сколько-нибудь серьезно на мировые события. | Принимая активное участие в общественной жизни, люди могут управлять событиями в мире. | |
Большинство людей не понимают, насколько их жизнь зависит от случайных обстоятельств. | На самом деле такая вещь, как везение, не существует. | |
Всегда нужно уметь признавать свои ошибки. | Как правило, лучше не подчеркивать своих ошибок. | |
Трудно узнать, действительно ли вы нравитесь человеку или нет. | Число ваших друзей зависит от того, насколько вы располагаете к себе других. | |
В конце концов неприятности, которые случаются с нами, уравновешиваются приятными событиями. | Большинство неудач являются результатом отсутствия способностей, незнания, лени или всех трех причин вместе взятых. | |
Если приложить достаточно усилий, то формализм и бездушие можно искоренить. | Есть вещи, с которыми трудно бороться, поэтому формализм и бездушие не искоренить. | |
Иногда трудно понять, на чем основываются руководители, когда они выдвигают человека на поощрение. | Поощрения зависят от того, насколько усердно человек трудится. | |
Хороший руководитель ожидает от подчиненных, чтобы они сами решали, что они должны делать. | Хороший руководитель ясно дает понять, в чем состоит работа каждого подчиненного. | |
Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной. | Не верю, что случай или судьба могут играть важную роль в моей жизни. | |
Люди одиноки из-за того, что не проявляют дружелюбия к окружающим. | Бесполезно слишком стараться расположить к себе людей: если ты им нравишься, то нравишься. | |
Характер человека зависит главным образом от его силы воли, | Характер человека формируется в основном в коллективе. | |
То, что со мной случается – это дело моих собственных рук. | Иногда я чувствую, что моя жизнь развивается в направлении, не зависящем от моей силы воли. | |
Я часто не могу понять, почему руководители поступают именно так, а не иначе. | В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают. |
Ключ к тесту
· Экстернальность: 2а, 3б, 4б, 5б, 6а, 7а, 9а, 10б, 11б, 12б, 13б, 15б, 16а, 17а, 18а, 20а, 21а, 22б, 23а, 25а, 26б, 28б, 29а.
· Интернальность: 2б, 3а, 4а, 5а, 6б, 7б, 9б, 10а, 11а, 12а, 13а, 15а, 16б, 17б, 18б, 20б, 21б, 22а, 23б, 25б, 26а, 28а, 29б.
Общая и максимальная сумма баллов по интернальности и экстернальности составляет 23, поскольку 6 из 29 вопросов являются фоновыми.
О направленности локуса контроля следует судить по относительному превышению результатов одного измерения над другим.
Интерпретация результатов теста
В практике психодиагностики по локусу контроля судят о когнитивном стиле, проявляющемся в сфере обучения, в том числе и профессионального. Поскольку когнитивные компоненты психики присутствуют во всех ее явлениях, то представления о локусе контроля распространяются и на характеристики личности в ее деятельности.
Для экстерналов свойственно внешне направленное защитное поведение, в качестве атрибуции ситуации они предпочитают иметь шанс на успех. В общем плане это указывает на то, что любая ситуация экстерналу желательна как внешне стимулируемая, причем в случаях успеха происходит демонстрация способностей.
Экстернал убежден, что его неудачи являются результатом невезения, случайностей, отрицательного влияния других людей. Одобрение и поддержка таким людям весьма необходимы, иначе они работают все хуже. Однако особой признательности за сочувствие от экстерналов не приходится ожидать.
Интерналы имеют атрибуцией ситуации чаще всего убеждение в неслучайности их успехов или неудач, зависящих от компетентности, целеустремленности, уровня способностей и являющихся закономерным результатом целенаправленной деятельности и самодеятельности.
В структурировании процесса целеобразования и его стратегий ведущей мотивацией для интерналов является поиск эго-идентичности, независимо и ортогонально по отношению к экстравертированности или интровертированности. Вследствие большей когнитивной активности интерналы имеют более широкие временные перспективы, охватывающие значительное множество событий как будущего, так и прошлого. При этом их поведение направлено на последовательное достижение успеха путем развития навыков и более глубокой обработки информации, постановки все возрастающих по своей сложности задач. Потребность в достижении, таким образом, имеет тенденцию к повышению, связанную с увеличением значений личностной и реактивной тревожности, что является предпосылкой для возможной большей фрустрированности и меньшей стрессоустойчивости в случаях серьезных неудач. Однако в целом в реальном, внешне наблюдаемом поведении интерналы производят впечатление достаточно уверенных в себе людей, тем более что в жизни они чаще занимают более высокое общественное положение, чем экстерналы, – как считают Дж.Дигман, Р.Кеттелл иДж.Роттер.
Для экстерналов обнаруживается связь с эмоциональной нестабильностью и практическим, неопосредствованным мышлением, для интерналов отмечается эмоциональная стабильность и склонность к теоретическому мышлению, абстрагированию и синтезу представлений.
В целом в соответствии с отношением параметров активности и реактивности (и в связи с мотивацией достижения и отношения) вектор экстернальности-интернальности совпадает с вектором рефлексии.
УРОВЕНЬ
СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ (УСК)
ДЖ. РОТТЕРА
(Адаптация Е.Ф.Бажина, С.А.Голынкиной, А М.Эткинда)
ОПИСАНИЕ
Данная экспериментально-психологическая методика позволяет сравнительно быстро и эффективно оценить сформированный у испытуемого уровень субъективного контроля над разнообразными жизненными ситуациями. Методика разработана в НИИ им. Бехтерева. Опросник разработан на основе шкалы локуса контроля Дж. Роттера (Locus of control scale) и опубликован Е. Ф. Бажиным с соавт. в 1984г.
Субъективным контролем называется склонность человека брать на себя и возлагать на других людей ответственность за то, что с ними происходит. В отличие от субъективного может существовать так называемый объективный контроль событий, при котором они происходят по воле обстоятельств, случая, независимо от желания человека
Данная методика оценивает, в какой степени человек готов брать на себя ответственность за то, что происходит с ним и вокруг него. Испытуемому предлагаются 44 утверждения, ответы на которые свидетельствуют о том, каков уровень субъективного контроля у данного человека. С каждым из этих суждений испытуемый, прочтя его, должен выразить свое согласие или несогласие.
Впервые подобные методы были апробированы в 60-х годах в США. Наиболее известным из них является шкала локус контроля Дж. Роттера.
Эта шкала основана на двух принципиальных положениях.
1. Люди различаются между собой по тому, как и где они локализуют контроль над значительными для себя событиями. Возможны два полярных типа такой локализации: экстернальный и интернальный. В первом случае человек полагает, что происходящие с ним события являются результатом действия внешних сил — случая, других людей и т.д. Во втором случае человек интерпретирует значимые события как результат своей собственной деятельности. Любому человеку свойственна определенная позиция на континууме, простирающемся от экстернального к интернальному типу.
2. Локус контроля, характерный для индивида, универсален по отношению к любым типам событий и ситуаций, с которыми ему приходится сталкиваться. Один и тот же тип контроля характеризует поведение данной личности и в случае неудач, и в сфере достижений, причем это в разной степени касается различных областей социальной жизни.
Уровень субъективного контроля - обобщенная характеристика личности, оказывающая регулирующее воздействие на формирование межличностных отношений, способы разрешения кризисных семейных и производственных ситуаций и т. д. В соответствии с концепцией локуса контроля (лат. locus - место, месторасположение), те лица, которые принимают ответственность за события своей жизни на себя, объясняя их своим поведением, способностями, чертами личности, обладают внутренним (интернальным) контролем. И напротив, людям, которые склонны приписывать ответственность за все события внешним факторам (другим людям, случаю, судьбе и т. п.), присущ внешний (экстернальный) контроль. Любой человек по локусу контроля занимает определенное место на континууме интер-нальность-экстернальность.
Экспериментальные работы установили связь разнообразных форм поведения и параметров личности с экстернальностью-интернальностью. Конформное и уступчивое поведение в большей степени присуще людям с экстернальным локусом. Интерналы в отличие от экстерналов менее склонны подчиняться давлению других, сопротивляться, когда чувствуют, что ими манипулируют, они реагируют сильнее, чем зкстерналы, на утрату личной свободы. Люди с интернальными локусами контроля лучше работают в одиночестве, чем под наблюдением или при видеозаписи. Для экстерналов характерно обратное.
Интерналы и экстерналы различаются по способам интерпретации разных социальных ситуаций, в частности по способам получения информации и по механизмам их каузального объяснения. Интерналы более активно ищут информацию и обычно более осведомлены о ситуации, чем экстерналы. В одной и той же ситуации интерналы атрибутируют большую ответственность индивидам, участвующим в этой ситуации. Интерналы в большей степени избегают ситуационных объяснений поведения, чем экстерналы.
Исследования, связывающие интернальность-экстернальность с межличностными отношениями, показали, что интерналы более популярны, более благожелательны, более уверены в себе, проявляют большую терпимость. Существует связь высокой интернальности с положительной самооценкой, с большей согласованностью образов реального и идеального «Я». У интерналов обнаружена более активная, чем у экстерналов, позиция по отношению к своему здоровью: они лучше информированы о своем состоянии, больше заботятся 6 своем здоровье и чаще обращаются за профилактической помощью.
Экстернальность коррелирует с тревожностью, с депрессией, с психическими заболеваниями.
Интерналы предпочитают недирекгивные методы психокоррекции; экстерналы субъективно более удовлетворены поведенческими методами.
Все это дает достаточные основания полагать, что выделение личностной характеристики, описывающей то, в какой степени человек ощущает себя активным субъектом собственной деятельности, и в какой - пассивным объектом действия других людей и внешних обстоятельств, обоснованно существующими эмпирическими исследованиями и может способствовать дальнейшему изучению проблем прикладной психологии личности.
Второе вышеизложенное положение, на котором основывается американская традиция исследования локуса, представляется малоприемлемым. Описание личности с помощью обобщенных транссинтуативных характеристик является недостаточным. Большинству людей свойственна более или менее широкая вариабельность особенностей поведения в зависимости от конкретных социальных ситуаций. Особенности субъективного контроля, в частности, могут изменяться у одного и того же человека в зависимости от того, представляется ли ему ситуация сложной или простой, приятной или неприятной и т. д. Поэтому измерение локуса контроля, по-видимому, более перспективно строить не как одномерную характеристику, а как многомерный профиль, компоненты которого привязаны к типам социальных ситуаций разной степени обобщенности.
В целях повышения достоверности результатов опросник сбалансирован по следующим параметрам:
I) по интернальности-экстернальности — половина из пунктов опросника сформулирована таким образом, что положительный ответ на них дадут люди с интернальным УСК, а другая половина сформулирована так, что положительный ответ на нее дадут люди с экстернальным УСК;
2) по эмоциональяому знаку — равное количество пунктов опросника описывают эмоционально позитивные и эмоционально негативные ситуации;
3) по направлению атрибуций — равное количество пунктов сформулировано в первом и третьем лице.
Как видно из представленного, в отличие от шкалы Дж.Роттера, в опросник УСК включены пункты, измеряющие экстернальность-интернальность в межличностных и семейных отношениях; в него также включены пункты, измеряющие УСК в отношении болезни и здоровья.
Как показали исследования, проведенные на нормальных испытуемых, ответы на все пункты опросника имеют достаточный разброс: ни одна из половин шкалы не выбиралась реже, чем в 15% случаев. Результаты заполнения опросника отдельными испытуемыми преобразуются в стандартную систему единиц — стенов и могут быть наглядно представлены в виде профиля субъективного контроля.
Показатели опросника УСК организованы в соответствии с принципом иерархической структуры системы регуляции деятельности — таким образом, что включают в себя обобщенный показатель индивидуального УСК, инвариантный к частным ситуациям деятельности, два показателя среднего уровня общности и ряд ситуационных показателей.
Стандартизация опросника проводилась на выборке из 84 обследуемых - студентах вуза, средний возраст которых составлял 20,4 года. Авторы УСК сообщают о весьма высоких показателях его надежности.
Валидность шкал УСК демонстрируется их связями с другими характеристиками личности, измеренными, в частности, при помощи личностного опросника 16PF Кэттелла.
Субъективный контроль над позитивными событиями (достижения, успехи) в большей степени коррелирует с силой Эго (фактор +С) опросника 16PF Кеттела, самоконтроля (фактор +Q3), социальной экстраверсией (факторы +А;—Q2), чем субъективный контроль над негативными событиями (неприятности, неудачи). С другой стороны, люди, не ощущающие ответственности за неудачи, чаще оказываются более практичными, деловыми (фактор —М), чем люди с сильным контролем в этой области, что нехарактерно для субъективного контроля над позитивными событиями.
Человек с низким субъективным контролем (считающий, что он мало влияет на то, что с ним происходит, и склонный считать свои успехи и неудачи следствием внешних обстоятельств) эмоционально неустойчив (фактор —С), склонен к неформальному поведению (фактор —G), малообщителен (фактор +Q), у него плохой самоконтроль (фактор —Q3) и высокая напряженность (фактор +Q4). Человек с высоким показателем субъективного контроля обладает эмоциональной стабильностью (фактор +С), упорством, решительностью (+G), общительностью (фактор —Q2) хорошим самоконтролем (фактор +Q3) и сдержанностью (фактор –Q4). Существенно, что интеллект (фактор В) и многие факторы, связанные с экстраверсией-интраверсией, не коррелируют ни с Ио, ни с ситуативными характеристиками субъективного контроля.
Для увеличения спектра возможных применений опросника он сконструирован в двух вариантах различающихся формами ответов испытуемых.
Вариант А, предназначенный для исследовательских целей, требует ответа по 6-балльной шкале (-3, -2, -1, +1, +2, +3), а которой ответ «+3» означает «полностью согласен», «—3» — «совершенно не согласен» с данным пунктом.
Вариант Б, предназначенный для психодиагностики, требует ответов по бинарной шкале «согласен — не согласен».
Применение.Тест предназначен для индивидуального и группового обследования. Применение опросника УСК возможно при решении широкого круга социально-психологических и медико-психологических проблем в клинической психодиагностике, при профотборе, семейной консультации и т.д. УСК повышается в процессе психокоррекционного воздействия на личность. Поэтому возможно применение УСК для оценки эффективности методов психологической коррекции.
Рекомендуется использование УСК в клинической психодиагностике, семейных консультациях, для изучения эффективности социально-психологического тренинга и групповой психотерапии.
ВАРИАНТ А.
ИНСТРУКЦИЯ: «Вам будет предложено 44 утверждения, касающихся различных сторон жизни и отношения к ним. Оцените, пожалуйста, степень своего согласия или несогласия с приведенными утверждениями по 6 бальной шкале:полное несогласие —3 —2 —1 1 2 3 полное согласие.
Другими словами, поставьте против каждого утверждения один из шести предложенных баллов с соответствующим знаком «+» (согласие) или «—» (несогласие). Будьте, пожалуйста, внимательны и искренни».
ОБРАБОТКА
Обработка результатов теста включает четыре этапа.
I .ЭТАП. ПОДСЧЕТ «СЫРЫХ» БАЛЛОВ.
Обработку заполненных бланков следует проводить по приведенным ниже ключам, суммируя ответы на пункты в столбцах «+» со своим знаком и ответы на пункты в столбцах «—» с обратным знаком.
Шкала | КЛЮЧ | |
1. Ио | +: | 2, 4, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 19, 20, 22, 25, 27, 29, 31, 32, 34,. 36, 37, 39, 42, 44 |
—: | 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 30, 33, 35,. 38, 40, 41, 43. | |
2. Ид | +: | 12, 15, 27, 32, 36, 37 |
—: | 1, 5, 6, 14, 26, 43 | |
3. Ин | +: | 2, 4, 20, 31, 42, 44 |
—: | 7, 24, 33, 36, 40, 41 | |
4. Ис | +: | 7, 24, 33, 36, 40 ,41 |
—: | 7, 14, 26, 28, 41 | |
5. Ип | +: | 19, 22, 25, 31, 42 |
—: | 1, 9, 10, 24, 30 | |
6. Им | +: | 4, 27 |
—: | 6, 38 | |
7. Из | +: | 13, 34 |
—: | 3, 23 |
II. ЭТАП. ПЕРЕВОД «СЫРЫХ» БАЛЛОВ В СТЕНЫ (СТАНДАРТНЫЕ ОЦЕНКИ).
Для перевода «сырого» бала шкал опросника УСК в стандартное значение (стен), найдите в верхней строке нужную шкалу и двигайтесь по столбцу вниз, до строки с интервалом значений, в который попадает подсчитанный вами сырой балл. В крайнем левом столбце найденной строки указан соответствующий стен. К примеру, если сырой балл по шкале Ис равен 8, мы в столбце Ис находим интервал 7—10 и в левом столбце данной строки указано значение стена —7.
Стены представлены по 10-ти балльной шкале и дают возможность сравнивать результаты различных исследований по следующей таблице:
Перевод сырых баллов в стены
Стены | БАЛЛЫ | |||||||||||||
Ио | Ид | Ин | Ис | Ип | Им | Из | ||||||||
от | до | от | до | от | до | от | до | от | до | от | до | от | до | |
—132 | —14 | —36 | —11 | —36 | —30 | —12 | —30 | —5 | —12 | —7 | —12 | —6 | ||
—13 | —3 | —10 | —7 | —7 | —4 | —11 | —8 | —4 | —1 | —6 | —5 | —5 | —4 | |
—2 | —6 | —3 | —3 | —7 | —5 | —4 | —3 | —3 | —2 | |||||
—2 | —4 | —1 | —2 | —1 | —1 | |||||||||
б | ||||||||||||||
16. | ||||||||||||||
III. ЭТАП. ПОСТРОЕНИЕ «ПРОФИЛЯ УСК» ПО СЕМИ ШКАЛАМ.
Для этого необходимо отложить результаты (стенов) на семи десяти балльных шкалах и отметить так же норму, соответствующую 5.5 стенам как на рис.
IV. ЭТАП. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ.
Проанализировать количественно и качественно показатели УСК по семи шкалам, сравнивая результаты (полученный «профиль») с нормой. Отклонение вправо (>5.5 стенов) свидетельствует об интернальном типе контроля в соответствующих ситуациях. Отклонение влево от нормы (<5.5 стенов) свидетельствует об экстернальном типе УСК.
1. Шкала общей интернальности (Ио).
Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и, таким образом, они чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом.
Обобщение различных экспериментальных данных позволяет говорить об интерналах как о более уверенных в себе, более спокойных и благожелательных, более популярных в сравнении с экстерналами. Их отличает более позитивная система отношений к миру и большая осознанность смысла и целей жизни.
Низкий показатель по шкале Ио соответствует низкому уровню субъективного контроля. Такие испытуемые не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство их является результатом случая или действий других людей.
Обобщение различных экспериментальных данных позволяет говорить об экстерналах как о людях с повышенной тревожностью, обеспокоенностью. Их отличает конформность, меньшая терпимость к другим и повышенная агрессивность, меньшая популярность в сравнении с интерналами
2. Шкала ннтернальности в области достижений (Ид).
Высокие показатели по этой шкале соответствуют высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что они сами добились всего того хорошего, что было и есть в их жизни, и, что они способны с успехом преследовать свои цели в будущем.
Низкие показатели по шкале Ид свидетельствуют о том, что человек приписывает свои успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам — везению, счастливой судьбе или помощи других людей.
3. Шкала интернальности в области неудач (Ин).
Высокие показатели по этой шкале говорят о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неприятностях и страданиях.
Низкие показатели Ин свидетельствуют о том, что испытуемый склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения.
4. Шкала интернальности в семейных отношениях (Ис).
Высокие показатели Ис означают, что человек считает себя ответственным за события, происходящие в его семейной жизни.
Низкий Ис указывает на то, что субъект считает не себя, а своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в его семье.
5. Шкала интернальности в области производственных отношений (Ип).
Высокий Ип свидетельствует о том, что человек считает свои действия важным фактором организации собственной производственной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, в своем продвижении и т. д.
Низкий Ип указывает на то, что испытуемый склонен приписывать более важное значение внешним обстоятельствам — руководству, товарищам по работе, везению — невезению.
6. Шкала интернальности в области межличностных отношении (Им)
Высокий показатель Им свидетельствует о том что человек считает себя в силах контролировать свои формальные и неформальные отношения с другими людьми вызывать к себе уважение и симпатию, человек считает именно себя ответственным за построение межличностных отношений с окружающими.
Низкий Им напротив указывает на то что человек не может активно формировать свои круг общения и склонен считать свои межличностные отношения результатом активности партнеров, человек склонен приписывать более важное значение в этом процессе обстоятельствам, случаю или окружающим его людям.
7. Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни (Из).
Высокие показатели Из свидетельствуют о том, что испытуемый считает себя во многом ответственным за свое здоровье если он болен, то обвиняет в этом самого себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий.
Человек с низким Из считает здоровье и болезнь результатом случая и надеется на то, что выздоровление придет в результате действий других людей, прежде всего врачей.
Исследование самооценок людей с разными типами субъективного контроля показало, что люди с низким Ио характеризуют себя как эгоистичных, зависимых, нерешительных, несправедливых, суетливых, враждебных, неуверенных, неискренних, несамостоятельных, раздражительных. Люди с высоким УСК считают себя добрыми, независимыми, решительными, справедливыми, способными, дружелюбными, честными, самостоятельными, невозмутимыми. Таким образом, УСК связан с ощущением человеком своей силы, достоинства, ответственности за происходящее, с самоуважением, социальной зрелостью и. самостоятельностью личности.
ВАРИАНТ Б
ИНСТРУКЦИЯ: «Вам будет предложено 44 утверждения, касающихся различных сторон жизни и отношения к ним и ответьте согласны Вы или не согласны.
ОБРАБОТКА. Каждый совпавший с ключом ответ оценивают по одному баллу
Ключ.
«Да, согласен»: 2, 4, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 19, 20, 22, 25, -27, 29, 31, 32, 34, 36, 37, 39, 42, 43, 44
«Нет, не согласен»: 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 30, 33, 35, 38, 40, 41
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
Сумма баллов «Да» свидетельствует о развитости субъективного контроля.
Общее максимальное число баллов, которое испытуемый может получить по УСК, равняется 44.
Считается, что испытуемые, получившие от 33 до 44 баллов, способны взять на себя ответственность за то, что происходит с ними и с другими зависящими от них людьми.
Люди, получившие от 12 до 32 баллов, обладают средним уровнем развитости субъективного контроля и почти столь же часто в жизни берут на себя ответственность, сколько возлагают ее на других людей, тем самым, снимая лично с себя ответственность за происходящее.
Те, чей суммарный показатель в баллах по данной методике оказался 11 и ниже, характеризуются тем, что в большинстве случаев жизни снимают с себя ответственность за происходящее и перекладывают ее на обстоятельства или на других людей, т. е. не обладают должной ответственностью.
Высокие показатели по шкале УСК (сумма баллов лежит в пределах 23–44) соответствуют интернальному типу, низкие (сумма баллов лежит в пределах 0–19) — экстернальному типу. Среднее значение (20-22 баллов) являются границей между этими типами.
ИНТЕРНАЛЬНЫЙ ТИП. Человек считает, что происходящие с ним события зависят, прежде всего, от его личностных качеств (компетентности, целеустремленности, уровня способностей и т.п.) и являются закономерными следствиями его собственной деятельности
ЭКСТЕРНАЛЬНЫЙ ТИП. Человек убежден, что его успехи и неудачи зависят, прежде всего, от внешних обстоятельств - условий окружающей среды, действий других людей, случайности, везения или невезения и т.д.
ТЕКСТ ОПРОСНИКА
ФИО__________________________пол__ Д.р.__________
Профессия__________________________ Д.т.__________
Инструкция:«Ответьте пожалуйста на поставленные вопросы, используя (отмечая на бланке) одну из градаций 6-балльной шкалы»:
Полностью не согласен | -3 | -2 | -1 | Полностью согласен |
№ | Утверждение | -3 | -2 | -1 | |||
1. | Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от особенностей и собственных усилий человека | ||||||
2. | Большинство разводов происходит от того, что люди не хотят уступать и приспосабливаться друг к другу | ||||||
3. | Болезнь — дело случая, и если уж суждено кому-то заболеть, то с этим ничего не поделаешь | ||||||
4. | Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим | ||||||
5. | Осуществление моих желаний часто зависит от везения | ||||||
6. | Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатии других людей. | ||||||
7. | Внешние обстоятельства — родители и благосостояние — влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов. | ||||||
8. | Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной | ||||||
9. | Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда руководители полностью контролируют действия подчиненных, а не полагаются на их самостоятельность. | ||||||
10. | Мои отметки в школе часто зависели от случайных обстоятельств, например от настроения учителя, а не от моих собственных усилий | ||||||
11. | Когда я строю планы, то в общем верю в то, что смогу их осуществить. | ||||||
12. | То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий. | ||||||
13. | Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем лекарства и врачи. | ||||||
14. | Если люди не подходят друг другу, то, как бы они ни старались наладить совместную семейную жизнь, у них все равно ничего не получится | ||||||
15. | То хорошее, что я делаю в жизни, обычно бывает по достоинству оценено другими | ||||||
16. | Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители | ||||||
17. | Я думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни. | ||||||
18. | Я не стараюсь планировать свою жизнь далеко вперед, потому что многое зависит не от меня, а от того, как сложатся обстоятельства. | ||||||
19. | Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности | ||||||
20. | В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной. | ||||||
21. | Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств | ||||||
22. | Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, что и как делать. | ||||||
23. | Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней | ||||||
24. | Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле. | ||||||
25. | В конце концов за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают. | ||||||
26. | Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье. | ||||||
27. | Если я очень захочу, то могу расположить к себе почти любого человека | ||||||
28. | На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными. | ||||||
29. | То, что со мной случается, — это дело моих собственных рук | ||||||
30. | Иногда трудно бывает понять, почему руководители поступают так, а не иначе. | ||||||
31. | Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего просто не проявил достаточно усилий. | ||||||
32. | Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того что я хочу. | ||||||
33. | В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще были виновны другие люди, а не я. | ||||||
34. | Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать. | ||||||
35. | В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы не решатся сами собой. | ||||||
36. | Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения. | ||||||
37. | Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи. | ||||||
38. | Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим. | ||||||
39. | Я всегда предпочитаю принимать решение и действовать самостоятельно, не надеясь на помощь других людей и не полагаясь на судьбу | ||||||
40. | К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания. | ||||||
41. | В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании. | ||||||
42. | Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только себя. | ||||||
43. | Многие мои успехи стали возможными только благодаря помощи других людей | ||||||
44. | Большинство неудач в моей жизни произошло от неумения, незнания или лени и мало зависело от везения или невезения. |