ВВЕДЕНИЕ. Психологическая компетентность руководителя
Пономарева М.А.
Психологическая компетентность руководителя
Курс лекций
Минск, 2008
УДК 005.32.(075.8)
ББК 65.291
П 56
Рецензент: кандидат психологических наук, доцент О.В.Агейко
Пономарева М.А.
Психологическая компетентность руководителя: учеб.-методическое пособие/Автор-составительМ.А.Пономарева–Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2008. - с.
ISBN 978-985-457-719-7
Рассмотрены вопросы, связанные с эффективным межличностным взаимодействием руководителя и подчиненных, созданием в организации благоприятной социально-психологической атмосферы, оптимальных межличностных связей, раскрытием интеллектуального и нравственного потенциала сотрудников, использованием основных стратегий обращения с конфликтами. Пособие предназначено для руководителей различных организаций, менеджеров, психологов, студентов, сотрудников различных организаций и специалистов в области управления.
ISBN 978-985-457-719-7 | УДК ББК © Пономарева М.А., 2008 © Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2008 |
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 7
ТЕМА 1. Управление персоналом как специфическая сфера управления.. 9
Лекция 1. Управление персоналом как специфическая сфера управления 9
Понятие и цели управления персоналом.. 9
Функции и субъекты управления персоналом.. 12
Методы управления персоналом.. 25
Контрольные вопросы к теме №1. 26
ТЕМА 2. Психологические аспекты управленческой деятельности.. 27
Лекция 2. Психологические аспекты управленческой деятельности 27
Основные направления управления в современных условиях 27
Оценка управленческой деятельности руководителя. 31
Базовые компетенции управленческих кадров. 34
Управление эмоциональной компетентностью руководителя 36
Оценка профессиональной компетентности и развитие персонала 41
Контрольные вопросы к теме №2. 45
ТЕМА 3. Важнейшие индивидуальные параметры эффективного руководства.. 46
Лекция 3. Важнейшие индивидуальные параметры эффективного руководства. 46
Роли и функции руководителя. 46
Биологические и социально-экономические характеристики 50
Личностные качества руководителя. 57
Факторы успешной деятельности руководителя. 60
Контрольные вопросы к теме №3. 64
ТЕМА 4. Стили руководства.. 65
Лекция 4. Стили руководства. 65
Понятие стиля руководства. 65
Эффективность демократического, авторитарного и попустительского стилей. 68
Современные интерпретации стилей руководства. 69
Модификации авторитарного стиля. 70
Кооперативный стиль. 73
Тренерский стиль. 77
Партисипативный стиль. 78
Решетка стилей руководства Р.Блейка и Д.Моутона. 79
Контрольные вопросы к теме №4. 80
ТЕМА 5. Культура общения и особенности ее проявления в деятельности руководителя.. 81
Лекция 5. Культура общения и особенности ее проявления в деятельности руководителя. 81
Сущность и содержание культуры общения руководителя. 81
Коммуникативная компетентность руководителя. 85
Психология коммуникации в организации. 92
Психологическая культура делового разговора. 101
Создание благоприятного психологического климата. 101
Изучение внутреннего состояния собеседника по голосу и манере говорить. 118
Профессиональное слушание. 123
Контрольные вопросы к теме №5. 129
ТЕМА 6. Ведение деловых переговоров.. 130
Лекция 6. Ведение деловых переговоров. 130
Сущность понятия «переговоры». 130
Виды и функции переговоров. 133
Методы ведения переговоров. 136
Метод позиционного торга. 136
Метод принципиальных переговоров. 139
Способы вовлечения партнеров в принципиальные переговоры 145
Этапы ведения переговоров. 152
Подготовка к переговорам.. 152
Основные этапы переговорного процесса. 156
Анализ результатов переговоров. 164
Контрольные вопросы к теме №6. 165
ТЕМА 7. Мотивация и стимулирование персонала в организации.. 166
Лекция 7. Мотивация и стимулирование персонала в организации 166
Подходы к мотивации персонала в организации. 166
Теории мотивации. 171
Виды стимулирования персонала в организации. 178
Контрольные вопросы к теме №7. 182
ТЕМА 8. Основы теории организационных конфликтов 183
Лекция 8. Основы теории организационных конфликтов. 183
Понятие, признаки и типы конфликтов. 183
Причины и последствия конфликтов. 189
Динамика конфликта. 195
Стратегии поведения в конфликте. 207
Управление конфликтами. 214
Конфликтологическая типология сотрудников. 222
Контрольные вопросы к теме №8. 225
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ... 226
ЛИТЕРАТУРА.. 227
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 230
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время успех любой организации в первую очередь зависит от руководителя и ее сотрудников. Поэтому сегодня актуальными являются исследования в области психологии управления. Профессионализм в сфере межличностного общения, как подтверждает практика, основывается, прежде всего, на знаниях практической психологии, которые становятся все более значимыми в повседневной деятельности руководителя.
Формирование психологической компетентности и культуры общения – необходимое условие успешной деятельности руководителя. Способность эффективно выстраивать личностное и социально ориентированное общение с окружающими людьми, владение искусством управленческого воздействия, проявление эмпатии к сотрудникам, выбор эффективного стиля руководства, использование разнообразных способов мотивации сотрудников – мощный рычаг повышения результативности труда.
Неумение устанавливать психологический контакт, создавать благоприятную атмосферу в коллективе, определять психическое состояние сотрудников, предупреждать и эффективно разрешать конфликты, убеждать других людей свидетельствует о несовершенстве коммуникативно-управленческих способностей руководителя.
Мы живем во времена, когда наши надежды на будущее во многом зависят от самообладания, умения управлять своим поведением и искусно строить свои взаимоотношения с окружающими, от способности к взаимопониманию и взаимодействию. Поэтому знания и навыки в области взаимоотношений руководителя и подчиненных необходимы не только руководителю, но и любому высококвалифицированному специалисту.
Книга предназначена для руководителей различных организаций, менеджеров, психологов, студентов и всех, кто желает повысить свою психологическую компетентность, усовершенствовать свои коммуникативные способности, позволяющие более эффективно взаимодействовать с людьми.