ВВЕДЕНИЕ. Психологическая компетентность руководителя

Пономарева М.А.

Психологическая компетентность руководителя

Курс лекций

Минск, 2008

УДК 005.32.(075.8)

ВВЕДЕНИЕ. Психологическая компетентность руководителя - student2.ru ББК 65.291

П 56

Рецензент: кандидат психологических наук, доцент О.В.Агейко

Пономарева М.А.

Психологическая компетентность руководителя: учеб.-методическое пособие/Автор-составительМ.А.Пономарева–Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2008. - с.

ISBN 978-985-457-719-7

Рассмотрены вопросы, связанные с эффективным межличностным взаимодействием руководителя и подчиненных, созданием в организации благоприятной социально-психологической атмосферы, оптимальных межличностных связей, раскрытием интеллектуального и нравственного потенциала сотрудников, использованием основных стратегий обращения с конфликтами. Пособие предназначено для руководителей различных организаций, менеджеров, психологов, студентов, сотрудников различных организаций и специалистов в области управления.

    ISBN 978-985-457-719-7   УДК ББК © Пономарева М.А., 2008 © Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2008

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 7

ТЕМА 1. Управление персоналом как специфическая сфера управления.. 9

Лекция 1. Управление персоналом как специфическая сфера управления 9

Понятие и цели управления персоналом.. 9

Функции и субъекты управления персоналом.. 12

Методы управления персоналом.. 25

Контрольные вопросы к теме №1. 26

ТЕМА 2. Психологические аспекты управленческой деятельности.. 27

Лекция 2. Психологические аспекты управленческой деятельности 27

Основные направления управления в современных условиях 27

Оценка управленческой деятельности руководителя. 31

Базовые компетенции управленческих кадров. 34

Управление эмоциональной компетентностью руководителя 36

Оценка профессиональной компетентности и развитие персонала 41

Контрольные вопросы к теме №2. 45

ТЕМА 3. Важнейшие индивидуальные параметры эффективного руководства.. 46

Лекция 3. Важнейшие индивидуальные параметры эффективного руководства. 46

Роли и функции руководителя. 46

Биологические и социально-экономические характеристики 50

Личностные качества руководителя. 57

Факторы успешной деятельности руководителя. 60

Контрольные вопросы к теме №3. 64

ТЕМА 4. Стили руководства.. 65

Лекция 4. Стили руководства. 65

Понятие стиля руководства. 65

Эффективность демократического, авторитарного и попустительского стилей. 68

Современные интерпретации стилей руководства. 69

Модификации авторитарного стиля. 70

Кооперативный стиль. 73

Тренерский стиль. 77

Партисипативный стиль. 78

Решетка стилей руководства Р.Блейка и Д.Моутона. 79

Контрольные вопросы к теме №4. 80

ТЕМА 5. Культура общения и особенности ее проявления в деятельности руководителя.. 81

Лекция 5. Культура общения и особенности ее проявления в деятельности руководителя. 81

Сущность и содержание культуры общения руководителя. 81

Коммуникативная компетентность руководителя. 85

Психология коммуникации в организации. 92

Психологическая культура делового разговора. 101

Создание благоприятного психологического климата. 101

Изучение внутреннего состояния собеседника по голосу и манере говорить. 118

Профессиональное слушание. 123

Контрольные вопросы к теме №5. 129

ТЕМА 6. Ведение деловых переговоров.. 130

Лекция 6. Ведение деловых переговоров. 130

Сущность понятия «переговоры». 130

Виды и функции переговоров. 133

Методы ведения переговоров. 136

Метод позиционного торга. 136

Метод принципиальных переговоров. 139

Способы вовлечения партнеров в принципиальные переговоры 145

Этапы ведения переговоров. 152

Подготовка к переговорам.. 152

Основные этапы переговорного процесса. 156

Анализ результатов переговоров. 164

Контрольные вопросы к теме №6. 165

ТЕМА 7. Мотивация и стимулирование персонала в организации.. 166

Лекция 7. Мотивация и стимулирование персонала в организации 166

Подходы к мотивации персонала в организации. 166

Теории мотивации. 171

Виды стимулирования персонала в организации. 178

Контрольные вопросы к теме №7. 182

ТЕМА 8. Основы теории организационных конфликтов 183

Лекция 8. Основы теории организационных конфликтов. 183

Понятие, признаки и типы конфликтов. 183

Причины и последствия конфликтов. 189

Динамика конфликта. 195

Стратегии поведения в конфликте. 207

Управление конфликтами. 214

Конфликтологическая типология сотрудников. 222

Контрольные вопросы к теме №8. 225

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ... 226

ЛИТЕРАТУРА.. 227

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 230

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время успех любой организации в первую очередь зависит от руководителя и ее сотрудников. Поэтому сегодня актуальными являются исследования в области психологии управления. Профессионализм в сфере межличностного общения, как подтверждает практика, основывается, прежде всего, на знаниях практической психологии, которые становятся все более значимыми в повседневной деятельности руководителя.

Формирование психологической компетентности и культуры общения – необходимое условие успешной деятельности руководителя. Способность эффективно выстраивать личностное и социально ориентированное общение с окружающими людьми, владение искусством управленческого воздействия, проявление эмпатии к сотрудникам, выбор эффективного стиля руководства, использование разнообразных способов мотивации сотрудников – мощный рычаг повышения результативности труда.

Неумение устанавливать психологический контакт, создавать благоприятную атмосферу в коллективе, определять психическое состояние сотрудников, предупреждать и эффективно разрешать конфликты, убеждать других людей свидетельствует о несовершенстве коммуникативно-управленческих способностей руководителя.

Мы живем во времена, когда наши надежды на будущее во многом зависят от самообладания, умения управлять своим поведением и искусно строить свои взаимоотношения с окружающими, от способности к взаимопониманию и взаимодействию. Поэтому знания и навыки в области взаимоотношений руководителя и подчиненных необходимы не только руководителю, но и любому высококвалифицированному специалисту.

Книга предназначена для руководителей различных организаций, менеджеров, психологов, студентов и всех, кто желает повысить свою психологическую компетентность, усовершенствовать свои коммуникативные способности, позволяющие более эффективно взаимодействовать с людьми.

Наши рекомендации