Понятие и классификация основных составляющих турпродукта

Понятие турпродукта и его основные составляющие: питание, проживание, экскурсионное обслуживание и т.д., характеристика составляющих

Туристский продукт - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта.

В настоящее время имеется тенденция к уменьшению набора услуг, включенных в турпакет.

Существуют следующие виды туров:

1. Пэкидж-тур – в данном случае туроператор в обязательном порядке включает в тур две услуги: транспорт, размещение, все остальные услуги комплектуются путем индивидуального согласования с туристом;

2. Инклюзив-тур – предполагает, что туроператор предлагает тур с достаточно жесткими, неизменными параметрами.

С одной стороны преобладание предложений пэкидж-туров является следствием конкурентной борьбы, когда туроператор стремиться установить более привлекательные цены на свои турпродукты. Он исключает из пакетов некоторые услуги, создавая видимость дешевых поездок. Например, многие фирмы сохраняют в турпакетах только услуги размещения, перевозки и трансфер (для групповых туров). Остальные услуги туристы приобретают за дополнительную плату у представителя турфирмы в ходе поездки. В результате расходы туристов на основное и дополнительное обслуживание могут соотноситься как 40 к 60. Но такая пропорция может быть достигнута только благодаря развитой инфраструктуры туризма.

С другой стороны, состав туров определяется состоянием потребительского спроса. Фирмы вынуждены учитывать психологию туристов, стремящихся к свободе выбора услуг. Сужая обязательный набор услуг, туроператоры сводят к минимуму ограничения на маршруте, и тем самым косвенно содействуют увеличению спроса. Учитывая эту тенденцию совет Европы ещё в 1990 году принял специальную директиву, согласно которой пэкидж-тур должен включать не менее двух компонентов.

Как известно, туристский продукт – это лю­бая услуга, удовлетворяющая потребности туристов во время путешествий и подлежащая оплате с их стороны. На практи­ке действуют основные и дополнительные услуги. Од­нако с точки зрения потребительских свойств каких-либо су­щественных различий между ними нет. Так, включенные в комплексное обслуживание экскурсии считаются основными услугами, но если турист приобретает их самостоятельно в месте пребывания, то они уже становятся дополнительными. Таким образом, разница между основными и дополнитель­ными услугами состоит в их отношении к первоначально приоб­ретенному туристом пакету или комплексу туристских услуг. Основным туристским продуктом в практической дея­тельности является комплексное обслуживание – стандарт­ный набор услуг, продаваемый туристам в одном «пакете» (пэкидж-тур).

Сформированный на основании cпроса тур нe может сразу стать товарным продуктом турфирмы. Для начала реализации туpa необходимо выполнить ряд последовательныx действий: формирование тура, калькуляция тура, экспериментальное внедрение, проведение рекламы и презентации тура и, наконец, продажа тура.

Формирование тура включает соединение ряда услуг в одну – тур. Необходимо учитывать основные свойства тура: привлекательность, надежность, безопасность, адресную направленность, гибкость. Формирование тура предусматривает и его экономическое обоснование. С этой целью рассчитывается калькуляция тура.

К расходам принимающей фирмы относятся:

1.Внутримаршрутныйтpaнcпоpт

Такой транспорт необходим для встречи и проводов туристов, для переезда к месту питания или начала экскурсии. Здесь важен выбор транспорта, вместимость которого соответствует количеству туристов в группе. Например, невыгодно использовать 40-местный автобус для группы в 20 человек. Расходы на транспорт зависят от его типа и времени работы. В основном турфирмы арендуют транспорт у различных специализированных предприятий и вынуждены при планировании тура соблюдать требования арендатора. Например, эксплуатация арендованного автобуса в день не менee четырех часов (половина смены водителя).

Расходы на внутримаршрутный транспорт рассчитываются путем умножения цены одного чaca эксплуатации на количество часов работы тpанспорта.

2. Проживание

Уровень комфортности и цены гостиницы, в которой размещаются туристы, оговариваются заранее при покупке тура. Турфирма заключает договор о совместной деятельности с гостиницей (только крупные операторы владеют собственными местами размещения туристов).

Во всем мире расчетный час в гостинице – 12 часов дня. Оплата производится начиная с расчетного часа посуточно. Именно поэтому пред-

ставитель фирмы, встретивший туристов, в 10 часов организует для них завтрак, небольшую экскурсию, и туристы приедут в гостиницу
к 12 часам дня.

При расчете paсxoдoв на проживание цену одного номера нужно умножить на количество необходимых номеров и количество дней проживания. Дополнительно к этой сумме может быть прибавлена стоимость брони – за половину суток или за сутки. При низкой загрузке гостиниц бронь может предоставляться бесплатно.

3. Питание

Туры могут обеспечиваться полным пансионом – трехразовое питание, неполным пансионом – двухразовое питание или только завтраком, который в этом случае включается в стоимость гостиницы. Услyги питания оговариваются в путевке, исходя из этого ведется расчет. Расходы складываются из цeн на все виды питания (количество завтраков, обедов, ужинов умножается на цену каждого).

4. Экскурсионное обслуживание

При планировании тура отправляющая и принимающая туристские фирмы договариваются о тематике, видах и количестве экскурсий. Каждая экскурсия имеет определенную цену. Cумма затрат на все планируемые экскурсии и составляет расходы на экскурсионное обслуживание. Помимо запланированных экскурсий в туре туристам могут быть предложены дополнительные экскурсии за отдельную оплату либо плановые экскурсии могут быть заменены другими.

Проект Федерального закона «О туризме и туристской индустрии в Российской Федерации» (основные положения), принятый 17.10.2003, содержит статью 49 – положение об оказании экскурсионных услуг.

5. Заработная плата руководителя группы или гидов (представителя принимающей фирмы)

Каждая туристическая группа сопровождается представителем группы фирмы. В его функции входят контроль за соблюдением условий тура, финансовые расчеты с различными предприятиями, способствующими производству туристской услуги. В зависимости от квалификации представителя фирмы и ее финансовых возможностей определяется дневная заработная плата работника. Данная ставка, умноженная на количество дней работы, составляет в калькуляции этот вид расходов.

6. Накладные расходы

Данная статья включает расходы на содержание управленческого персонала, почтовые и телефонные расходы, оплату содержания помещений. Накладные расходы составляют 10 – 15 % от стоимости тура.

7. Страхование туристов

Страхование туристов в большинстве стран является обязательным. В России с 1996 года этот вид страхования также определен законом. Страхование туристов может осуществляться как отправляющей, так и принимающей стороной. Каждый турист, оправляющийся в путешествие, должен иметь страховую карту. Страховой взнос зависит от многих факторов – продолжительности путешествия, его вида, страховых тарифов, принятых страховой компанией, и т.д. и составляет около 1 % стоимости тура. Страховой взнос входит в калькуляцию турфирмы, организующей тур.

8. Реклама

Коммерческий успех тура зависит не только от привлекательности спроса, но и от рекламы. Расходы на рекламу включаются в калькуляцию тура в размере, определенном целесообразностью, необходимостью и финансовыми возможностями фирмы.

9. Процент прибыли

Туристские предприятия являются коммерческими структурами, поэтому их целью является извлечение прибыли. При жесткой конкуренции в туризме планируемая норма прибыли современных туристских фирм составляет 5 – 10 %.

Помимо расходов принимающей стороны в калькуляцию тура могут входить и расходы отправляющей фирмы. Она включает в цену тура:

– накладные расходы;

– заработную плату сопровождающего группы;

– процент прибыли.

К сумме затрат принимающей и отправляющей сторон следует прибавить стоимость проезда группы в точку назначения и обратно, результатом является цена тура. Для получения цены путевки, которую оплачивает каждый турист, необходимо разделить общую цену на количество туристов.

10. Определение цены турпродукта

Любая туристская фирма, работая на рынке услуг, находится в условиях конкуренции и должна определить состав своих потребителей: их интересы и финансовые возможности, т.е. сегмент рынка. Каждая туристская организация в зависимости от потребителей формирует свою ценовую политику.

Сравнив полученную цену с ценами на аналогичные услуги на туристском рынке, можно понять, конкурентна ли эта цена. Если цена не отличается от рыночной, тур может быть реализован. Если же цена выше рыночной, необходимо снизить затраты и довести цену до уровня рыночной.

Расходы по организации тура могут быть уменьшены за счет снижения издержек на транспорт, уменьшения уровня комфортности гостиницы, изменения набора экскурсий и пр. В этом случае снижается качество продукта. Если же уменьшается процент прибыли, снижаются накладные расходы – качество остается прежним, но эффективность деятельности фирмы может быть ниже.

В вышеприведенном случае организацией тура занимаются две стороны – отправляющая и принимающая. Для сокращения издержек и, соответственно, цены тура многими фирмами используется другой вид организации: без посредника, т.е. без принимающей стороны.
В этом случае отправляющая сторона договаривается непосредственно с гостиницей, в которой намеревается разместить туристов, и экскурсионным бюро, которое будет проводить экскурсии. В результате организации тура без посредника цена тура может быть снижена на 20 – 25 %.

Расчет калькуляции позволяет не только определить цену тура, планировать прибыль, но и дает возможность рассчитывать минимальный размер группы. Такой расчет производится путем определения точки безубыточности. К переменным затратам следует отнести проживание, питание, к постоянным затратам относятся все остальные. Точка безубыточности позволит определить количество туристов, которое должна обслужить фирма, чтобы покрыть все свои расходы. Увеличение числа обслуживаемых туристов позволяет получить прибыль.

При развитой инфраструктуре туристы в поездке потребляют не только указанные обязательные услуги, но и дополнительные услуги, которые имеют весьма широкий ассортимент и занимают до 50 % от общего объема дохода турфирмы. Сюда можно отнести:

– дополнительные экскурсии, не вошедшие в перечень основных услуг;

– физкультурно-оздоровительные услуги;

– медицинские услуги;

– культурно-зрелищные и игровые мероприятия;

– визовую поддержку и т.д.

Визовый режим – явление динамичное. Королевство Марокко 13.06.05 отменило визовый режим для российских граждан. Для посещения этой страны теперь потребуется лишь загранпаспорт со сроком действия не менее шести месяцев, а стоимость турпакета соответственно сократится на $35.

Навстречу гостям из России решила пойти и Индонезия. Министр культуры и туризма этого государства 14.06.05 объявил, что российские туристы смогут оформить визу по прилете в страну. Наши туристы получат однократную непродлеваемую визу на 6 ($10) или 30 дней ($ 25).

Министерство туризма Израиля предполагает, что путешественники-индивидуалы и турагентства смогут оставлять заявки на израильскую визу в Интернете и получать ответ в течение 72 часов. Российские туристы, имеющие открытые шенгенские и американские визы, могут рассчитывать на получение израильской визы автоматически. Кроме того, уже побывавшим в Израиле будут оформлять многоразовые визы.

Ожидается, что соглашение об облегчении процедуры выдачи виз вскоре подпишут правительства России и Греции.

Противоположные действия поступили от Доминиканской республики: был введен визовый режим для российских граждан 29.06.05.
В 2004 году здесь отдохнули более 3 тыс. любителей карибской экзотики, и, по свидетельству туроператоров, спрос на данном направлении рос очень активно. Теперь россиянам, желающим посетить Доминику, посольства которой в России нет, предложено обращаться за визой в Германию. С учетом доставки она обойдется примерно в 250 евро.

Усложнить жизнь российским путешественникам попыталась и Болгария. Консульство Болгарии сообщило 6.06.05, что теперь ее виза будет оформляться не менее двух дней, а для туристов, отправляющихся на отдых на срок более месяца (такой вид отдыха часто интересует родителей с детьми),– не менее семи рабочих дней.

Визовые проблемы возникли летом 2005 года и в итальянском консульстве. С 1.07.05 введен новый порядок оплаты консульских сборов. Теперь это можно сделать только в отделении банка «Интеза». Прежние консульские сборы, оплаченные в Международном Московском банке, были действительны до конца сентября 2005 года. Результатом такого решения стали очереди и увеличение сроков оформления визы.

С 1.07.05 возросла с 36 до 50 фунтов стоимость британской визы.

Помимо дополнительных услуг существуют и сопутствующие услуги, к которым относятся:

– обеспечение сувенирной продукцией, туристской символикой;

– торговое, валютно-кредитное, информационное, конгрессное и прочее обслуживание;

– услуги специальных видов связи, предоставление индивидуальных сейфов и др.

Четкой границы между дополнительными и сопутствующими услугами не существует. В высококлассных отелях число дополнительных и сопутствующих услуг достигает пятисот наименований. В ряде случаев девизом обслуживания является: «Нет таких услуг, которые мы не смогли бы Вам предоставить».

11. Рекламный тур

Следующим этапом в представлении тура на рынке является экспериментальное внедрение, которое может быть совмещено с рекламным бесплатным (льготным) путешествием. Основными потребителями в этом случае выступают представители турагентств, которые предположительно будут это продавать. По результатам рекламного тура организуется его презентация, а также проводится рекламная кампания. Таким путем конкурентноспособный туристский продукт по рыночной цене выходит на рынок туруслуг.

Наши рекомендации