Нравственный императив и принцип свободы человека.
Роль морали и нравственности в жизни общества и индивида.
Роль морали в жизни человека
Мораль оказывает значительное влияние на развитие всех сфер общественной жизни. Это обусловлено тем, что человек способен подвергать моральной оценке любую сторону общественной жизни. Поэтому мораль имеет вес в политической, религиозной, экономической, духовной и научной области современного общества.
Существуют определенные нормы правила и нормы поведения, которые обязывают людей вести себя определенным образом, в зависимости от ситуации. Это объективно продиктовано необходимостью сосуществовать в коллективе и вести совместную жизнь с другими людьми. Поэтому мораль оказывает существенное влияние на жизнь людей разных стран, профессий и увлечений.
В обществе мораль действует на основе трех элементов - моральной деятельности, морального сознания и нравственных отношений. Особенностью морали в обществе является то, что в ее сознании выражается некий шаблон или алгоритм поведения человека.
Общество признает определенный стереотип поведения правильным и наиболее оптимальным на данный этап времени. Поэтому о морали говорят, как об своеобразной коллективной воли людей, которые и представляют собой общество.
Созданные системы правил, требований и оценок нацелены на то, чтобы согласовать между собой все индивиды общества и обеспечить им мирное сосуществование.
Моральная оценка
Моральная оценка является актом обоснования и выявления моральной ценности определенных поступков или намерений, которые определяют сознательную человеческую деятельность. Моральная оценка заключается в том, что высказывается мнение, которое выражает одобрение или неодобрение по отношению к поступкам других людей.
Важную роль моральная оценка играет в сфере нравственных отношений, так как она исполняет роль моральной санкции. Она может создавать социальную значимость и наделять ценностью определенные феномены в обществе, и наоборот – лишать их веса и сделать малоэффективными.
Мораль – регулятор деятельности
Зачастую о понятии морали говорят, как о регуляторе деятельности. На первый взгляд, тяжело представить, как такое абстрактное понятие, как мораль, может быть существенным регулятором человеческой деятельности.
Ведь не существует определенных институтов и учреждений, которые бы создавали и контролировали нормы морали. Но, тем не менее, регуляционная функция является одно из основных функций морали. В данном случае мораль выступает в роли способа регулирования поведения большинства людей в обществе.
Также она определяет саморегулирование поведения индивида. Есть несколько видов регуляции, например, административный или правовой, но мораль, как регулятор деятельности, уникальный и особенный.
Он не нуждается в подкреплении законами или карательными органами. Средство регулирования происходит через усвоение индивидами определенных принципов и норм поведения в обществе.
Нравственностьпозволяет человеку осуществлять самоконтроль своей жизни и налаживать его отношения с другими людьми.
Нравственный императив и принцип свободы человека.
Нравственный императив - совокупность общечеловеческих нравственных принципов, безусловно ограничивающих поведение и действие людей всей планеты с целью обеспечения дальнейшего существования и развития человечества.
По теории И. Канта, при выборе своего поведения человек должен руководствоваться не только своими желаниями, но и общечеловеческими правилами, являющимися для него категорическим императивом (безусловным повелением).
Суть категорического императива И. Кант формулирует следующим образом: ≪Поступай так, чтобы максима твоего поведения, на основе твоей воли, могла стать общим естественным законом≫. Кант выдвигает три максимы поведения:
1) поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим законом;
2) в своих поступках исходи из того, что человек является высшей ценностью, его никогда нельзя использовать только как средство;
3) все поступки должны быть ориентированы на общее благо.
Максима - 1) Правило поведения или основной принцип, которым человек руководствуется в своих поступках. 2) Краткое изречение нравственного характера.
Основой нравственного долга выступает свободная и разумная воля.
Все вещи в мире, указывает И. Кант, имеют относительную ценность, и только разумная и свободная личность имеет безусловную ценность сама по себе.
Категорический императив, по Канту, является внеэмпирическим, так как он не возникает в результате обобщения человеческого поведения, ≪он касается того, что должно быть, а не того, что есть≫, и априорным (≪И подлец знает, что его поведение не является нравственным ≫).
Мораль не выводится из чего бы то ни было, она содержит свою причину в себе. Кант вырывает мораль из многообразия жизненных связей, он возвышает ее над миром и противопоставляет ее реальному миру.
По Канту, нравственные требования должны иметь абсолютный характер безусловного веления, что он и называет категорическим императивом. А таким императивом, как он утверждает, является осознание человеком своего долга, имеющего абсолютное значение, который не может быть средством для чего-нибудь,.а только цель сама п себе (все вещи в мире имеют относительную ценность), и только разумная и свободнаяличность имеет безусловную ценность: человек должен быть свободным и разумным — таков моральный закон.
А моральный закон требует ≪поступать таким образом, чтобы признавать в себе и других свободную и разумную волю целью, а не средством ≫. Исходя из этого, Кант требует от каждого ≪действовать так, чтобы правило, руководящее твоей волей, могло быть так же основой всемирного законодательства≫. Именно поэтому, по Канту, абсолютное уважение к личности является нравственным основанием морали и права. Однако это в реальной жизни невозможно, поскольку в природе человека существует ≪изначальное зло≫, которое он называет эгоизмом, якобы свойственном природе человека (себялюбие, стремление только к собственному счастью, которое неистребимо).