Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции //Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, М.В.Фаликман
II. МОТИВЫ
Изменение и развитие потребностей происходит через изменение и разви-
тие предметов, которые им отвечают и в которых они «опредмечиваются» и
конкретизируются. Наличие потребности составляет необходимую предпо-
сылку любой деятельности, однако потребность сама по себе еще не способна
придать деятельности определенную направленность. Наличие у человека по-
требности в музыке создает у него соответствующую избирательность, но еще
ничего не говорит о том, что предпримет человек для удовлетворения этой по-
требности. Может быть, он вспомнит об объявленном концерте, и это напра-
вит его действия, а может быть, до него донесутся звуки транслируемой музы-
ки — и он просто останется у радиоприемника или телевизора. Но может слу-
читься и так, что предмет потребности никак не представлен субъекту: ни в
поле его восприятия, ни в мысленном плане, в представлении; тогда никакой
направленной деятельности, отвечающей данной потребности, у него возник-
нуть не может. То, что является единственным побудителем направленной дея-
тельности, есть не сама по себе потребность, а предмет, отвечающий данной
потребности. Предмет потребности — материальный или идеальный, чувст-
венно воспринимаемый или данный только в представлении, в мысленном
плане, — мы называем мотивом деятельности. гс
Мотивы деятельности несут в себе действительную содержательную харак-
теристику потребностей. О потребностях ничего нельзя сказать иначе как на
языке мотивов. Даже об их динамике (степени их напряженности, мере насы-
щения, угасания) мы можем судить лишь по силам («векторам» или «валент-
ностям») мотивов. Курт Левин был первым, кто в изучении потребностей че-
ловека пошел по этому пути и открыл в психологии побудительную силу объ-
ектов.
Итак, психологический анализ потребностей необходимо преобразуется в ана-
лиз мотивов. Это преобразование наталкивается, однако, на серьезную труд-
ность: оно требует решительно отказаться от субъективистских концепций мо-
тивации и от того смешения понятий, относящихся к разным уровням и раз-
ным «механизмам» регуляции деятельности, которое столь часто допускается в
учении о мотивах.
Хотя изучение мотивов началось в психологии сравнительно недавно
(первая специальная монография «Мотивы и поведение» П. Янга вышла в
1936 г., а первый обзор Моурера лишь в 1952 г.), в настоящее время по про-
блеме мотивов имеется огромное количество работ. Они, однако, почти не
поддаются систематизации — до такой степени различны те значения, в кото-
рых употребляется в них термин «мотив». Создается впечатление, что сейчас
понятие мотива превратилось в большой мешок, в котором сложены самые
разнообразные веши. Среди мотивов или мотивирующих факторов называ-
ются, например, аппетит, влечения, импульсы, привычки и навыки, жела-
ния, эмоции, интересы, цели или такие более конкретные мотивы, как раз-
дражение электрическим током, ощущение удовольствия, честолюбие, зар-
плата, идеалы.
С точки зрения учения о предметности мотивов человеческой деятель-
ности из категории мотивов прежде всего следует исключить субъективные
переживания, представляющие собой отражение тех «надорганических»
потребностей, которые соотносительны мотивам. Эти переживания (жела-
ния, хотения, стремления) не являются мотивами в силу тех же оснований,
по каким ими не являются ощущения голода или жажды: сами по себе они
не способны вызвать направленной деятельности. Можно, впрочем, гово-
рить о предметных желаниях, стремлениях и т. д., но этим мы лишь отодви-
гаем анализ; ведь дальнейшее раскрытие того, в чем состоит предмет дан-
ного желания или стремления, и есть не что иное, как указание соответст-
вующего мотива.
Отказ считать субъективные переживания этого рода мотивами деятельно-
сти, разумеется, вовсе не означает отрицания их реальной функции в регуля-
ции деятельности. Они выполняют ту же функцию субъективных потребнос-
тей и их динамики, какую на элементарных психологических уровнях выпол-
няют интероцептивные ощущения, — функцию избирательной активизации
систем, реализующих деятельность субъекта.
В еще меньшей степени можно считать мотивами такие факторы, как тен-
денция к воспроизведению прочно сформировавшихся стереотипов поведе-
ния, тенденция к завершению начатого действия и т. д. В механике, так ска-
зать, деятельности существует, конечно, множество «динамических сил», ча-
стью имеющих приспособительное значение, а частью возникающих в силу
устройства самих органов, посредством которых реализуется деятельность.
Однако эти силы могут быть названы мотивами не с большим основанием,
чем, например, инерция движения тела, действие которой ведет к тому, что
бегущий человек сталкивается с неожиданно появившимся на его пути пре-
пятствием.
Особое место занимают гедонистические концепции, согласно которым
деятельность человека подчиняется принципу «максимизации положитель-
ных и минимизации отрицательных эмоции», т. е. направлена на достиже-
ние переживаний удовольствия, наслаждения и на избегание переживаний
страдания'. Для этих концепций эмоции и являются мотивами деятельнос-
ти. Иногда эмоциям придают решающее значение, чаще же они включают-
ся наряду с другими факторами в число так называемых «мотивационных
переменных».
Анализ и критика гедонистических концепций мотивации представляет,
пожалуй, наибольшие трудности. Ведь человек действительно стремится жить
в счастии и избегать страдания. Поэтому задача состоит не в том, чтобы отри-
цать это, а в том, чтобы правильно понять, что это значит. А для этого нужно
обратиться к природе самих эмоциональных переживаний, рассмотреть их ме-
сто и их функцию в деятельности человека.
Сфера аффективных, в широком смысле слова, процессов охватывает раз-
личные виды внутренних регуляций деятельности, отличающихся друг от дру-
га как по уровню своего протекания, так и по условиям, которые их вызывают,
и по выполняемой ими роли. Здесь мы будем иметь в виду лишь те преходя-
щие, «ситуационные» аффективные состояния, которые обычно и называют
собственно эмоциями (в отличие, с одной стороны, от аффектов, а с другой
стороны — от предметных чувств).
Эмоции выполняют роль внутренних сигналов. Они являются внутренни-
ми в том смысле, что сами они не несут информации о внешних объектах, об
их связях и отношениях, о тех объективных ситуациях, в которых протекает де-
ятельность субъекта. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредст-
венно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим
мотивам деятельности. При этом речь идет не о рефлексии этих отношений, а
именно о непосредственном их отражении, о переживании. Образно говоря,
эмоции следуют за актуализацией мотива и до рациональной оценки адекват-
ности деятельности субъекта. Таким образом, в самом общем виде функция
эмоций может быть охарактеризована как индикация плюс-минус санкциони-
рование осуществленной, осуществляющейся или предстоящей деятельности.
Эта мысль в разных формах неоднократно высказывалась исследователями
эмоций, в частности, очень отчетливо, П. К. Анохиным. Мы, однако, не будем
останавливаться на различных гипотезах, которые так или иначе выражают
факт зависимости эмоций от соотношения (противоречия или согласия) меж-
ду «бытием и долженствованием». Заметим лишь, что те трудности, которые
обнаруживаются, объясняются главным образом тем, что эмоции рассматри-
ваются, во-первых, без достаточно четкой дифференциации их на различные
подклассы (аффекты и страсти, собственно эмоции и чувства), отличающиеся
друг от друга как генетически, так и функционально, и, во-вторых — вне связи
со структурой и уровнем той деятельности, которую они регулируют.
' Именно в этой связи в психологии и предпринимались попытки измерения, так
сказать, эмоционального баланса человеческой жизни. По-видимому, наиболее старая
работа в этом направлении, цитированная еще Мечниковым, принадлежит Ковалев-
скому, который предложил даже специальную единицу измерения удовольствия, на-
званную им «густией». Такие попытки делаются и некоторыми современными психоло-
гами
В отличие от аффектов эмоции имеют идеаторный характер и, как это бы-
ло отмечено еще Клапаредом, «сдвинуты к началу», т. е. способны регулиро-
вать деятельность в соответствии с предвосхищаемыми обстоятельствами. Как
и все идеаторные явления, эмоции могут обобщаться и коммуницироваться; у
человека существует не только индивидуальный эмоциональный опыт, но и
эмоциональный опыт, который им усвоен в процессах коммуникации эмоций.
Самая же важная особенность эмоций заключается в том, что они релевант-
ны именно деятельности, а не входящим в ее состав процессам, например от-
дельным актам, действиям. Поэтому одно и то же действие, переходя из одной
деятельности в другую, может, как известно, приобретать разную и даже про-
тивоположную по своему знаку эмоциональную окраску. А это значит, что
присущая эмоциям функция положительного или отрицательного санкциони-
рования относится не к осуществлению отдельных актов, а к соотношению до-
стигаемых эффектов с направлением, которое задано деятельности мотивом.'
Само по себе успешное выполнение того или иного действия вовсе не ведет не-
обходимо к положительной эмоции; оно может породить и тяжелое эмоцио-
нальное переживание, остро сигнализирующее том, что со стороны мотиваци-;
онной сферы человека достигнутый успех оборачивается поражением.
Рассогласование, коррекция, санкционирование имеют место на любом
уровне деятельности, в отношении любых образующих ее единиц, начиная с
простейших приспособительных движений. Поэтому главный вопрос заклю- -
чается в том, что именно и как именно санкционируется исполнительный акт,
отдельные действия, направленность деятельности, а может быть, направлен-
ность всей жизни человека.
Эмоции выполняют очень важную функцию в мотивации деятельности — и
мы еще вернемся к этому вопросу, — но сами эмоции не являются мотивами.!
Когда-то Дж. Ст. Милль с большой психологической проницательностью го-
ворил о «хитрой стратегии счастья»: чтобы испытать эмоции удовольствия, '
счастья, нужно стремиться не к переживанию их, а к достижению таких целей, '
которые порождают эти переживания.
Подчиненность деятельности поиску наслаждений является в лучшем слу-
чае психологической иллюзией. Человеческая деятельность отнюдь не стро-
ится по образцу поведения крыс с введенными в мозговые «центры удоволь-
ствия» электродами, которые, если обучить их способу включения тока, раз-
дражающего данные центры, без конца предаются этому занятию, доводя (по
данным Олдса) частоту такого рода «самораздражений» до нескольких тысяч
в час. Можно без особого труда подобрать аналогичные поведения и у челове-
ка: мастурбация, курение опиума, самопогружение в аутистическую грезу.
Они, однако, скорее свидетельствуют о возможности извращения деятельно-
сти, чем о природе мотивов - мотивов действительной, утверждающей себя
человеческой жизни, они вступают в противоречие, конфликт с этими дейст-
вительными мотивами.
Мотивация деятельности человека представляет собой весьма сложный
процесс, требующий специального психологического анализа. Прежде всего
необходимо ввести некоторые дальнейшие различения. Одно из них — это раз-
личение мотивов и целей. Осуществляя деятельность, побуждаемую и направ-
ляемую мотивом, человек ставит перед собой цели, достижение которых ведет
к удовлетворению потребности, получившей свое предметное содержание в
мотиве данной деятельности. Таким образом, вопреки высказываемым неко-
торыми авторами положениям, мотивы следует отличать от сознательных це-
лей и намерений; мотивы «стоят за целями», побуждают к достижению целей.
В том случае, когда цели прямо не даны в ситуации, то они побуждают к целе-
образованию. Они, однако, не порождают целей - так же как потребности не
порождают своих объектов. То, что на уровне приспособительной деятельнос-
ти выступает в форме избирательности по отношению к воздействующим объ-
ектам, на высших ее уровнях выражается в избирательности по отношению к
предвидимым результатам возможных действий, представляемым (сознавае-
мым) субъектом, т. е. целям. В том случае, если целеобразование в наличных
объективных условиях невозможно и ни одно звено деятельности субъекта,
адекватной мотиву, не может реализоваться, то данный мотив остается потен-
циальным — существующим в форме готовности, в форме установки.
Генетически исходным и характерным для человеческой деятельности явля-
ется несовпадение мотивов и целей. Напротив, их совпадение есть вторичное
явление — либо результат приобретения целью самостоятельной побудительной
силы, либо результат осознания мотивов, превращающего их в мотивы-цели.
В отличие от целей, которые всегда, конечно, являются сознательными, мо-
тивы, как правило, актуально не сознаются субъектом: когда мы совершаем те
или иные действия — внешние, практические или речевые, мыслительные, то
мы обычно не отдаем себе отчета в мотивах, которые их побуждают. Правда, мы
всегда можем дать их мотивировку; но мотивировка — это объяснение основа-
ния действия, которое вовсе не всегда содержит в себе указание на его дейст-
вительный мотив. Широко известные гипнотические опыты с отсроченным
выполнением внутреннего действия могут служить яркой демонстрацией это-
го: при полной амнезии факта внушения испытуемый тем не менее объясняет
свое действие - так, как он объяснил бы аналогичное действие, если оно было
бы выполнено другим человеком.
Мотивы, однако, не «отделены» от сознания. Даже когда мотивы не созна-
ются субъектом, т. е. когда он не отдает себе отчета в том, что побуждает его
осуществлять ту или иную деятельность, они, образно говоря, входят в его со-
знание, но только особым образом. Они придают сознательному отражению
субъективную окрашенность, которая выражает значение отражаемого для са-
мого субъекта, его, как мы говорим, личностный смысл.
Таким образом, кроме своей основной функции — функции побуждения,
мотивы имеют еще и вторую функцию — функцию смыслообразования.
Выделение этой второй функции мотивов решающе важно для понимания
внутреннего строения индивидуального сознания и именно как сознания лич-
ности; поэтому нам еще предстоит неоднократно возвращаться к ее анализу.
Здесь, имея в виду лишь задачу дать характеристику самих мотивов, мы огра-
ничимся простой констатацией того факта, что обе указанные функции моти-
вов способны распределяться между разными мотивами одной и той же дея-
тельности. Это возможно вследствие того, что человеческая деятельность яв-
ляется полимотивированной, т. е. регулируемой одновременно двумя или даже
несколькими мотивами. Ведь человек в своей деятельности объективно реали-
зует целую систему отношений: к предметному миру, к окружающим людям, к
обществу и, наконец, к самому себе: некоторые из этих отношений выступают
для него также и субъективно. Например, в своей трудовой деятельности чело-
век не только вступает в отношение к продукту труда, к обществу, но и к кон-
кретным людям. Его трудовая деятельность общественно мотивирована, но
она управляется также и таким мотивом, как, скажем, материальное вознаг-
раждение за выполняемый труд. Оба этих мотива сосуществуют, но выступают
ли они для субъекта психологически одинаково? Хорошо известно, что это не
так, что они лежат как бы в разных психологических плоскостях. В условиях
социализма смысл труда для человека создается общественными мотивами;
что же касается вознаграждения, то этот мотив скорее выступает в функции
побуждения, стимулирования. Таким образом, одни мотивы, побуждая дея-
тельность, вместе с тем придают ей личностный смысл; мы будем называть их
ведущими или смыслообразующими. Другие, сосуществующие с ними мотивы
выполняют роль дополнительных побуждающих факторов - положительных
или отрицательных, — порой весьма могучих; мы будем называть их мотивами-
стимулами.
Такое распределение функций смыслообразования и побуждения между
мотивами одной и той же деятельности имеет свое основание в особых отно-
шениях, которые вообще характеризуют мотивационную сферу человека. Это
суть отношения иерархии мотивов, которая отнюдь не строится по шкале их
побудительности. Эти-то иерархические отношения и воспроизводятся рас-
пределением функций между смыслообразующими мотивами и мотивами-
стимулами единой полимотивированной деятельности. Таким образом, разли-
чение обоих видов мотивов является релятивным. В одной иерархической
структуре данный мотив может выполнять только смыслообразующую функ-
цию, в другой - функцию дополнительной стимуляции; при этом смыслооб-
разующие мотивы всегда занимают в общей иерархии мотивов относительно
более высокое место, чем мотивы-стимулы.
В своих воспоминаниях о заточении в Шлиссельбургской крепости Вера
Фигнер рассказывает о том, что для политических заключенных тюремное на-
чальство ввело физический, но совершенно непродуктивный, принудитель-
ный труд. Хотя меры принуждения были, разумеется, мотивом, способным по-
будить заключенных к его выполнению, но в силу того места, которое мотив
этот занимал в иерархической структуре их мотивационной сферы, он не мог
выполнить роль смыслообразующего мотива; такой труд оставался для них
бессмысленным и поэтому все более непереносимым. Заключенные нашли
чисто психологический выход: они включили это бессмысленное занятие в
контекст главного мотива — продолжать борьбу с самодержавием. Теперь ни-
кому не нужная переноска земли субъективно превратилась для них в средст-
во поддержания своих физических и нравственных сил для этой борьбы.
Изучение мотивов деятельности требует проникновения в их иерархию, во
внутреннюю структуру мотивационной сферы человека, ибо это и определяет
их психологическую «валентность». Поэтому никакая отвлеченная от структу-
ры мотивационной сферы классификация человеческих мотивов невозможна;
она неизбежно превращается в ничего не говорящий перечень: политические
и нравственные идеалы, интерес к получению впечатлений от спорта и развле-
чений, стремление к устройству быта, потребность в деньгах, чувства призна-
тельности, любви и т. д., привычки и традиции, подражание моде, манерам или
образцам поведения.
Мы рассмотрели проблему отношения мотивов к потребностям и к дея-
тельности; нам осталось рассмотреть последнюю проблему — проблему осо-
знания мотивов. Как уже было сказано, необходимо сознавая цели своих дей-
ствий, человек может не сознавать их мотивов. Этот психологический факт
нуждается прежде всего в устранении его ложного истолкования.
Существование несознаваемых мотивов отнюдь не требует относить их к
«бессознательному», как оно понимается психоаналитиками. Они не выража-
ют никакого особого таящегося в глубинах человека начала, которое вмешива-
ется в управление его деятельностью. Несознаваемые мотивы имеют тот же ис-
точник и ту же детерминацию, что и всякое психическое отражение: бытие, де-
ятельность человека в реальном мире.
Несознаваемое не отделено от сознаваемого, и они не противостоят друг дру-
гу; это — лишь разные уровни психического отражения, свойственного человеку,
которые наличествуют в любой сложной деятельности, что понималось многи-
ми объективными исследователями и очень ясно было выражено И. П. Павло-
вым. «Мы отлично знаем, — писал он, — до какой степени душевная психичес-
кая жизнь пестро складывается из сознательного и бессознательного».
Абсолютизация несознаваемого представляет собой лишь оборотную сто-
рону абсолютизации сознания как якобы единственной психологической ре-
альности и единственного предмета психологии, на чем удивительным обра-
зом до сих пор настаивают некоторые авторы. Отказ от этой абсолютизации
радикально меняет подход к проблеме: исходным для ее решения становится
не вопрос о том, какова роль бессознательного в сознательной жизни, а вопрос
об условиях, порождающих у человека психическое отражение в форме созна-
ния, сознавания и о функции сознания. С этой точки зрения должна быть рас-
Л
смотрена и проблема сознавания мотивов деятельности. 3
Как уже говорилось, обычно мотивы деятельности актуально не сознаются.
Это - психологический факт. Действуя под влиянием того или иного побужде-
ния, человек сознает цели своих действий; в тот момент, когда он действует,
цель необходимо «присутствует в его сознании» и, по известному выражению
Маркса, как закон определяет его действия.
Иначе обстоит дело с осознанием мотивов действий, того, ради чего они со-
вершаются. Мотивы несут в себе предметное содержание, которое должно так
или иначе восприниматься субъектом. На уровне человека это содержание от-
ражается, преломляясь в системе языковых значений, т. е. сознается. Ничто
решительно не отличает отражение этого содержания от отражения человеком
других объектов окружающего его мира. Объект, побуждающий действовать, и
объект, выступающий в той же ситуации, например, в роли преграды, являют-
ся в отношении возможностей их отражения, познания «равноправными». То,
чем они отличаются друг от друга, — это не степень отчетливости и полноты их
восприятия или уровень их обобщенности, а их функция и место в структуре
деятельности.
Последнее обнаруживается прежде всего объективно — в самом поведении,
особенно в условиях альтернативных жизненных ситуаций. Но существуют
также специфические субъективные формы, в которых объекты находят свое
отражение именно со стороны их побудительности. Это — переживания, кото-
рые мы описываем в терминах желания — хотения, стремления и т. п. Однако
сами по себе они не отражают никакого предметного содержания; они лишь
относятся к тому или иному объекту, лишь субъективно «окрашивают» его.
Возникшая передо мною цель воспринимается мною в ее объективном значе-
нии, т. е. я понимаю ее обусловленность, представляю себе средства ее дости-
жения и более отдаленные результаты, к которым она ведет; вместе с тем я ис-
пытываю стремление, желание действовать в направлении данной цели или,
наоборот, негативные переживания, препятствующие этому. В обоих случаях
они выполняют роль внутренних сигналов, посредством которых происходит
регуляция динамики деятельности. Что, однако, скрывается за этими сигнала-
ми, что они отражают? Непосредственно, для самого субъекта, они как бы
только «метят» объекты, и их осознание есть лишь сознание их наличия, а во-
все не осознание того, что их порождает. Это и создает впечатление, что они
возникают эндогенно и что именно они являются силами, движущими поведе-
нием — его истинными мотивами.
Даже в случае, когда при этом описании динамического аспекта деятель-
ности пользуются такими понятиями, как «побудительная сила вещей» или
«векторы поля», само по себе это вовсе еще не исключает признания, что объ-
екты внешнего мира являются только «проявителями» внутренних психичес-
ких сил, движущих субъектом. Возникает возможность простого обращения
терминов, и этой возможности нельзя избежать, если оставаться в пределах
анализа отношения между наличным объектом или наличной ситуацией, с
одной стороны, и наличным состоянием субъекта — с другой. В действитель-
ности такое отношение всегда включено в более широкую, определяющую его
систему. Это — система общественных по своей природе отношений, в кото-
рые вступает человек к окружающему миру и который открывается ему в его
деятельности не только как мир вещественных объектов — природных и объ-
ектов материальной культуры, но и как мир идеальных объектов — объектов
духовной культуры и неотделимо от этого — как мир человеческих отноше-
ний. Проникновение в этот широкий мир, в его объективные связи и порож-
дает мотивы, побуждающие человека к действиям.
Переживание человеком острого желания достигнуть открывающуюся пе-
ред ним цель, которое субъективно отличает ее как сильный положительный
«вектор поля», само по себе еще ничего не говорит о том, в чем заключается
движущий им смыслообразующий мотив. Может быть, мотивом является
именно данная цель, но это — особый случай; обычно же мотив не совпадает с
целью, лежит за ней. Поэтому его обнаружение составляет специальную зада-
чу : задачу осознания мотива.
Так как речь идет об осознании смыслообразующих мотивов, то эта задача
может быть описана и иначе, а именно — как задача осознания личностного
смысла (именно личностного смысла, а не объективного значения!), который
имеют для человека те или иные его действия, их цели.
Задачи осознания мотивов порождаются необходимостью найти себя в си-
стеме жизненных отношений и поэтому возникают лишь на известной ступе-
ни развития личности — когда формируется подлинное самосознание. Поэто-
му для детей такой задачи просто не существует. * - , ;v • •
f
Когда у ребенка возникает стремление пойти в школу, стать школьником,
то он, конечно, знает, что делают в школе и для чего нужно учиться. Но веду-
щий мотив, лежащий за этим стремлением, скрыт от него, хотя он и не затруд-
няется в объяснениях-мотивировках, нередко просто повторяющих слышан-
ное им. Выяснить этот мотив можно только путем специального исследования.
Можно, скажем, изучить, как играют старшие дошкольники «в школу», вос-
пользовавшись тем, что в ролевой игре обнажается тот смысл, который имеют
для ребенка выполняемые им игровые действия. Другим примером исследова-
ния мотивов учения у детей, уже переступивших порог школы, может служить
исследование Л. И. Божович, основанное на анализе реакций первоклассни-
ков на разные типы занятий, которые могут иметь либо «школьный» характер,
либо характер игровой, так сказать, дошкольный, на перспективу удлинения
времени перемен, на отмену урока и т. д.
Позже, на этапе формирования сознания своего «Я», работа по выявлению
смыслообразующих мотивов выполняется самим субъектом. Ему приходится
идти по тому же пути, по какому идет и объективное исследование, с той, од-
нако, разницей, что он может обойтись без анализа своих внешних реакций на
те или иные события: связь событий с мотивами, их личностный смысл непо-
средственно сигнализируется возникающими у него эмоциональными пережи-
ваниями.
День со множеством действий, успешно осуществленных человеком, ко-
торые в ходе выполнения представлялись ему адекватными, тем не менее мо-
жет оставить у него неприятный, порой даже тяжелый эмоциональный оса-
док. На фоне продолжающейся жизни с ее текущими задачами этот осадок
едва выделяется. Но в минуту, когда человек как бы оглядывается на себя
и мысленно вновь перебирает события дня, усиливающийся эмоциональ-
ный сигнал безошибочно укажет ему на то, какое из них породило этот оса-
док. И может статься, например, что это — успех его товарища в достижении
общей цели, который был им самим же подготовлен, — той цели, единственно
ради которой, как ему думалось, он действовал. Оказалось, что это не вполне
так, что, может быть, главное для него заключалось в личном продвижении, в
карьере. Эта мысль и ставит его лицом к лицу перед «задачей на смысл», перед
задачей осознания своих мотивов, точнее — их действительного внутреннего
соотношения.
Нужна известная внутренняя работа, чтобы решить эту задачу и, может
быть, отторгнуть то, что вдруг обнажилось, потому что «беда, если вначале не
убережешься, не подметишь самого себя и в пору не остановишься». Это писал
Пирогов, об этом же проникновенно говорил Герцен, а вся жизнь Л. Н. Толсто-
го — великий пример такой внутренней работы.