Присутствие в настоящем моменте. Осознанность. Сознание

Предлагаемые в этой главе методики имеют прямое отношение не только к успешности выходов из тела, но и к увеличению длительности и качества таких путешествий. По сути, когда мы говорим о внетелесном путешествии, то в первую очередь речь идёт о переносе сознания. Стало быть, работа с сознанием играет важнейшую роль.

Это КЛЮЧЕВАЯ тема методики. И тема, в которой часто больше всего недопонимания. Что такое осознанность и присутствие в настоящем моменте? Присутствие чего или кого?

Это присутствие тебя. И раз так, то мы подходим к ключевому вопросу всех исканий человека. К вопросу:

Кто я?

Вопрос только на первый взгляд кажется простым. И чтобы разобраться и понять его некоторую трудность или неоднозначность, надо исходить из базового ощущения. Из того, что называется ощущением «Я ЕСТЬ» или осознанностью.

На мой взгляд, самым простым способом понять, что такое осознанность, является вспоминание себя в детстве или юности. Надо войти в какую-то далёкую, но хорошо запомнившуюся ситуацию из детства. И не просто в ситуацию, а в тогдашнего себя. Посмотреть глазами ребёнка и почувствовать его ощущениями. Но нам нужна не сама ситуация. Тужен ты.

Ведь согласись, что это был ТЫ. Причём ты себя не чувствовал ребёнком. Было другое тело, мысли, намерения, жизненный опыт, но это был ты. Сейчас внешне ты такой, а в то время был другой, но это ты в обоих случаях.

ПОЧУВСТВУЙ ЭТО.

Войди в какие-то ещё воспоминания. Опять внешне всё будет не так как сейчас, но всегда это будешь ты.

Теперь выйди из прошлого в настоящий момент, сохраняя ЧУВСТВО СЕБЯ. Это очень просто. Здесь нет ничего замысловатого и не надо себя искать. Ты это ты. Искать некого. Надо лишь отбросить всё, что не является тобой. А тобой не является всё что подвержено изменениям. Ты не тело, не эмоции, не ум, не мысли, не интеллект, не чувства, не память. Одно лишь чистое сознание. Присутствие здесь и сейчас.

Вот осознанность и приводит тебя к себе. Переводит внимание из внешних объектов на себя. Не на мысли, характер, тело и так далее, а просто на «я есть».

Поняв, что это вообще такое, ты теперь можешь быстро в это переходить, переводя внимание снаружи внутрь. Например, можно просто закрыть глаза. Тот, кто видит темноту перед глазами – это ТЫ.

Если на первых порах быстро не получается, то сядь перед какой-нибудь нейтральной стеной в метре от неё. И не концентрируясь ни на каком элементе этой стены, внимание направь как бы в противоположном от стены направлении. В себя. Но в себя как некое бесформенное присутствие. Об этом присутствии ничего невозможно сказать, кроме того что оно есть. Никаких качеств, о которых можно было бы говорить.

Текст этой главы не имеет никакого смысла, если ты будешь пытаться это только понять!!!

ЭТО НУЖНО СДЕЛАТЬ.

Понимать ты будешь пытаться умом. А ум – это не ты. И в этом корень заблуждений. Многие пытаются медитировать, стремясь через изменённые состояния сознания выйти на «себя». Но это глупости.

Настоящая медитация – это полное отсутствие изменённого состояния сознания. Это сознание в своей истинной неизменности, а не наоборот. Речь, на самом деле, даже не идёт ни о каких состояниях. Ничего, кроме простого чистого присутствия.

В настоящей медитации не нужно куда-то улетать! Наоборот. Надо остаться здесь и сейчас.

В первом упражнении, когда вы вспоминали себя в детстве, вам нужно было просто осознать, что вы не являетесь ничем таким, на что можно было бы указать и дать характеристику. Вы что-то сверх этого.

Вы - сознание. Всё остальное происходит вокруг вас как сознания. Развивается или стареет тело, меняется характер, жизненный опыт заставляет вас становиться другим человеком. Вы становитесь жёстче или добрее. Но на самом деле это всё не вы.

Вы – это только присутствие, которое наблюдает весь этот круговорот изменений. Вы – это покой сознания. Отбросьте всё, что вы раньше называли собой, и вы станете ПОКОЕМ ПРИСУТСТВИЯ. Что бы ни происходило, вы теперь знаете, что вы не это. А вслед за покоем ПРИДЁТ И СИЛА.

Теперь вам нужно наработать очень простой навык. Нам опять потребуется нейтральная стена. Садитесь около неё в метре и начинаете её наблюдать. Теперь вспомните о присутствии или осознанности. И ваше внимание автоматически как бы разделяется на две части. Одна часть внимания продолжает смотреть на стену, а другая часть внимания направлена в себя. В «я есть». В осознанность.

СДЕЛАЙТЕ ЭТО.

Обратите внимание, что осознанность обязательно должна быть расслабленной. Осознанность – это, по сути, и есть расслабление. Очень естественное состояние, которое не нужно удерживать усилием. Весь смысл в том и состоит, что осознанность становится естественным и постоянным спутником вашей жизни лишь после того, как вы ощутили это как расслабление, а не как упражнение или специальную практику. Осознанность – это не практика. Вы не практикуете самого себя, а просто являетесь собой. Возвращаете себе подлинного себя.

Это колоссальный по важности и ценности навык, не смотря на свою лёгкость. Этот навык делает вас счастливым. Почему? Потому что теперь вы имеете возможность не вовлекаться ни в какие передряги и события.

Внимание, направленное внутрь, не допустит этого.

Раньше вы полностью погружались в гнев, мысли, растерянность и так далее. А теперь внимание, направленное в «я есть» не позволит вам уйти в это, всегда вытаскивая и позволяя сохранять пробуждённость сознания.

ВЫ СТАЛИ ПРОБУЖДЁННЫМ!!!

Я не шучу и не говорю о просветлении. Пробуждение – это то, что произошло с вами после осознания «я есть» и разделения внимания. Ведь пробуждение – это когда вы не забываете подлинного себя.

Вы не погрязнете в каких-нибудь телевизионных глупостях или ужасах, которые вам рассказывает соседка. Тот покой, который воцарится в вас, не позволит вам быть зомбированным никакой идеей или эмоцией.

Вы всегда будете как бы выше этого. Или сможете наблюдать со стороны, не будучи вовлечённым чужими мыслями и эмоциями в ненужные вам переживания.

Это разделение внимания действует, как вы поняли, в основном тогда, когда глаза открыты. Закройте глаза и полностью погрузитесь в «я есть». Всё внимание там. Затем откройте глаза и отследите, как часть внимания потребовалась, чтобы начать наблюдать внешние объекты и реагировать на них, а другая часть внимания так и осталась внутри. СОХРАНЯЙТЕ ЭТО ВНУТРЕННЕЕ ВНИМАНИЕ. Это самое ценное, что вообще может быть!

Вы сделали САМОЕ ВАЖНОЕ упражнение в жизни! Самую важную практику!

Закрывайте и открывайте глаза столько раз, сколько нужно, чтобы хорошо это почувствовать.

Пример из жизни.

Я помню, как однажды не спал всю ночь. На работе был конфликт с клиентом. Я был совершенно прав, а клиент был настоящая свинья, как я тогда думал :))

Придя домой, я всю последующую ночь продолжал в воображении спорить с этим клиентом или представлял как продолжу этот спор на следующий день. Появлялось всё больше и больше аргументов в мою пользу. Я был прав на 100%. И я крутил и крутил эту беседу до рассвета. Не мог остановиться.

Где-то в 3 часа ночи я уже начал понимать, что что-то тут не то. Что я буквально не могу перестать спорить с воображаемым человеком. Настолько сильно я был захвачен эмоцией и мыслями. Утром я был разбит и измучен, как будто отработал ночную смену у станка.

Если бы такой конфликт с этим человеком произошёл у меня сейчас, то я вышел бы из этого конфликта через несколько секунд, после его фактического окончания. Не после начала, а после окончания.)) Стоило бы перейти в другую комнату, и я бы сразу начал подзабывать, что там за ссора была только что.

И всё это благодаря осознанности и разделению внимания. То внимание, которое направлено в «я есть», никогда не позволяет быть в ситуации дольше, чем эта ситуация фактически длится.

Я всегда здесь и сейчас. Если сейчас этого конфликта нет, то я и не кручу мысли по этому поводу и не имею в отношении этого эмоций.

По сути, будучи самим этим присутствием в настоящем моменте, этим «я есть», человек делает шаг в сторону так называемого просветления. Став пробуждённым, можно сделать ещё один шаг и стать просветлённым. Список просветлённых на сегодняшний день огромен :))

Но это уже другая тема.

“Самое интересное для нас то, что именно это пребывание в чистом сознании как раз и является ключом к РАСШИРЕНИЮ ВОЗМОЖНОСТЕЙ внетелесной практики.”

Люди спят на ходу. Они думают, что днём бодрствуют, но они на самом деле спят. Это особый сон. Не такой как ночью. Это сон забвения себя.

ПРОСЫПАЙСЯ. Тук-тук.

Всё что происходит, связывает внимание спящего наяву человека и заставляет реагировать в соответствии с заложенной в него бессознательной программой.

Человек думает, что он очень увлечён выходами из тела, а на самом деле всё время и вся энергия у него уходит на переживание о только что поцарапанном бампере автомобиля, о дорожной пробке, о необходимости оправдываться за опоздание, о том, как его несправедливо послали на три весёлых буквы в интернете.

И на кучу чего ещё. Причём человек НЕ ВИНОВАТ. Он не властен над этим, потому что спит.

Он вынужден реагировать в соответствии с той программой, которая в нём сидит.

Пробудиться – это как минимум осознать свои программы. Осознать, что каждое твоё действие является неким шаблоном поведения, даже когда действие предполагает слом шаблонов.

Так же как пробуждение во сне означает осознание сна и осознание своего присутствия в нём, так же и в бодрствующем состоянии пробуждение – это осознание своих автоматических реакций.

Способность увидеть свои действия и реакцию на раздражители как бы со стороны. Увидеть, как ты вовлекаешься в это. Есть ты подлинный, а есть набор реакций, которые с тобой происходят, в которые ты вовлекаешься.

Изначально нас вовлекают мысли, которые и включают соответствующие этим мыслям реакции. Если не отождествлять себя с мыслью, то возникает довольно странное и важное ощущение, что мысли существуют как бы сами по себе. Они не имеют к тебе отношения. Ты можешь наблюдать их, не идя за ними и не реагируя.

Допустим, пришла мысль. Не называй её сразу своей мыслью. А просто посмотри на неё без реакции. И вот мысль как пришла, так и ушла, а ты остался неизменным. Не вовлечённым в круговорот других мыслей по поводу этой мысли и в круговорот реакций в виде эмоций или действий.

Наблюдение мыслей.

И заключительным упражнением, которое я предлагаю тебе делать, является так называемое наблюдение мыслей.

В предыдущем упражнении мы разделяли внимание, направленное внутрь в «я есть», и направленное наружу на стену. Теперь внешним объектом для нас становится не стена, а мысли.

Они так же являются внешним объектом внимания, как и стена, условно говоря. Но только они осознаются почти там же, где осознаётся и собственное присутствие. Где-то в голове. Если в случае со стеной мы могли чётко разделить направленность туда и назад, то в случае с наблюдением мыслей разделение происходит как бы в одном и том же месте.

Чтобы преодолеть эту весьма условную сложность, которой на самом деле не существует, мы применим один приём. Вначале будем просто наблюдать за мыслями, не разделяя внимание. Вы просто садитесь и отслеживаете приход мыслей. Не пропускайте ни одну мысль и не пытайтесь задавить её или остановить. Они сами остановятся лишь потому, что вы наблюдете их.

Сделайте это сейчас. Сядьте и наблюдайте мысли. Глаза можно держать как открытыми, так и закрытыми. Сразу, как только вы начали наблюдать мысли, они как бы затормозились. Можно сказать, что мысли не любят, когда за ними наблюдают. Потому что в таком случае вы буквально понимаете, что мысли вам не принадлежат. Они не ваши. И мысли не являются Вами.

Они приходят и уходят, не цепляя вас и не вовлекая никуда. И когда они вас не цепляют, то они начинают исчезать. Без всяких усилий по их остановке. Естественным образом. Усилия даже вредят.

Возможно, будет несколько сложновато с непривычки первые 10-15 минут. Но затем это упражнение наполняется лёгкостью. Вам становится легко наблюдать мысли, не вовлекаясь в их смысл и не отвлекаясь на посторонние дела. Они просто приходят и уходят.

И теперь мы снова разделим внимание. Снова одна часть внимания направлена в наблюдение мыслей, а другая является присутствием в настоящем моменте. Осознанностью.

Часть внимания переходит в того, кто собственно и наблюдает мысли. Вы вновь становитесь самой осознанностью, часть внимания от которой направлено в наблюдение мыслей. Вы являетесь присутствием в настоящем моменте, которое уделяет часть внимания наблюдению за мыслями.

Очень скоро Вы начнёте наблюдать не столько слова, пролетающие в голове, сколько отсутствие слов. Те промежутки времени, когда внимание, направленное в мысли, на самом деле наблюдает пустоту и их отсутствие. Со временем эти пустые промежутки будут увеличиваться. А затем мыслительный процесс может и вовсе на какое-то время остановиться. И выражение «чистое сознание» перестанет быть таким уж загадочным и непонятным.

Впоследствии этот навык разделения внимания сыграет ключевую роль в процессе выхода из тела.

Не поленюсь повторить ещё раз – Вам нужно лишь сделать это. Начать наблюдать и видеть на собственном опыте происходящие изменения. Пусть ваше интеллектуальное понимание станет следствием практики, а не следствием чтения данной главы.

Обычно, когда человек осознан и пребывает в этом состоянии присутствия здесь и сейчас, то мысли просто проходят мимо. Это медитативное состояние. Ты просто есть и всё. Внимание является тобой, и всё остальное происходит НА ФОНЕ ТЕБЯ.

В данном упражнении мы уделяем часть внимания наблюдению за мыслями точно так же, как всегда уделяется какая-то часть внимания, чтобы наблюдать стену, идти, разговаривать с человеком и так далее. Вы можете всегда и непрерывно быть самим собой, не вовлекаясь ни в какие события настолько, чтобы забыть в них себя.

В этом состоянии присутствия в настоящем моменте можно находиться вообще всё время бодрствования.

И тогда полностью поменяется само качество жизни.

Вы станете намного свободнее и счастливее.

Вопрос «кто я?» отпадёт сам собой. И никакие передряги и стрессы не смогут выбить вас из гармоничного психологического состояния. Это особое удовольствие. Очень тонкое наслаждение. При условии, что нет напряжения.

Не упражнение.

Я назвал эту часть главы «не упражнение», поскольку в финальной стадии этих занятий по поиску «я есть», наблюдению стены, наблюдению мыслей, Вы придёте к пониманию, что в состоянии разделённого внимания можно вообще находиться постоянно во время бодрствования.

Это перестаёт быть упражнением, а становится самой жизнью.

Вы больше не упражняетесь в этом, а переносите этот навык в повседневность. В выполнение профессиональных или домашних дел, в общение, и конечно в практику выходов из тела.

Когда вы сможете без всяких напряжений, расслабленно и спокойно пребывать в этой осознанности, то Ваша жизнь ПОМЕНЯЕТ КАЧЕСТВО.

Вы станете свободным и счастливым человеком, над которым мысли и внешние обстоятельства не властны, поскольку Вы НАШЛИ СЕБЯ.

Говоря о напряжении, я имею в виду напряжение, создаваемое Вашим устремлением. Практика может привести к осознанности, но сама осознанность не является практикой. Это просто присутствие в настоящем моменте. И всё. Не способ чего-то достичь, а иное восприятие жизни.

Но когда вы устремлены, то перестаёте быть в настоящем, мыслями переходя в будущее. И это создаёт напряжение в осознанности. Это важнейший для понимания момент. Именно поэтому я говорю, что надо быть в процессе.

Не переживайте, если такой навык приходит не сразу.

Мы ведь вообще договорились, что Вы выбросите из головы привычку к переживаниям и осуждению себя по всяким придуманным поводам. Это нормально, когда, увлекшись мыслью или событием, вы забываете об осознанности.

Даже просветлённый человек скажет вам, что он подвержен вовлечению в мысли. Даже просветлённый! Просто эта вовлечённость сразу им отслеживается и отбрасывается.

Так что вам не за что ругать себя, если вы забываете об осознанности. Перестаньте огорчаться по этому поводу, потому что огорчение это о прошлом. А прошлого уже нет. Важно лишь возвращаться в это. В настоящий момент. В присутствие. Мягко, расслабленно возвращаться в «я есть».

Наши рекомендации