Новорожденность, младенчество, дошкольный возраст

ГЛОССАРИЙ

Возрастная психология

№ п/п Новое понятие Содержание
Антропогенез развитие человечества во всех его аспектах, в том числе и культурном, часть филогенеза, начинающаяся с возник-новением Homo sapiens и завершающаяся сегодняшним днем
Биографический метод способ исследования, диагностики, коррекции и проекти-рования жизненного пути личности
Биологический возраст (биологическое понятие) время, прошедшее (прожитое) для конкретного организма с момента рождения
Брунер Джером один из ведущих западных специалистов по проблеме интеграции культуры и образования, психолог и педагог
Ведущая деятельность вид деятельности, в которой возникают и дифференцируются другие виды деятельности, перестраиваются основные психические процессы и происходят изменения психологических особенностей личности на данной стадии ее развития
Возраст объективная, исторически изменчивая, хронологически и символически фиксированная стадия развития индивида в онтогенезе
Возрастные кризисы особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями
Генеративность желание человека повлиять на следующее поколение через собственных детей, через практический или теоретический вклад в развитие общества
Движущие силы развития факторы, которые определяют поступательное движение развития человека, являются его причинами, направляют его, содержат в себе энергетические и побудительные источники развития
Детерминизм (в психологии) закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов
Деятельностный детерминизм зависимость развития психики от предметных действий
Естественнонаучный психологический детерминизм обусловленность поведения психической деятельностью, совершающейся объективно подобно рефлексу
Жизненный путь история индивидуального развития личности
Закон развития высших психических функций первоначально высшие психические функции возникают как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии становятся внутренними индивидуальными функциями самого человека
Зона ближайшего развития расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития
Интериоризация формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности
Констатирующий эксперимент выявление определенных психологических особенностей и уровней развития соответствующего психического качества или свойства
Лонгитюдное (лонгитюдиальное) исследование изучение развития одного и того же испытуемого длительное время
Метод близнецов изучение сходства и различия между гомозиготными и гетерозиготными близнецами, которое дает важный научный материал для понимания роли наследственности и среды в формировании развития психики и личности человека
Метод эксперимента активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется искомый психологический факт
Микрогенез актуальный генез, наиболее короткая временная дистанция, охватывающая «возрастной» период, в течение которого протекают краткосрочные психические процессы, а также развернутые последовательности действий (например, поведение испытуемого при решении творческих задач)
Наблюдение преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения
Научение в бихевиоризме процесс и результат приобретения индивидуального опыта на основе законов упражнения, готовности, смежности во времени и подкрепления
Новообразование развития (по Л.С. Выготскому) качественно новый тип личности и взаимодействия человека с действительностью, отсутствующий как целое на предыдущих этапах его развития
Обучение процесс целенаправленной передачи общественно-историче-ского опыта; организация формирования знаний, умений, навыков
Онтогенез индивидуальное развитие человека, которое начинается с момента зачатия и завершается концом жизни
Ортогенез теория развития живой природы, согласно которой эволюция живой природы происходит в строго определенном направле-нии, подчиняясь принципу изначальной целесообразности в природе
Периодизация психического развития выделение в целостном жизненном цикле человека последо-вательности стадий (периодов) психического развития
Предмет возрастной психологии законы, закономерности, тенденции изменения психики, личности, поведения и жизнедеятельности человека в течение его жизни
Преформированный тип развития тип, когда в самом начале развития заданы, закреплены, зафиксированы как те стадии, которые явление (организм) пройдет, так и тот конечный результат, который явление достигнет
Психологический возраст возраст, определяемый путем соотнесения уровня пси-хического (умственного, эмоционального и т.д.) развития индивида с соответствующими нормативными среднестатис-тическими показателями
Развитие психики закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях
Социальная ситуация развития (по Л.С. Выготскому) складывающееся к началу каждого нового этапа своеоб-разное, специфическое для данного возраста, исключи-тельное, единственное и неповторимое отношение между человеком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной
Социальный возраст возраст, измеряемый путем соотнесения уровня социального развития человека (например, овладения определенным набором социальных ролей) с тем, что статистически нормально для его сверстников
Субъективный возраст возрастное самосознание, зависящее от напряженности, событийной наполненности жизни и субъективно воспри-нимаемой степени самореализации личности
Теория рекапитуляции теория развития, согласно которой ребенок в своем индивидуальном развитии повторяет вкратце главные этапы истории всего человеческого рода
Тестирование краткое, стандартизированное, обычно ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления в сравниваемых величинах индивидуальных различий
Умственный возраст число, получаемое в итоге математической обработки результатов выполнения испытуемым тестовых заданий
Условия развития внутренние и внешние постоянно действующие факторы, которые, не выступая в качестве движущих сил развития, влияют на него, направляя ход развития, формируя его динамику и определяя источники развития
Филогенез развитие вида, предельная временная дистанция, включающая возникновение жизни, зарождение видов, их изменение, дифференциацию и преемственность, т.е. всю биологическую эволюцию, начиная с простейших и завершая человеком
Формирующий эксперимент целенаправленные воздействия на испытуемого с целью создания, выработки определенных качеств, умений
Хронологический возраст возраст отдельного человека, начиная с момента зачатия и до конца жизни
Эгоцентризм неспособность индивида, сосредотачиваясь на собственных интересах, изменить исходную познавательную позицию по отношению к некоторому объекту, мнению или представлению даже перед лицом противоречащей его опыту информации
Эпигенетический принцип все, что растет и развивается, имеет общий план, исходя из которого развиваются отдельные части, причем каждая из них имеет наиболее благоприятный период для преиму-щественного развития

Новорожденность, младенчество, дошкольный возраст

№ п/п Новое понятие Содержание
"Режиссерская игра" вид игры ребенка раннего возраста, в которой используемые ребенком предметы наделяются не свойственным им игровым смыслом (например, кубик превращается в машину)
"Уход от реальности" одно из проявлений личностной неготовности ребенка к школе, проявляющееся в "выпадении" его из процесса обучения, "витании в облаках"
Активный словарь совокупность слов, произносимых ребенком
Атавистические рефлексы безусловные рефлексы, полученные от животных предков, но бесполезные для ребенка и поэтому исчезающие в течение первых месяцев жизни
Аффект бурная кратковременная эмоция, возникающая, как правило, в ответ на сильный раздражитель
Аффективная окрашенность восприятия такое восприятие ребенка, при котором наблюдаемые предметы вызывают яркую эмоциональную реакцию
Аффективные вспышки ребенка раннего возраста яркие эмоциональные реакции, сопровождаемые криком, плачем, битьем ногами или руками и возникающие в ситуациях фрустрации
Безусловные рефлексы относительно постоянные, наследственно закрепленные реакции организма на определенные воздействия внешнего мира, осуществляемые с помощью нервной системы
Вербализм один из признаков интеллектуальной неготовности ребенка к школе и проявляющийся в высоком уровне речевого развития на фоне недостаточного развития восприятия и мышления
Внимание сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенные объекты
Воспроизведение восстановление в памяти образа, когда перед ребенком нет сходного объекта
Действия - игры действия, напоминающие по форме игру
Демонстративность одно из проявлений личностной неготовности ребенка к школе, проявляющееся в повышенной потребности в успехе и внимании к себе окружающих
Детство термин, обозначающий начальные периоды онтогенеза (от рождения до подросткового возраста)
Игра форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры
Игра с правилами вид игры дошкольника, в котором роли отходят на второй план и главным оказывается четкое выполнение правил игры
Игровые условия участвующие в игре дошкольника дети, куклы, другие игрушки и предметы
Комплекс оживления бурная эмоциональная реакция младенца, возникающая на лицо матери ( или человека, выполняющего роль матери) и проявляющаяся фиксацией взгляда на ее лице, произнесением звуков, движением рук и ног, а также улыбкой
Контекстная речь речь, содержание которой раскрывается в самом контексте и поэтому становится понятным слушателям независимо от знания или незнания обсуждаемой ситуации
Кризис 1 года переходный период между младенчеством и ранним детством, сопровождающийся всплеском самостоятельности и появлением аффективных реакций
Кризис 3 лет период возрастного развития между ранним и дошкольным детством, содержанием которого является изменение системы отношений ребенка со взрослыми и выделение своего "Я"
Кризис 7 лет по Л.И. Божович период рождения социального "Я" ребенка
Круговая реакция (по Ж. Пиаже) цепь одинаковых, повторяющихся действий младенца
Личные действия (по Д.Б. Эльконину) действия ребенка раннего возраста, которые он начинает воспринимать как свои и сопровождает своим именем или местоимением "Я"
Мотивации (психол.) побуждения, то что побуждает человека, ради чего оно совершается, а также потребности и инстинкты, влечения и эмоции, установки и идеалы
Мышление важная ступень человеческого познания, позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания
Наглядно-образное мышление один из видов мышления, связанный с представлением ситуаций и изменений в них. С помощью наглядно-образного мышления наиболее полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета
Наглядно-действенное мышление один из видов мышления, характеризующийся тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов
Научное понятие одна из форм отражения мира в мышлении, с помощью которой познается сущность явлений, процессов, обобщаются их существенные стороны и признаки
Негативизм один из признаков кризиса 3-х лет, проявляющийся в негативной реакции ребенка не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого
Основная линия развития мышления дошкольника переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и далее - к словесному мышлению
Память способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения
Пассивный словарь совокупность слов, понимаемых ребенком
Понятие одна из логических форм мышления, высший уровень обобщения, характерный для словесно-логического мышления  
Предметное значение речи характеристика речи ребенка, заключающаяся в его способности обозначать одним словом предметы, различные по своим внешним свойствам, но сходные по какому-то существенному признаку или способу действия с ними
Предметно-манипулятивная деятельность деятельность ребенка раннего возраста, проявляющаяся в том, что он не играет, а манипулирует предметами, в том числе игрушками, сосредоточиваясь на самих действиях с ними
Протест - бунт один из признаков кризиса 3-х лет, проявляющийся в систематических конфликтах ребенка со взрослыми в течение относительно длительного периода времени
Психологическая готовность к школьному обучению единство психических характеристик субъекта, обеспечивающее успешное начало обучения в школе
Рефлекс опосредованная нервной системой закономерная ответная реакция организма на раздражитель
Ролевая игра деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними
Самосознание осознание и оценка человеком (ребенком) самого себя как личности - своего нравственного облика и интересов, ценностей, мотивов поведения
Своеволие один из признаков кризиса 3-х лет, проявляющийся в гипертрофированном стремлении ребенка к самостоятельности действий и решений
Содержание игры те моменты в деятельности и отношениях взрослых, которые воспроизводятся дошкольником в игре
Соподчинение мотивов способность ребенка подчинить одно свое желание другому и на этой основе сделать выбор
Строптивость один из признаков кризиса 3-х лет, проявляющийся в поведении ребенка, направленном не против конкретного взрослого, а всей системы отношений, сложившейся в раннем детстве, принятых в семье норм воспитания
Сюжет та сфера действительности, которая отражается в игре дошкольника
Сюжетно-ролевая игра вид игры дошкольника, в котором игра в роли взрослых дополняется определенным сюжетом, отражающимся в игре
Тревога эмоциональное состояние, возникающее в ситуации неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий
Тревожность одно из проявлений личностной неготовности ребенка к школе, проявляющейся в склонности ребенка к переживанию тревоги
Узнавание опознание воспринимаемого объекта как такого, который уже известен по прошлому опыту. Основой его является сличение наличного восприятия со следами, сохраняющимися в памяти
Упрямство один из признаков кризиса 3-х лет, проявляющийся в том, что ребенок настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались
Условные рефлексы новорожденного рефлексы, появляющиеся к концу первого месяца жизни и возникающие при сочетании первоначально незначимого условного раздражителя с раздражителем, вызывающим безусловный рефлекс
Учебная деятельность ведущий вид деятельности младшего школьника, представляющий собой форму социальной активности, реализуемую посредством учебно-познавательных действий и учебных операций
Учебная задача один из компонентов учебной деятельности, включающий систему заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы (принципы) действия
Учебная операция один из компонентов учебной деятельности, входящий в состав способа действий и составляющий его основное звено
Фрустрация состояние, вызванное непреодолимыми трудностями, возникшими на пути достижения цели
Эгоцентризм неспособность ребенка, сосредоточиваясь на собственных интересах, изменять исходную познавательную позицию по отношению к некоторому объекту, мнению или представлению даже перед лицом противоречащей его опыту информации
Эгоцентрическая речь речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность ребенка

Подроски, юность

№ п/п Новые понятия Содержание
«Я-концепция» относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система пред­ставлений подростка о самом себе, на основе которой он строит свои взаимоотношения с другими людьми и относится к себе
Важная задача взросления подростка психологическое совладание с собственным телесным и сек­суальным созреванием
Гипотетико-дедуктивное мышление фундаментальная переориентация мышления с познания того, как устроена реальность, на поиск потенциальных возможно­стей, лежащих за непосредственной данностью
Главная социальная задача юности выбор профессии
Гормон роста соматотропин, которым стимулируется в основном удлинение тела; выделяется передней долей гипофиза
Динамическое Я то, каким субъект намерен стать
Дружба вид устойчивых, индивидуально-избирательных межличност­ных отношений, характеризующихся взаимной привязанно­стью их участников, усилением процессов аффилиации, вза­имными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности
Жизненный план обобщение целей, которые ставит перед собой личность, как следствие построения «пирамиды» ее мотивов, становления устойчивого ядра ценностных ориентаций, которые подчи­няют себе частные, преходящие стремления
Идеальное Я то, каким субъект, по его мнению, должен был бы стать, ори­ентируясь на моральные нормы
Идентичность субъективное чувство непрерывной самотождественности
Конвенциональный уровень развития моральных суждений уровень, который достигается тогда, когда ребенок некри­тично принимает оценки своей референтной группы: семьи, класса, религиозной общины
Личностная рефлексия важный механизм самосознания, представляющий собой форму осознания подростком как своего внутреннего мира, так и понимания внутреннего мира других людей
Любовь высокая степень эмоционально положительного отношения субъекта, выделяющего свой объект среди других и поме­щающего его в центр своих жизненных потребностей и инте­ресов
Маргинальная личность личность, принадлежащая двум культурам
Мировоззрение взгляд на мир в целом, система представлений об общих принципах и основах бытия, жизненная философия человека, сумма и итог всех его знаний
Мировоззренческий поиск социальная ориентация личности, т.е. осознание себя части­цей, элементом социальной общности, выбор своего будущего социального положения и способов его достижения
Негативная идентичность тип развития неадекватной идентификации, при котором на­блюдается презрительное, враждебное отношение к занятиям и ценностям, принятым в семье и ближайшем окружении подростка; попытки найти идентичность, прямо противопо­ложную той, которую предпочитают для своего ребенка ближние
Нервная анорексия целенаправленное ограничение себя в еде, доходящее до сте­пени голодания, обусловленное стремлением к похуданию
Общественный взрослый человек, воплощенный в системе социальных ролей и час­тично персонифицированный в учителе, мастере, наставнике, вместе с которым подросток осваивает правила, понятия, принципы деятельности во всех сферах общественного созна­ния - в науке, искусстве, религии, праве, морали
Первый признак наступления пубертатного периода отчетливое ускорение роста
Подлинная интимность отношений в юности совмещение жизненных целей и перспектив друзей при со­хранении индивидуальности и особенности каждого, возмож­ное только на основе относительно стабильного образа «Я»
Подростковый возраст (отрочество) период онтогенеза от 10-11 до 15 лет, соответствующий на­чалу перехода от детства к юности
Познавательные (когнитивные) предпосылки мировоззрения усвоение определенной и весьма значительной суммы знаний и способность индивида к абстрактному теоретическому мышлению, без чего разрозненные специальные знания не складываются в единую систему
Половая идентичность единство поведения и самосознания индивида, причисляю­щего себя к определенному полу и ориентирующегося на тре­бования соответствующей половой роли
Полоролевое поведение поведение, реализующее нормативные ожидания мужчин и женщин или ориентированное на них
Постконвенциональный уровень развития моральных суждений уровень выработки личных нравственных принципов, кото­рые могут совпадать, а могут и в чем-то отличаться от норм референтной группы
Потребность в смысле жизни потребность в том, чтобы осознавать свою жизнь не как се­рию случайных, разрозненных событий, а как цельный про­цесс, имеющий определенное направление, преемственность и смысл
Предопределенная идентичность некритичное принятие ценностей семьи, общества, религиоз­ной группы и др.
Произвольное внимание внимание, которое направляется и поддерживается созна­тельно поставленной целью
Пропозициональные операции умственные действия, осуществляемые, в отличие от кон­кретных операций, не с предметными представлениями, а с отвлеченными понятиями
Психологическая стадия развития эмоций поиск себя, своего отличия от других людей, приводящий к тому, что детские классификации людей по полу, возрасту, групповой принадлежности и любимым способам проведения досуга сменяются более психологичными, многофакторными классификациями, имеющими сильную эмоциональную окра­ску
Психосексуальная ориентация направленность полового влечения и форм его реализации
Пубертатный кризис кризис, наступающий в подростковом возрасте; подразуме­вает биологические и физиологические изменения, связанные с развитием соматических и половых функций
Размывание времени тип развития неадекватной идентификации, при котором под­росток обнаруживает неспособность (упорное нежелание) строить планы на будущее и избегает взросления
Размывание способности к продуктивной работе тип развития неадекватной идентификации, которыйотмеча­ется у подростков, избегающих вовлеченности
Реальное Я представление о себе в настоящем времени
Самоопределение осознание себя, с субъективной точки зрения, в качестве члена общества и в новой общественно значимой позиции
Самосознание в юношеском возрасте самосознание, характеризующееся познанием своего Я не только в настоящем, но и в будущем, что связано с определе­нием своих жизненных планов и целей, нравственных идеалов
Социально-психологические стереотипы маскулинности и фемининности соционормативные представления, являющиеся автономным аспектом дифференциации половых ролей (чем отличаются или должны отличаться друг от друга мужчины и женщины по своим физическим, социальным и психическим качествам)
Социальные половые роли социальные нормы, определяющие дифференциацию дея­тельности, статуса, прав и обязанностей мужчин и женщин
Социальный интеллект тот «инструмент» психики, который обеспечивает человеку ориентацию в социальной действительности
Стадия автономии эмоций стадия, возникающая в тех случаях, когда столкновение цен­ностей, вырабатываемых самим подростком, и ценностей его социального окружения приводит к появлению у подростка позиции человека, отвечающего за свою судьбу
Уход от близких взаимоотношений тип развития неадекватной идентификации, обусловленный страхом потери собственной идентичности
Фантастическое Я то, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось воз­можным
Формирование психосексуальной зрелости в юности биологический процесс ее становления и психосоциальный процесс усвоения индивидом половой роли и признания ее обществом
Чувство взрослости (по определению Д.Б. Эльконина) новообразование сознания, через которое подросток сравни­вает себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность
Юность период в развитии человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной жизни

Наши рекомендации