Новорожденность, младенчество, дошкольный возраст
ГЛОССАРИЙ
Возрастная психология
№ п/п | Новое понятие | Содержание |
Антропогенез | развитие человечества во всех его аспектах, в том числе и культурном, часть филогенеза, начинающаяся с возник-новением Homo sapiens и завершающаяся сегодняшним днем | |
Биографический метод | способ исследования, диагностики, коррекции и проекти-рования жизненного пути личности | |
Биологический возраст (биологическое понятие) | время, прошедшее (прожитое) для конкретного организма с момента рождения | |
Брунер Джером | один из ведущих западных специалистов по проблеме интеграции культуры и образования, психолог и педагог | |
Ведущая деятельность | вид деятельности, в которой возникают и дифференцируются другие виды деятельности, перестраиваются основные психические процессы и происходят изменения психологических особенностей личности на данной стадии ее развития | |
Возраст | объективная, исторически изменчивая, хронологически и символически фиксированная стадия развития индивида в онтогенезе | |
Возрастные кризисы | особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями | |
Генеративность | желание человека повлиять на следующее поколение через собственных детей, через практический или теоретический вклад в развитие общества | |
Движущие силы развития | факторы, которые определяют поступательное движение развития человека, являются его причинами, направляют его, содержат в себе энергетические и побудительные источники развития | |
Детерминизм (в психологии) | закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов | |
Деятельностный детерминизм | зависимость развития психики от предметных действий | |
Естественнонаучный психологический детерминизм | обусловленность поведения психической деятельностью, совершающейся объективно подобно рефлексу | |
Жизненный путь | история индивидуального развития личности | |
Закон развития высших психических функций | первоначально высшие психические функции возникают как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии становятся внутренними индивидуальными функциями самого человека | |
Зона ближайшего развития | расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития | |
Интериоризация | формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности | |
Констатирующий эксперимент | выявление определенных психологических особенностей и уровней развития соответствующего психического качества или свойства | |
Лонгитюдное (лонгитюдиальное) исследование | изучение развития одного и того же испытуемого длительное время | |
Метод близнецов | изучение сходства и различия между гомозиготными и гетерозиготными близнецами, которое дает важный научный материал для понимания роли наследственности и среды в формировании развития психики и личности человека | |
Метод эксперимента | активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется искомый психологический факт | |
Микрогенез | актуальный генез, наиболее короткая временная дистанция, охватывающая «возрастной» период, в течение которого протекают краткосрочные психические процессы, а также развернутые последовательности действий (например, поведение испытуемого при решении творческих задач) | |
Наблюдение | преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения | |
Научение в бихевиоризме | процесс и результат приобретения индивидуального опыта на основе законов упражнения, готовности, смежности во времени и подкрепления | |
Новообразование развития (по Л.С. Выготскому) | качественно новый тип личности и взаимодействия человека с действительностью, отсутствующий как целое на предыдущих этапах его развития | |
Обучение | процесс целенаправленной передачи общественно-историче-ского опыта; организация формирования знаний, умений, навыков | |
Онтогенез | индивидуальное развитие человека, которое начинается с момента зачатия и завершается концом жизни | |
Ортогенез | теория развития живой природы, согласно которой эволюция живой природы происходит в строго определенном направле-нии, подчиняясь принципу изначальной целесообразности в природе | |
Периодизация психического развития | выделение в целостном жизненном цикле человека последо-вательности стадий (периодов) психического развития | |
Предмет возрастной психологии | законы, закономерности, тенденции изменения психики, личности, поведения и жизнедеятельности человека в течение его жизни | |
Преформированный тип развития | тип, когда в самом начале развития заданы, закреплены, зафиксированы как те стадии, которые явление (организм) пройдет, так и тот конечный результат, который явление достигнет | |
Психологический возраст | возраст, определяемый путем соотнесения уровня пси-хического (умственного, эмоционального и т.д.) развития индивида с соответствующими нормативными среднестатис-тическими показателями | |
Развитие психики | закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях | |
Социальная ситуация развития (по Л.С. Выготскому) | складывающееся к началу каждого нового этапа своеоб-разное, специфическое для данного возраста, исключи-тельное, единственное и неповторимое отношение между человеком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной | |
Социальный возраст | возраст, измеряемый путем соотнесения уровня социального развития человека (например, овладения определенным набором социальных ролей) с тем, что статистически нормально для его сверстников | |
Субъективный возраст | возрастное самосознание, зависящее от напряженности, событийной наполненности жизни и субъективно воспри-нимаемой степени самореализации личности | |
Теория рекапитуляции | теория развития, согласно которой ребенок в своем индивидуальном развитии повторяет вкратце главные этапы истории всего человеческого рода | |
Тестирование | краткое, стандартизированное, обычно ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления в сравниваемых величинах индивидуальных различий | |
Умственный возраст | число, получаемое в итоге математической обработки результатов выполнения испытуемым тестовых заданий | |
Условия развития | внутренние и внешние постоянно действующие факторы, которые, не выступая в качестве движущих сил развития, влияют на него, направляя ход развития, формируя его динамику и определяя источники развития | |
Филогенез | развитие вида, предельная временная дистанция, включающая возникновение жизни, зарождение видов, их изменение, дифференциацию и преемственность, т.е. всю биологическую эволюцию, начиная с простейших и завершая человеком | |
Формирующий эксперимент | целенаправленные воздействия на испытуемого с целью создания, выработки определенных качеств, умений | |
Хронологический возраст | возраст отдельного человека, начиная с момента зачатия и до конца жизни | |
Эгоцентризм | неспособность индивида, сосредотачиваясь на собственных интересах, изменить исходную познавательную позицию по отношению к некоторому объекту, мнению или представлению даже перед лицом противоречащей его опыту информации | |
Эпигенетический принцип | все, что растет и развивается, имеет общий план, исходя из которого развиваются отдельные части, причем каждая из них имеет наиболее благоприятный период для преиму-щественного развития |
Новорожденность, младенчество, дошкольный возраст
№ п/п | Новое понятие | Содержание |
"Режиссерская игра" | вид игры ребенка раннего возраста, в которой используемые ребенком предметы наделяются не свойственным им игровым смыслом (например, кубик превращается в машину) | |
"Уход от реальности" | одно из проявлений личностной неготовности ребенка к школе, проявляющееся в "выпадении" его из процесса обучения, "витании в облаках" | |
Активный словарь | совокупность слов, произносимых ребенком | |
Атавистические рефлексы | безусловные рефлексы, полученные от животных предков, но бесполезные для ребенка и поэтому исчезающие в течение первых месяцев жизни | |
Аффект | бурная кратковременная эмоция, возникающая, как правило, в ответ на сильный раздражитель | |
Аффективная окрашенность восприятия | такое восприятие ребенка, при котором наблюдаемые предметы вызывают яркую эмоциональную реакцию | |
Аффективные вспышки ребенка раннего возраста | яркие эмоциональные реакции, сопровождаемые криком, плачем, битьем ногами или руками и возникающие в ситуациях фрустрации | |
Безусловные рефлексы | относительно постоянные, наследственно закрепленные реакции организма на определенные воздействия внешнего мира, осуществляемые с помощью нервной системы | |
Вербализм | один из признаков интеллектуальной неготовности ребенка к школе и проявляющийся в высоком уровне речевого развития на фоне недостаточного развития восприятия и мышления | |
Внимание | сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенные объекты | |
Воспроизведение | восстановление в памяти образа, когда перед ребенком нет сходного объекта | |
Действия - игры | действия, напоминающие по форме игру | |
Демонстративность | одно из проявлений личностной неготовности ребенка к школе, проявляющееся в повышенной потребности в успехе и внимании к себе окружающих | |
Детство | термин, обозначающий начальные периоды онтогенеза (от рождения до подросткового возраста) | |
Игра | форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры | |
Игра с правилами | вид игры дошкольника, в котором роли отходят на второй план и главным оказывается четкое выполнение правил игры | |
Игровые условия | участвующие в игре дошкольника дети, куклы, другие игрушки и предметы | |
Комплекс оживления | бурная эмоциональная реакция младенца, возникающая на лицо матери ( или человека, выполняющего роль матери) и проявляющаяся фиксацией взгляда на ее лице, произнесением звуков, движением рук и ног, а также улыбкой | |
Контекстная речь | речь, содержание которой раскрывается в самом контексте и поэтому становится понятным слушателям независимо от знания или незнания обсуждаемой ситуации | |
Кризис 1 года | переходный период между младенчеством и ранним детством, сопровождающийся всплеском самостоятельности и появлением аффективных реакций | |
Кризис 3 лет | период возрастного развития между ранним и дошкольным детством, содержанием которого является изменение системы отношений ребенка со взрослыми и выделение своего "Я" | |
Кризис 7 лет по Л.И. Божович | период рождения социального "Я" ребенка | |
Круговая реакция (по Ж. Пиаже) | цепь одинаковых, повторяющихся действий младенца | |
Личные действия (по Д.Б. Эльконину) | действия ребенка раннего возраста, которые он начинает воспринимать как свои и сопровождает своим именем или местоимением "Я" | |
Мотивации (психол.) | побуждения, то что побуждает человека, ради чего оно совершается, а также потребности и инстинкты, влечения и эмоции, установки и идеалы | |
Мышление | важная ступень человеческого познания, позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания | |
Наглядно-образное мышление | один из видов мышления, связанный с представлением ситуаций и изменений в них. С помощью наглядно-образного мышления наиболее полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета | |
Наглядно-действенное мышление | один из видов мышления, характеризующийся тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов | |
Научное понятие | одна из форм отражения мира в мышлении, с помощью которой познается сущность явлений, процессов, обобщаются их существенные стороны и признаки | |
Негативизм | один из признаков кризиса 3-х лет, проявляющийся в негативной реакции ребенка не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого | |
Основная линия развития мышления дошкольника | переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и далее - к словесному мышлению | |
Память | способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения | |
Пассивный словарь | совокупность слов, понимаемых ребенком | |
Понятие | одна из логических форм мышления, высший уровень обобщения, характерный для словесно-логического мышления | |
Предметное значение речи | характеристика речи ребенка, заключающаяся в его способности обозначать одним словом предметы, различные по своим внешним свойствам, но сходные по какому-то существенному признаку или способу действия с ними | |
Предметно-манипулятивная деятельность | деятельность ребенка раннего возраста, проявляющаяся в том, что он не играет, а манипулирует предметами, в том числе игрушками, сосредоточиваясь на самих действиях с ними | |
Протест - бунт | один из признаков кризиса 3-х лет, проявляющийся в систематических конфликтах ребенка со взрослыми в течение относительно длительного периода времени | |
Психологическая готовность к школьному обучению | единство психических характеристик субъекта, обеспечивающее успешное начало обучения в школе | |
Рефлекс | опосредованная нервной системой закономерная ответная реакция организма на раздражитель | |
Ролевая игра | деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними | |
Самосознание | осознание и оценка человеком (ребенком) самого себя как личности - своего нравственного облика и интересов, ценностей, мотивов поведения | |
Своеволие | один из признаков кризиса 3-х лет, проявляющийся в гипертрофированном стремлении ребенка к самостоятельности действий и решений | |
Содержание игры | те моменты в деятельности и отношениях взрослых, которые воспроизводятся дошкольником в игре | |
Соподчинение мотивов | способность ребенка подчинить одно свое желание другому и на этой основе сделать выбор | |
Строптивость | один из признаков кризиса 3-х лет, проявляющийся в поведении ребенка, направленном не против конкретного взрослого, а всей системы отношений, сложившейся в раннем детстве, принятых в семье норм воспитания | |
Сюжет | та сфера действительности, которая отражается в игре дошкольника | |
Сюжетно-ролевая игра | вид игры дошкольника, в котором игра в роли взрослых дополняется определенным сюжетом, отражающимся в игре | |
Тревога | эмоциональное состояние, возникающее в ситуации неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий | |
Тревожность | одно из проявлений личностной неготовности ребенка к школе, проявляющейся в склонности ребенка к переживанию тревоги | |
Узнавание | опознание воспринимаемого объекта как такого, который уже известен по прошлому опыту. Основой его является сличение наличного восприятия со следами, сохраняющимися в памяти | |
Упрямство | один из признаков кризиса 3-х лет, проявляющийся в том, что ребенок настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались | |
Условные рефлексы новорожденного | рефлексы, появляющиеся к концу первого месяца жизни и возникающие при сочетании первоначально незначимого условного раздражителя с раздражителем, вызывающим безусловный рефлекс | |
Учебная деятельность | ведущий вид деятельности младшего школьника, представляющий собой форму социальной активности, реализуемую посредством учебно-познавательных действий и учебных операций | |
Учебная задача | один из компонентов учебной деятельности, включающий систему заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы (принципы) действия | |
Учебная операция | один из компонентов учебной деятельности, входящий в состав способа действий и составляющий его основное звено | |
Фрустрация | состояние, вызванное непреодолимыми трудностями, возникшими на пути достижения цели | |
Эгоцентризм | неспособность ребенка, сосредоточиваясь на собственных интересах, изменять исходную познавательную позицию по отношению к некоторому объекту, мнению или представлению даже перед лицом противоречащей его опыту информации | |
Эгоцентрическая речь | речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность ребенка |
Подроски, юность
№ п/п | Новые понятия | Содержание |
«Я-концепция» | относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений подростка о самом себе, на основе которой он строит свои взаимоотношения с другими людьми и относится к себе | |
Важная задача взросления подростка | психологическое совладание с собственным телесным и сексуальным созреванием | |
Гипотетико-дедуктивное мышление | фундаментальная переориентация мышления с познания того, как устроена реальность, на поиск потенциальных возможностей, лежащих за непосредственной данностью | |
Главная социальная задача юности | выбор профессии | |
Гормон роста | соматотропин, которым стимулируется в основном удлинение тела; выделяется передней долей гипофиза | |
Динамическое Я | то, каким субъект намерен стать | |
Дружба | вид устойчивых, индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующихся взаимной привязанностью их участников, усилением процессов аффилиации, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности | |
Жизненный план | обобщение целей, которые ставит перед собой личность, как следствие построения «пирамиды» ее мотивов, становления устойчивого ядра ценностных ориентаций, которые подчиняют себе частные, преходящие стремления | |
Идеальное Я | то, каким субъект, по его мнению, должен был бы стать, ориентируясь на моральные нормы | |
Идентичность | субъективное чувство непрерывной самотождественности | |
Конвенциональный уровень развития моральных суждений | уровень, который достигается тогда, когда ребенок некритично принимает оценки своей референтной группы: семьи, класса, религиозной общины | |
Личностная рефлексия | важный механизм самосознания, представляющий собой форму осознания подростком как своего внутреннего мира, так и понимания внутреннего мира других людей | |
Любовь | высокая степень эмоционально положительного отношения субъекта, выделяющего свой объект среди других и помещающего его в центр своих жизненных потребностей и интересов | |
Маргинальная личность | личность, принадлежащая двум культурам | |
Мировоззрение | взгляд на мир в целом, система представлений об общих принципах и основах бытия, жизненная философия человека, сумма и итог всех его знаний | |
Мировоззренческий поиск | социальная ориентация личности, т.е. осознание себя частицей, элементом социальной общности, выбор своего будущего социального положения и способов его достижения | |
Негативная идентичность | тип развития неадекватной идентификации, при котором наблюдается презрительное, враждебное отношение к занятиям и ценностям, принятым в семье и ближайшем окружении подростка; попытки найти идентичность, прямо противоположную той, которую предпочитают для своего ребенка ближние | |
Нервная анорексия | целенаправленное ограничение себя в еде, доходящее до степени голодания, обусловленное стремлением к похуданию | |
Общественный взрослый | человек, воплощенный в системе социальных ролей и частично персонифицированный в учителе, мастере, наставнике, вместе с которым подросток осваивает правила, понятия, принципы деятельности во всех сферах общественного сознания - в науке, искусстве, религии, праве, морали | |
Первый признак наступления пубертатного периода | отчетливое ускорение роста | |
Подлинная интимность отношений в юности | совмещение жизненных целей и перспектив друзей при сохранении индивидуальности и особенности каждого, возможное только на основе относительно стабильного образа «Я» | |
Подростковый возраст (отрочество) | период онтогенеза от 10-11 до 15 лет, соответствующий началу перехода от детства к юности | |
Познавательные (когнитивные) предпосылки мировоззрения | усвоение определенной и весьма значительной суммы знаний и способность индивида к абстрактному теоретическому мышлению, без чего разрозненные специальные знания не складываются в единую систему | |
Половая идентичность | единство поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли | |
Полоролевое поведение | поведение, реализующее нормативные ожидания мужчин и женщин или ориентированное на них | |
Постконвенциональный уровень развития моральных суждений | уровень выработки личных нравственных принципов, которые могут совпадать, а могут и в чем-то отличаться от норм референтной группы | |
Потребность в смысле жизни | потребность в том, чтобы осознавать свою жизнь не как серию случайных, разрозненных событий, а как цельный процесс, имеющий определенное направление, преемственность и смысл | |
Предопределенная идентичность | некритичное принятие ценностей семьи, общества, религиозной группы и др. | |
Произвольное внимание | внимание, которое направляется и поддерживается сознательно поставленной целью | |
Пропозициональные операции | умственные действия, осуществляемые, в отличие от конкретных операций, не с предметными представлениями, а с отвлеченными понятиями | |
Психологическая стадия развития эмоций | поиск себя, своего отличия от других людей, приводящий к тому, что детские классификации людей по полу, возрасту, групповой принадлежности и любимым способам проведения досуга сменяются более психологичными, многофакторными классификациями, имеющими сильную эмоциональную окраску | |
Психосексуальная ориентация | направленность полового влечения и форм его реализации | |
Пубертатный кризис | кризис, наступающий в подростковом возрасте; подразумевает биологические и физиологические изменения, связанные с развитием соматических и половых функций | |
Размывание времени | тип развития неадекватной идентификации, при котором подросток обнаруживает неспособность (упорное нежелание) строить планы на будущее и избегает взросления | |
Размывание способности к продуктивной работе | тип развития неадекватной идентификации, которыйотмечается у подростков, избегающих вовлеченности | |
Реальное Я | представление о себе в настоящем времени | |
Самоопределение | осознание себя, с субъективной точки зрения, в качестве члена общества и в новой общественно значимой позиции | |
Самосознание в юношеском возрасте | самосознание, характеризующееся познанием своего Я не только в настоящем, но и в будущем, что связано с определением своих жизненных планов и целей, нравственных идеалов | |
Социально-психологические стереотипы маскулинности и фемининности | соционормативные представления, являющиеся автономным аспектом дифференциации половых ролей (чем отличаются или должны отличаться друг от друга мужчины и женщины по своим физическим, социальным и психическим качествам) | |
Социальные половые роли | социальные нормы, определяющие дифференциацию деятельности, статуса, прав и обязанностей мужчин и женщин | |
Социальный интеллект | тот «инструмент» психики, который обеспечивает человеку ориентацию в социальной действительности | |
Стадия автономии эмоций | стадия, возникающая в тех случаях, когда столкновение ценностей, вырабатываемых самим подростком, и ценностей его социального окружения приводит к появлению у подростка позиции человека, отвечающего за свою судьбу | |
Уход от близких взаимоотношений | тип развития неадекватной идентификации, обусловленный страхом потери собственной идентичности | |
Фантастическое Я | то, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось возможным | |
Формирование психосексуальной зрелости в юности | биологический процесс ее становления и психосоциальный процесс усвоения индивидом половой роли и признания ее обществом | |
Чувство взрослости (по определению Д.Б. Эльконина) | новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность | |
Юность | период в развитии человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной жизни |