Предпосылки развития личности
В ходе психического развития ребенка происходит не только усвоение разнообразных действий и формирование психических процессов и качеств, необходимых для их выполнения. Ребенок постепенно овладевает свойственными человеку формами поведения в обществе и теми внутренними чертами, которые отличают человека как члена общества и определяют его поступки.
Поскольку поведение детей определяется характером их чувств и желаний, большое значение имеет развитие у них качеств, побуждающих учитывать интересы других людей, поступать в соответствии с требованиями взрослых.
В раннем возрасте ребенок открывает себя как отдельную персону. Начиная с полутора лет, оценка поведения ребенка взрослыми становится одним из важных источников его чувств. Похвала, одобрение окружающих вызывают чувства гордости, и они пытаются заслужить положительную оценку, демонстрируя взрослым свои достижения. Несколько позднее ребенок начинает испытывать чувства стыда, в случаях, если его действия не оправдывают ожидания взрослых, порицаются ими.
Осознание себя как субъекта, как уникального «Я» происходит через телесные чувствования, «образ» тела, визуальный образ в зеркале, через переживание своего волеизъявления и свою способность выделять себя как источник свих воли, эмоций и воображения.
Кризис трех лет.
Отделение себя от других людей, сознание собственных возможностей через чувство овладения телом, ощущение себя источником воли приводят к новому типу отношений ребенка со взрослыми. Он начинает сравнивать себя с окружающими его взрослыми и хочет пользоваться такими же правами, что и взрослые: выполнять те же действия, быть независимым и самостоятельным. несколько важных симптомов этого кризиса.
- Негативизм. Это отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому. Ребенок отказывается подчиняться определенным требованиям взрослых.
- Упрямство. Это реакция на собственное решение. Ребенок настаивает на своем собственном решении. Здесь происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались.
- Строптивость. Это протест против некоторых порядков, запретов, существующих дома.
- Своеволие. Стремление к эмансипации от взрослого. Ребенок сам хочет что-либо делать, не физически, а он стремиться к самостоятельности намерений, замыслов.
- Обесценивание взрослых. К обесцениванию, зачастую, приводит негативизм. Он может таким образом протестовать против запретов или реагировать на замечания, наказания.
- Протест-бунт. Форма данного поведения проявляется в частых спорах с родителями.
- Стремление к деспотизму. Часто встречается в семьях с одним ребенком, который проявляет деспотическую власть по отношению к ближайшим родственникам.
Возникающие в процессе развития и особым образом прочувствованные в условиях кризиса новообразования готовят ребенка к тому, чтобы стать личностью.
13. Общая характеристика познавательного развития дошкольников.
В дошкольном возрасте происходит дальнейшее бурное развитие всех познавательных психических процессов. К познавательным процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят ощущения, восприятие, представления, память, воображение, мышление, речь. На первых этапах рассматриваемого возрастного периода в психике ребенка доминируют психические процессы, связанные с приобретением чувственного опыта. К этой категории познавательных процессов относятся ощущение и восприятие.
Ощущение – отражение свойств предметного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств. Развитие ощущений ребенка обусловлено развитием у него психофизиологических функций (сенсорных, мнемических, вербальных и т. д.).
Одновременно с развитием ощущений у детей в возрасте от 2 до 6 лет продолжается развитие восприятия.
Развитие восприятия в дошкольном возрасте протекает в форме процесса развития и формирования перцептивных действий, от конкретных манипуляций с предметами до интериоризации (переноса практических действий во внутренний план на психическом уровне). На первых этапах ребенок пытается извлечь сведения не столько из восприятия, сколько из практических действий с предметом. В конце дошкольного возраста действия восприятия становятся более организованными и эффективными, чтобы дать сравнительно полное представление о предмете. В этот период складываются три основных вида действий восприятия: действия идентификации, действия отнесения к эталону, моделирующие действия. Действия идентификации выполняются в том случае, когда свойства воспринимаемого предмета полностью совпадают с эталоном, идентичным ему. Действия отнесения к эталону выполняются при частичном совпадении свойств предмета с эталоном, когда наряду с чертами сходства существуют некоторые черты отличия. Моделирующие действия выполняются при восприятии объектов со сложными свойствами, которые не могут быть определены при помощи одного эталона, а требуют одновременного использования двух или более эталонов. На протяжении дошкольного периода внешние ориентировочные действия, необходимые для применения сенсорных эталонов, интериоризируются. Эталоны начинают применяться без перемещения, совмещения, обведения контура предметов и других внешних приемов. Их заменяют движения рассматривающего предмет глаза или ощупывающей руки, выступающей теперь как инструмент восприятия.
Сенсорное развитие ребенка в период дошкольного детства является наиболее интенсивным, - в это время совершенствуется ориентировка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени. Воспринимая предметы и действуя с ними, ребенок начинает все более точно оценивать их цвет, форму, величину, вес, температуру, свойства поверхности и др. Отдельные представления начинают играть роль образцов, с которыми ребенок сравнивает свойства новых предметов в процессе их восприятия. В этом возрасте происходит переход от применения таких предметных образов, являющихся результатом обобщения собственного сенсорного опыта ребенка, к использованию общепринятых сенсорных эталонов. Сенсорные эталоны – это выработанные человечеством представления об основных разновидностях свойств и отношений.
Следующим этапом развития когнитивных процессов становятся изменения в развитии высших психических процессов. У ребенка начинают значительно развиваться произвольная память, речь, мышление, внимание, представления и воображение.
Развитие произвольной памяти протекает в этом возрасте на фоне феномена амнезии детства (феномен амнезии детства – феномен психики взрослого человека, который заключается в том, что человек не помнит события первых 3-4 лет), который свидетельствует о том, что на рубеже 3-4 лет происходит переход от младенческой к взрослой организации памяти. Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Память дошкольника носит в основном непроизвольный характер. Произвольные формы памяти запоминания и воспроизведения начинают складываться в возрасте 4-5 лет. Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением создаются в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения ребенком взятой на себя роли. В результате дети осознают необходимость специальных действий запоминания, овладевают умением использовать для этого вспомогательные средства. Памяти в дошкольном детстве отводится доминирующая роль.
Мышление. Основы развития мышления закладываются в раннем детстве: при решении задач, требующих установления связей и отношений между предметами и явлениями, ребенок постепенно переходит от внешних ориентировочных действий к мыслительным операциям, используя образы. На основе наглядно-действенной формы мышления, которая является основной в этом возрасте, начинает складываться наглядно- образная форма мышления. Дети становятся способными к первым обобщениям, основанным на опыте их практической деятельности и закрепляющимся в слове.
В дошкольном детстве ребенку приходится разрешать все более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. В игре, продуктивной деятельности при выполнении учебных и трудовых заданий он не просто использует заученные действия, но постоянно видоизменяет их. От выяснения наиболее простых, прозрачных, лежащих на поверхности связей и отношений вещей дошкольники постепенно переходят к пониманию более сложных зависимостей (причинно-следственные связи). К концу дошкольного возраста дети начинают решать довольно сложные задачи, требующие понимания некоторых физических и других связей и отношений, умея использовать знания об этих связях и отношениях в новых условиях.
Вниманиеребенка в период дошкольного детства отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиями.
В начале дошкольного возраста (2-3 года) у ребенка преобладает непроизвольное внимание, к 5-6 годам проявление внимания носит все более произвольный характер. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной деятельности, в то время как в процессе игры или решения эмоционально окрашенной продуктивной задачи они могут достаточно долго удерживать внимание. Устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности заметно возрастает к 7 годам.
Речь у ребенка в этом возрасте развивается особенно бурно. К концу шестого года дети обычно полностью осваивают фонетику языка, их активный словарь составляет 2-3 тыс. слов.
Становясь более самостоятельным, дети дошкольного возраста выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.
Рост словарного запаса зависит непосредственно от условий жизни воспитания; индивидуальные особенности здесь наиболее заметны, чем в любой другой области психического развития.
В дошкольном возрасте речь выполняет несколько функций : коммуникативная , планирующая, знаковая , экспрессивная функции. Коммуникативная функция является основной, т.к. уже в раннем детстве ребенок пользуется речью как средством общения. Планирующая функция речи заключается в том, что на протяжении дошкольного возраста речь ребенка превращается в средство планирования и регуляции его практического поведения. Развитие речи как знаковой формы деятельности не может быть понято вне соотношения с развитием других знаковых форм. В игре ребенок открывает знаковый смысл предметов-заместителей, а в рисовании – знаковый смысл графических построений. Генетически самая древняя функция, присущая всем высокоорганизованным животным, - экспрессивная. Общаясь с другими людьми, ребенок в речи проявляет свое эмоциональное отношение к тому, о чем он стремиться рассказать, или к самим участникам общения. Экспрессивная функция пронизывает не только невербальные формы общения, но и влияет на построение речи ребенка.
Развитие представлений и воображения. Ребенок в этом возрасте мыслит наглядно, образами. Память также в значительной степени строится на воспроизведении представлений, поэтому первые воспоминания у большинства детей носят характер картин, наглядных образов.
Одновременно с развитием представлений у ребенка происходит и развитие воображения. Воображение представляет собой особую форму отражения, которая заключается в создании новых образов и идей путем переработки имеющихся понятий и представлений. Воображение ребенка складывается в игре. Формируясь в игре, воображение переходит и в другие виды деятельности дошкольника. Наиболее ярко оно проявляется в рисовании, в сочинении сказок, стишков и т.д. произвольное воображение начинает формироваться тогда, когда ребенок начинает планировать свою деятельность, оригинальный замысел, ориентируется на результат. В старшем дошкольном возрасте воображение ребенка становится управляемым. Формируются действия воображения: замысел в форме наглядной модели; образ воображаемого предмета, существа; образ действия существа или образ действия с предметом. Воображение приобретает самостоятельность, отделяясь от практической деятельности, начиная предварять ее, объединяясь с мышлением при решении познавательных задач.