Основные критерии эффективности и качества управления таможенными органами.
Выполнение показателей деятельности ТО (сумма установленных платежей, которая перечисляется в бюджет, % освоения денежных средств на развитие таможенной инфраструктуры)
Текучка кадров
Пополнение доходной части бюджета
В Российской Федерации показатели эффективности таможенной деятельности ставятся в строгую аналогию со стратегическими целями и тактическими задачами работы Федеральной таможенной службы5
Стратегическая цель 1. Повышение уровня соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации, обеспечение полноты и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов. ФТС России характеризует степень достижения первой стратегической цели следующими показателями: 1. Доля исков (заявлений) к таможенным органам, по которым судами приняты решения не в пользу таможенных органов, в общем числе исков (заявлений) к таможенным органам, рассмотренных судами; 2. Выполнение федерального закона о федеральном бюджете в части администрируемых таможенных платежей; 3. Доля таможенных платежей, которые зачислены участниками ВЭД с нарушением установленных сроков, в общей сумме перечисленных таможенных платежей в федеральный бюджет.
Стратегическая цель 2. Улучшение качества оказания услуг таможенными органами, уменьшение расходов участников внешнеэкономической деятельности и государства, сопряженных с таможенным оформлением и таможенным контролем. ФТС России характеризует степень достижения второй стратегической цели следующими показателями: 1. Срок проведения таможенных процедур, который необходим для выпуска товаров при таможенном оформлении в месте их декларирования; 2. Интервал времени на выполнение таможенных процедур в автомобильных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации 3. Доля государственных услуг и функций, которые предоставляются и исполнятся ФТС России в соответствии с административными регламентами, в общем объеме государственных услуг и функций ФТС России; 4. Доля участников ВЭД, дающих одобрительную оценку работе таможенных органов, в общем числе опрошенных.
Стратегическая цель 3.Обнаружение и пресечение контрабанды наркотиков, оружия, контрафактной продукции и иных товаров, запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию, а также товаров, предметов и ценностей, вывоз которых за границу Российской Федерации запрещен.
Степень достижения третьей стратегической цели ФТС России характеризуется следующими показателями: 1. Доля ввезенныхна таможенную территорию Российской Федерации товаров, по которым таможенные органы приняли меры по ликвидации нарушений законодательства Российской Федерации, в общем количестве ввезенных товаров; 2. Доля уголовных дел, заведенных таможенными органами, в общем объеме зарегистрированных преступлений, которые отнесены к компетенции таможенных органов.
42. Понятие руководителя, функции руководителя
Руководителем считается лицо, направляющее и координирующее деятельность исполнителей, которые в обязательном порядке должны ему подчиняться и в установленных рамках выполнять все его требования. Сам руководитель может брать на себя функции исполнителя лишь для того, чтобы разобраться в специфике работы.
Качества, необходимые руководителям, большинство специалистов разде-ляет на три группы: профессиональные, личные и деловые.
К профессиональным относят те, которые характеризуют любого грамот-ного специалиста и обладание которыми является лишь необходимой пред-посылкой выполнения им обязанностей руководителя. К ним относятся:
— высокий уровень образования, производственного опыта, компетентно-сти в соответствующей профессии;
— широта взглядов, эрудиция, глубокое знание как своей, так и смежных сфер деятельности;
— стремление к постоянному самосовершенствованию, критическому восприятию и переосмыслению окружающей действительности;
— поиск новых форм и методов работы, помощь окружающим, их обуче-ние;
— умение планировать свою работу.
Выделяют три группы навыков, составляющие основу профессиональной деятельности руководителя: концептуальную (на высшем уровне её доля до-ходит до 50%), межличностную и специальную (техническую). На низших уровнях управления её доля также составляет около 50%.
Личные качества руководителя в принципе мало чем должны отличаться от личных качеств других работников, желающих, чтобы их уважали и с ни-ми считались, поэтому обладание положительными качествами тоже всего лишь предпосылка успешного руководства. Здесь можно упомянуть высокие моральные стандарты; физическое и психологическое здоровье; высокий уровень внутренней культуры; отзывчивость, заботливость, благожелатель-ное отношение к людям; оптимизм, уверенность в себе.
Однако руководителем делают человека не профессиональные или личные, а деловые качества, к которым необходимо отнести:
— умение создать организацию, обеспечить её деятельность всем необхо-димым, ставить и распределять среди исполнителей задачи, координировать и контролировать их осуществление, побуждать к труду;
— энергичность, доминантность, честолюбие, стремление к власти, лич-ной независимости, лидерству в любых обстоятельствах, а порой и любой ценой, завышенный уровень притязаний, смелость, решительность, напори-стость, воля, требовательность, бескомпромиссность в отстаивании своих прав;
— контактность, коммуникабельность, умение расположить к себе людей, убедить в правильности своей точки зрения, повести за собой;
— целеустремлённость, инициативность, оперативность в решении про-блем, умение быстро выбрать главное и сконцентрироваться на нём, но при необходимости легко перестроиться;
— стремление к преобразованиям, нововведениям, готовность идти на риск самому и увлекать за собой подчинённых.
Требования к руководителям в отношении этих качеств неодинаковы на различных уровнях управления. На низших, например, в большей степени ценятся решительность, коммуникабельность, некоторая агрессивность; на высших — на первое место выдвигаются умение стратегически мыслить, оценивать ситуацию, ставить новые цели, осуществлять преобразования, ор-ганизовывать творческий процесс подчинённых.
В этих условиях целесообразнее всего ориентироваться на требования должностных инструкций или паспорта рабочего места руководителя.
Руководитель - лицо, на которое возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. Управленческая функция, таким образом, охватывает все многообразие работ и обязанностей, которые должен выполнять руководитель любого ранга в повседневной и перспективной деятельности в интересах своего коллектива. Понятие функции в явлениях социально-психологических многозначно, многопланово, оно включает в себя содержательный (что должно быть достигнуто), процессуальный или операционный (как, каким способом это может быть достигнуто) смысл. При узком, одномерном подходе к управленческой функции многозначность этого понятия затушевывается и не всегда понятно, идет ли речь о содержании цели и действий руководителя или о процессе, т.е. о способах достижения результата.