Тема 6. психические свойства личности

ПЛАН

1 Темперамент.

2. Характер и его проявления.

3. Задатки и способности.

6. Тестирование индивидуально-психологических свойств личности.

7. Психологические тренинговые упражнения.

8. Контрольный тест.

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ

5. Конституционные теории темперамента (Кречмер, Шелдон, Сиге).

6. Особенности воспитания и обучения детей разного возраста в зависимости от типа темперамента.

7. Типологии характера в психологии.

8. Формирование и развитие таланта.

9. Роль гениев в культурно-историческом развитии общества.

ЛИТЕРАТУРА

11. Ананьев Б.Г. Проблема формирования характера / Б.Г. Ананьев.– Л., 1979.

12. Асмолов А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов. – М., 1990.

13. Варій М.Й. Загальна психологія: підручник / М.Й. Варій. – К., 2007.

14. Загальна психологія: підручник / О.В.Скрипченко, Л.В. Долинська. З. В. Огороднійчук та ін. – К., 2005.

15. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характеров у подростков / А.Е. Личко. – Л., 1983.

16. Максименко С.Д. Загальна психологія / С.Д. Максименко. – К., 2004.

17. Мерлин В.С. Структура личности. Характер, способности, самопознание / В.С. Мерлин. – Пермь, 1990.

18. М’ясоїд П.А. Загальна психологія / П.А. Мʼясоїд.– К., 2006.

19. Психология: учебник для гуманитарных вузов / под общей ред. В.Н.Дружинна. – СПб., 2007.

20. Столяренко Л.Д. Психология: учебник для вузов / Л.Д. Столяренко. – СПб., 2006.

21. Цимбалюк І.М. Загальна психологія. Модульно-рейтинговий курс для студентів вищих навчальних закладів / І.М. Цимбалюк, О.Ю. Яницька. – К., 2004.

ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ ПО ТЕМЕ

Акцентуация характера –преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми.

Деятельность – активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива.

Задатки– некоторые генетически детерминированные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу формирования и развития способностей.

Импульсивность – склонность человека действовать по первому побуждению, спонтанно, под влиянием внешних воздействий или внезапно нахлынувших эмоций.

Пластичность – особенность человека гибко и легко приспосабливаться к новым условиям.

Реактивность – особенность человека, связанная с силой эмоциональной реакции на внешние и внутренние раздражители.

Ригидность – особенность человека инертно, нечувствительно вести себя в изменившихся условиях.

Способности – индивидуально-психологические особенности, обеспечивающие успех деятельности и легкость овладения ею.

Темперамент– совокупность качеств, которые характеризуют динамические особенности психических процессов и поведения человека, их силу, интенсивность, быстроту, темп.

Характер– это стойкие индивидуальные особенности личности, формирующиеся и систематически проявляющиеся в деятельности и общении, определяющие типичные для данного человека способы поведения.

Экстраверсия-интроверсия– характеристика индивидуально-психологических различий человека, крайние плюсы которой соответствуют преимущественной направленности личности либо на мир внешних объектов, либо на явления его собственного субъективного мира.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Какое психическое свойство личности называется темпераментом? В чем конкретно оно проявляется?

2. Кто первым осуществил попытку определить типы темперамента? Какой вклад в учение о темпераменте внес И. П. Павлов?

3. Раскройте физиологические основы каждого типа темперамента. Можно ли изменить свой темперамент?

4. Охарактеризуйте холерика, сангвиника, флегматика, меланхолика.

5. Дайте определение понятию «характер».

6. В чем проявляется взаимосвязь характера и темперамента?

7. Что такое черта характера? Какие отношения личности являются основанием для классификации основных черт характера?

8. Что такое акцентуированные черты характера?

9. Назовите основные этапы формирования характера.

10. Дайте определение способностей. Каково их значение в деятельности людей?

11. Что такое задатки? В какой связи находятся они со способностями?

12. Какие уровни развития способностей вы знаете?

13. Раскройте взаимосвязь между способностями и деятельностью человека.

14. Какие условия содействуют развитию способностей личности?

15. Проанализируйте мысль П. Антокольского: «Бездарность ребенка всегда следствие отсутствия воспитания».

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Задание 1. Саша – типичный представитель сангвинического темперамента. Какую из черт личности сформировать у него легче всего? Оля – типичный представитель меланхолического темперамента. Какие черты личности могут сформироваться у нее?

Задание 2. Определите преимущества и недостатки каждого типа темперамента. Укажите предпочтительный вид деятельности (профессию). Заполните таблицу.

Вид темперамента Преимущества Недостатки Профессия

При выполнении задания используйте таблицу 6.1.

Таблица 6.1. Описательная характеристика типов темперамента

Холерик Сангвиник Флегматик Меланхолик
1. Неуравновешенное поведение Хорошо уравновешенное поведение Отлично уравновешенное поведение Очень неуравно-вешенное поведение
2. Сильные кратковременные эмоциональные переживания Поверхностные кратковременные эмоциональные переживания Слабые эмоциональные переживания Глубокие и длительные эмоциональные переживания
3. Настроение неустойчивое с преобладанием бодрого Настроение устойчивое, жизнерадостное Настроение устойчивое, без больших радостей и печалей Настроение неустойчивое с преобладанием пессимизма
4. Речь громкая, резкая, неравномерная Речь громкая, живая, плавная Речь монотонная, медленная Речь тихая с прерывистая
5. Терпение слабое Терпение умеренное Терпение очень большое Терпение очень слабое
6. Адаптация хорошая Адаптация отличная Адаптация медленная Адаптация трудная
7. Общительность высокая Общительность умеренная Общительность невысокая Общительность низкая (замкнутость)
8. Агрессивность в поведении Миролюбивое поведение Сдержанность в поведении Истеричность поведения (возмущение и уход от любых сложностей)
9. Отношение к критике возбужденное Отношение к критике спокойное Отношение к критике безразличное Обидчивое отношение к критике
10. Страстное, увлеченное поведение и деятельность Энергичное (деловое или болтливое) поведение и деятельность Поведение неутомимого труженика Неравномерное реактивное поведение (как ответ на активность других)
11. Отношение к новому положительное Безразличное отношение к новому Отрицательное отношение к новому Частые смены оптимистического и пессимисти-ческого настроений
12. Отношение к опасности боевое, рискованное, без особого расчета Расчетливое, без особого риска отношение к опасности Хладнокровное, невозмутимое отношение к опасности Тревожное, растерянное, подавленное отношение к опасности
13. Стремление к цели сильное, с полной отдачей Стремление быстрого достижения с избеганием препятствий Достижение цели медленное, упорное Стремление к цели то сильное, то слабое, с избеганием препятствий
14. Значительная переоценка своих способностей Некоторая переоценка своих способностей Более реальная оценка своих способностей Чаще недооценка своих способностей
15. Умеренная внушаемость и мнительность Небольшая внушаемость и мнительность Слабая внушаемость и мнительность Большая внушаемость, мнительность

Задание 3. Назовите типичных холериков, сангвиников, флегматиков, меланхоликов среди персонажей художественных произведений или героев кинофильмов.

Задание 4. Представьте, что Вы – руководитель фирмы и набираете сотрудников. Людей какого типа темперамента Вы бы хотели видеть на должности: секретаря-референта, водителя, агента по рекламе, агента по связям с общественностью, бухгалтера, охранника? Объясните, почему. При выполнении задания используйте информацию, данную ниже.

Наши рекомендации