Принципы изображения характера
План
1. Периодизация творчества Диккенса. Изменение представлений Диккенса о способах изображения характера в ходе его творческой эволюции. Причины этих изменений.
2. Проблематика романа. Тема преступления в романе. Мир преступников и мир джентльменов.
3. Эволюция образа Пипа.
4. Основные способы создания образов Пипа, Эстеллы, Мэгвича. Роль романтических мотивов в изображении этих характеров.
5. Роль второстепенных персонажей в раскрытии образа Пипа.
6. Способы создания образа в творчестве позднего Диккенса. Значение формирования этих способов для дальнейшего развития романного жанра.
Методические рекомендации
В чем проявилось влияние романтической традиции на Диккенса? В чем специфика позднего творчества Диккенса?
В чем смысл сопоставления Пипа с Джо Гарджери?
В романе персонажи образуют группы, внутри которых вступают в диалогические отношения друг с другом (Джо, Бидди и Пип; Пип и миссис Гарджери; мисс Хэвишем, Пип и Эстелла; мисс Хэвишем, Пип и Мэгвич; Мэгвич, Пип и Компесон). Как проявляются в этих отношениях свойства характера каждого персонажа?
На основе анализа 5 и 6 глав романа ответьте на следующие вопросы:
Как проявляется мастерство психологического анализа у Диккенса? Какие особенности детского восприятия отмечает писатель?
В чем смысл названия романа? Выделите переломные моменты в судьбе Пипа. Известны два перевода на русский язык названия романа Диккенса «Great Expectations»: «Большие ожидания» и «Большие надежды». Какой из переводов представляется вам более точным? Обоснуйте свой ответ.
Литература
1. История зарубежной литературы XIX в.: Учеб. для вузов / Под ред. Н.А.Соловьевой. – М., 2000. С.156-181.
2. История зарубежной литературы: Западноевропейский и американский реализм (1830-1860-е гг.): Учеб.пособие для студентов высш.пед.учеб.заведений / Г.Н.Храповицкая, Ю.П.Солодуб. – М., 2005. С.192-219.
3. Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. - М., 1975.
4. Ивашева В. В. Творчество Диккенса. - М., 1954.
5. Катарский И. М. Диккенс. - М., 1960.
6. Михальская Н.П. Чарльз Диккенс: Очерк жизни и творчества. - М., 1959.
7. Практические занятия по зарубежной литературе: Учеб. пособие/ Под. ред. Н.П. Михальской и Б. И. Пуришева. - М., 1981.
8. Сильман Т. И. Диккенс. Очерки творчества. - М., 1959.
9. Тугушева М.П. Чарльз Диккенс: очерк жизни и творчества. - М., 1979.
Практическое занятие №3
Объективный роман Г.Флобера «Госпожа Бовари»
План
1. Эстетические взгляды Гюстава Флобера. Романтизм в оценке писателя. Концепция автора в романе.
2. Проблематика романа. Подзаголовок романа. Трактовка столицы и провинции у Бальзака и Флобера. История создания.
3. Композиция произведения. Особенности пространственно-временной организации текста.
4. Система образов в романе:
а) образ Эммы, становление ее характера, причины гибели;
б) образы Родольфа и Леона.
5. Пародия на романтизм в романе.*
6. Мастерство Флобера в области языка и стиля. Несобственно-прямая речь в романе (привести примеры).
*См. следующие эпизоды: первый разговор Леона и Эммы; Разговор Эммы с Родольфом на сельскохозяйственной выставке.
Методические рекомендации
В чем особенность композиции романа и какова задача подобного построения произведения? В чем специфика преподнесения портрета у Флобера? Найдите и прокомментируйте описание внешности Эммы Бовари /Эмма глазами Шарля, Родольфа, Леона/. Сделайте закладки в тексте.
Опираясь на словари, дайте определение несобственно-прямой речи. Почему именно этот прием автор широко использует в романе? Прочтите и проанализируйте фрагменты, в которых изображены
а/ представления героини о Париже;
б/ сцена бала в замке Вобьессар
/чем в этих эпизодах восхищается Эмма и как к тем же фактам относится автор/
в/ сцена возвращения Эммы и ее мужа с бала.
Найдите в тексте, выпишите в тетрадь и процитируйте неоднократное упоминание какой-либо детали /ногти, сапожки, занавески, флер-д’оранж, гроб и т.д./. Какова цель использования этого приема?
Как проявляется в романе:
а/ натуралистическое начало; б/ символическое начало?
В чем заключается трагедия Эммы Бовари?
Конспектируя статью В.Набокова о романе "Госпожа Бовари", ответьте на следующие вопросы. Как трактовал Флобер понятие "буржуа"? Какие предметы, описываемые в романе, сближены Набоковым как пронизанные темой "слоенного пирога"? Подумайте, что дает подобное сближение?
В чем заключается парадоксальность образа Шарля Бовари? Согласны ли Вы в этом отношении с Набоковым? Какую характеристику дает Набоков аптекарю Омэ?
В какой процессии Набоков видит параллель свадебному кортежу?
Почему автор статьи называет Эмму "плохой читательницей"?
Почему Набоков, на основе анализа "Госпожи Бовари", утверждает, что реализм и натурализм - понятия относительные?
Что означает термин "прием контрапункта", согласно Набокову, и в каких эпизодах он проявляется у Г.Флобера? Какова цель использования данного приема? Какая глава, построенная на приеме контрапункта, повлияла на Джеймса Джойса, автора знаменитого модернистского романа "Улисс"?
Как понимает Набоков "прием структурного перехода"? Приведите примеры из романа "Госпожа Бовари". Какую роль играет лейтмотив, связанный с упоминанием о месье Телье, хозяине кафе?
Проанализируйте тему лошадей, выявленную Набоковым, как пример приема "подсознательной поэтики".
Литература
1. История зарубежной литературы XIX в.: Учеб. для вузов / Под ред. Н.А.Соловьевой. – М., 2000. С.450-463.
2. История зарубежной литературы: Западноевропейский и американский реализм (1830-1860-е гг.): Учеб.пособие для студентов высш.пед.учеб.заведений / Г.Н.Храповицкая, Ю.П.Солодуб. – М., 2005. С.102-122.
3. Иващенко А.Ф. Гюстав Флобер. Из истории реализма во Франции. -М., 1955.
4. Набоков В.В. Гюстав Флобер «Госпожа Бовари»//Набоков В.В. Лекции по зарубежной литературе. - М.,1998; или Набоков В.В. Две лекции по литературе: Г. Флобер и Ф. Кафка//Иностранная литература. - 1997. - №11. -С. 185-233.
5. Пузиков А.И. Идейные и художественные искания Флобера // Пузиков А.И. Рыцари истины: Портреты французских писателей. - М.,1986.
6. Реизов Б. Г. Творчество Флобера. - М.,1955.
ПЛАНЫ ЗАНЯТИЙ
ПО КОНТРОЛЮ ЗА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ
ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 19 ВЕКА (РЕАЛИЗМ)
Самостоятельная работа №1