Лингвистические взгляды А.А. Потебни.

Потебня родился в Полтавской губернии в украинской дворянской семье. В 1850 – 1856 гг. Потебня учится в Харьковском университете сначала на юридическом факультете, а затем на историко-филологическом. Научные интересы Потебни были необычайно широки: философия языка, вопросы общего языкознания, грамматическая теория, семантика, диалектология, сравнительно-историческая грамматика славянских языков, поэтика, фольклор, этнография. Потебня был языковедом-мыслителем, оказавшим значительное влияние на развитие мирового языкознания. Общелингвистические взгляды А. А. Потебни находят свое отражение в работах «Мысль и язык» (1862), «Из лекций по теории словесности» (1894), «Из записок по русской грамматике» (т. I, II – 1874, III – 1899, IV – 1941) и некоторых других. Философской базой лингвистической теории Потебни являлись идеи И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля, философия языка В. фон Гумбольдта.

На философию языка Потебни сильное влияние оказало учение Гумбольдта, которое ярче всего проявилось в психологическом подходе Потебни к анализу языковых явлений. Однако многим положениям Гумбольдта он придает иное истолкование, прежде всего в духе лингвистического психологизма, утверждавшего зависимость развития языка от развития индивидуального мышления. В отличие от Гумбольдта, Потебня рассматривает дух лишь как умственную деятельность, зависимую от языка. Поскольку понятия образуются только посредством слова, то дух без языка оказывается невозможным, потому что «сам образуется при помощи языка и язык в нем есть первое по времени событие».

С позиций лингвистического психологизма трактует Потебня положение Гумбольдта о языке как деятельности. Сущность языка видится ему в беспрестанном стремлении к совершенствованию языковых форм, в беспрерывном обновлении языка, его развитии. Потебня рассматривает язык как поток непрерывного словесного творчества, уделяя большое внимание проблеме речи, ее роли в жизни языка, функционированию единиц языка в речи. Действительная жизнь единиц языка, особенно слова, совершается только в речи. Изолированное слово мертво, оно не обнаруживает своих свойств. При этом в речи слово каждый раз соответствует только одному акту мысли, то есть «каждый раз, как произносится или понимается, имеет не более одного значения». Во всяком новом употреблении слова возникают изменения в его значении, оттенки, нюансы смысла, то есть разные мыслительно-речевые акты создают как бы разные по смыслу, хотя и однозвучные слова. Индивидуальный акт речи предстает здесь как индивидуально-неповторимый акт духовного творчества. Поэтому рассмотрение языка как деятельности тесно связано у него не только с характеристикой речи, но и с проблемой художественного творчества. Отсюда вытекает развитие Потебней другого положения Гумбольдта – антиномии понимания и непонимания. В теории индивидуальной психологии это положение тесно связано с субъективностью содержания и различием мыслей говорящего и слушающего.

Много внимания уделял Потебня соотношению языка и мышления. Для него вопрос о происхождении языка – это вопрос о явлениях духовной жизни, предшествующих языку, о законах его образования и развития, о влиянии его на последующую духовную деятельность, то есть вопрос чисто психологический. Он считает, что «область языка далеко не совпадает с областью мысли», так как в истории человечества мышление не всегда связано с языком. «В середине человеческого развития мысль может быть связана со словом», однако в начале она, по-видимому, еще не доросла до него, а на «высокой степени отвлеченности покидает его». Как отмечает Потебня, несовпадение языка и мысли наблюдается в творческой деятельности музыканта, живописца, шахматиста, а в математике понятия выражаются не словами, а условными знаками. Вместе с тем, подчеркивает Потебня, «язык есть необходимое условие мысли отдельного лица», «в слове впервые человек сознает свою мысль», только слово назначает всему свое место в системе человеческих знаний. В интерпретации Потебни мыслительная деятельность включает в себя несколько этапов: то, что я вижу (предмет) характерный признак воспринимаемого предмета (внутренняя форма) чувственный образ предмета (совокупность восприятий) представление (сравнение восприятий) апперцепция (первый акт мысли) суждение (основная форма мысли) понятие (совокупность суждений). Развитие взаимоотношений между мышлением и языком происходит следующим образом: от дословесного мышления образами через образное мышление, ассоциированное со словом, до мышления понятиями с помощью слов. Важная роль в этом процессе принадлежит слову, посредством которого совершается переход образа предмета в понятие о предмете. Содержание мысли есть образ или понятие. Средством развития мысли, средством преобразования образа в понятие выступает слово. По мере того как мысль с помощью слова идеализируется и освобождается от непосредственных чувственных восприятий, слово постепенно лишается своей образности.

Таким образом, общелингвистическая концепция Потебни опирается на основополагающее положение лингвистического психологизма о едином процессе развития мышления и языка, о невозможности развития одного без участия и развития другого. Само рождение мысли обнаруживает ее тесную связь с языком. Мысль как бы начинается с первым языковым действием и оформляется в своих категориях – представлениях, образах, понятиях – одновременно с формированием категорий и форм языка. Считая основной реальностью языка связную речь, Потебня изучает язык в связи с народным поэтическим творчеством, народными верованиями и обрядами, чем вносит большой вклад в развитие русской диалектологии и этнографии. Потебня увязывает изменение грамматических форм, грамматического строя языка с изменением форм мышления, создавая на этой основе стройную грамматическую теорию. Эта теория базируется на принципе структурной взаимосвязанности всех основных грамматических категорий – слова, части речи, члена предложения и предложения – и их исторической изменчивости, связанной с развитием категорий и форм мышления.

Наши рекомендации