Характеристика коммуникативной стороны общения (вербальное и невербальное общение). Модель коммуникативного акта
Общение- это одно из основных понятий в социальной психологии, оно включается во все сферы жизни человека. Оно имеет и общественную природу.
Сферы общения:
– Общение как коммуникация
Передача, прием информации. Различная работа с информацией.
– Общение как перцепция (перцептивная сторона общения)
Речь идет о восприятии социальной реальности человеком.
– Общение как интеракция
Рассмотрение общения как деятельности (формы общения, степени конфликтности общения – некая организация общения)
Когда мы общаемся, существуют все три сферы общения.
Специфика обмена информацией в коммуникативном процессе.Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то прежде всего имеют в виду, что процесс коммуникации - процесс обмена информацией.
В условиях человеческого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. В отличие от простого «движения информации» между двумя устройствами здесь мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности.
Особую роль играет для каждого участника общения значимость информации, потому, что люди не просто «обмениваются» значениями, но, как отмечает А.Н. Леонтьев, стремятся при этом выработать общий смысл. Суть коммуникативного процесса — не просто взаимное информирование, но совместное постижение предмета. Поэтому в каждом коммуникативном процессе реально даны в единстве деятельность, общение и познание.
· Общение связано с типами взаимодействия в процессе общения:
– «трансляция»
Один субъект (S) дает информацию, другой ее получает.
Транслируется одна информация, нет обратной связи. Люди общаются в соответствии с каким-то рангом (начальник дает задание подчиненному, например). Трансляция – источник непонимания между людьми (нет обратной связи).
Люди работают в языке.
– «согласие»
Один говорит о своем, другой – тоже о своем. Цель у каждого своя, люди обмениваются эмоциями (дружеская беседа, например).
Поскольку цели разные, то это, как и «трансляция» - псевдообщение.
Люди работают в смыслах.
– Истинная коммуникация
Информация рождается, уточняется в процессе общения. Истинное общение бывает редко.
Коммуникация требует:
ü Выработки общей цели
ü Выработки общих норм общения
ü Уточнения понятий
· Структурные элементы процесса коммуникации
1. Субъект (кто начинает общение, источник коммуникации)[S] - Обычно у S есть цель, ради которой он посылает информацию, и эта цель обычно не называется
2. Кодирование [K] информации (идеи, которую S доносит в некоторых кодах и символах: слова, темп, тембр, стиль, визуальный образ, запахи, движения). Кодирование включает в себя задачу, цель воздействия на получателя.
3. Message [M] (послание, сообщение) как некая закодированная идея это то, что хотели сообщить. Вариант сообщения задается ком-муникатором, т.е. тем лицом, от которою исходит информация.
Важно проанализировать:
– Содержание сообщения (наличие мысли, идеи)
– Наличие/отсутствие аргументации
– Средства передачи информации (имеется в виду канал сообщения: один ко многим, СМИ, письменная речь)
– Личность говорящего
Следует отметить, что через речь могут проявляться:
ü Гендерные особенности (женская речь более избыточна, в мужской речи много глаголов)
ü Состояние человека (его настроение).
Через личность возникает отношение к M как доверие или недоверие.
Это может быть текст
4. О ор Декодирование [D] – перевод M на язык получателя.
Это субъективные процесс, его адекватность может быть от 0 до 100%.
Он зависит от:
– Знания языка
– Наличия/отсутствия сходного образования
– Наличия/отсутствия сходного опыта
– Наличия/отсутствия скрытого мотива.
5. Реципиент (получатель)[R]
6. Обратная связь.
То, что мне говорилось, я как-то расшифровал и даю об этом знать.
Формы обратной связи:
– Описание («вы побледнели, я это вижу»)
– Собственная установка, отношение к сообщению («мне нравится ваша позиция»)
– Интерпретация («я думаю, что ты это говоришь, чтобы со мной поссориться»)
Форма обратной связи влияет на будущее общение. Первая форма предпочтительнее. Все трудности в общении – трудности обратной связи. Ошибочна обратная связь в форме общей оценки («Иванов – хороший человек»)
Трудности обратной связи (и, как следствие, общения):
– Является неинформативной
→ человек не получает реальной информации о том, что о нем думают другие.
– Самая плохая форма обратной связи – оценка («ты хороший», «ты профан»)
Хорошая обратная связь касается проявлений человека в конкретной ситуации (оценки этих проявлений, а не всего человека).
Средства коммуникации.
Речь.Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем. Различают вербальную и невербальную коммуникации, использующие различные знаковые системы.
Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения.
При помощи речи осуществляются кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию. Термины «говорение» и «слушание» введены И.А. Зимней как обозначение психологических компонентов вербальной коммуникации.
Точность понимания слушающим смысла высказывания может стать очевидной для коммуникатора лишь тогда, когда произойдет смена «коммуникативных ролей».
В социальной психологии существует большое количество экспериментальных исследований, выясняющих условия и способы повышения эффекта речевого воздействия, достаточно подробно исследованы как формы различных коммуникативных барьеров, так и способы их преодоления.
· Функции языкового общения:
– Познавательная
– Регулятивная (регулирует адресата, получателя информации путем побуждения к действию [а, иначе, зачем я говорю?])
– Эмотивная (связана со стремлением произвести впечатление на другого через эмоции)
Это функция эмоция адресата. Основное средство такой функции – интонация.
– Фатическая (fatori – высказывание)
Связана с установлением контакта. Важна не сама речь, а установление контакта (приветствие, поздравление, «дежурные разговоры» [о погоде])
Связана со стандартными оборотами речи, минимально информативна.
– Метаязыковая
Проявляется в случае общения с иностранцами (не знаем их языка), с младенцами.
Пытаемся говорить с помощью жестов, звуков.
– «Праздничная»
внимание к речи ради самой речи, к сообщению ради сообщения. Человек обращает внимание на словесную форму (слово красивое, хочется его произносить).
Наблюдается в молитве, например, в чтении и произнесении имени любимого человека, в поэзии через ритм, рифму.
Эта функция связана с древнейшими механизмами воздействия на человеческую психику.
– Этническая
Служит объединению народа, группы людей (молодежный сленг, например)
– Магическая
Человек обращается с речью к каким-то высшим силам (табу, клятвы). Отношение к слову происходит как к магической силе (слово как оберег).
Часто наблюдается в стрессовых, болезненных состояниях, в состояниях внушаемости.
Сама по себе информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов: побудительная и констатирующая. Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие. Констатирующая информация выступает в форме сообщения, она имеет место в различных образовательных системах и не предполагает непосредственного изменения поведения, хотя косвенно способствует этому.
Невербальная коммуникация.Совокупность средств призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.
Все системы невербальной коммуникации, несомненно, играют большую вспомогательную (а иногда самостоятельную) роль в коммуникативном процессе. Обладая способностью не только усиливать или ослаблять вербальное воздействие, все системы невербальной коммуникации помогают выявить такой существенный параметр коммуникативного процесса, как намерения его участников. Вместе с вербальной системой коммуникации эти системы обеспечивают обмен информацией, который необходим людям для организации совместной деятельности.
Невербальное поведение вплетено во внутренний мир человека, это проявление его психического мира (состояния, настроения, культуры, темперамента).
У обычного человека невербальные знаки не контролируются сознанием. Они могут как сопровождать речь, так и препятствовать ей (генерируются говорящим бессознательно). А воспринимаются эти знаки осознанно.
Есть невербальные знаки, которые понимаются всеми людьми и культурами, но часто эти знаки носят национальный, культурный, географический характер.
Система невербальных знаков связана, нельзя трактовать отдельный знак, надо трактовать их целостно.
С возрастом знаки становятся более утонченными, менее очевидными для окружающих.
Мы можем говорить о нескольких системах, видах невербальных знаков:
– Акустические знаки
а)Экстралингвистика Паузы в речи, кашель, вздохи, смех, плач | б)Просодика Связана с темпом, тембром, громкостью, высотой речи, интонацией |
– Оптическая (кинесика)
а)Экспрессивные выразительные движения: поза, жест, взгляд, походка;
б)Физиогномика: мимика, строение лица и тела;
в)Авербальные знаки: постукивания, крутить ручку, поскрипывание и т.д.
Значимость оптико-кинетической системы знаков в коммуникации настолько велика, что в настоящее время выделилась особая область исследований — кинесика, которая специально имеет дело с этими проблемами. Так, например, в исследованиях М. Аргайла изучались частота и сила жестикуляции в разных культурах (в течение одного часа финны жестикулировали 1 раз, итальянцы — 80, французы — 20, мексиканцы — 180).
– Тактильно-кинестезическая
а)Статические прикосновения: рукопожатия, поцелуи, поглаживания динамические прикосновения (,)
б)Динамические характеристики прикосновений: например длина поцелуя, форма рукопожатия
- Система запахов