Основные методы и методические приемы, условия их проведения
Обычно к основным методам тренинга относят групповую дискуссию, игровые методы, то есть ролевую и деловую игру, и психогимнастику.
Но есть и другая классификация тренинговых методов, в основе которой лежит «событийный подход» (Ю.М. Жуков, И.В.Вачков). События, происходящие на тренинге, можно типологизировать разными способами. Доктор психологических наук И.В.Вачков предлагает использовать критерии времени и пространства, которые указывают на то, когда и где реализуется активность участников.
Если взять событие за единицу тренинговой реальности, то типы тренинговых методов могут быть следующие:
1. Методы работы с прошлыми событиями.
Это могут быть уже пережитые в прошлом события участников, как приятные, так и проблемные, разрушительные, с которыми и предстоит работать на тренинге.
а) Метод регрессии (реализуется в психологическом пространстве, то есть во внутреннем мире человека).
Данный метод необходим для того, чтобы заново погрузиться в ситуацию, требующую детальной психологической проработки и снова пережить событие во внутреннем плане. В НЛП этот метод называется методом изменения личной истории, в гештальт-подходе – это «путешествие в прошлое», а в транзактном анализе и ряде других направлений – метод разрешения.
б) Метод обмена опытом (реализуется в пространстве дискурса, в текстовом формате, то есть в ситуации целенаправленного социального взаимодействия с другими людьми).
Это групповое обсуждение, когда участники тренинга делятся друг с другом своими переживаниями по поводу каких-то событий, имеющих для них особое значение. Такой обмен расширяет поле возможных вариантов для других членов группы.
в) Метод имитации (реализуется в пространстве физической реальности).
Данный метод означает имитационное моделирование поведения, которое является первоэлементом всем известных ролевых игр, применяемых в русле различных теоретических школ.
2. Методы работы со случающимися событиями.
Сюда входят все события, которые происходят непосредственно на тренинге. Они отвечают требованию «здесь и сейчас». Без этих событий невозможна собственно реализация поведения клиентов на тренинге и сомнительно достижение целей психологической работы.
а) Метод концентрации присутствия (реализуется в психологическом пространстве).
Здесь важную роль играют специальные вопросы на осознавание, которые тренер задает участникам для того, чтобы заострить их внимание на том, что с ними происходит в настоящую минуту.
б) Метод групповой рефлексии (реализуется в пространстве дискурса).
Это центральный метод в тренинге. Обычно групповая рефлексия используется на заключительном этапе работы группы в самых разнообразных тренингах.
в) Метод построения диспозиций (реализуется в пространстве физической реальности).
К этому методу относится значительная часть ролевых игр, упражнения, где моделируется система отношений, сложившихся между участниками, а также различные социометрические процедуры, реализуемые в активной двигательной форме.
3. Методы работы с конструируемыми событиями.
К этим методам относятся пока непроизошедшие события, но наступление которых желательно после тренинга. В процессе тренинга эти события моделируются и как бы «проживаются заранее».
а) Метод символического самовыражения(реализуется в психологическом пространстве).
Важнейшая форма для данного метода – символизация. Техники и упражнения здесь нацелены на проектирование и моделирование в психологическом пространстве нового видения мира, видения самого себя и других.
б) Метод группового решения проблем (реализуется в пространстве дискурса).
В основном это групповая дискуссия (техника «мозгового штурма»), целью которой является нахождение общего мнения по конкретному вопросу в процессе общения участников между собой.
в) Метод операционализации(реализуется в физическом пространстве).
Это «репетиция поведения» в различных условиях, которая дает возможность попробовать новые модели поведения, научиться по-новому относиться к себе и к людям.
Каждый из этих методов реализуется с помощью большого количества разнообразных техник, приемов и упражнений. Тренеру необходимо четко знать цели и задачи, которые предстоит решить на тренинге. И, исходя из этого, правильно выбрать упражнения и техники из определенных методов, чтобы добиться реального результата.
Групповая динамика.
Создание и развитие учения о групповой динамике связано с именем Курта Левина.
Предпосылки развития данного учения появились в 30-е годы ХХ столетия. В то время на практике уже широко использовались различные виды групповой работы в педагогике, в социальной работе, отчасти в медицине. В результате данной работы, стали очевидны,
имеющие место определенные тенденции в развитии групп, в структуре групп, выявилось наличие определенных закономерностей их функционирования. Таким образом, в ходе групповой работы имели место феномены, которые не могли объяснить, существовавшие в то время в психологии и педагогике теории. К. Левин, работая в области социальной психологии, уделял особое внимание вопросам функционирования и развития малых групп. В частности он занимался вопросами группового взаимодействия. И в 1939 году он публикует статью «Эксперименты в социальном пространстве», где он впервые употребляет термин «групповая динамика», дает ему определение, раскрывает основные характеристики.
Групповая динамика (Левин) — дисциплина, исследующая положительные и отрицательные силы, которые действуют в данной группе.
В 1945 году создается Центр по изучению групповой динамики в технологическом университете г. Масачусет. В 1948 г. (после смерти Левина в 1947) Центр был перенесен в Мичиганский университет, где существует до сих пор.
Основные задачи Центра К. Левин видел в следующем:
1. изучение законов групповой динамики;
2. создание теории групповой динамики;
3. создание методов, влияющих на изменение жизни группы.
При исследовании принципов групповой динамики К. Левин рассматривал группу как нечто целое и опирался на законы гештальт-психологии.
Закономерности групповой динамики, описанные Левиным, можно объяснить действием двух основных законов гештальт-психологии.
I. Целое доминирует над частями — в большей степени подходят для тренинговых групп:
1. Группа не является просто суммой индивидов: она модифицирует поведение отдельных участников;
2. Извне легче повлиять на поведение группы в целом, чем на поведение отдельного её члена;
3. Каждый член группы признает, что он зависит от всех других членов.
II. Отдельные элементы объединяются в целое — больше подходят для вообще социальных групп:
1. не сходство, а взаимозависимость является основой формирования группы;
2. человек склонен становиться членом группы, с которой он себя отождествляет, а вовсе не членом группы, от которой он больше всего зависит;
3. Человек остается среди тех, к кому он чувствует себя принадлежащим, даже если их поведение кажется несправедливым, давление недружественным.
В последующем понятие групповой динамики расширялось, дополнялось, вносились новые элементы.
Групповая динамика — совокупность внутригрупповых социально-
психологических процессов и явлений, характеризующий весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы: образование, функционирование, развитие, стагнация, регрессия, распад.
Характеристика основных элементов групповой динамики
В понятие групповой динамики входит 5 основных элементов:
1. Цели группы.
2. Нормы группы.
3. Сплоченность группы.
4. Структура группы и проблема лидерства.
5. Фазы или стадии развития группы.
Элементы групповой динамики — все процессы, происходящие в группе, которые фиксируют и обеспечивают психологические изменения группы за время её существования.
Остановимся на каждом элементе групповой динамики подробнее.
Цели группы.
Цель группы — определяет тот результат, который группа должна получить в ходе своего функционирования, своей работы или жизнедеятельности.
Цель группы зависит от методологических основ, на которой строится программа каждой отдельно взятой группы. В зависимости от типа группы будут формулироваться специфические цели участников, достижению которых и служит их опыт пребывания в группе.
Вместе с тем, опираясь на мнение известных специалистов (А. А. Александров, 1997; К. Рудестам, 1993 и др.), выделим общие цели, объединяющие различные по направленности и содержанию тренинговые группы:
• исследование психологических проблем участников группы и оказание помощи в их решении;
• улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья;
• изучение психологических закономерностей, механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия для создания основы более эффективного и гармоничного общения с людьми;
• развитие самосознания и самоисследование участников для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений;
• содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха.
Нормы группы.
Нормы группы — это совокупность принятых правил поведения, регулирующих некоторые аспекты действий участников группы. Тренинговые группы вырабатывают свои собственные нормы, причем в каждой конкретной группе они могут быть специфичны. Ведущий должен осознавать необходимость норм для эффективного развития группы и способствовать выработке и принятию участниками таких норм, которые соответствовали бы целям группы. Часто механический перенос в тренинговую группу норм, принятых в социальных общностях внешнего мира, является не только непродуктивным, но и прямо зачастую вредным и антитерапевтичным. Впрочем, попытки перенести нормы тренингевой группы в реальную жизнь в большинстве случаев также бессмысленны и обречены на провал.
Выделяют следующие виды норм в тренинговой группе:
1. нормы, которые задаются ведущим группы или внешние нормы;
2. нормы, вырабатываемые группой — внутренние нормы.
Так, в каждой группе устанавливаются свои эксплицитные и имплицитные нормы.
Обычно стандартом становится поощрение проявлений эмоциональной открытости и душевного тепла. В большинстве психокоррекционных групп устанавливаются нормы психотерапевтического общения, которые включают высокий уровень самораскрытия, откровенность в конфликтах и выражении приязни, признание каждым своих собственных чувств. Соблюдение этих норм способствует установлению честных и откровенных отношений между членами группы. Стиль реализации этой обратной связи может быть разным: в некоторых группах принято за правило высказывать замечания в мягкой и позитивной форме, в других поддерживается установка на резкую конфронтацию. Кроме того, нормы могут меняться по мере развития группы. Например, высокий уровень самораскрытия поначалу может вызывать неудобство у тех, кто только-только стал ощущать себя членом группы, но в дальнейшем такое поведение может стать для них совершенно естественным.
С общими нормами группы или принципами групповой работы участников знакомит её ведущий в начале работы группы.