Уровни менеджмента в организации

Эффективный менеджмент в современных условиях и его значение.

Менеджмент, это:

А) Процесс наиболее эффективного использования ресурсоворганизации для достижения ее специфических целей посредством инструментов планирования, организовывания, лидерства (мотивации) и контроля.

Б) Процесс преобразования наиболее эффективным способом ресурсоворганизации в продукты, имеющие рыночную ценность .

Задачи менеджера:

l Устанавливает цели

l Организует

l Мотивирует людей и налаживает контакты

l Оценивает

l Развивает людей и себя

l Несет ответственность за….

Эффективный менеджмент (не претендую на 100% соответствие данного понятия курсу) – включает в себя понятие А, с небольшой оговоркой: любые вложения в организацию, благодаря менеджменту, должны давать максимальный результат (КПД). Специфика эффективного менеджмента для современной организации заключается еще в том, чтобы с помощью релевантной организационной структуры, системы поощрений и мотивации, а также – правильного подбора персонала, поставленных целей и выделенных задач – обеспечить наиболее эффективное использование ресурсов организации, используя принципы итоговой синергии в контексте изменяющейся внешней среды организации. И все это, учитывая различные антропогенные переменные на различных этапах, как жизни организации, так и производственного процесса в частности.

Основные этапы развития профессионального менеджмента.

В мире:

1850-е – Феномен менеджмента пока неизвестен, в это время управление предприятием нераздельно следует за владением. Существуют отдельные случаи, отдельные гении управления, но как таковой науки, или же сферы пока не существует.

1880-1910 – Развитие идей «научного менеджмента» Фредерика Тейлора, появление первых школ бизнеса. Зарождение такой науки, как менеджмент. Начало приложения теории менеджмента к производственной практике.

1920-1930 – Проникновение во все сферы производства. Развитие новых идей в менеджменте, таких как Бюджетирование и Логистика. Создание классической Административной школы менеджмента, школы человеческих отношений. Классические примеры триумфа менеджмента на Западе (GM, Ford, GE).

Середина 20 века – наши дни. – Понимание общей полезности менеджмента, как ключевого фактора успешной, эффективной и результативной деятельности организации. Открытие школ MBA, появление межотраслевого рынка кадров (в менеджменте). Выделение скорее не менталитетных различий, а управленческих, в определении успешности того или иного предприятия. Открытие ВШМ СПбГУ=)

В России:

Начальное становление (конец 80-х – начало 90-х). Хаотичные и примитивные формы бизнеса, отсутствие профессионального образования у управляющих.

Возмужание (1995-1999). Рост предпринимательских фирм. Регулярный менеджмент и рост Российской Ассоциации Бизнес-Образования.

Ускоренная профессионализация, (2000 – наши дни), ведение наступательных стратегий, создание бизнес-периодики, создание сильных российских брендов.

Уровни менеджмента в организации

Топ-уровень, Высший (стратегический)

Средний, тактический

Низший, операционный

Теперь о каждом по отдельности:

Высший уровень:

Самостоятельность в принятии решений, их значительность. Подчиняются лишь собственнику или совету директоров. Типичные представители – гендиректора, директора по бизнес-направлениям, функциональные директора, ректора университетов.

По Пепперу, высший уровень:

l Подбирать нужных людей и определять программу их развития

l Правильно выбирать стратегические цели

l Правильно определять динамические ценности организации

l Нахождение своей бизнес-модели

Средний уровень:

Несет ответственность перед высшим уровнем в выполнении обязанностей в рамках возглавляемых подразделений. Осуществляет управление текущей деятельностью через систему менеджмента низшего звена. Типичные представители: начальник цеха, декан факультета.

Низовое звено:

Непосредственное руководство операционным персоналом, подчинение и ответственность перед менеджментом среднего звена.

Представители: зав.кафедрой, зав.отдела.

Ключевые факторы деления: размер организации, характер ее деятельности, структура, делегирование.

5. Вертикальная градация по знаниям\умениям.

Типы навыков:

Концептуальные – аналитика, предвидение, фильтрация информации, генерация идей, разработка методов их реализации и т.п.

Навыки работы с людьми – коммуникации, психология.

Технические – знание хода технологического процесса, методов распределения обязанностей в рамках разделения труда. Осведомленность о применяемой технологии и способность самому ее использовать.

Уровни управления Требуемые навыки Основные зоны ответственности
Стратегический (менеджеры высшего звена) Концептуальные навыки Взаимодействие с внешней средой организации Развитие организационного видения Принятие стратегических решений
Тактический (менеджеры среднего звена)   Навыки работы с людьми Координация и интеграция действий
Операционный (менеджеры низового звена) Технические навыки Мониторинг операционного персонала и производственных процессов

Эффективность.

Узкий смысл – эффективность (как таковая): Соотношение между вводимыми ресурсами и получаемыми результатами. Ответ на вопрос: «как добиться максимального результата при минимальных затратах ресурсов?». «Делать вещи правильно!». То есть – меньшая расточительность, больший КПД, большая отдача. Синергия. Стремление к мультипликативности общих вложений и их превалирование над простой суммой отдельных вложений, в комбинации с окупаемостью действий по отношению к ожидаемому эффекту.

Широкий смысл – результативность: Достижение поставленной цели, «побитие» собственных «рекордов» компании по показателям, критичным для определения успешности деятельности компании. «Делать правильные вещи!».

Неэффективный менеджмент: слабая результативность и слабая эффективность или результативность, но низкая эффективность.

Управленческие решения.

Это основной инструмент выполнения менеджером работы в организации. Каждая проблема может так или косвенно влиять на практически все сферы деятельности компании или же на несколько групп людей (не претендую на 100% точность данного определения). Каждая проблема имеет свой критерий определения ее сложности. Ключевыми из которых являются:

I. Комплексность

II. Взаимосвязанность аспектов

III. Множественность целей

Сама по себе проблема – расхождение между желаемым и действительным. Процесс принятия решения – идентификация проблемы и выбор одной из альтернатив.:

1. Идентификация проблемы

2. Определение критериев, влияющих на решение, и оценка их важности

3. Идентификация существующих альтернатив

4. Анализ имеющихся альтернатив

5. Выбор одной из альтернатив

Проблемы делятся на два типа: структурированные и неструктурированные.

Для структурированных мы применяем запрограммированные решения, для не структурированных – мы импровизируем.

Характеристики структурированных проблем:

l Простота

l Легкость определения

l Привычность

l Наличие четкой информации в достаточном объеме

Характеристики неструктурированных проблем:

l Новизна проблемы

l Неполнота и/или неоднозначность информации

l Уникальность, неповторимость

l Возможная прецедентность

Запрограммированные решения, процедуры:

l Повторяемость

l Простота принятия (небольшие затраты)

l Может отсутствовать этап оценки вариантов

l Возможность использовать процедуры, правила или политику

Незапрограммированные решения:

l Отсутствие готовых решений

l Необходимость нестандартного подхода
Важная картинка:

8. Принятие управленческого решения и его стили. Алгоритм принятия решения – в предыдущем вопросе.

Факторы, которые влияют на принятие решения:

l Информированность (определенность\неопределенность)

l Фактор времени (срочность или же ориентация на перспективу)

l Личностные характеристики (толерантность к риску, опыт, интуиция)

l Организационная культура

l Ограниченная рациональность лица, принимающего решение

l Факторы, связанные с информацией

l Фактор времени

l Личностные характеристики

l Организационный контекст

Стили принятия решения:

l Директивный

l Аналитический

l Концептуальный (понятийный)

l Ориентированный на поведение (поведенческий)

Директивный стиль – все делается по предписаниям. Учет малого объема информации, высокая скорость принятия решения, количество альтернатив минимально, активное использование власти и иерархических связей, тенденция на использование предписаний и элементов общих, уже работающих внутренних систем.

Аналитический стиль – все делаем осторожно, с оглядкой на последствия. Учет большого объема информации, большое количество альтернатив, старание к минимизации рисков при помощи разработки альтернатив, возможность применения нестандартного решения.

Понятийный стиль – всё – в рамках определенной концепции. Стремление к получению максимального количества информации, рассмотрение множества альтернатив, открытость новым идеям, ориентация на будущее.

Поведенческий стиль – продумываем, согласуем, прикидываем, действуем. Восприимчивость к идеям других людей, важность одобрения со стороны других, организация обмена мнениями.

В большинстве случаев стили смешиваются.

Также есть две модели принятия решений:

Рациональная и ограниченно-рациональная.

Рациональная: Выбор максимально выгодного варианта из всех имеющихся.

Условия:

- относительно простая проблема

- ограниченность числа альтернатив

- минимальные временные ограничения

- низкие затраты на поиск и оценку альтернатив

Ограниченно-рациональная: Вместо оптимального (рационального) решения принимается то, которое удовлетворяет человека, принимающего решения .

Условия:

Информация относительно альтернатив и последствий их выбора зачастую значительно ограничена и недостоверна

Возможности человека по обработке доступной информации ограничены

Временные ограничения

Типичные ошибки:

l Излишняя самоуверенность

l Расчет на немедленное вознаграждение

l Эффект якоря (выбор одного курса и принадлежность всех последующих действий только к нему)

l Стремление к подтверждению своей правоты

l Доступность

l Придание веса необратимым издержкам

Критерии оценки принятого решения:

l Качество

l Своевременность

l Принятие другими

l Соответствие этическим нормам

Информация к размышлению:

Четкое определение проблемы ® Нельзя предопределять решение самой формулировкой проблемы

Понимание того, что решения могут быть разными (в том числе – прорывными)\

Менеджмент, как наука.

Как научное направление начал существовать со времен Тейлора. Когда появились первые концепции применения знаний подобного рода на практике.

Бурное развитие переживает до сих пор. Началось с середины 20 века. Толчок к этому дали такие светила науки, как П. Дракер, И. Адизес (здравствует и поныне). Специфика менеджмента, как науки состоит в том, что он учитывает также и практические изыскания менеджеров, находя новое в концепциях при их применении к определенным ситуациям -> менеджмент постоянно дополняется. Также, учитывая существование других фундаментальных наук, к моменту создания менеджмента, он многое в себя вобрал:

l Экономическая теория → отраслевая конкуренция

l Психология → поведение людей и групп людей в организации

l Социология → власть и влияние, сети

l Математика → количественные методы принятия решений…

Включает в себя также смежные науки, такие как:

l Теория менеджмента и организационная теория

l Теория менеджмента и организационного поведения

Почему надо изучать менеджмент?:

Знать логику принятия решений, использования концепций

Источник знаний, быть информированным о том, откуда «ноги растут» у всего этого дела =)

Опираясь на существующие труды – продолжить работу данном направлении для возможного «прорыва» в науке.

Надо сдать экзамен по предмету!!!

Наши рекомендации