Уровни менеджмента в организации
Эффективный менеджмент в современных условиях и его значение.
Менеджмент, это:
А) Процесс наиболее эффективного использования ресурсоворганизации для достижения ее специфических целей посредством инструментов планирования, организовывания, лидерства (мотивации) и контроля.
Б) Процесс преобразования наиболее эффективным способом ресурсоворганизации в продукты, имеющие рыночную ценность .
Задачи менеджера:
l Устанавливает цели
l Организует
l Мотивирует людей и налаживает контакты
l Оценивает
l Развивает людей и себя
l Несет ответственность за….
Эффективный менеджмент (не претендую на 100% соответствие данного понятия курсу) – включает в себя понятие А, с небольшой оговоркой: любые вложения в организацию, благодаря менеджменту, должны давать максимальный результат (КПД). Специфика эффективного менеджмента для современной организации заключается еще в том, чтобы с помощью релевантной организационной структуры, системы поощрений и мотивации, а также – правильного подбора персонала, поставленных целей и выделенных задач – обеспечить наиболее эффективное использование ресурсов организации, используя принципы итоговой синергии в контексте изменяющейся внешней среды организации. И все это, учитывая различные антропогенные переменные на различных этапах, как жизни организации, так и производственного процесса в частности.
Основные этапы развития профессионального менеджмента.
В мире:
1850-е – Феномен менеджмента пока неизвестен, в это время управление предприятием нераздельно следует за владением. Существуют отдельные случаи, отдельные гении управления, но как таковой науки, или же сферы пока не существует.
1880-1910 – Развитие идей «научного менеджмента» Фредерика Тейлора, появление первых школ бизнеса. Зарождение такой науки, как менеджмент. Начало приложения теории менеджмента к производственной практике.
1920-1930 – Проникновение во все сферы производства. Развитие новых идей в менеджменте, таких как Бюджетирование и Логистика. Создание классической Административной школы менеджмента, школы человеческих отношений. Классические примеры триумфа менеджмента на Западе (GM, Ford, GE).
Середина 20 века – наши дни. – Понимание общей полезности менеджмента, как ключевого фактора успешной, эффективной и результативной деятельности организации. Открытие школ MBA, появление межотраслевого рынка кадров (в менеджменте). Выделение скорее не менталитетных различий, а управленческих, в определении успешности того или иного предприятия. Открытие ВШМ СПбГУ=)
В России:
Начальное становление (конец 80-х – начало 90-х). Хаотичные и примитивные формы бизнеса, отсутствие профессионального образования у управляющих.
Возмужание (1995-1999). Рост предпринимательских фирм. Регулярный менеджмент и рост Российской Ассоциации Бизнес-Образования.
Ускоренная профессионализация, (2000 – наши дни), ведение наступательных стратегий, создание бизнес-периодики, создание сильных российских брендов.
Уровни менеджмента в организации
Топ-уровень, Высший (стратегический)
Средний, тактический
Низший, операционный
Теперь о каждом по отдельности:
Высший уровень:
Самостоятельность в принятии решений, их значительность. Подчиняются лишь собственнику или совету директоров. Типичные представители – гендиректора, директора по бизнес-направлениям, функциональные директора, ректора университетов.
По Пепперу, высший уровень:
l Подбирать нужных людей и определять программу их развития
l Правильно выбирать стратегические цели
l Правильно определять динамические ценности организации
l Нахождение своей бизнес-модели
Средний уровень:
Несет ответственность перед высшим уровнем в выполнении обязанностей в рамках возглавляемых подразделений. Осуществляет управление текущей деятельностью через систему менеджмента низшего звена. Типичные представители: начальник цеха, декан факультета.
Низовое звено:
Непосредственное руководство операционным персоналом, подчинение и ответственность перед менеджментом среднего звена.
Представители: зав.кафедрой, зав.отдела.
Ключевые факторы деления: размер организации, характер ее деятельности, структура, делегирование.
5. Вертикальная градация по знаниям\умениям.
Типы навыков:
Концептуальные – аналитика, предвидение, фильтрация информации, генерация идей, разработка методов их реализации и т.п.
Навыки работы с людьми – коммуникации, психология.
Технические – знание хода технологического процесса, методов распределения обязанностей в рамках разделения труда. Осведомленность о применяемой технологии и способность самому ее использовать.
Уровни управления | Требуемые навыки | Основные зоны ответственности |
Стратегический (менеджеры высшего звена) | Концептуальные навыки | Взаимодействие с внешней средой организации Развитие организационного видения Принятие стратегических решений |
Тактический (менеджеры среднего звена) | Навыки работы с людьми | Координация и интеграция действий |
Операционный (менеджеры низового звена) | Технические навыки | Мониторинг операционного персонала и производственных процессов |
Эффективность.
Узкий смысл – эффективность (как таковая): Соотношение между вводимыми ресурсами и получаемыми результатами. Ответ на вопрос: «как добиться максимального результата при минимальных затратах ресурсов?». «Делать вещи правильно!». То есть – меньшая расточительность, больший КПД, большая отдача. Синергия. Стремление к мультипликативности общих вложений и их превалирование над простой суммой отдельных вложений, в комбинации с окупаемостью действий по отношению к ожидаемому эффекту.
Широкий смысл – результативность: Достижение поставленной цели, «побитие» собственных «рекордов» компании по показателям, критичным для определения успешности деятельности компании. «Делать правильные вещи!».
Неэффективный менеджмент: слабая результативность и слабая эффективность или результативность, но низкая эффективность.
Управленческие решения.
Это основной инструмент выполнения менеджером работы в организации. Каждая проблема может так или косвенно влиять на практически все сферы деятельности компании или же на несколько групп людей (не претендую на 100% точность данного определения). Каждая проблема имеет свой критерий определения ее сложности. Ключевыми из которых являются:
I. Комплексность
II. Взаимосвязанность аспектов
III. Множественность целей
Сама по себе проблема – расхождение между желаемым и действительным. Процесс принятия решения – идентификация проблемы и выбор одной из альтернатив.:
1. Идентификация проблемы
2. Определение критериев, влияющих на решение, и оценка их важности
3. Идентификация существующих альтернатив
4. Анализ имеющихся альтернатив
5. Выбор одной из альтернатив
Проблемы делятся на два типа: структурированные и неструктурированные.
Для структурированных мы применяем запрограммированные решения, для не структурированных – мы импровизируем.
Характеристики структурированных проблем:
l Простота
l Легкость определения
l Привычность
l Наличие четкой информации в достаточном объеме
Характеристики неструктурированных проблем:
l Новизна проблемы
l Неполнота и/или неоднозначность информации
l Уникальность, неповторимость
l Возможная прецедентность
Запрограммированные решения, процедуры:
l Повторяемость
l Простота принятия (небольшие затраты)
l Может отсутствовать этап оценки вариантов
l Возможность использовать процедуры, правила или политику
Незапрограммированные решения:
l Отсутствие готовых решений
l Необходимость нестандартного подхода
Важная картинка:
8. Принятие управленческого решения и его стили. Алгоритм принятия решения – в предыдущем вопросе.
Факторы, которые влияют на принятие решения:
l Информированность (определенность\неопределенность)
l Фактор времени (срочность или же ориентация на перспективу)
l Личностные характеристики (толерантность к риску, опыт, интуиция)
l Организационная культура
l Ограниченная рациональность лица, принимающего решение
l Факторы, связанные с информацией
l Фактор времени
l Личностные характеристики
l Организационный контекст
Стили принятия решения:
l Директивный
l Аналитический
l Концептуальный (понятийный)
l Ориентированный на поведение (поведенческий)
Директивный стиль – все делается по предписаниям. Учет малого объема информации, высокая скорость принятия решения, количество альтернатив минимально, активное использование власти и иерархических связей, тенденция на использование предписаний и элементов общих, уже работающих внутренних систем.
Аналитический стиль – все делаем осторожно, с оглядкой на последствия. Учет большого объема информации, большое количество альтернатив, старание к минимизации рисков при помощи разработки альтернатив, возможность применения нестандартного решения.
Понятийный стиль – всё – в рамках определенной концепции. Стремление к получению максимального количества информации, рассмотрение множества альтернатив, открытость новым идеям, ориентация на будущее.
Поведенческий стиль – продумываем, согласуем, прикидываем, действуем. Восприимчивость к идеям других людей, важность одобрения со стороны других, организация обмена мнениями.
В большинстве случаев стили смешиваются.
Также есть две модели принятия решений:
Рациональная и ограниченно-рациональная.
Рациональная: Выбор максимально выгодного варианта из всех имеющихся.
Условия:
- относительно простая проблема
- ограниченность числа альтернатив
- минимальные временные ограничения
- низкие затраты на поиск и оценку альтернатив
Ограниченно-рациональная: Вместо оптимального (рационального) решения принимается то, которое удовлетворяет человека, принимающего решения .
Условия:
Информация относительно альтернатив и последствий их выбора зачастую значительно ограничена и недостоверна
Возможности человека по обработке доступной информации ограничены
Временные ограничения
Типичные ошибки:
l Излишняя самоуверенность
l Расчет на немедленное вознаграждение
l Эффект якоря (выбор одного курса и принадлежность всех последующих действий только к нему)
l Стремление к подтверждению своей правоты
l Доступность
l Придание веса необратимым издержкам
Критерии оценки принятого решения:
l Качество
l Своевременность
l Принятие другими
l Соответствие этическим нормам
Информация к размышлению:
Четкое определение проблемы ® Нельзя предопределять решение самой формулировкой проблемы
Понимание того, что решения могут быть разными (в том числе – прорывными)\
Менеджмент, как наука.
Как научное направление начал существовать со времен Тейлора. Когда появились первые концепции применения знаний подобного рода на практике.
Бурное развитие переживает до сих пор. Началось с середины 20 века. Толчок к этому дали такие светила науки, как П. Дракер, И. Адизес (здравствует и поныне). Специфика менеджмента, как науки состоит в том, что он учитывает также и практические изыскания менеджеров, находя новое в концепциях при их применении к определенным ситуациям -> менеджмент постоянно дополняется. Также, учитывая существование других фундаментальных наук, к моменту создания менеджмента, он многое в себя вобрал:
l Экономическая теория → отраслевая конкуренция
l Психология → поведение людей и групп людей в организации
l Социология → власть и влияние, сети
l Математика → количественные методы принятия решений…
Включает в себя также смежные науки, такие как:
l Теория менеджмента и организационная теория
l Теория менеджмента и организационного поведения
Почему надо изучать менеджмент?:
Знать логику принятия решений, использования концепций
Источник знаний, быть информированным о том, откуда «ноги растут» у всего этого дела =)
Опираясь на существующие труды – продолжить работу данном направлении для возможного «прорыва» в науке.
Надо сдать экзамен по предмету!!!