Коммуникативная депривация
Тема 2. 1. 9: Особенности развития психики в условиях разных видов депривации.
Глоссарий: депривация; культуральная депривация; социальная депривация; сенсорная депривация; материнская депривация; Коммуникативная депривация; эмоциональная депривация; когнитивная депривация.
Вопросы:
1. Сущность депривационных феноменов.
2. Культуральная и социальная депривация.
3. Сенсорная депривация.
4. Коммуникативная депривация. Материнская, эмоциональная, когнитивная депривации.
Литература:
1. Колесникова Г.И. Специальная психология и педагогика/ Г.И. Колес-никова.-Изд.2-е, перераб. И доп. – Ростов н/Д: Феникс,2010.-250с.- (Высшее образование).
2. Кузнецова Л.В. Основы спец.психологии: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведний/Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени и др.; Под редакцией. Л.В. Кузнецовой.-М.: Издательский центр «Академия»,2002.-480с.
3. Слепович Е.С Специальной психология: учеб. пособие / Е.С. Слепович; под ред. Е.С. Слепович, А.М. Полякова.-Минск: Выш.шк., 2012.-511с.
1.Депривация (лишение) – длительное неудовлетворение основных психических потребностей человека.
Депривационные феномены представляют собой многообразные измененные состояния сознания, а также различные варианты нарушений нормального хода возрастного психического развития вследствие блокировки значимых психофизиологических потребностей человека.
В определении депривации говорится о процессе блокирования потребностей, к числу которых, прежде всего, относятся потребность в двигательной активности, в новых впечатлениях — перцептивная потребность.
Особое значение в жизни человека также имеют потребности в общении, эмоциональной поддержке, самореализации, уважении, безопасности, творчестве, идентичности, интимности и пр. Невозможность реализовывать их длительное время, как правило, приводит к серьезным дисфункциям сознания.
Так, например, при резком сокращении потока внешней стимуляции, как в экспериментальных, так и в естественных условиях, могут возникать разнообразные расстройства в работе психики — изменения темпа протекания субъективного времени, нарушения восприятия пространства, трудности в произвольном контролировании мыслительных процессов, активизация внутреннего диалога, расстройства схемы собственного тела, разнообразные эмоциональные нарушения. В ряде случаев отмечается появление галлюцинаций. В зависимости от длительности пребывания человека в подобной ситуации вышеописанные нарушения могут приобретать необратимый характер.
Виды депривации (по Й. Лангмейеру и З. Матейчику):
• сенсорная депривация;
• эмоциональная депривация;
• социальная депривация;
• когнитивная депривация.
2.
Культуральная депривация - отсутствие или лишение необходимых для развития личности культурных ресурсов, например, образования, знания, воспитания.
Социальная депривация – лишение ребёнка возможности приобщения к общественным нормам и ценностям, усвоения самостоятельных социальных ролей.
Учитывая важность уровня личностной зрелости как фактора толерантности к социальной изоляции, можно с самого начала предположить, что чем младше ребенок, тем тяжелее для него будет социальная изоляция.
3.
Сенсорная депривация – лишение ребёнка многообразия сенсорных стимулов различных модальностей (зрительных, слуховых, тактильных и пр.)
Самые простые устройства для депривации, такие, как повязка на глаза или затычки для ушей, уменьшают или убирают воздействие на зрение и слух, в то время как более сложные устройства могут «отключать» обоняние, осязание, вкус, температурные рецепторы и вестибулярный аппарат.
Сенсорная депривация используется в нетрадиционной медицине, йоге, медитации, психологических экспериментах (например, с камерой сенсорной депривации. Короткие периоды сенсорной депривации имеют расслабляющее воздействие на человека, запускают процессы внутреннего подсознательного анализа, структурирования и сортировки информации, процессы самонастройки и стабилизации психики, в то время как длительное лишение внешних раздражителей может привести к чрезвычайному беспокойству, галлюцинациям, депрессии и асоциальному поведению.
4.
Материнскую депривацию испытывает ребенок, которому недостает матери, например, воспитывающийся в приюте или госпитализированный ребенок, ребенок, чья мать работает, или ребенок, мать которого не обладает необходимыми родительскими навыками и пренебрегает или, возможно даже, жестоко обращается с ним.
Материнская депривация может также быть следствием обедненной среды, неуравновешенной матери, недостаточного питания или недостаточного чувства безопасности. Часто при наличии одного вида депривации имеют место и др. ее виды.
Материнская депривация может вести к обеднению опыта, получаемого из внешней среды, - разновидности культурной или сенсорной депривации.
Коммуникативная депривация
Дети, которые с раннего детства никого не видели и ни с кем не общались - не умели говорить, плохо или совершенно не ходили, непрестанно плакали, всего боялись. Самое страшное то, что, за единичными исключениями, даже при самом самоотверженном, терпеливом и умелом уходе и воспитании такие дети на всю жизнь оставались ущербными.
В общении таких детей с окружающими бросается в глаза назойливость и неутолимая потребность любви и внимания.
Проявления чувств характеризуются, с одной стороны, бедностью, а с другой стороны, острой, аффективной окрашенностью.
Этим детям свойственны взрывы эмоций - бурной радости, гнева и отсутствие глубоких, устойчивых чувств.
Следует отметить также, что они в эмоциональном отношении очень ранимы, даже мелкое замечание может вызвать острую эмоциональную реакцию, не говоря уже о ситуациях, действительно требующих эмоционального напряжения, внутренней стойкости. Психологи в таких случаях говорят о низкой фрустрационной толерантности.
В ходе изучения проблем развития и воспитания детей с нарушениями интеллекта исследователями выявлена следующая закономерность: нарушения познавательной сферы в первую очередь проявляются в виде речевого недоразвития. И, таким образом, ребёнок изначально не проявляет в достаточной мере речевой активности (первичная коммуникативная депривация), взрослые же, в свою очередь, не стимулируют речевую активность ребёнка, реагируя на его жестовые и мимические выражения каких- то требований (вторичная коммуникативная депривация).
Эмоциональнаядепривация – лишение ребёнка тёплой эмоциональной связи с близким лицом (матерью или иными значимыми взрослыми) или разрыв уже существующей связи.
Отсутствие эмоционально близких отношений приводит к нарушениям в формировании личности, задержке физического, речевого, психического развития. В более взрослом возрасте эти люди не способны к волевому ,
Когнитивная депривация– перегрузка ребёнка недифференцированными внешними стимулами в результате неорганизованности и хаотичности структуры внешнего мира без чёткого упорядочения и смысла.
В результате воздействия подобной среды ребёнок будет гиперактивным и иметь не дифференцируемый интерес к происходящему со склонностями к поиску новых стимулов без целенаправленного выбора.